Курсовая. Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Скачать 2.17 Mb.
|
Литературный ряд: отрывок из стихотворения «Шторм» В. Старостин. Музыкальный ряд: «Баба Яга» Муз. П. Чайковского. 72 Словарная работа: композиция, гармония, изображение. Предварительная работа с воспитанниками: игра «Директор музея». В ходе приема детей проводится выставка картин русских художников, каждый ребенок отвечает за картину, в режимные моменты (во время сборов на прогулку, прием детей утром, уход детей домой) дети рассказывают что-то о своей картине: как называется, что изображено и т.д. Взаимодействие с родителями: родители совместно с ребенком подготавливают картину для выставки: выбирают художника (из списка рекомендованных, печатают). Организация образовательного пространства: пространство для творчества. Предполагаемый результат: осмысленное оперирование понятием «композиция», умение в ходе выполнения деятельности по заданным шаблонам и правилам включать воображение и творческий подход в отдельных ее элементах. Методическое обоснование занятия: основой является аппликационная работа, включающая в себя игровые элементы ролевой игры, используются следующие методические приемы: представь горы, вообрази линию гор, работа ведется в индивидуальной форме. Технологическая карта занятия: «Лодка Ермака» (покорение Урала) Этапы и время занятия Деятельность педагога Деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста введение в тему организовывает творческую работу детей средствами демонстрации картины анализируют изображение на картине и перечисляют основные элементы постановка учебной задачи мотивирует детей на выполнение творческой работы в ходе моделирования игровой ситуации, моделирует ситуацию на корабле дополняют игровую ситуацию элементами (горы, вода, берег и т. д.); предполагают расположение элементов в игровом пространстве; выделяют главное: что видят главные действующие лица (моряки, Ермак, жители Сибири, сторонний наблюдатель); анализируют положение художника относительно происходящего действия 73 Продолжение приложения 8 основная часть – актуализация знаний формулирует проблему: создание картины относительно выбранного расположения художника выделяют главные элементы изображения, с определением основных цветов; предлагают расположение элементов, относительно выбранной позиции художника основная – практическая часть показывает этапы выполнения работы; рассказывает особенности расположения элементов изображения в соответствии с особенностями композиции картины выполняют аппликацию заключительная часть подводит итоги проведенного занятия; демонстрирует получившиеся аппликации детей; организует выставку работ анализируют результаты творческой деятельности средствами просмотра работ других участников занятия Ход выполнения занятия. Вводная часть. Педагог. Добрый день, ребята! Давайте посмотрим за окно, какая сегодня погода, а давайте представим себе, что сегодня пасмурно и дует сильный ветер? Дети дуют как ветер, совершают движения руками как деревья. Воспроизводится музыкальный отрывок (Муз. П. Чайковского «Баба Яга»). Педагог. Посмотрите, ветер усиливается, нас кружит ветер и приносит на корабль. На столе демонстрируется макет корабля (картонный силуэт на специальных держателях). Выбирается капитан из группы детей, капитан держит корабль и совершает плавные движения, имитируя движения корабля по воде. Педагог. Читает отрывок из стихотворения Владислава Старостина «Шторм»: Хлестала ночь и плети облаков Над кораблем спешащим издевались. 74 Сбивая с ног уставших моряков, Но руки на штурвале оставались. … Дав кораблю секунду тишины, Огромный вал над палубой промчится, Без жалости, не чувствуя вины, Он с новой жертвой в бездну возвратится. Треск переборок, снова в трюме течь, Пылает лоб и силы на исходе. Так может просто сдаться, взять и лечь И покориться матери – природе. Но мы опять упорно жилы рвем, Самих себя за слабость ненавидим. Назло стихии до рассвета доживем И солнце обязательно увидим. Основная часть. Демонстрируется картина: Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком 1895» (историческая память). Педагог. Давайте посмотрим, что видит моряк на корабле (воду, берег и т.д.), а теперь к нашему кораблю недостающие элементы. Дети добавляют элементы картины (картонные силуэты). Педагог. А теперь скажите, что увидит человек, стоящий на берегу (корабль, палубу, людей на корабле и т. д.)? А как вы считаете, где находился художник: на корабле или не суше? Дети проводят анализ положения художника. Педагог.Мы с вами проделали большую работу: выделили все элементы, разобрали изображение и положение художника, провели анализ композиции картины. Самое время нам самим стать художником и попробовать нарисовать эту картину, но мы будем рисовать не кистью, 75 а бумагой, занимайте свои места и посмотрите, что у вас есть для создания картины. Дети садятся за столы, проводится знакомство с материалами. Педагог демонстрирует работу с материалами, а именно показывает, как располагаются элементы на картоне, объясняет принцип работы со всеми элементами картины. Педагог.А теперь возьмите ножницы и приступайте к создаю своей картины. С помощью ножниц необходимо вырезать силуэты лодки и деревьев по нарисованному контуру, а так же гор по воображаемому контуру. После этого воспользовавшись клеем приклеить все силуэты на лист картона синего цвета. Дети ведут работу с аппликацией. Заключительная часть. Педагог.Давайте посмотрим, что у вас получилось. Смотрите, какие разные получились горы: у кого-то высокие, у кого-то низкие, у кого-то обрывистые (показывает работы других детей). Было очень много вариантов создания гор и важно, что вы сами придумали и создали свои горы. Самое время – повесить картины, а вечером вы сможете показать их своим родителям. Педагог и дети идут в холл и вывешивают свои картины. Развернутый план-конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осенний пейзаж» (природа Урала) Особенности построения занятия связаны с активацией всех анализаторов, основной в работе художника — зрительный компонент, однако картина всегда передает ряд других элементов – температура воздуха, влажность, а иногда и звуки природы, например, шум ветра и шорох листьев. Развитие творческого воображения производится не только за счет использования нетрадиционного материала в аппликации, но и за счет 76 фантазии на тему, что предшествовало изображенному моменту, дети активно представляют время суток, погодные условия. Так при наличии единого задания «выполнить аппликацию на тему осень из природного материала», имея стандартный набор материалов для каждого ребенка, в итоге получается уникальный творческий продукт, все картины детей не похожи друг на друга, за счет света и тени, фона и эмоций, которые передают картины. Ведущий вид деятельности: творческая продуктивная деятельность. Интеграция образовательных областей: занятие проводится при интеграции экологических знаний. Цель перспективная: развить эстетическое восприятие природы. Цель актуальная: выполнить творческую работу при использовании нетрадиционных материалов. Образовательные задачи: обучающая задача — развитие представлений о свете и тени; развивающая — формирование умения нестандартного использования привычных материалов в творческой деятельности; воспитательная — формирование эстетического восприятия природы. Техника выполнения творческой работы: аппликация из засушенных растений. Оборудование к занятию: холст с изображением картины, проектор, музыкальный центр. Материалы и средства: альбом, цветная бумага, клей, ножницы, картон, засушенные растения, фотографии осенних пейзажей в различные моменты и освещенности (дождь, гроза, ночь, утро, восход, закат, полдень и т.д.) Зрительный ряд: Шишкин И.И. «Ранняя осень» 1889 (художественная культура Урала). Литературный ряд: А. Берлова «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года». Словарная работа: освещение, свет и тень, гармония, изображение. Предварительная работа с воспитанниками: проводится экологическая 77 прогулка по территории детского сада с заготовленным маршрутом (начало – альпийская горка, проводится по основным экологическим зонам детского сада: газон, клумбы, парк) со сбором материала для аппликации: листья клена, рябины, трава и колосья, кроме этого производится сбор семян для высаживания растений в следующем году (однолетних растений), подготовка многолетних растений к зиме. Взаимодействие с родителями: родители совместно с ребенком подготавливают материалы для аппликации к засушиванию, производят засушивание листьев и других растений, приносят на занятие. Организация образовательного пространства: пространство для творчества. Предполагаемый результат: сформированное представление об использовании света и тени при создании изображения, формирование умения нестандартного использования привычных материалов в творческой деятельности. Методическое обоснование занятия: основой является аппликационная работа, включающая в себя игровые элементы ролевой игры, используются следующие методические приемы: вспомни цвета, представь текстуру, потрогай на ощупь и т.д. Технологическая карта занятия: «Осенний пейзаж» (природа Урала) Этапы и время занятия Деятельность педагога Деятельность воспитанников введение в тему организовывает творческую работу детей средствами демонстрации подготовленных растений и фотографий осенних пейзажей анализируют изображение на картине и перечисляют основные элементы постановка учебной задачи мотивирует детей на выполнение творческой работы в ходе моделирования игровой ситуации; рассказывает о особенностях передачи света при создании картины анализируют особенности освещения картины; находят элементы картин, передающие особенности освещения; анализируют возможности передачи света при создании аппликации 78 Продолжение приложения 9 основная часть – актуализация знаний формулирует проблему: создание картины с учетом особенностей освещения выбирают особенности освещения на собственной картины; описывают погодные условия, время суток, способы передачи освещения основная – практическая часть показывает этапы выполнения работы; рассказывает особенности расположения элементов изображения и использование дополнительных элементов при создании картины выполняют аппликацию и дополнительными техниками цветопередачи заключительная часть подводит итоги проведенного занятия; демонстрирует получившиеся аппликации детей; организует выставку работ анализируют результаты творческой деятельности средствами просмотра работ других участников занятия Ход выполнения занятия. Вводная часть. Педагог. Дети, давайте вспомним нашу прогулку по территории детского сада (производит демонстрацию фотографий). Воспроизводится музыкальный ряд (А. Вивальди «Времена года»). Педагог. Давайте вспомним – какие растения становятся осенью? Дети перечисляют цвета, которые видели на прогулке. Педагог. Но только ли цвета меняются осенью, давайте вспомним, какие листья на ощупь (холодные, влажные, если идет дождь – мокрые, в конце осень сухие), а теперь давайте представим, что мы в парке и прислушаемся, что мы слышим (шелест листьев, шорох под ногами и т.д.). Педагог.Лишь одно можно заметить, осень — всегда разная, ранняя осень — теплая и лучистая, поздняя — холодная и дождливая. Давайте посмотрим какой бывает природа в различное время года. Демонстрируются фотографии пейзажей в различных погодных условиях и время суток. Педагог читает стихи А. Берловой 79 СЕНТЯБРЬ Осень достала краски, Ей много покрасить нужно: Листья — желтым и красным, Серым — небо и лужи. ОКТЯБРЬ Дождь льет с самого утра, Льет как будто из ведра, И как крупные цветы Распускаются зонты. НОЯБРЬ Руки мерзнут в ноябре: Холод, ветер на дворе, Осень поздняя несет Первый снег и первый лед. Основная часть. Демонстрируется картина: Шишкин И.И. «Ранняя осень» 1889 (художественная культура Урала) Педагог.Скажите мне, а какая погода и время суток изображены на картине? Дети приводят варианты и объясняют, какие элементы картины указывают на это. Педагог подводит итоги. Возвращаются изображения пейзажей, на каждом изображении выделяются цвета, особенности передачи света и теней. Педагог. А теперь — самое время для аппликаций! Наверняка у вас уже есть идея, как изобразить свою осень. Какой месяц вы выберете и время суток, какая погода будет в этот момент — все это вы умело передадите на своей аппликации за счет фона, использование красок и дополнительных элементов. Приступайте к работе. Во время работы педагог производит активную помощь детям — 80 помогая передать все особенности задуманной картины. Включаются элементы коллективной работы, когда ребенок, успешно выполнивший свою работу, помогает другим детям, рассказывая и объясняя особенности передачи. Заключительная часть. Педагог.Вот и готовы наши пейзажи. Нам сейчас расскажут особенности своих работ некоторые ребята. Дети рассказывают о своем пейзаже и как они передали основные элементы. Все картины вывешиваются в холле. Развернутый план-конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Цветы» (уральская вышивка) Использование нетрадиционного материала при аппликации является одним из основных методов развития творческого воображения, так у ребенка имеются некоторые представления об особенностях ниток как материала – ими шьют, возможно, вышивают. Данное занятие призвано расширить представления ребенка об особенностях использования ниток, призвано расширить представления детей о нитках как материале. За счет освоения новых техник формируется творческая позиция при создании продукта деятельности. Ведущий вид деятельности: творческая продуктивная деятельность. Интеграция образовательных областей: занятие проводится при интеграции экологических знаний, в рамках патриотического воспитания. Цель перспективная: развить эстетическое восприятие природы. Цель актуальная: Использование сложных форм при создании продукта детальности. Образовательные задачи: обучающая задача — развитие представлений о композиции; развивающая — развитие воображения средствами нестандартного использование привычных материалов; воспитательная — 81 воспитание патриотических чувств к малой родине. Техника выполнения творческой работы: аппликация из ниток. Оборудование к занятию: репродукция «Натюрморт с подсолнухом», проектор, музыкальный центр. Материалы и средства: альбом, цветная бумага, клей, ножницы, картон, нитки различных цветов. Зрительный ряд: «Натюрморт с подсолнухом» (изонить) Козуская Алла (уральский орнамент). Литературный ряд:отрывок В. Лазов «В огороде у дорожки». Словарная работа: гармония, изображение. Предварительная работа с воспитанниками: проводится ознакомительная работа по использовании техники вышивания в народных костюмах и создании интерьерных вещей, формат проведения — выставка. На выставке представлены народные костюмы некоторых регионов (Башкирия, Удмуртия, Урал), обращается внимание детей на вышивку и особенности переплетения нитей, кроме этого представлены картины, выполненные в различных техниках (гладь, изонить, аппликация), салфетки, полотенца, дорожки. Взаимодействие с родителями: родители привлекаются при сборе экспонатов выставки, дети проводят родителям экскурсию по выставочному залу. Организация образовательного пространства: пространство для творчества. Предполагаемый результат: сформированное представление об использовании композиции изображения, формирование умения нестандартного использования привычных материалов в творческой деятельности. Методическое обоснование занятия: основой является аппликационная работа, включающая элементы проблемного обучения, работа ведется в индивидуальной форме. 82 Технологическая карта занятия: «Цветы» (уральская вышивка) Этапы и время занятия Деятельность педагога Деятельность воспитанников введение в тему организовывает творческую работу детей средствами демонстрации фотографий растений анализируют изображение на картине и перечисляют основные элементы постановка учебной задачи мотивирует детей на выполнение творческой работы в ходе моделирования игровой ситуации; рассказывает об особенностях использования нетрадиционного материала (ниток) при создании картины анализируют особенности перекреста ниток, элементы изображения.; описывают формы картины; анализируют возможности использования ниток при создании изображения основная часть – актуализация знаний формулирует проблему: создание картины с использованием ниток вырезают основные элементы картины; используют нитки для создания отдельных элементов; подбирают цвета и переплетения для изображения основная – практическая часть показывает этапы выполнения работы; рассказывает особенности расположения элементов изображения и использование дополнительных элементов при создании картины выполняют аппликацию с использованием ниток заключительная часть подводит итоги проведенного занятия; демонстрирует получившиеся аппликации детей; организует выставку работ анализируют результаты творческой деятельности средствами просмотра работ других участников занятия Ход выполнения занятия. Вводная часть. Педагог. Дети, а давайте вспомним какие картины, поделки мы видели на выставке. Дети перечисляют экспонаты выставки. Педагог. А что их объединяет? Правильно, использование вышивки при их создании, давайте посмотрим на экран и вспомним какая вышивка есть и какие варианты еще существуют. На экране демонстрируется ряд изображений с техникой вышивки. Педагог. А теперь посмотрите предложенную картину — она 83 выполнена одной из техник — изонить. Видите особенности переплетения нитки? Она создает эффект объемности изображения. Основная часть. Педагог.Сегодня мы с вами сделаем такую картину. Педагог обращает внимание на особенности выполнения аппликации: вырезается картонная основа, с оборотной стороны фиксируется нить, после чего наматывается на основу, конец нити так же фиксируется. Полученный элемент приклеивается на фон. Педагог. А теперь — самое время для аппликаций! Во время работы педагог производит активную помощь детям — помогая передать все особенности задуманной картины. Включаются элементы коллективной работы, когда ребенок, успешно выполнивший свою работу, помогает другим детям, рассказывая и объясняя особенности передачи. Заключительная часть. Педагог. Вот и готовы наши работы, давайте вывесим наши картины в холле. Все картины вывешиваются в холле. 84 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Виды аппликаций Рис. 2. Предметная аппликация Рис. 3. Сюжетно-тематическая аппликация Рис. 4. Декоративная аппликация 85 Рис. 5. Плоская аппликация Рис. 6. Объемная аппликация Рис. 7. Абстрактная аппликация 86 Рис. 8. Силуэтная аппликация Рис. 9. Сложная аппликация Рис. 10. Простая аппликация 88 Рис. 14. Модульная аппликация (мозаика) Рис. 15. Симметричная аппликация Рис. 16. Ленточная аппликация 89 Рис. 17. Аппликация из салфеток Рис. 18. Аппликация из ткани Рис. 19. Аппликация из крупы 90 Рис. 20. Аппликация из соломы Рис. 21. Аппликация из засушенных растений Рис. 22. Квиллинг 91 Рис. 23. Торцевание Рис. 24. Коллаж Рис. 25. Оригами 92 93 |