Гранкина Диана Владимировна. Общественная политика.. "Основы государственной культурной политики"
Скачать 19.46 Kb.
|
Гранкина Диана Владимировна, ФИС БЗ 221 1/1 Основы государственной культурной политики РФ 26.01.2021 г. Глава № 3. "Основы государственной культурной политики" (монография в присоединенном файле) и письменно ответить на вопросы для самопроверки после главы. Какой тип государственной культурной политики считаете наиболее эффективным для России с точки зрения ценностно ориентированного подхода? Наиболее эффективным типом государственной культурной политики для России это государство «Патрон» или «Вдохновитель. Однако, считаю, что наиболее оптимальный вариант развития государственной культурной политики в объединение разных типов государственной культурной политики, позволяющий охватывать разные спектры социокультурной деятельности. Назовите, какие роли государства по поддержке инфраструктуры культуры предлагают западные исследователи? Модели государство-«меценат» где государство дистанцируется от культуры, не имеет прав собственности на культурные учреждения, а на культурном рынке представлено главным образом как меценат. Модель «руководящей» культурной политики – это модель советского типа. Данную модель характеризуют диктат на всех этапах культурного процесса со стороны властных структур, государственная собственность на средства производства культурного продукта и идеологическая детерминировано. Как трактуют понятие «культурная политика» «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808? "Культурная политика" - действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; Какова главная цель ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России? Главной целью ценностно ориентированной модели государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, сохранение и развитие культуры народов Российской Федерации путем передачи новым поколениям ее гуманитарного ценностного содержания, традиционного для российской цивилизации. Назовите стратегические задачи, решение которых должно обеспечить достижение главной цели ценностно ориентированной модели государственной культурной политики Российской Федерации. а) укрепление гражданской идентичности путем воспроизводства, закрепления и общественной легитимации механизмов преемства (наследования) российской культурно-цивилизационной идентичности, единых ценностей, образов коллективной исторической памяти, а также основанных на них социальных нормах и механизмах социального контроля; б) создание условий для воспитания граждан в соответствии с ценностями российской цивилизации; в) сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; г) обеспечение преемственности в формировании типа личности, характерной для российской цивилизации, передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; д) создание условий для реализации каждым гражданином России его творческого потенциала; е) обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурному и природному наследию, образам искусства, исторической памяти, содержащим ценности российской цивилизации, а также обеспечение возможности для граждан полноценно овладеть русским языком. Перечислите основные приоритеты ценностно ориентированной модели государственной культурной политики России. –сохранение, охрана, изучение, использование, актуализация и пропаганда материального и нематериального культурного наследия народов России; – сохранение музеев и развитие музейной деятельности; –сохранение архивов и развитие архивного дела; –сохранение библиотек и развитие библиотечного дела; –сохранение, актуализация, пропаганда классического литературного наследия и развитие литературы; –сохранение, актуализация, пропаганда классического кинематографического наследия и развитие киноискусства, поддержка кинопроизводства и кинопроката; –сохранение, актуализация, пропаганда классического театрального наследия и развитие театральной деятельности; –сохранение, актуализация, пропаганда классического музыкального наследия, развитие музыкального искусства и концертной деятельности; –сохранение цирковых традиций и развитие циркового дела; –сохранение традиций изобразительного искусства и развитие выставочной деятельности; сохранение традиций архитектурного искусства и дизайна, развитие архитектуры и дизайна; – развитие культурно-досуговой деятельности и любительского творчества, поддержка социокультурных проектов; – сохранение и развитие образовательных учреждений культуры; – сохранение и развитие научно-исследовательских учреждений культуры; – информатизация культурной деятельности; – сохранение, изучение, актуализация и пропаганда культурноисторического наследия российской цивилизации за рубежом, распространение культуры народов Российской Федерации за рубежом, международная культурная деятельность; – развитие культурно-познавательного туризма 2.Ознакомиться со статьей Л.Е. Вострякова "Культурная политика: основные концепции и модели" (статья в присоединенном файле) и письменно ответить на вопрос: Перечислите основные модели культурной политики в странах Европы и США? Первая модель – американская: роль государственной власти в области культуры здесь слаба. Федеральное агентство «Национальный фонд искусств» обладает ограниченными средствами (так, весь бюджет НФИ в 1994 г. – 170,2 млн. долларов – значительно уступал сумме 189,1 млн. долларов, которые Министерство обороны США в том же году направило на военные оркестры). Основную долю финансирования дают частные спонсоры, фонды и физические лица. Вторая модель – децентрализации (действует, например, в Германии): бюджетное финансирование осуществляется региональными и местными властями. Центр, лишенный министерства, имеет ограниченные компетенции в области культуры, участвуя в данном процессе лишь в качестве дополнительного источника денег. Политика в сфере культуры, принимаемая и законодательно поддерживаемая, в этом случае включает частное финансирование наряду с государственным и общественным. Третья модель, принятая в Великобритании, скандинавских странах, Канаде, опирается на принцип «вытянутой руки», согласно которому правительство, определяя общую сумму дотаций на культуру, не участвует в их распределении. Эту функцию осуществляют независимые административные органы, которые, в свою очередь, право распределения финансовых средств передают специальным комитетам и группам экспертов. Подобная практика призвана «держать политиков и бюрократов на расстоянии «длины руки» от работы по распределению финансовых средств, а также ограждать деятелей искусства и учреждения от прямого политического давления или незаконной цензуры Четвертая модель, отмечает в докладе европейская группа экспертов, «основывается на существовании сильной администрации в сфере культуры на центральном уровне, администрации, которая сверх своих прямых расходов на поддержку культурного развития играет и роль побуждающей и координирующей силы в деятельности всех партнеров по культурной жизни, в частности региональных и местных сообществ. Этот орган является своеобразным мотором, он с уважением относится к концепциям творцов, к программам, которые разрабатывают руководители организаций культуры. Поддержка и финансирование распределяются не произвольно в тиши кабинетов чиновниками, а на основе мнений специализированных комиссий, в состав которых входят эксперты и независимые специалисты». |