Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинарская работа по дисциплине «Народная художественная культура» Тема: «Орнамент – базисное явление художественной культуры»

  • Колокольный промысел

  • СЛАЙД 6: История этого самого большого колокола в мире такова

  • СЛАЙД 7-8: Строение колокола

  • СЛАЙД 9-12: Виды колокольных звонов Православный звон

  • 2. Католический звон

  • Кариольный звон

  • Канонические звоны

  • Список литературы: СЛАЙД 13

  • Колокола. Орнамент базисное явление художественной культуры


    Скачать 28.96 Kb.
    НазваниеОрнамент базисное явление художественной культуры
    АнкорКолокола
    Дата24.02.2022
    Размер28.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_Filimonova_A_A_-SKD-2-1-Kolokol.docx
    ТипСеминар
    #372689

    Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
    ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Семинарская работа

    по дисциплине «Народная художественная культура»

    Тема: «Орнамент – базисное явление художественной культуры»

    Выполнил обучающийся Филимонова Анна Александровна

    Группы СКТ/БЗ 441-2/1

    (номер группы)
    Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность

    Форма обучения заочная

    Проверил преподаватель Свиридова Л.О. доцент, кандидат культурологии

    Санкт-Петербург

    2022

    Колокольный промысел

    СЛАЙД 2-3:

    Ко́локол — металлический инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки.

    Колокола используются:

    • в религиозных целях – призыв на молитву, выражение торжественных моментов богослужения. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест" (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется "трезвон". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон". Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

    • в музыке,

    • в общественно-политических целях (как набат). Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например пожар. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и прочее. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

    • в тройках лошадей для праздности.

    СЛАЙД 4-5:

    Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё, египтяне евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. В древние времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы.

    Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается святому Павлину, епископу Ноланскому (†411 г.), т.е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний святой Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, святой Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, так как ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому папе Савиниану (преемнику святителя Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского богослужения. Христианство пришло и закрепилось в Западной Европе, и вместе с верой пришел и колокольный звон.

    Есть предание, по которому изобретение церковных колоколов приписывается святому Павлину, епископу Ноланскому в конце 4 – начале 5 веков. По этому сказанию, Павлин увидел во сне полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные, звонкие мелодии. После сна Павлин приказал отлить колокола, похожие на колокольчики. Так по одной из легенд появились колокола. Но в литературе этого времени нет упоминание об использовании этих колоколов в церкви. Только в 7 веке Папе Римскому Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. И с этого времени в христианстве колокол стал символом христианского богослужения.

    На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того как в 865 году венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.

         В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства святым Владимиром, т.е. в конце X века. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но, как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется "кампан" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2-3 колокола.

    СЛАЙД 6:

    История этого самого большого колокола в мире такова

    В половине XVI века, на месте колокольни Ивана Великого стояла церковь Иоанна Листвичника и при ней висел небольшой Царь-колокол,весом в тысячу пудов, отлитый во времена опричнины Иоанном Грозным. При царе Алексее Михайловиче, в 1654 году, на место его был слит другой, уже гораздо больший колокол, весом в 8000 пудов. Предание говорит, что т. к. никто не брался поднять его, то он остался без употребления до 1688 года, когда уже решился поднять его механик-самоучка – царский привратник. Колокол этот висел подле Ивановской колокольни, но в пожар 1704 года, июня 19-го, от жару или пролившейся на него воды он треснул. В 1731 году его сняли, а в 1734 году, по повелению Анны Иоанновны, приказано было к нему прибавить еще тысячу пудов весу, причем предполагали приделать к Ивану Великому особую небольшую колокольню для этой громады. Графу Миниху, сыну фельдмаршала, императрица поручила снестить с славным тогда золотых дел мастером и членом Парижской Академии наук Жермешо. Миних пишет в своих записках: «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от их планов». Артиллерии колокольных дел мастер Иван Федоров Маторин взялся за работу и не подумал испугаться, когда колокол определено было вылить в 12 000 пудов. Устроили в Кремле литейную яму, между Чудовым монастырем и Иваном Великим, и Маторин принялся за дело.

    И этот колокол был отлит русскими мастерами отцом и сыном Иваном и Михаилом Маториными в 1733- 1735 годах. Материалом для этого колокола был самый большой колокол весом 8 000 пудов , который был поврежден пожаром. Это был колокол 1654 года, выполненный мастером Александром Григорьевым . Мастера Маторины добавили еще 5000 пудов сплава и сделали самый большой колокол в мире, вес которого 12 327 пудов и 19 фунтов, что означает 200 тонн. Диаметр этого колокола 6 метров 60 сантиметров. Этот колокол не был поднят на колокольню, так как страшный пожар 1737 года повредил колокольню и опустошил Москву и Кремль. Колокол находился в литейной яме и от пожара на нем появились трещины и от него отвалился большой кусок, весом 11 500 кг. Почти 100 лет этот колокол пролежал в литейной яме, и только в 1836 году был поднят и установлен на каменный постамент

    Колокол украшен наверху изображениями московских чудотворцев, а посередине – особ императорской фамилии; из них императрица Анна Иоанновна изображена во весь рост; но ясно вышли только голова и корона. Вышина колокола с пьедесталом 34 фута, вышина самого колокола 20 фунтов 7 дюймов, ширина в отверстии 22 фунта 8 дюймов Форма колокола очень красивая, отшибленный край лежит подле пьедестала. Внизу к постаменту прикреплен отпавший край колокола Вот такая судьба у самого большого в мире колокола. Но в Светлую, Пасхальную ночь ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов.

    СЛАЙД 7-8:

    Строение колокола

    Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

    Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой. Назвав ударную часть колокола языком, русский народ уподобил этим звон колокола живому голосу человека. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом, трубами. Разве это не говорящие уста, когда колокол нам напоминает о самых важных и главных этапах жизни человека: от рождения, до замужества и смерти.

    Для грешного человека колокольный звон вызывает чувства беспокойства, душевного томления. В душе злого, нечестного человека колокольный звон вызывает раздражение. А для нас, верующих, он всегда несет напоминание о жизни и стремлении к лучшему, светлому, мирному. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.

    Звук колокола формируется при ударе языка об ударное кольцо и вызывает два вида колебаний – колебания диаметра и колебания толщины колокола.

    Колебания диаметра колокола – унтертон (низкая октава), в связи с большими размерами диаметра колокола (по сравнению с толщиной стенки) колебания редкие и звучат дольше всего.

    Колебания толщины колокола – высокая октава, в связи с малыми размерами толщины колебания частые и присутствуют не долго.
    СЛАЙД 9-12:

    Виды колокольных звонов


    1. Православный звон

    В его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится, прежде всего, благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

    Это истинно русский колокольный звон.
    2. Католический звон

    В его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.


    1. Кариольный звон

    В его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

    Канонические звоны

    В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

    Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Этот звон оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Совершается благовест, как три редких, медленных, протяжных удара, а затем следуют мерные удары. В великие праздники благовест заканчивается перезвоном.

    Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона). Он совершается медленными ударами по одному разу в каждый колокол, начиная от самого малого до самого большого, а после этого ударяю одновременно все колокола. Перебор заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. Медленный перебор колоколов символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужания, а одновременный удар всех колоколов означает уход из земной жизни.

    Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т. е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз. Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого , мощного звука и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою « истощание» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения: «Божественное Твое разумев истощание…, во спасение людей Твоих…»По установившейся вековой практике Русской Православной церкви такой перезвон совершается два раза в год : в Великую пятницу и Великую субботу.

    Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку. Победы над врагом, встречи с ратного поля возвещались радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

    Список литературы: СЛАЙД 13
    1. Иллюстрированная Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор (Бажанов) М., Эксмо, 2008г

    2. Страницы истории Смоленщины Сборник, Смоленск, Русич, 2007 г

    3. Иеромонах Рафаил (Ивочкин) «Поречская земля: православные храмы» Смоленск, 2007г

    4. В краю Поречском. Смоленск, Универсум, 2008г.

    5. Материалы краеведческого музея города Демидова

    6 Афонина В.Е. «Православное Поречье» (встреча со студентами техникума), 2016 год




     


    написать администратору сайта