Главная страница
Навигация по странице:

  • Спецификация требований (Requirements Specification)

  • Определение системы (System Definition Document)

  • Спецификация системных требований (System Requirements Specification)

  • Спецификация программных требований (Software Requirements Specification - SRS)

  • Проверка требований (Requirements Validation)

  • Обзор требований (Requirements Review)

  • Прототипирование (Prototyping)

  • Утверждение модели (Model Validation)

  • Приемочные тесты (Acceptance Tests)

  • Основы Программной Инженерии (по swebok) Введение Программная инженерия как дисциплина swebok руководство


    Скачать 3.21 Mb.
    НазваниеОсновы Программной Инженерии (по swebok) Введение Программная инженерия как дисциплина swebok руководство
    Анкорswebok
    Дата14.10.2022
    Размер3.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаswebok_2004_ru.pdf
    ТипРуководство
    #733732
    страница4 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
    Архитектурное проектирование и распределение
    требований (Architectural Design and Requirements
    Allocation)
    Считается, что создание архитектуры программных решений является обязательным элементов успешности таких проектов. Архитектурное проектирование
    перекрывается с программным и системным дизайном
    (проектированием) и иллюстрирует насколько сложно провести четкую грань между различными аспектами проектирования. Данная тема работы с программными требованиями тесно связана с секцией “Структура и архитектура программного обеспечения” (Software
    Structure and Architecture) области знаний
    “Проектирование программного обеспечения” (Software
    Design). Во многих случаях, инженеры действуют как архитекторы, потому как процессы анализа и выработки требований зависят от программных компонент,
    создаваемых для решения поставленных заданными требованиями задач, призванных, в конечном счете,
    добиться реализации поставленных перед проектом целей.
    Архитектурное проектирование очень близко к концептуальному моделированию. Непосредственное отображение бизнес-сущностей реального мира на программные компоненты не является обязательным. Во многом поэтому и существует такое разделение между моделированием и проектированием. В принципе, можно говорить о том, что деятельность по моделированию в большей степени касается того, ”что” надо сделать, а архитектура - “как” это будет реализовано.
    Существует ряд стандартов и общепринятых практик,
    связанных с архитектурным проектированием. Среди них наиболее популярны:
    Стандарт IEEE 1471-2000 “Recommended Practice for
    Architectural Description of Software Intensive
    Systems”

    Модель Захмана – Zachman Framework
    (www.zifa.com)
    TOGAF – The Open Group Architecture Framework
    (www.opengroup.org/architecture/)
    Важно заметить, что ни в коем случае не надо путать архитектурные рекомендации (Architectural Guidelines) с практиками и стандартами архитектурного проектирования. Одни (например, Federal Enterprise
    Architecture Framework FEAF) дают рекомендации по конкретным архитектурно-технологическим решениям.
    Другие концентрируются именно на том, чему стоит уделить внимание при создании архитектуры, как ее описать и детализировать, и что из себя представляет архитектура, как таковая (например, ISO 15704 Industrial
    Automation Systems – Requirements for Enterprise-
    Reference Architectures and Methodologies).
    Спецификация требований (Requirements
    Specification)
    На инженерном жаргоне, да и в терминологии ряда методологий, устоялся термин “software requirements specification” (SRS) – спецификация программных требований. Для сложных систем, на самом деле,
    существует целый комплекс спецификаций, документов,
    которые являются результатом сбора и анализа требований, их моделирования и архитектурного проектирования. Эти документы систематически анализируются, в них вносятся изменения, они пересматриваются и утверждаются. Чаще всего, для описания комплексных проектов (в части требований)
    используется три основных документа (спецификации):

    Определение системы (system definition)
    Системные требования (system requirements)
    Программные требования (software requirements)
    Определение системы (System Definition Document)
    Данный документ, часто называемый как “спецификация пользовательских требований” (user requirements specification) или “концепция” (concept ), описывает системные требования. Содержание документа определяет высокоуровневые требования, часто –
    стратегические цели, для достижения которых создается программная система. Принципиальным моментом является то, что такой документ описывает требования к системе с точки зрения области применения - “домена”.
    Соответственно, изложение требований в нем ведется в терминах прикладной области. Документ описывает системные требования вместе с необходимой информацией о бизнес-процессах, операционном окружении с точки зрения бизнес-процедур и организационных и других регламентов. Примером стандарта для создания и структурирования такого документа является IEEE 1362 “Concept of Operations
    Document”.
    Спецификация системных требований (System
    Requirements Specification)
    В сложных проектах принято разделять спецификацию системных требований (system requirements) и спецификацию программных требований (software requirements). При таком подходе программные требования порождаются системными требованиями и детализируют требования к компонентам и подсистемам
    программного обеспечения. Документ описывает программную систему в контексте системной инженерии
    (system engineering), идеи которой кратко описаны в
    Главе 12 SWEBOK “Связанные дисциплины программной инженерии”. Строго говоря, спецификация системных требований описывает деятельность системных инженеров и выходит за рамки обсуждения
    SWEBOK. Стандарт IEEE 1233 является одним из признанных руководств по разработке системных требований. И, как уже отмечалось ранее, не стоит забывать о том, что понятие система, в общем случае,
    охватывает программное обеспечение, аппаратную часть и людей. Системная инженерия (см. материалы
    INCOSE – www.incose.org ), в свою очередь,
    самостоятельная и не менее объемная дисциплина чем программная инженерия. SWEBOK рассматривает системную инженерию как важную связанную дисциплину. Ну а системные требования – один из элементов реального связывания различной инженерной деятельности - программной и системной.
    Спецификация программных требований (Software
    Requirements Specification - SRS)
    Часто эту спецификацию называют “требованиями к программному обеспечению”. Все же, учитывая существование дисциплин системной и программной инженерии, мы используем термин “программные требования”, как более точно подходящий по смыслу по моему мнению.
    Программные требования устанавливают основные соглашения между пользователями (заказчиками) и разработчиками (исполнителями) в отношении того, что
    будет делать система и чего от нее не стоит ожидать.
    Документ может включать процедуры проверки получаемого программного обеспечения на соответствие предъявляемым ему требованиям (вплоть до содержания планов тестирования), характеристики,
    определяющие качество и методы его оценки, вопросы безопасности и многое другое. Часто программные требования описываются на обычном языке. В то же время, существуют полуформальные и формальные методы и подходы, используемые для спецификации программных требований. В любом случае, задача состоит в том, чтобы программные требования были ясны, связи между ними прозрачны, а содержание данной спецификации не допускало разночтений и интерпретаций, способных привести к созданию программного продукта, не отвечающего потребностям заинтересованных лиц. Стандарт IEEE 830 является классическим примером стандарта на содержание структурирование и методы описания программных требований – “Recommended Practice for Software
    Requirements Specifications”.
    Необходим отметить, что в документацию на требования не следует вносить элементы дизайна системы (скажем,
    логическую модель базы данных). А вот сценарии использования Use Case часто включают в спецификацию требований наравне с трассировкой
    (traces) к соответствующим моделям в форме диаграмм,
    например, к UML Use Case, UML Activity, BPMN и т.п. .
    Говоря о написании спецификаций требований, то есть одно серьезное заблуждение, которое делают обычно неопытные аналитики – это фактическая подмена требований как таковых, моделями графического
    пользовательского интерфейса, т.е. когда в документы- спецификации требований просто включаются
    «картинки» пользовательского интерфейса с небольшими пояснениям. Это отнюдь не означает, что с заинтересованными лицами и в частности с пользователями, не следует вообще обсуждать дизайн
    GUI, часто это имеет смысл делать, но для этого существует, например, прототипирование. Мне довелось изучить многие документы требований в разных организациях и практически все они имели одни и те же проблемы:
    Терминологическая неопределенность. Часто используются термины, которые обладают многозначностью, и такие термины не определены в глоссариях, чтобы можно было четко понять, что конкретно автор имеет в виду в данном случае (это не всегда бывает понятно из контекста). Как пример можно привести собственно использование (и, что немаловажно, понимания!) термина «требования».
    Под этим ёмким термином можно понимать как требования к бизнес процессам, так и функциональные или нефункциональные требования к ПО вообще. Интересно, что на уровне многих стандартов (к сожалению, в основном,
    англоязычных) прописано использование тех или иных глаголов, форм и структурирование предложений, описывающих требования – например использование глаголов (will, shall, should, may, can –
    перечислены в порядке “убывания директивности”).
    Действительно, “программный модуль X отсылает уведомление на e-mail адрес пользователя…” несет,
    мягко говоря, иную смысловую нагрузку, чем
    “отсылается сообщение”.
    Отсутствие представления о классификации требований. Подмена одних категорий требований –
    другими и смешение требований (например, такое часто случается с функциональными требованиями,
    бизнес-требованиями и бизнес-правилами). Как результат – создаваемые документы тяжело читать и извлекать полезную для разработки ПО
    информацию. Зачастую в одном абзаце, можно встретить перемешанные как описания необходимой функциональности и тут же элементы предполагаемого пользовательского интерфейса,
    который должен воплотить разработчик. Или проектные решения, например, использование таблиц баз данных или полей. И помимо этого,
    содержится несистематизированная и фрагментарная информация о бизнес-процессах организации. Все это скрывает истинные требования к разрабатываемому ПО, что в свою очередь затрудняет как разработку, так и согласование требований. Корректная и однозначная интерпретация требований и анализ влияний становятся практически неосуществимыми, что напрямую сказывается на адекватности удовлетворения потребностей заказчика/
    пользователей.
    Фокусировка на деталях пользовательского интерфейса. В документах встречается акцентирование не на необходимой функциональности, а на деталях пользовательского интерфейса.

    Излишнее акцентирование внимания на деталях реализации. Попытка отразить в документе с требованиями к создаваемому ПО не ЧТО должна делать система, а то КАК она это будет делать. Это одна из ключевых проблем. Во многом, поэтому,
    часто выделяют внутренние технические требования к системе, которые не проходят аттестации со стороны пользователей и разрабатываются не аналитиками, а архитектором и ведущими разработчиками уже на этапе проектирования –
    software design (см. следующую область знаний
    SWEBOK).
    Слабая формализация бизнес-процессов. В
    документах перемешивается описание бизнеса и требования к ПО, что приводит сложностям в понимании сути и общему пониманию как должна быть спроектирована система.
    Проверка требований (Requirements Validation)
    Определение требований напрямую связано с процедурами проверки (verification) и утверждения
    (аттестации - validation, как это сформулировано в ГОСТ
    Р и ISO/IEC 12207). Вообще говоря, принято считать, что требования описаны неполностью, если для них не заданы правила V&V (verification&validation – проверка и аттестация), то есть не определены способы проверки и утверждения. Процедуры проверки являются отправной точкой для инженеров-тестировщиков и специалистов по качеству, непосредственно отвечающих за соответствие получаемого программного продукта предъявляемым к нему требованиям.

    К сожалению, как уже комментировалось выше, часто, в крупных организациях вместо полноценной проверки сути и содержания документов, все сводиться к так называемому “нормоконтролю” – когда проверка документов требований заключается в проверке на соблюдение принятых стандартов внешнего оформления документа (отступы и размеры поля,
    подписи таблиц/рисунков и т.п.), но никак ни оценки качества требований. И совершенно неверно считать такой “нормоконтроль” полноценной проверкой требований.
    Если стандарты жизненного цикла описывают как правильно создавать продукт, то стандарты (в том числе,
    внутрикорпоративные) отвечают за создание правильного продукта, то есть того продукта, который соответствует ожиданиям пользователей и других заинтересованных лиц.
    Для достижения этой цели применяется ряд практик, в том числе, представленных ниже.
    Обзор требований (Requirements Review)
    Один из распространенных методов проверки требований - инспекция или обзор требований. Суть его заключается в том, что ряд лиц, вовлеченных в проект
    (для крупных проектов – специально выделенные специалисты), “вычитывают” требования в поисках необоснованных предположений, описаний требований,
    допускающих множественные интерпретации,
    противоречий, несогласованности, недостаточной степени детализации, отклонений от принятых стандартов и т.п.

    Вопросы обзора требований, вообще говоря, имеют непосредственное отношение к теме качества, поэтому они также описываются в области знаний SWEBOK
    “Качество программного обеспечения” (Software Quality)
    в теме 2.3 “Обзор и аудит” (Review and Audit).
    Прототипирование (Prototyping)
    В общем случае, прототипирование подразумевает проверку инженерной интерпретации программных требований и извлечение новых требований,
    неопределенных или неясных на ранних итерациях сбора требований. Существует множество подходов к прототипированию, как с точки зрения детализации, так и того, чему уделяется внимание при прототипировании.
    Наиболее часто прототипы создаются для оценки способа реализации пользовательского интерфейса и проверки архитектурных подходов и решений.
    При всей безусловной полезности прототипирования для обеспечения проверки требований и решений,
    необходимо понимать, что с прототипированием связан ряд вопросов способных привести к негативным последствиям или, как минимум, работам, требующим дополнительного времени и средств. Среди возможных негативных последствий прототипирования стоит выделить следующие:
    Смещение внимания с целевых функций прототипа и, как следствие, неудовлетворенность пользователей огрехами прототипа, отсутствием стоящей за ним реальной функциональности (для прототипов пользовательского интерфейса),
    ошибками в прототипе и т.п.

    Превращение прототипа в реальную систему за счет постоянного добавления новых свойств и функциональности “для проверки” – часто бывает нарушена архитектурная целостность, необеспечена необходимая масштабируемость и качество получаемого программного продукта;
    Здесь хотелость бы добавить и еще одну типичную проблему - переключение внимания заинтересованных лиц на эргономику и детали дизайна графического пользовательского интерфейса, при начальной цели построения прототипа для выявления функциональных и иных требований и наоборот. Проблема не во внимании пользовательскому интерфейсу, проблема в подмене,
    если так можно выразиться, функциональной составляющей пользовательским интерфейсом
    (вспомните, как часто вы сами говорили или слышали –
    “я не о ‘кнопочках’ и ‘окошках’, я о задаче …”).
    Конечно, ясно, что эти факторы можно превратить и в положительные стороны прототипа. Кроме того, не стоит считать что прототип это всегда нечто, воплощенное в код. Прототипом пользовательского интерфейса может быть, например, просто “прорисованный” на бумаге или в электронной форме набор переходов между экранами/
    диалоговыми окнами системы (кстати, это подход, часто используемый в Agile-практиках, но отнюдь не заменяющий требований к системе).
    Так или иначе, выбор того или иного метода прототипирования, да и самого факта такого способа проверки требований или технологических идей, должен основываться на временных и других имеющихся
    ресурсах, опыте в прототипировании и, конечно, степени сложности создаваемой программной системы.
    Утверждение модели (Model Validation)
    Утверждение или аттестация модели связана с вопросами обеспечения приемлемого качества продукта.
    Уверенность в соответствии модели заданным требованиям может быть закреплена формально со стороны пользователей/заказчика. В то же время,
    проверка и аттестация модели, например, объектно- ориентированного представления бизнес-сущностей и связей между ними может быть проверена с той или иной степенью использования формальных методов,
    например, статического анализа (поиск связей и путей взаимодействия между описанными объектами и выделение различного рода несоответствий). Это –
    другая сторона утверждения модели.
    Приемочные тесты (Acceptance Tests)
    Требования должны быть верифицируемы. Требования,
    которые не могут быть проверены и аттестованы
    (утверждены) – это всего лишь “пожелания”. Именно так они буду восприниматься разработчиками, даже в случае их высокой значимости для пользователей. Если описанное требование не сопровождается процедурами проверки – в большинстве случаев говорят о недостаточной детализации или неполном описании требования и, соответственно, спецификация требований должна быть отправлена на доработку и если необходимо, должны быть предприняты дополнительные усилия, направленные на сбор требований.

    Можно говорить о том, что процедура анализа требований считается выполненной только тогда, когда все требования, включенные в спецификацию, обладают методами оценки соответствия им создаваемого программного продукта. Чаще всего столь строгое ограничение на степень законченности спецификации накладывается на функциональные требования и атрибуты качества (например, время отклика системы).
    Идентификация и разработка приемочных тестов для нефункциональных требований часто оказывается наиболее трудоемкой задачей. Для ее решения обычно
    “ищут точку опоры”, то есть возможность взгляда на описываемые требования с количественной точки зрения, в плоть до переформулирования и большей степени детализации описания таких требований.
    Дополнительная информация, связанная с приемочными тестами представлена в области знаний SWEBOK
    “Тестирование программного обеспечения” (Software
    Testing) в описании 2.2.4 “Тесты соответствия”
    (Conformance testing).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта