Ррор. Ощущения и восприятие
Скачать 3.08 Mb.
|
Лекция на тему «Ощущения и восприятие» (4 час)План лекции Общее понятие об ощущениях и их функциях.Теории ощущений.Анатомо-физиологические механизмы ощущений.Классификация и виды ощущений.Основные свойства и закономерности ощущений.Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.7.Основные свойства восприятия.8. Классификация видов восприятия: восприятие пространства, времени и движения1. Общее понятие об ощущениях и их функцияхПсихическая деятельность человека, которую составляют психические процессы, свойства и состояния личности, существует в единстве, целостности, постоянных взаимодействиях, межфункциональных связях и отношениях. Она несводима к простой сумме ее составляющих и имеет системное строение. Психические процессы включают в себя большую группу познавательных процессов, основная функция которых – когнитивная или познавательная. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. В системе познавательных процессов и соответствующих им форм отражения принято выделять некоторые исходные: сенсорные (ощущения) и перцептивные (восприятие) процессы (формы психического отражения), которые являются наиболее простой формой познавательной деятельности, лежащей в основе построения целостного образа и поведения. Конечно, такое абстрактное выделение исходных форм психической деятельности носит условный характер и делается в расчете на анализ целостной психики с целью более глубокого, системного ее исследования и последующего синтеза. Ощущение – это отражение отдельных, элементарных признаков (или свойств) предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности. Оно является первичной формой, в которой устанавливается психическая связь организма со средой. С помощью органов чувств мы в виде ощущений получаем разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды: о звуках, красках, запахах, величине, температуре и о многом другом. Ощущение – это простейший вид отражения, простейшая форма познавательных процессов, но это совсем не означает какой-либо его примитивности или второстепенности. Ощущение – основа нашего познания. Ощущения, восприятие и возникающие на их основе образы и представления относятся к той ступени познания, которую в философии называют живым созерцанием. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Ощущение – врожденный психический процесс. Новорожденный ощущает свет, звук и т.д. и реагирует на них. У взрослого человека в реальной жизни ощущения не существуют отдельно, сами по себе. Они всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями: восприятием, мышлением, речью, эмоциями и т.п., то есть входят в состав более сложных форм психической деятельности. Чтобы отличить ощущение от другого процесса, можно использовать следующие критерии, указанные в его определении. Во-первых, это отражение лишь отдельных и обязательно элементарных, простейших свойств предметов и явлений материального мира. Так, можно говорить об ощущениях света, тепла, сладкого и т.п., но при отражении скорости или удаленности предмета психолог будет говорить уже не об ощущении, а о восприятии. Ощущение всегда несколько неопределенно и незавершенно. Ощущается нечто, например, красное или горькое, или колючее, т.е. отдельное, простое свойство, но не явление, не предмет в целом. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму печень. Обыденное выражение типа «ощущение радости» – это скорее обозначение чувства, чем ощущения в его собственном, научном смысле. Во-вторых, ощущение предполагает воздействие раздражителя на тот или иной рецептор именно в период наличия соответствующего образа. Например, объективно яркое воспоминание о запахе относится уже к мнемической деятельности субъекта (памяти), а не к ощущению в его подлинно научном понимании. 2. Теории ощущенийПроблема ощущений имеет громадное философское значение. Когда речь заходит о природе ощущений, их функции и отношении к реальному миру, неизбежно возникает связь с основным вопросом философии, который имеет две стороны. Это, во-первых, вопрос о том, что первично (исходно, изначально): мышление или бытие, дух или природа, ощущение или материя, психика или внешний материальный мир. Во-вторых, это вопрос об отношении мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли окружающий мир, верно ли наше о нем представление. Известны два диаметрально противоположных ответа на основной вопрос философии: идеалистический, провозглашающий ощущения первичными, а мир производным от них, вторичным, и материалистический, утверждающий первичность материи и вторичность психики. По мнению идеалистов, мир произволен от сознания, от ощущения, он вторичен. Вещи мира - это всего лишь собрание (комбинации, коллекции) моих ощущений. Вещи есть лишь в моем сознании, в котором даны лишь мои ощущения. Нет материи как таковой, т.е. вне опыта, вне человеческого сознания, производящего эту материю. Позиция материалиста в корне противоположна. Природа, материя первична, независима от ощущений, а сознание производно от нее. Ощущения – это образы, копии, картины вещей, дающие объективно правильное представление о мире. Мир – это движение материи, отражаемой нашим сознанием. Ощущение есть одно из свойств движущейся материи, связанное с некоторыми высшими ее формами. Вся психическая деятельность порождена единственной материальной субстанцией. Психические процессы имеют объективное происхождение и могут быть изучены объективно – как особое свойство материи. Ощущения как и вся психика с точки зрения основного вопроса философии идеальны. Это субъективный образ объективного мира. Значит, ощущения производны от материи, есть ее отражение. Образ принадлежит субъекту (личности), но не так, как принадлежит ему часть тела или какая-то вещь. «В отличие от материального, которое существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике»*. Это значит, что образ рожден в деятельности субъекта, в его взаимодействии и в отношениях с объективным миром. Поэтому ощущения – это не пассивные отпечатки тех или иных свойств предметов (по типу зеркального отображения), а результат работы по сопоставлению образа и объекта-оригинала. Возникшие ощущения (и восприятия) выполняют две условно разделяемые функции: сигнальную, т.е. уведомление организма о жизненно важных объектах или их свойствах, и отражательную, или образную, т.е. построение субъективного образа, необходимого для ориентировки в мире. Эти функции существуют, конечно, только в единстве, но по мере эволюции ощущений и психики в целом все большее значение приобретает собственно образная функция, ее расширение и качественное совершенствование. Нет сигнала вне образа, как и нет образа вне сигнальности. Но вместе с тем эти две функции по-разному представлены в развитых ощущениях человека. Например, в зрении явно преобладает функция образная, гностическая, тогда как во вкусе и обонянии более представлена сигнальная функция. Положим, в поле зрения задумавшегося человека появилось что-то большое и стремительно движущееся. Он вначале повернет или пригнет голову – проявление сигнальной функции, а уж потом разберется: что это появилось и как следует поступать (реализация образной функции). Обонятельные же ощущения больше сигнализируют о чем-то приятном или неприятном, чем дают осознанные образы их источника. В тесной связи с философскими вопросами проблемы ощущений находятся широко распространенные психофизиологические теории ощущений. До сих пор определенный интерес представляет «закон специфических энергий органов чувств», сформулированный И. Мюллером (1826) и по-своему истолкованный Г. Гельмгольцем (1894). Этот закон имеет два выражения: - один и тот же орган чувств одинаково отвечает (одним и тем же ощущением) на различные физические раздражители; - одно и то же физическое воздействие вызывает разные ощущения в различных органах чувств. С описательной точки зрения эти положения вполне справедливы. Действительно, какой бы раздражитель ни воздействовал на глаз (электрический, механический, химический и т.д.), ощущение может быть только одним – зрительным, т.е. тем или иным ощущением света (напр., «искры из глаз»). И наряду с этим один и тот же физический раздражитель (напр., электрический ток) вызовет самые разные ощущения при воздействии на глаз, ухо, кожу, язык и т.п. Но описательная справедливость положений закона специфических энергий (правда, не всех физических раздражителей и не для всего диапазона их интенсивностей) отнюдь не оправдывает абсолютизации этого закона, а главное – идеалистических выводов из него. А эти необоснованные выводы сводятся к следующему: поступающая извне информация не отражается прямо, а переделывается, перекодируется каждым органом чувств на свой лад, в соответствии с его особенностями, или «специфическими энергиями», свойственными ему изначально. Таким образом, человек воспринимает якобы не внешний мир, а работу своих органов чувств. Наши ощущения и восприятия - это лишь знаки (символы, иероглифы) внешнего мира (Г. Гельмгольц), который на самом деле непознаваем. Поэтому ощущения подобны стене, отделяющей нас от внешнего мира, и человек ничего не может узнать об этом мире, будучи замкнут в сфере своих ощущений. Первое, в чем состоит ошибка «физиологических идеалистов», – это механицизм, отсутствие эволюционного подхода к проблеме ощущений. Вопрос о их формировании и роли просто не исследовался ими, а специализация человеческих ощущений рассматривалась как данная изначально, извечно. Но ведь нынешние человеческие ощущения и восприятия, связанные с эволюцией образа жизни и органов чувств, отнюдь не являются неизменными. Их узкая специализация есть следствие длительной эволюции живого вообще, совершенствования психического отражения в ходе приспособления к изменяющимся условиям среды. Наличие «специфических энергий» органов чувств вовсе не причина своеобразных особенностей нашего психического отражения, а, наоборот, следствие усложнения этого отражения и деятельности в ходе длительной эволюции условий жизни, психики и дифференциации чувствительности. Организм воспринимает только те виды (и интенсивности) энергий, которые имеют приспособительное значение, т.е. характеризуются сигнальной, или ориентировочной, значимостью. И такая специализация органов чувств очень тонка и совершенна. В наше сознание входит отражение, именно тех его областей внешнего мира, которые нужны для ориентировки и регуляции деятельности. Следовательно, ощущения не отделяют человека от внешнего мира, как утверждают физиологические идеалисты, а, напротив, связывают его с этим миром, отражая его взаимодействие с ним (и его отношения). В конце XIX – начале XX вв. в психологии сложилась рецепторная теория ощущений, которая отрицала активный их характер. Согласно этой теории, орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, т.е. ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит движение – иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иной раз в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.п.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета вообще невозможны без энергичных движений (перцептивных действий). Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, надо его активно ощупать. Такие признаки предмета, как гладкость, шероховатость, размер и пр., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется. Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на различном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (напр., при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (напр., при распознавании замысловатого изображения). В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), которые специализировались на отражении разных видов движения материи: кожные рецепторы отражают механические воздействия; слуховые – звуковые колебания; зрительные электромагнитные колебания и т.д. Высокая специализированность присуща не только рецепторам, но и нейронам, входящим в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Представительство различных видов ощущений в коре головного мозга зависит от их значимости. |