Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
Предмет: Изобразительное искусство
УМК: ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (для 5–7 классов образовательных организаций) МОСКВА 2021, УМК по программе Б. М. Неменского
Тема: «Охота фараона в зарослях Нила»
Класс: 5
Цели: создание коллективной тематической композиции по мотивам древнеегипетских росписей
Задачи:
- познакомить обучающихся с египетским орнаментом и его ролью в декоративном искусстве в Древнего
Египта;
- сформировать представление о понятиях мотив, стилизация;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;
Предметные результаты:
– познакомить с особенностями росписей Древнего Египта (понятие перспективы, фризовые композиции, символика цвета;
– формировать умение изображать людей, животных, птиц, рыб и растения по канонам росписей Древнего Египта;
- учить выполнять законченную тематическую композицию в соответствии с древнеегипетскими канонами;
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Живопись Древнего Египта»;
- формировать эстетическое восприятие произведений мирового искусства.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
- формировать умение анализировать, обобщать факты и явления, делать выводы;
- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (прочтение содержания фрески).
Коммуникативные УУД
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре);
Регулятивные УУД
- формировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма организации совместной деятельности: совместно-взаимодействующая.
Принцип организации коллективной композиции: комбинированный – совмещение нескольких фризов и размещение фрагментов от смыслового центра композиции.
Опорные понятия: фризовая композиция, каноны, иероглифы
Форма контроля: коллективная работа.
Материалы, оборудование: большой лист тонированной бумаги (светлая охра), цветные мелки (или гуашь, кисти, баночки с водой), ножницы, клей.
Мультимедийная доска, презентация «Охота в нильских зарослях».
На доске:
Репродукция «Охота фараона в зарослях Нила», таблица «Как рисовали древние египтяне», образцы работ, образцы иероглифов.
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Формулирование цели занятия. Анализ росписи «Охота в нильских зарослях»
Актуализация нового материала. Организация практической работы. а) Объяснение (в беседе с учащимися).
б) Снятие трудностей (учительский показ).
в) Распределение фрагментов.
Практическая работа.
Завершение работы над композицией. Обсуждение композиционного и колористического решения.
Подведение итогов. Самооценка.
| Сегодня мы обращаемся к одной из самых красивых росписей древнего Египта - росписи гробницы из Фив «Охота в зарослях Нила» (15век до н.э.).
Нравится ли вам эта роспись?
Как вы думаете, какова цель нашего занятия? Что даст нам эта работа?
А что для этого мы должны сначала сделать? Что сумел передать нам художник, живший 3,5 тысячи лет назад? Что внимательные зрители могут здесь увидеть? О чём узнать?
Как исследователь, о чем могли бы вы составить сообщение, сделать исследование, опираясь на данный памятник истории и искусства?
Есть мнение, что в искусстве Древнего Египта можно утонуть, настолько оно разнообразно и изменчиво, ведь существовала цивилизация много веков.
Но давайте вспомним основные правила (каноны) живописи Древнего Египта.
На мой взгляд, что-то отсутствует в росписи? Или, может быть, стерлось с веками? Или зашифровано в иероглифах?
Обычно оно присутствует в росписях и рельефах.
Посмотрите работы по мотивам данной росписи. Как художники добавили солнце? До нас дошла часть гимна солнцу:
«Прекрасен твой восход на небосклоне,
О, Атон, живущий изначала жизни,
Ты посылаешь свои лучи
И ликует Египет».
А теперь вопрос классу: какова связь между этими изображениями? (Роспись, образ Масленицы, Блины)? Отличительная особенность египетского искусства – отсутствие линейной перспективы. Что ближе – египтяне располагали внизу. Что дальше – вверху. Так выстраивалась фризовая (ленточная) композиция. Учитывая наличие канонов, композиции легко объединялись.
Итак, ЧТО мы делаем? КАК? И ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?
Выполняем фризовую композицию по мотивам росписи. Нижняя часть – берег. Далее – вода (река). Верхняя часть – берег за рекой. Нам нужна бумага, она поделена на фрагменты. Работаем индивидуально или парами над фрагментами. Работаем гуашью и кистями. Затем соединяем композицию, добавляем детали и объединяем работу по колориту. Цвета у египтян из солнечного спектра. Преобладают желтый (золотой) и голубой, солнце и небо.
Фараон в лодке – смысловой центр композиции. Самая крупная часть. Далее выбирайте сюжеты. Посмотрите пример подобной композиции и образцы, которые можно использовать.
Учитель показывает на листе, как быстро можно по канонам изобразить человека, рыб, птиц. Распределяем фрагменты композиции.
|
Дети обсуждают, высказывают мнение.
Выполнить свою композицию.
Через практику лучше познаем искусство росписи Древнего Египта.
Вспомнить правила изображения в Древнем Египте.
Дети преобразуют зрительную информацию в словесную. Художник изобразил Нил, фараона (или вельможу) в лодке, жену и служанку, птиц, кошку, рыб, лотосы, иероглифы.… Всё в поэтичной форме, с такой любовью, что она передаётся через века. Можно изучать облик фараона, людей, одежду, занятия, растительный мир, рыб. Или рассмотреть символику лотоса. Интересна тема кошки в Древнем Египте. Иероглифы. Особенности живописи и т.д.
Изображение в профиль, анфас.
Важные фигуры крупнее. Рисовали по сетке, строгие пропорции.
Солнце.
Круг со змеёй и просто солнечный диск.
Везде поклонение Солнцу.
(Рассматривают примеры фризовых композиций).
Совместно с учителем определяют последовательность работы над композицией.
Рассматривают пример подобной композиции.
Наблюдают за работой учителя. Распределяют работу.
Выполняют фрагменты композиции. Соединяют композицию, дополняют, вносят изменения.
Обсуждают колорит и вносят дополнительные цветовые акценты.
Оценивают работу по 4 пунктам: композиция,
каноны,
колорит,
качество.
| Освоение общемирового культурного наследия (Л).
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам (Л). Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную (Р).
Планирование путей достижения цели (Р). Формулирование собственного мнения и позиции (К).
Аргументирование своей точки зрения (К).
Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (К).
Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К).
Умозаключения и выводы на основе аргументации (П).
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности (Л).
Построение логического рассуждения с установлением причинно-следственных связей (П).
Подведение под понятие (П).
Планирование путей достижения цели (Р).
Определение целей и функций участников, способов взаимодействия (К).
Адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности (Р).
Оказание поддержки тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности (К). Учет разных мнений и стремление к координации действий в сотрудничестве (К). Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение корректив по ходу и в конце действия (Р).
| |