Главная страница

Ольга Кузина Благотворительность в России как социальный институт


Скачать 153 Kb.
НазваниеОльга Кузина Благотворительность в России как социальный институт
Дата21.03.2022
Размер153 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKuzina_8_04_08.doc
ТипДокументы
#406288
страница1 из 3
  1   2   3


Ольга Кузина

Благотворительность в России как социальный институт

Аннотация

Основная цель работы заключается в обосновании теоретической модели института благотворительности в рыночной экономике. Благотворительность понимается как добровольный вклад в создание общественных благ. Не вполне удовлетворительными признаются объяснения благотворительности через понятие моральности хозяйственных действий агентов или опосредованной экономической выгодности социально ответственного поведения, вместо них предлагается рассматривать благотворительность в системе фискальных отношений между бизнесом и властью. Существующие либеральная и марксистская модели благотворительности дополняются моделью, в который данный институт встроен в патримониальный тип взаимодействия между бизнесом и властью.

***

Экономико-социологический интерес к благотворительности обусловливается тем, что широкое распространение альтруистического поведения плохо вписывается в модель экономического человека. Тем не менее, несмотря на то, что безвозмездная помощь выглядит нерациональной, в странах с рыночной экономикой благотворительность имеет весьма значительные размеры. Так, например, девяносто процентов американцев жертвуют свои деньги и время на благотворительные цели, подавляющее большинство американских компаний регулярно поддерживают благотворительные проекты деньгами, натуральной помощью или добровольным бесплатным трудом своих работников, объем благотворительной помощи за год достигает четверти триллиона долларов, или около 2 % валового национального продукта. Причем, пример США и друг стран с развитой рыночной экономикой не является единственным, так, в некоторых переходных экономиках Восточной Европы наблюдается активное становление данного сектора. Например, в Чехии в 2004 г. по данным обследования коммерческих предприятий около 70% предприятий тратило деньги на благотворительные цели1.

Значение благотворительности еще более укрепилось с появлением понятия «социальной ответственности бизнеса». Если в 1970-х М.Фридмен в своей знаменитой статье в журнале «Нью Йорк Таймс Магазин» мог написать, что социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы увеличивать свои прибыли и если кто-то думает иначе, то он социалист и его взгляды подрывают основы свободного общества2, то теперь подобные взгляды стали весьма непопулярны. В настоящее время практически все крупные транснациональные компании помимо финансовых отчетов публикуют отчеты о достижениях в развитии социальной ответственности своего бизнеса. В апреле 2006 г. ООН приняла кодекс «Принципы ответственного инвестирования», в которых инвесторам дается рекомендация добровольно воздерживаться от инвестирования в компании, которые не соответствуют экологическим, социальным и управленческим требованиям и стандартам социальной ответственного бизнеса, например, допускают рабский труд или дискриминацию работников.

По сравнению с другими странами, в России, по данным исследования ВЦИОМ «Развитие корпоративной филантропии в России» подавляющее большинство, около 70%, представителей компаний считают, что благотворительность в России распространена в незначительной мере. Каждый шестой респондент уверен, что она практически отсутствует.3 О благотворительности в России не понаслышке знают очень немногие. В России не развита массовая благотворительность, невысок уровень доверия людей благотворительным фондам, большинство считает их жульничеством, финансовой схемой по отмывке денег, а в том случае, если благотворительная деятельность имеет место, то это интерпретируется как попытка откупиться за нечестно нажитые богатства.

Означает ли это то, что россияне менее склонны к альтруизму, по сравнению с американцами, более циничны, недоверчивы или эгоистичны? Можно предположить, что стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, является кросс-культурным феноменом, и в России люди готовы и хотят оказывать благотворительную помощь точно также как в других странах. Более того, в России благотворительность понимается даже более узко по сравнению, например, с ее пониманием в США: люди не считают благотворительностью спонсорство или иные действия, которые приносят донору впоследствии материальную отдачу, также полагают, что милостыня не должна быть публичной.

В последние несколько лет благотворительная деятельность в России расширяется, растет количество участников, увеличиваются объемы помощи, 2006 год был назван «годом благотворительности». Возникает вопрос о том, чем вызван данный рост, кто оказывается в числе доноров и реципиентов, как они взаимодействуют между собой. Можно ли говорить о том, что Россия в сфере благотворительности идет тем же путем, что и другие страны? И если да, то каким? Благотворительность в Америке и благотворительность в Европе различаются, хотя бы в силу того, что европейские государства – это социальные государства, в которых многое из того, что в Америке обеспечивает благотворительность, делается государством. Россия – страна в которой государство считает себя социальным, но при этом большие ожидания в отношении благотворительности, как со стороны государства, так и со стороны населения обращены в сторону бизнеса.

Основная цель работы заключается в обосновании теоретической модели института благотворительности в рыночной экономике, с помощью которой можно было бы объяснить то, что происходит в данной сфере в России.

Благотворительность понимается как добровольный вклад в создание общественных благ со стороны отдельных индивидуумов или коммерческих организаций. В литературе благотворительность часто связывается с альтруизмом, таким принципом поведения, когда благо других людей ставится выше, чем свое собственное. В социологии на альтруистическом поведении делал акцент Конт, когда спорил с экономистами относительно того, какой принцип следует класть в основание науки об обществе. Экономисты ответили ему тем, что не всегда хорошие мотивы приводят к хорошему результату, как и наоборот. В 20 веке благотворительность стала предметом изучения многих наук: экономики, социологии, психологии, истории и других. Многие предпочитали объяснять благотворительность либо через понятие универсальности альтруистических мотивов человека, либо через обнаружение особой полезности в благотворительных действиях, либо скрытой экономической выгодности социально ответственного поведения. Однако объяснения благотворительности через мотивацию довольно уязвимы, причем сразу с нескольких сторон. Во-первых, если речь идет об эгоизме или альтруизме, универсальных мотивах человеческих действий, то не ясно, если эти мотивы универсальны, то почему различаются практики благотворительности? Неизбежным в таком случае становится переход к тому контексту, в который встроены данные практики. Почему бы тогда не сделать это сразу? Во-вторых, когда речь идет о мотивах действий, к тому же нормативно одобряемых или неодобряемых, то получение достоверных данных о них весьма проблематично. Поэтому предлагается строить модель не на основе предположений о мотивации индивидов, а объяснении функций института благотворительности.

В статье сначала будут рассмотрены основные понятия и существующие модели благотворительности, затем даны оценки распространенности благотворительности в России, и предложена новая модель, в которой данный институт рассматривается в рамках патримониального типа отношений между государством и бизнесом, затем на основе данных экспертных интервью практика благотворительности будет интерпретирована в логике выявленных идеально-типических моделей.
  1   2   3


написать администратору сайта