Главная страница
Навигация по странице:

  • «Поиск пропавших деталей»

  • Природное окружение «Что перепутал Незнайка»

  • Игра с мячом «Подбери признак»

  • Развитие речи дошкольников. Опыт по Развитию речи Петрова Юрпольская. Опыта Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательноречевыми дидактическими играми и упражнениями


    Скачать 143.8 Kb.
    НазваниеОпыта Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательноречевыми дидактическими играми и упражнениями
    АнкорРазвитие речи дошкольников
    Дата03.06.2021
    Размер143.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОпыт по Развитию речи Петрова Юрпольская.docx
    ТипДокументы
    #213416
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    «Распутай слова»

    Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

    Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

    Предложения для игры:

    1. Дымок, идёт, трубы, из.

    2. Любит, медвежонок, мёд.

    3. Стоят, вазе, цветы, в.

    4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

    «Найди ошибку»

    Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

    Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

    1. Зимой в саду расцвели яблоки.

    2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

    3. В ответ я киваю ему рукой.

    4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

    5. Скоро удалось мне на машине.

    6. Мальчик стеклом разбил мяч.

    7. После грибов будут дожди.

    8. Весной луга затопили реку.

    9. Снег засыпало пышным лесом

    «Правильно или нет?»

    Цель: учить находить грамматические ошибки.

    Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

    1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

    2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

    3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

    4. В полу лежит красивый ковер.

    «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

    «Отгадай-ка»

    Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

    Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

    После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

    План описания предмета

    Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло

    «Как ты узнал?»

    Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

    Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

    «Четвёртый лишний»

    Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

    Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры:

    1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

    2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

    3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

    4. Кукушка, сова бабочка, сорока.

    5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

    6. Ромашка, береза, ель, тополь.

    7. Помидор, огурец, морковь, слива.

    8. Шапка, берет, шляпа, носок.

    9. Топор, пила, ручка, рубанок.

    10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

    «Верно ли это?»

    Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

    Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

    Верно ли это?

    Собирают сыр с кустов.

    С зайцами пасут коров.

    На лугу доят волов.

    В пляс пускается медведь.

    Тыквы стали песни петь.

    Косят косари леса.

    На снегу лежит роса.

    Верно ли, что как-то раз

    От дождя нас зонтик спас?

    Что луна нам ночью светит?

    Что конфет не любят дети? Л.Станчев

    «Найди лишнее слово»

    Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

    Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

    Перечень серий слов:

    1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

    2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

    3. Яблоко, слива, огурец, груша.

    4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

    5. Час, минута, лето, секунда.

    6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

    7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

    8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

    9. Береза, дуб, сосна, земляника.

    10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    «Зачем нам эти вещи»

    Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.

    Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

    «Составь два рассказа»

    Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

    Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

    «Поиск пропавших деталей»

    Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

    Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
    Природное окружение

    «Что перепутал Незнайка»

    Цель: находить ошибки в описании времен года и исправлять их. Учить составлять предложения.

    Материал: кукла Незнайка, картинки «Времена года»

    В гости к детям приходит Незнайка. Дети здороваются с ним.

    Незнайка говорит, что летом он очень любит кататься на лыжах и лепить снеговиков. А весной он греется на солнышке и купается в речке. Зимой они вместе с жителями Цветочного города собирают урожай. Задача детей исправить ошибки в рассказе Незнайки, и научить его составлять предложения из трех слов.

    «Хвастуны»

    Цель: Учить детей образовывать слова.

    Материал: Картинки птиц.

    Воспитатель: Я указкой буду показывать на ту часть тела, которой хвалиться птица, а вы, ребята, будете ее хвалить

    У петуха (что) не голос, а голосище.

    У индюка- не хвост, а хвостище.

    У утки -не лапы, а лапищи.

    У гуся- не шея, а шеища.

    У курицы- не крыло, а крылище.

    У голубя – не глаза, а глазищи.

    У селезня – не клюв, а клювище.

    У гусыни- не перо, а перище.

    Игра с мячом «Подбери признак»

    Цель: учить детей подбирать признаки к предметам, отвечающие на вопрос (какая, какой, какие)

    Материал: картинки птиц

    Воспитатель:

    Петух (какой) –краснобородый, крикливый, важный.

    Гусь- длинношейный.

    Птенец-беспомощный.

    Индюк- недовольный, сердитый.

    Утка (какая)-красноклювая.

    Голубка –маленькая, быстрая.

    Утята (какие) шустрые.

    «Закончи предложение»

    Цель: учить детей составлять предложения по смыслу.

    Ход:

    Воспитатель:

    Неуклюжий, как…

    Быстроногий,как…

    Хитрая, как…

    Голодный, как…

    Колючий, как….

    «Вершки-корешки»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

    Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

    Игровое действие. Разыгрывание фантов.

    Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

    Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

    Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

    «Фрукты – овощи»

    Цель игры: дифференциация сходных понятий.

    Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как

    всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

    Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

    Лото «В мире растений»

    Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

    Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

    Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

    «Летает, а не птица»

    Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

    Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

    В тёмной темнице Красные лапки

    Красны девицы. Щиплют за пятки

    Без нитки, без спицы (Гусь)

    Вяжут вязеницы.

    (Пчёлы в улье)

    *** ***

    Явился в жёлтой шубке Чёрный, проворный,

    Прощайте, две скорлупки. Кричит «крак»,

    (Цыплёнок) Червякам враг. (Грач)
    *** ***

    Летела птица, Не зверь, не птица,

    Не перната, не крылата, А нос, как спица.

    Носик долгий, (Комар)

    Голос тонкий. ***

    Кто её убьёт, Спал цветок и вдруг проснулся:

    Человечью кровь Больше спать не захотел.

    Прольёт. Шевельнулся, встрепенулся,

    (Комар) Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

    -6-

    Много мастеров Верещанья, белобока.

    Срубили избу без углов. А зовут её …. (сорока).

    (Муравьи)
    *** ***

    Маленький мальчишка Жу-жу, жу-жу,

    В серомярмячишке Я на ветке сижу,

    По дворам шныряет, Букву Ж все твержу,

    Крохи собирает, Зная твердо букву эту,

    В поле ночует, Я жужжу весной и летом.

    Коноплю ворует. (Жук)

    (Воробей)

    *** ***

    На полянке возле ёлок, На шесте дворец,

    Дом построен из иголок. Во дворце певец,

    За травой не виден он, А зовут его… (скворец).

    А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)

    «Живые слова»

    Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

    Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

    Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

    «Кого позовут в гости»

    Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

    Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, - «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в солее – «хозяине, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков. Картинный материал для игры: картинки -«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки- «гости»: три звука – оса, сом, жук, рак; четыре звука – коза, сова, бобр, крот; пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков – корова, курица, кролик, ворона.

    «Кто как голос подаёт»

    Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

    Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

    Ветер весеннюю песню донёс

    Песню пролаял охотничий пёс,

    Волк эту песню провыл на опушке,

    Дружно проквакали песню лягушки.

    Бык эту песню, как мог, промычал.

    Рысь промурлыкала,

    Сом промычал.

    Филин прогукал,

    Уж прошипел,

    А соловей эту песню пропел.

    Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.


    «Эстафета»

    Цель: активизация глагольного словаря.

    Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

    Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

    «Кузовок»

    Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

    Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

    Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

    Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

    - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

    «Найди лишнюю картинку»

    Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

    Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта