ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Вопросы и ответы Билет 1
Скачать 0.94 Mb.
|
VI. Список литературы:1. Теплюк В.М. "Социальная ответственность журналиста" 2. "Журналистика и юриспруденция в конфликте" 3. "СМИ и демократия в современном мире" 4. Авраамов Д.С. "Профессиональная этика журналиста" 5. Ученова В.В "Беседы о журналистике" 6. Засурский Я.Н. "Основы творческой деятельности журналиста" Люди добровольно обращаются СМИ ,но они не всегда испытывают к ним уважение и доверие и не всегда чувствуют такого же отношения к себе, эти люди легко могут отказаться от общения со СМИ, что наглядно проявляется в колебании тиражей газет и популярности тех или иных программ телевидения и радио. Поэтому вопрос об ответственности важен как никогда в сегодняшнее время. О роли прессы и об ответственности журналистов спорят и на лавочке у подъезда, и на телеэкране, и в государственной думе. Это связано с той противоречивой ролью, которую играет пресса в обществе. С одной стороны, дальнейшее развитие России по пути свободного развития СМИ, а с другой- сами же СМИ в политической полемике и конкурентной борьбе за читателя часто переходят все мысленные границы дозволенного. Чем больше свободы, тем выше ответственность перед обществом. В ходе творческого процесса приходиться принимать индивидуально все решения- при этом существует коллективная ответственность за продукт творчества. Объективную основу содержания составляет реально существующая зависимость между результатом и теми последствиями, которые он может иметь для общества и за которые общество имеет право с профессионала спросить. В этом смысле в понятие "ответственность" входит призвание свести к минимуму последствия, стимулируя качественное выполнения профессионального долга. Однако профессиональный риск есть неизбежный момент всякого журналистского содружества перед обществом и гарантированность высокого качества исполнения своего профессионального долга. В заключении хочется сказать ,что вопрос о журналистской ответственности очень остро стоит в наше время. Для характеристики как динамичного и системного явления существенно и то, что различные её виды находятся в своеобразном взаимодействии. Многие вопросы в этой теме остаются спорными. Билет № 7. 1. Функции заголовков в современной прессе. Основные типы заголовков. Варианты персонификации заголовков. Игровой заголовок. ОТВЕТ: Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистика. Особенно важна яркость и точность для заголовка, ведь заголовок – первое, с чем сталкивается читатель газеты, первое, на что обращает внимание, просматривая газетную полосу, по заголовкам ориентируются в содержании газеты. Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание. Исследование психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому так важно журналисту выбрать заголовок для своей публикации. В нескольких словах, одним предложением нужно не только передать основной смысл статьи, ее содержание, но и привлечь, заинтересовать читателя, однако не стоит забывать, что не все меры здесь хороши. Очень часто под сенсационными и крикливыми заголовками ничего не стоит. Читатель разочаровывается не только в отдельной статье или публикации, но и в издании в целом. Не стоит ради красивого и громкого словца рисковать доверием читателя. Заголовок – лицо всей газеты, он влияет на популярность и приобретаемость издания. В знаменитом словаре В.И. Даля о заголовке сказано, что это “выходной лист, первых листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок обозначает также название отдела, главы книги, а в деловых бумагах означение в начале листа ведомства, место, откуда и куда бумага идет. Это широкое понятие заголовка. В словаре С.И. Ожегова заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей, как заглавие литературного произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание. Безусловно, произведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия “заглавие”, но газетный заголовок имеет свою специфику. Он живет на газетной странице, следовательно, отражает характерные особенности газеты. Многие газетные заголовки в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, убедительное и интересно преподносить. Для этого в заголовке могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Могут возникать экспрессивные заглавия, созданные на основе переносного значения слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности. Таким образом, изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией. Это дает возможность работать над заглавием в школе не только на специальных уроках развития речи, но и на уроках других типов при изучении вышеперечисленных языковых разделов. В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки с малоиспользуемой лексикой- жаргоном, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу. Есть газеты универсальные, в которых встречаются самые разнообразные заглавия от пошлых и низкопробных до серьезных, тревожных, заставляющих читателя остановиться и задуматься. К таким универсальным газетам относится “Комсомольская правда”, а особенно ее пятничный выпуск, любовно и ласково именуемый “Толстушкой”. “Комсомольская правда” - газета, которую можно читать всю неделю и всей семьей. “Толстушка” – итог всех номеров недели. В нее входят самые интересные статьи недели, главные события страны, новости из-за рубежа. Пятничный выпуск предполагает вечер выходного дня с газетой в руках. Толстушка рассказывает обо всем: о новостях политики, о шоубизнесе, о новинках моды, рассказывает о забавных и интересных случаях из жизни простого народа и просто сплетничает о богеме. Поэтому аудитория ее читателей разнообразна и пестра по своему составу: это люди разного возврата, разной профессии, разной национальности. Цена “толстушки” приемлема для студентов и пансионеров. Каждый найдет для себя что-нибудь интересное. Женщины почитают о том, что модно в нынешнем сезоне, мужчины обратятся к новостям спорта, детям будет интересна страничка “Окно в природу”, бабушки и дедушки прочитают политические заметки и заметки о музыкальных и театральных тусовках. Но прежде все они прочтут заголовок. Предметом исследования данной квалификационной работы является современный газетный заголовок и возможность работы с ним на уроках русского языка в школе. Цель работы – привлечь внимание учителя к возможностям, которые открывает ему работа с газетной статьей и газетным заголовком в школе. Поскольку учащиеся в будущем (а возможно, уже и в настоящем) – читатели газет и журналов, задача учителей-словесников – научить их ориентироваться в море современной прессы и быть грамотными читателями. В работе будут рассмотрены заголовки, выбранные нами из публикаций “Комсомольской правды” («Толстушка») в период с 24 декабря 2002г. по 27 апреля 2001г. и с ноября 2002 г. по март 2003 г. с точки зрения классификации, предложенной Лазаревой Э.А.( В ходе работы мы обратим внимание на то, заголовки какого типа преимущественно используются современными авторами, какова их языковая структура, экспрессивность, лексический состав и другие особенности. Отдельная глава данной работы посвящена тому, как проводится работа над заглавием текста в школе на уроках русского языка. В этой главе мы проанализируем задания по работе над текстом и его заглавием, предусмотренные традиционными учебными пособиями, а также предложим свои варианты творческой работы учащихся над заглавием и задания разных типов, которые возможно применить в работе над заглавием. Связь заголовка с текстом Заголовок текста имеет двойственную природу. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая “над” ним и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определенную самостоятельность. С другой стороны заголовок – полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другим компонентом целостного произведения. Заголовок составляет единую систему с текстом “заголовок - текст”. Поэтому чаще всего работа с заголовком ведется на уроках развития речи. В смысловом отношении заголовок все же нельзя рассматривать как что- то отдельное от текста. Заголовок подготавливает к пониманию текста, с другой стороны, заголовок может становиться понятным только после прочтения текста. §1. Первая классификация газетных заголовков строится на основе отражения элементов текста. По этому признаку выделяют однонаправленные и комплексные заглавия. Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста: - с темой, - с фактом, - с героем публикации, - с цитатой или известным выражением, - с аналитической оценкой ситуации, - с идеей материала, - с второстепенными элементами текста. Большее количество заголовков выражает тему текста. Например, заголовок “Уроды Чернобыля” (28 апреля 2001г.) полностью отражает тему статьи, где речь идет о Чернобыле и страшных последствиях аварии 26 апреля 1986г. на чернобыльской АЭС. Статья рассказывает о страшнейшей коллекции профессора Вячеслава Коновалова. Профессор Киевского института добывает в районах, пораженных радиацией в мертвецких и выгребных ямах уродов животных и человеческих, отсюда и название. «Пять мужей Дорониной» (6 декабря 2002 года). Заметка о пяти браках актрисы Татьяны Дорониной. «Мальчик-полтергейст» (12 декабря 2002 года). Заметка рассказывает об уникальных возможностях маленького мальчика, проживающего в Ярославской области. «Восемь правил здорового загара» (6 июня 2003 года). Заголовок полностью отражает тему статьи, в которой рассказывается о том, как правильно загорать. Некоторые заголовки отражают отдельный факт. Часто статьи кричат о фактах, еще не свершившихся. Чаще всего это заглавия заметок политических. “Мир узнает нового президента США” (17 ноября 2000г.). Заметка о выборах президента США. “Тамаре Рохлиной дали 8 лет” (этот же номер). “На Украине сняли премьера” и т.д. Факт, порой не слишком важный, отражают заглавия светской хроники. “Современнику исполнилось 45 лет” Заметка о праздновании 45-летнего дня рождения театра Современник. “Золотой семье – золотая свадьба” (16 марта 2001г.). Заметка о золотой свадьбе чемпионов мира по спортивной гимнастике – Муратовых. “Энергетики пропили 30 км проводов”. Факт. «Поиски в Кармадоне будут до конца недели завершены» (6 декабря 2002 года). Заметка о пропавшей в Кармадонском ущелье съемочной группе Сергея Бодрова. «Осквернены мощи С. Саровского» (6 декабря 2002 года). Заметка об осквернении мощей преподобного Серафима Саровского. «Поезда подорожают с 15-го января» (12 декабря 2002 года). Заметка о повышении цен на пассажирские перевозки на Российских железных дорогах. «Секрет китайского фарфора разгадали в Челябинске» (24 января 2003 года). Заметка о русских специалистах, разгадавших секрет изготовления китайского фарфора. «В Ватикане издадут толковый словари о сексе» (24 января 2003 год). Заметка о готовом к выпуску словаре. «Ревнивец откусил нос молодожену» (24 января 2003 года). Заметка о происшествии в городе Саранске. Ревнивый молодой человек откусил нос мужу своей бывшей возлюбленной. «Дачница украла снег у соседей» (20 декабря 2002 год). Случай из разряда «чего только не бывает!». Пожилая дама, заботясь о своих кустарниках, о том, как они переживут бесснежную зиму, решила позаимствовать снега на соседском участке. «В Якутии решили клонировать мамонта» (6 декабря 2002 года). Заметка о якутских учёных, решивших клонировать мамонта. Такие заглавия, как правило, полноинформативны, понятны для читателя и полностью отражают содержание заметки. Большинство из них представляют собой по своей синтаксической структуре неопределенно–личные предложения, в которых главное – само действие или событие, а не субъект. Гораздо реже среди анализируемых заглавий встречаются заголовки, называющие героя публикации. Героями, как правило, становятся артисты театра и кино, знаменитые музыканты, ведущие телепередач. Журналисты умело используют различные стилистические приемы для обыгрывания имени, привнося в него дополнительное значение, высвечивая его внутреннюю форму. Одним из наиболее частотных приемов становится парономазия, основанная на сближении сходно звучащих слов: «Буш бушует» (16 марта 2001 г.) Часто в заглавии вынесены известные фамилии, а в статье они лишь вскользь упоминаются. Так, например, заголовок “Юрия Любимова чуть не арестовали в Кремле” (27 апреля 2001г.) заставляет поволноваться за известного режиссера – Любимова. Однако в статье речь не пойдет о страшном преступлении, которое совершил Любимов, нет речи и о застенках Лубянки. Выясняется лишь, что Любимова как худрука Театральной олимпиады, которая проходила в Москве, в числе избранных деятелей театра пригласили на встречу с президентом Путиным. Любимов пошел в Кремль не через Боровицкие, а через Спасские ворота, его арестовали, а, выяснив личность, отпустили. Вот и все. Дальше речь идет о дне рождении Таганки, ей исполнилось 37 лет. В заглавии часто выносится фамилия героя публикации, но не обозначается главная мысль статьи. “Зайцев стал белобрысым” (16 марта 2001г.). Вся статья совсем не посвящена изменению в имидже Вячеслава Зайцева, хотя речь идет действительно о нем, о его 63-ем дне рождении. Называют героя публикации такие заголовки: “Рядом с моей Надей Лолита отдыхает!” (16 марта 2001г.). Статья о Наде Михалковой. “Бесчастных – это голова”. Заметка о русском футболисте Владимире Бесчастных, забившем золотой гол в матче “Россия - Югославия”. «Варум не хочет ехать без Агутина» (20 декабря 2003 г.). Заметка о том, как будут встречать Новый год звезды эстрады. «Киркоров требует выкинуть Шевчука из Гранд Отеля». (24 января 2003 г.). Заметка о конфликте между Филиппом Киркоровым и Юрием Шевчуком. « Игорь Бочкин женился…» (12 декабря 2002 г.). Заметка о свадьбе актера Игоря Бочкина. «Валерий Меладзе к родам готов!» (6 декабря 2002 г). Заметка об ожидающемся пополнении в семье Меладзе. «Валерию Леонтьеву предстоит операция» (6 декабря 2002 г.). Заметка о готовящейся операции на колене В. Леонтьева. «Лолите угрожает маньяк» (6 декабря 2002 г.). Заметка о назойливом поклоннике певицы. «Из-за любимой Децл ушел из дома» (6 декабря 2002 г.). Заметка о том, что певец Децл ушел из родительского дома к любимой девушке. «Бельмондо решил жениться!» (6 декабря 2002 г.). Заметка о свадьбе Жана-Поля Бельмондо. В заголовках, в которых называется герой публикации, главное действующее лицо выступает в предложении в роли подлежащего или дополнения. Заголовок может представить цитату или известное выражение, относящиеся к описываемому событию. Так, заголовок “Из меня лепят монстра!” становится понятным после прочтения материала. Но внимательный читатель заметит, что в заголовок вынесены слова Никиты Михалкова из его интервью К.П. за 20 апреля 2001г. Другой пример: интервью с актером Царевым опубликовано под заголовком: “А чой-то вы тут делаете, а?” Оказывается, что эта фраза из фильма “Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен”, в котором снимался Царев, и именно его герою принадлежит эта реплика. Выбрать заголовок не просто. Написать публикацию – только полдела. Не менее сложная задача – озаглавить написанное. Дело не только в богатстве фантазии автора, но и в его отношении к изложенному материалу. В заголовке может выражаться аналитическая оценка ситуации. Подобную работу по отражению в заглавии аналитической оценки изложенному можно проводить в школе при обучении сочинению и некоторым видам изложения. Умение озаглавить текст – важный этап при обучении связной речи, и на этом этапе необходимо научить давать заглавие, связанное не только с темой текста, но и с основной мыслью. Подобный заголовок до чтения газетного материала подготавливает читателя к восприятию идейного смысла публикации, понимается сразу в определенном ключе. Конечно, чувствуется субъективное мнение автора, его взгляд и отношение к написанному. Идейный смысл такого заголовка воспринимается дважды: 1-ый раз, до знакомства с текстом, читатель воспринимает заглавие, настраивается на определенную информацию, формирует свое отношение к событию. Повторно возвращается к такому заголовку уже после прочтения текста. Так, заголовок: “Офицер отдал квартиру вдове погибшего друга” (13 апреля 2001г.) сразу настраивает читателя на положительный отзыв. На уровне синтаксиса и лексики прослеживается отношение к описываемому событию. Предложение повествовательное, т.е. из события не делают сенсацию с восклицательным знаком на конце, когда заголовок воспринимался бы как что- то недопустимое, уникальное. Автор заметки, напротив, хочет показать, что поступок такой пусть не повседневный, но и не уникальный. Это поступок офицера Российской армии и мужчины, потерявшего друга. Удачно подобран глагол – сказуемое. Именно отдал, а не подарил и уж тем более не пожертвовал. Слова “погибшего” и “вдова” носят книжный оттенок, это слова высокого стиля. В заметке «За тех, кто всегда начеку» (20 декабря 2002 г.) о профессиональном празднике сотрудников органов госбезопасности заглавие выражает положительную оценку описываемым событиям и героям публикации. Таким образом, подобный заголовок информирует читателя о содержании статьи и заставляет читателя рассматривать материал под определенным углом зрения. Есть заголовки, которые актуализируют идею материала. Могут содержать элементы, которые логически вытекают из сказанного, но в самом тексте не выражаются вербально. Например: “Нас ждут оранжевая весна и розовое лето” (16 марта 2001г.). В статье рассказывается о том, что будет модно весной – летом 2001г. А ожидают нас цветные очки от солнца и цитрусовые, медовые тона в одежде. Отсюда заголовок. Еще пример: «Кошки – к любви; собаки – к успешной карьере» (24 января 2003 г.). В заметке речь идет о том, что у женщин, держащих дома кошек, удачно складывается личная жизнь, а дам, предпочитающих собак ждет успешная карьера. Подобный заголовок логически вытекает из сказанного в заметке и становится понятен после прочтения публикации. Часто заголовки актуализируют второстепенные элементы текста. В заголовке «Жена Малинина изобрела интимное мыло» (20 апреля 2001г.) на первый план выносится второстепенная деталь. В этой заметке – небольшом интервью с Александром Малининым – лишь вскользь упоминается о новом мыле – изобретении супруги Малинина и о ее диссертации на эту тему. «Сергея Безрукова не пустили к бабушке» (24 января 2003 г.). В заглавии этой статьи, как и в предыдущей, выносится на первый план второстепенная деталь. В статье, в основном, речь идет о гастролях известного актера Сергея Безрукова и только несколько слов сказано о том, что ему не удалось навестить свою бабушку, проживающую недалеко от города, в котором проходили гастроли. «Победители «Стань звездой» дали обет безбрачия» (13 декабря 2002 г.). В публикации рассказывается о победителях проекта «Стань звездой» и о контракте, который они подписали со своим музыкальным продюсером. Одним из пунктов контракта является обязательство участников группы не вступать в брак. И именно эта деталь выносится в заглавие статьи. Мы привели примеры однонаправленных заглавий, отражающих один элемент текста. Следующий тип заголовка – комплексные. Такой заголовок соотносится с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, чем предыдущие, что является одним из средств повышения выразительности текста. Комплексные заголовки актуализируют одновременно тему и аналитическую оценку ситуации (в школьной практике в этом случае говорят о теме и основной мысли, одновременно нашедших выражение в заглавии текста). Наиболее простой пример актуализации двухсодержательного компонента текста – когда сам заголовок состоит из 2-х частей, соединенных союзом или: “это или то”. Комплексный заголовок может отражать два смысловых элемента текста, когда он построен на явлении многозначности слова. Такие заголовки встречаются крайне редко. Обычно в исследованных заглавиях авторы стремятся к краткости и емкости, они лишь называют тему, а чаще лишь заманивают читателя своей яркостью. Пример такого заглавия – «Резервы мозга, или как помочь своему ребенку стать умнее». (12 декабря 2002 г.). Заметка о возможности повышения интеллекта у людей и о препаратах, повышающих уровень интеллекта. Анализирует и оценивает ситуацию сам читатель. Авторское мнение прослеживается в тексте. |