Главная страница
Навигация по странице:

  • «Какая картинка не нужна»

  • Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

  • «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

  • Лото «Назови картинку и найди первый звук»

  • «Пройди вокруг и не заблудись»

  • «Каждому звуку свою комнату»

  • Развитие речи дошкольников. Опыт по Развитию речи Петрова Юрпольская. Опыта Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательноречевыми дидактическими играми и упражнениями


    Скачать 143.8 Kb.
    НазваниеОпыта Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательноречевыми дидактическими играми и упражнениями
    АнкорРазвитие речи дошкольников
    Дата03.06.2021
    Размер143.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОпыт по Развитию речи Петрова Юрпольская.docx
    ТипДокументы
    #213416
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    «Новоселье»

    Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

    Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

    «Дополни предложение»

    Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

    Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

    Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

    Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

    «Какая картинка не нужна?»

    Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

    Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ

    Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

    Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

    Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

    Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки:Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.

    «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

    Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

    Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

    Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

    Лото «Назови картинку и найди первый звук»

    Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

    Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

    «Замкни цепочку»

    Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

    Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более чёткой, правильной, выразительной.

    «Найди фишке место»

    Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

    Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

    Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

    Картинки к игре: зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц), улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч), газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц).

    «Пройди вокруг и не заблудись»

    Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

    Описание игры. Игра состоит из игровых полей (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдёт лабиринтом от картинки к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернётся к началу на своем игровом поле.

    Лото «Паронимы»

    Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

    Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.

    Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

    Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок, колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп, зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.

    «Каждому звуку свою комнату»

    Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

    Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

    Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

    «Разгадай ребус»

    Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

    Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

    Карточки с предметными картинками для игры:

    Голуби, раки - гора

    Бутылка, рябина - бура

    Мячи, тазы - мята

    Кораблик, жаворонок - кожа

    Сухари, шары - суша

    Ромашка, тазы - рота

    Телефон, малина - тема

    Чулок, дома - чудо

    Вагон, рябина - Варя

    Карандаш, банка - кабан

    Банан, бабочка - баба

    Колобок, марка - комар

    Девочка, лопата - дело

    Лисички, самолет - лиса

    Шуба, ракета - Шура

    «Собери пять»

    Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

    Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

    «Кто больше знает»

    Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

    Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

    Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

    Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

    Дети отвечают:

    - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

    - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

    «Скажи по-другому»

    Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

    «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

    «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

    «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

    «Подбери слово»

    Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

    Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

    «Первоклассник»

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

    Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

    Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

    Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности,

    аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

    В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

    «Назови три предмета»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

    Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

    Ход игры. Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

    - Стол, стул, кровать.

    -«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

    В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

    Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

    «Найди картинке место»

    Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

    Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

    Наборы серийных картинок для выкладывания

    «Напишем кукле письмо»

    Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

    Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

    После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

    «Доскажи словечко»

    Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

    Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

    *** ***

    Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

    Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

    Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

    Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

    *** ***

    Постой, не тебе ли Муравей, муравей

    На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

    Я выслал две пары

    Отличных … (калош)

    *** ***

    Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

    Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
    «Объясните, почему…»

    Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

    Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

    Незаконченные предложения для игры:

    Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

    Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

    Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

    Стало очень холодно… (пошёл снег)

    «Добавь слова»

    Цель: научить составлять распространенные предложения.

    Ход игры. «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

    Предложения для игры:

    Девочка кормит собаку.

    Пилот управляет самолётом.

    Мальчик пьёт сок.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта