Главная страница

Курсовая. Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста


Скачать 2.17 Mb.
НазваниеОрганизация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
АнкорКурсовая
Дата23.10.2022
Размер2.17 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла10Shapkina.pdf
ТипРеферат
#749245
страница2 из 5
1   2   3   4   5
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ПО АППЛИКАЦИИ
2.1. Диагностическое исследование уровня творческого развития на
занятии аппликации у старших дошкольников на констатирующем
этапе опытно-поисковой работы
Во второй главе представлена опытно-поисковая работа, которая позволила на практике реализовать теоретические положения развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации, обоснованные в первой главе, проверить их истинность и доказательность.
Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации осуществлялась в условиях естественного педагогического процесса на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №51
«Лесовичок» г. Новоуральска в 2016-2017 учебном году в период педагогической практики. В опытно-поисковой работе приняло участие
15 дошкольников старшей группы от 5 до 6 лет.
Опытно-поисковая работа проводилась в два этапа:
Констатирующий этап, на котором подбирался диагностический инструментарий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста; в процессе диагностики выявлялся уровень развития творческого воображения старших дошкольников в соответствии с выделенными показателями, а именно: разработанность содержания
изображения с учетом творческого воображения, проявляющийся когда

34
ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа, стремится к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм; самостоятельность и выразительность замысла с использованием
воображения, когда ребенок проявляет эмоционально-ценностное отношение для выразительности образа, самостоятельно и мотивированно занимается аппликации для выразительности образа используя свое воображение;
использование различных способов и приемов изображения в зависимости
от содержания замысла в творческой деятельности, проявляющийся когда ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей в творческой деятельности.
На формирующем этапе, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий по развитию творческого воображения на занятии по аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Целью констатирующего этапа опытно-поисковой работы стало: выявление развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по трем показателям:
разработанность содержания изображения
с учетом творческого воображения, самостоятельность и выразительность
замысла с использованием воображения и использование различных способов
и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой
деятельности.
Задачи констатирующего этапа опытно-поисковой работы:
1. Уточнить уровневые характеристики выделенных в первой главе опытно-поисковой работы показателей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать авторские диагностики и на их основе разработать диагностический инструментарий, позволяющий получить информацию об уровнях развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

35 3. Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать её результаты, сделать выводы.
Для эффективного развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации необходимо использовать диагностику, которая позволяет определить исходный и итоговый уровень их развития, выявить проблемы в этом процессе, оценить результативность педагогической работы.
Мной было проанализировано две диагностики Т.С. Комаровой и И.А. Лыковой.
Т.С. Комарова [26] предлагает диагностику «Развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений в ней», в которой выделяет такие показатели как: самостоятельное использование различных способов и приёмов изображения в зависимости от содержания, способность вербального оформления своих впечатлений и отношения к изображаемому и добавление новых деталей и предметов.
Для определения развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста была так же рассмотрена диагностика И.А. Лыковой
[31], которая выделяет показатели такие как разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения, самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения и использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности.
В рамках моего исследования для диагностики развития творческого воображения на занятиях аппликацией у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы мы выбираем диагностику И.А. Лыковой (таблица 6).

36
Таблица 6
Показатели развития творческого воображения
Показатели
Характеристика показателей разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа, стремится к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения ребенок проявляет эмоционально-ценностное отношение для выразительности образа, самостоятельно и мотивированно занимается аппликации для выразительности образа используя свое воображение использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей в творческой деятельности
Характеристика уровней по показателю «разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения»:
Высокий уровень — ребенок, активно используя свое воображение, проявляет интерес и самостоятельно выполняет задание в полном объеме, обосновывая свой выбор. Получает удовольствие от оригинальности замысла.
Активно отвечает на вопросы педагога и стремится к наиболее полному раскрытию замысла.
Средний уровень — ребенок эмоционально включен в процесс, но выполняет задание с помощью педагога, допускает небольшие неточности в изображении лица, затрудняется с выбором фона и расположением листа.
Низкий уровень — ребенок не проявляет интереса к заданию. Выполняет данное задание только вместе с педагогом. Не может нарисовать и вырезать по контуру.
Характеристика уровней по показателю
«самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения»:
Высокий уровень — ребенок активно используя свое воображение проявляет эмоционально-ценностное отношение для выразительности образа

37
и самостоятельно изображает аппликационную композицию в полном объеме, обосновывая свой выбор. Легко справляется с выбором цветов и форм для создания композиции.
Средний уровень — ребенок эмоционально включен в процесс, но выполняет задание с помощью педагога, допускает небольшие неточности в изображении картины, затрудняется с выбором цветов и форм для создания композиции.
Низкий уровень — ребенок не проявляет интереса к заданию и желания самостоятельно выполнять аппликационную композицию. Выполняет данное задание только вместе с педагогом. Не может самостоятельно выбрать элементы для образа. Не проявляет эмоционального отношения для выразительности образа.
Характеристика уровней по показателю «использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности»:
Высокий уровень — ребенок, активно используя свое воображение, проявляет интерес для оригинальности замысла и самостоятельно используют способы и приемы, активно включается в работу, обосновывая свой выбор.
Легко справляется с выбором разных художественных материалов и инструментов для создания композиции. Ребенок проявляет оригинальность замысла и воплощает задуманное на изображение.
Средний уровень — ребенок эмоционально включен в процесс, но выполняет задание с помощью педагога. Затрудняется с выбором разных художественных материалов и инструментов для создания композиции.
Низкий уровень — ребенок не проявляет желания самостоятельно выполнять аппликационную композицию. Выполняет данное задание только вместе с педагогом. Не может самостоятельно выбрать материалы и инструменты, способы и приемы для создания композиции, а так же не использует различные способы изображения.

38
Для изучения уровня развития творческого воображения на занятии аппликацией мы подобрали следующие задания:
По первому показателю «Разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения» были применены следующие диагностические задания:
Задание 1. «Веселые портреты»
Воспитатель предлагает детям устроить выставку своих портретов
(автопортретов) или портретов своих друзей. Сначала нужно выбрать фон — основу для будущего портрета. Как лучше расположить лист? (выбирают расположение листа вертикально или горизонтально). Какой формы лицо?
(дети смотря друг на друга определяют форму лица). Приступают к выполнению задания. Складывают лист вдоль пополам, рисуют полуовал и вырезают, раскрывают. Какая форма получилась? Овал. Это лицо. Далее выбор бумаги для создания волос. Если прямые, то это полоски, если волосы кудрявые, то можно вырезать волнистые линии, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки или сделать прическу из разорванных кусочков бумаги.
По результатам диагностики 3 детей старшего дошкольного возраста были на высоком уровне: Даша Л., Валерия Б., Дина Б., 9 детей на среднем уровне: Гордей А., Артем В., Маша Г., Миша К., Дима М., Вероника Л.,
Паша Х., Илья С., Феодор Ю. и 3 на низком уровне развития творческого воображения: Вика К., Рита С., Тимофей Ч.
При выполнении данного задания Даша Л., Валерия Б. и Дина Б. активно проявляли интерес и самостоятельно выполняли задание в полном объеме, обосновывая свой выбор, так же получили удовольствие от полученного результата. Тимофей Ч. не проявил ни какого интереса и не хотел приступать к выполнению задания, выполнил его только с помощью педагога. Рита С. при выполнении задания была мало эмоциональна, т. е. выполняла задание без особого интереса. Вика К.

39
наоборот была сильно впечатлена к способам выполнения, однако испытывала сложности при выполнении работы.
Задание 2. «Аппликация из геометрических фигур разной величины»
Детям предлагается рассмотреть картинку «Ферма» с изображением домашних животных. После просмотра на фланелеграф прикрепляются овалы: три больших и 3 маленьких. Задается вопрос: в кого можно превратить эти овалы? Дается пример, каких животных можно изобразить с помощью геометрических форм — овалов. Дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла и создают изображение животного из геометрических форм, выбрав подходящую по цвету и размеру бумагу.
По результатам диагностики 3 детей старшего дошкольного возраста были на высоком уровне: Даша Л., Валерия Б., Дина Б., 9 детей на среднем уровне: Гордей А., Артем В., Маша Г., Миша К., Дима М., Вероника Л.,
Паша Х., Илья С., Феодор Ю. и 3 на низком уровне развития творческого воображения: Вика К., Рита С., Тимофей Ч.
При выполнении данного задания дети затруднялись в наиболее полном раскрытии замысла, но достаточно целостно воспринимали сюжет для выполнения аппликации. Проявляли интерес к способам выполнения аппликации. Рита С., Тимофей Ч. при выполнении задания были мало эмоциональны, т. е. выполняли задание без особого интереса. Вика К. наоборот была сильно впечатлена к способам выполнения, однако испытывала сложности при выполнении работы. Ребята, показавшие высокий результат, хорошо справились с заданиями, были точны в раскрытии замысла на основе аппликационных форм.
Общие результаты диагностики по показателю «Разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения» были следующими:
Высокий уровень — 3 ребенка (Даша Л., Валерия Б., Дина Б.).
Средний уровень — 9 детей (Маша Г., Гордей А., Артем В., Дима М.,

40
Вероника Л., Миша К., Паша Х., Илья С., Феодор Ю.).
Низкий уровень — 3 ребенка (Вика К., Рита С., Тимофей Ч.).
По второму показателю «Самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения» были применены следующие диагностические задания.
Задание 1. «Наш город»
Детям предлагалось вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки).
Предлагается детям самостоятельно изобразить картину с образом города.
После выполнения детьми задания, им предлагалось объяснить, какие трудности вызвало данное задание при самостоятельном выполнении и какую выразительность они выделяют у полученной работы.
По результатам диагностики 5 детей старшего дошкольного возраста были на высоком уровне: Даша Л., Маша Г., Валерия Б., Феодор Ю., Дина Б.,
8 детей на среднем уровне: Гордей А., Артем В., Миша К., Вика К., Дима М.,
Вероника Л., Паша Х., Илья С. и 2 на низком уровне развития творческого воображения: Рита С., Тимофей Ч.
При выполнения этого задания повысился результат у Феодора Ю.,
Маши Г., они самостоятельно изобразили картину с образом города в полном объеме, обосновывая свой выбор и легко справились с вырезанием ножницами на глаз по прямой, по косой и по сгибам. Выполняя задание Вика К. эмоционально была включена в процесс, но выполняла задание с небольшой помощью педагога, допускала небольшие неточности в изображении картины с образом города, поэтому у нее уровень с нижнего повысился до среднего.
Задание 2. «Цветные зонтики»
Детям предлагалось самостоятельно создать аппликативные композиции (цветные, нарядные зонтики) на основе пейзажных рисунков
И. Левитана («Хмурый день», «Дождливый вечер»), подводя их к тому,

41
что необходимо иметь при себе если пойдет дождь. При выполнении задания приветствовалась выразительность изображения. После выполнения детьми данного задания предлагалось объяснить какую с какой выразительностью пытался он изобразить, при самостоятельном изготовлении работы какие трудности испытывал ребенок.
По результатам диагностики 5 детей старшего дошкольного возраста были на высоком уровне: Даша Л., Маша Г., Валерия Б., Феодор Ю., Дина Б.,
8 детей на среднем уровне: Гордей А., Артем В., Миша К., Вика К., Дима М.,
Вероника Л., Паша Х., Илья С. и 2 на низком уровне развития творческого воображения: Рита С., Тимофей Ч.
При выполнении задания у детей возникали затруднения в выразительности образа. Рита С. И Тимофей Ч. не могли самостоятельно выбрать элементы для образа зонтиков и стали отказываться от выполнения задания, так как были не уверены, что смогут выполнить задуманное.
Большинство детей не могли полностью справиться с заданиями. Трудности возникли в отсутствии самостоятельности и оригинальности идей, гораздо привычнее для детей создание творческой работы по образцу. Вика К.,
Миша К., Дима М. использовали минимум средств выразительности и их работы были недостаточно аккуратны, они допускали небольшие неточности в изображении зонтиков, затрудняется с выбором цветов и форм для создания композиции. Дети показавшие высокий уровень получили удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей.
Общие результаты диагностики по показателю «Самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения» были следующими:
Высокий уровень — 5 детей (Маша Г., Даша Л., Валерия Б., Дина Б.,
Феодор Ю.).
Средний уровень — 8 детей (Гордей А., Артем В., Вика К., Миша К.,

42
Паша Х., Илья С., Вероника Л., Дима М.).
Низкий уровень — 2 ребенка (Рита С., Тимофей Ч.).
По третьему показателю «Использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности» были применены следующие диагностические задания.
Задание 1. «Кошки на окошке»
Детям предлагалось создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми: ножницы, клей карандаш, клей силиконовый, кисточки, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага цветная и белая, картон цветной и белый. Детям предлагалось выбрать тот материал, из которого он хотел бы создать свою работу, используя различные способы изображения. После выполнения задания дети переносят свои окошки с кошками на «дом», передвигают в поисках наиболее удачного размещения и аккуратно приклеивают.
По результатам диагностики 4 детей старшего дошкольного возраста были на высоком уровне: Даша Л., Паша Х., Валерия Б., Дина Б., 9 детей на среднем уровне: Гордей А., Артем В., Маша Г., Миша К., Тимофей Ч,
Дима М., Вероника Л., Илья С., Феодор Ю. и 2 на низком уровне развития творческого воображения: Рита С., Вика К.
При выполнении этого задания Тимофей Ч. был эмоционально включен в процесс, но выполнял задание с помощью педагога, затруднялся с выбором разных художественных материалов и инструментов для создания композиции. Вика К. не проявляла желания самостоятельно выполнять аппликационную композицию, а выполняла данное задание только вместе с педагогом, не могла самостоятельно выбрать материалы и инструменты для создания композиции, а так же не использовала различные способы изображения. Рита С. вообще не захотела выполнять данную работу,

43
не обосновав свой отказ от выполнения данного задания. Большинство детей затруднялись с выбором художественных материалов и инструментов для создания композиции.
Задание 2. «Шляпа фокусника»
Детям предлагалось сделать коллективную аппликацию из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы). Детям показывалась незавершенная композиция
«Шляпа фокусника» и предлагалось придумать и смастерить свои фокусы, которые бы «вылетали» из шляпы. На занятии воспитатель знакомил детей применять технику ленточной аппликации (вырезание из бумаги, сложенной гармошкой или дважды-четырежды пополам). В итоге дети задумывали свои фокусы и воплощали задуманное на изображение.
По результатам диагностики 4 детей старшего дошкольного возраста были на высоком уровне: Даша Л., Паша Х., Валерия Б., Дина Б., 9 детей на среднем уровне: Гордей А., Артем В., Маша Г., Миша К., Тимофей Ч,
Дима М., Вероника Л., Илья С., Феодор Ю. и 2 на низком уровне развития творческого воображения: Рита С., Вика К.
Большинство детей проявили интерес к заданию и были эмоционально включены в процесс. Некоторые дети использовали несколько различных материалов, а также они включались в сотворчество с другими детьми. Дети с высокими показателями (Даша Л., Валерия Б., Дина Б., Паша Х.) активно проявляли интерес для оригинальности замысла и активно включались в коллективную работу, обосновывая свой выбор, легко справились с выбором различных способов и приемов для создания ленточной аппликации. Рита С. выполняла задание только с помощью взрослого и не проявляла интереса к освоению новых художественных техник.
Общие результаты диагностики по показателю «Использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности» были следующими:

44
Высокий уровень — 4 ребенка (Даша Л., Валерия Б., Дина Б., Паша Х.).
Средний уровень — 9 детей (Гордей А., Артем В., Маша Г., Миша К.,
Дима М., Тимофей Ч., Феодор Ю., Илья С., Вероника Л.).
Низкий уровень — 2 ребенка (Вика К., Рита С.).
После проведения диагностического исследования уровня развития творческого воображения на занятии аппликации у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проведен анализ полученных данных. В эксперименте участвовала группа старших дошкольников из 15 человек.
Система показателей для удобства фиксации наблюдений сведена в таблицу, где произведена количественная характеристика (таблица 7).
Таблица 7
Диагностические наблюдения уровня развития творческого воображения на занятиях аппликации

Фамилия, имя ребенка
Показатели
*
Уровень
1 2
3
ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ
ВУ
СУ
НУ
1
Гордей А.
+
+
+ средний
2
Артем В.
+
+
+ средний
3
Маша Г.
+
+
+ средний
4
Вика К.
+
+
+ низкий
5
Миша К.
+
+
+ средний
6
Дима М.
+
+
+ средний
7
Рита С.
+
+
+ низкий
8
Даша Л.
+
+
+ высокий
9
Вероника Л.
+
+
+ средний
10 Паша Х.
+
+
+ средний
11 Валерия Б.
+
+
+ высокий
12 Илья С.
+
+
+ средний
13 Тимофей Ч.
+
+
+ низкий

45
Продолжение таблицы 7 14 Феодор Ю.
+
+
+ средний
15 Дина Б.
+
+
+ высокий
Показатели
*
1 — «Разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения»
2 — «Самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения»
3 — «Использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности»
На высоком уровне развития творческого воображения на занятиях по аппликации 3 ребенка, на среднем уровне 9 детей, на низком уровне 3 ребенка — это значит, что:
Высокий уровень — 20 %
Средний уровень — 60 %
Низкий уровень — 20 % (как показано на рисунке 1)
Рис. 1. Диаграмма уровня развития творческого воображения на занятиях аппликации у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы в %

46
С высоким уровнем развития творческого воображения оказались следующие дети: Даша Л., Валерия Б., Дина Б. Дети оказались самыми активными при выполнении заданий. У них не возникало особых трудностей. Старались дать адекватную оценку выразительности образа, показали хорошие умения при воплощении образов используя свое воображение. Большинство детей со средним уровнем развития творческого воображения. Маша Г., и Феодор Ю. хорошо проявили себя при выполнении заданий «Наш город» и «Цветные зонтики». Им отлично удавалось не только самостоятельно выполнить задание, но и используя свое воображение проявить выразительность замысла. С низким уровнем развития творческого воображения: Вика К., Рита С., Тимофей Ч. Рита С. выполняла задание только с помощью взрослого и не проявляла интереса к освоению новых художественных техник. У Тимофея Ч. нет уверенности в своих творческих способностях, расстраивался и отказывался выполнять задание при малейшей неудаче, постоянно ждал помощи взрослого, но по результатам последних занятий показал динамику роста, стал активнее включатся в работы, выполнял самостоятельно задание с небольшой подсказкой педагога. Вика К. имеет проблему, связанную с мелкой моторикой, сложно вырезать и наклеивать фигуры, формы.
Таким образом, в процессе проведения диагностики результаты получились не самые высокие, но и не низкие, что говорит о среднем уровне развития творческого воображения на занятиях по аппликации.
Наше исследование показало, что при выполнении диагностических заданий по всем показателям дети участвовали в деятельности с желанием, оживленно, с интересом реагировали на предлагаемые им задания.
Затруднения замечены в проявлении отношения к образу в своей работе.
В основном старшие дошкольники использовали однотипные средства выразительности и воображения, копировали друг у друга, редко сопровождали творческий процесс комментариями. Выяснилось, что дети не умеют применять

47
различные техники, комбинировать материалы при воплощении замысла.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на выявление уровней развития творческого воображения по заданным показателям, а именно: разработанность содержания
изображения с учетом творческого воображения проявляющемуся когда ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа, стремится к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм на высоком уровне 3 ребенка, на среднем — 9 детей, на низком уровне 3 ребенка; самостоятельность и выразительность замысла с использованием
воображения когда ребенок проявляет эмоционально-ценностное отношение для выразительности образа, самостоятельно и мотивированно занимается аппликации для выразительности образа используя свое воображение на высоком уровне 5 детей, на среднем — 8 детей, на низком уровне
2 ребенка; использование различных способов и приемов изображения
в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности – ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей в творческой деятельности на высоком уровне 4 детей, на среднем — 9 детей, на низком уровне 2 ребенка;
Результаты проведенной диагностики показали, что у девяти человек
(60 %) – средний уровень развития творческого воображения, у трех детей
(20%) – низкий уровень и у трех детей (20%) – высокий уровень.
На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что нужна дополнительная работа в данном направлении и необходимо разработать дополнительный комплекс занятий.

48
1   2   3   4   5


написать администратору сайта