Главная страница
Навигация по странице:

  • Журналист - режиссер

  • Журналист – продюсер

  • Востребованность и популярность профессии

  • Зрители и слушатели сегодня

  • 2. Свобода творчества. Общественные идеалы и позиция журналиста. Как вы понимаете постулат: «Без высоких целей нет настоящей свободы». Свобода творчества

  • ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Вопросы и ответы Билет 1


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Вопросы и ответы Билет 1
    АнкорОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста.doc
    Дата04.01.2018
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста.doc
    ТипДокументы
    #13669
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Журналист – оператор

    Задача оператора состоит в том, чтобы предоставить зрителю наиболее выгодную и информативную панораму происходящего. Панорама как жизнь - сначала младенец, который не умеет ходить, потом движение энергичной молодости, затем неподвижность старости. Операторская работа журналиста не менее важна, чем преподнесение фактов в прямом эфире. Мастерство операторской работы может с успехом спасти самый нудный репортаж (и наоборот). Оператор должен легко и свободно работать с камерой, не отвлекаясь на её корректирование режима съёмки в процессе репортажа. Если темно, то необходимо включить свет, если слишком светло следует закрыть диафрагму. Грамотный оператор снимает со штатива. Это пресекает эффект прыгающей картинки, из-за которой любой даже самый серьёзный репортаж выглядит как фильм любительской съёмки.

    Как и везде тут действует золотое правило – лучше один хороший кадр, чем десяток смазанных или не выразительных. Несколько одинаковых планов подряд очень сильно портят всю операторскую работу, они смазывают происходящее событие, придавая ощущение однообразности. Съёмка должна отображать происходящее событие четко и ясно. Если нет возможности снимать на месте происшествия, то съёмка может представлять собой ассоциативный видеоряд. Так, к примеру, рассказывая о задержке вылета самолета из-за плохой погоды можно снимать здание аэропорта, стоящие в ожидании взлета самолеты или сугробы.

    Камера не должна смотреть на человека снизу вверх, ровно как и наоборот. Она должна быть направлена прямо на журналиста или очевидца событий, на человека снизу вверх не смотрит. Плечо журналиста в кадре смотрится так же нелепо, как оператор в бигуди. Точно так же не следует снимать с большим наездом. Есть два принципиально различных способа работы в телехронике. Способ первый: сначала пишется текст сюжета, иногда даже до съемок, и этот текст служит руководством для съемок соответствующих кадров, а затем репортер начитывает его на видеоленту перед началом монтажа изображения; монтаж осуществляется четко под фразы журналиста. Способ второй: сначала делается монтаж изображения, исходя из логики самой «картинки», под приблизительный план репортера, а затем пишется и наговаривается текст. Первый способ позволяет работать быстрее, поэтому он чаще используется в телехронике. Второй – ближе к кинематографу с его традиционным предпочтением зрения слуху. Первые кадры сюжета, вводящие зрителя в курс событий, – это, как правило, общий план. Далее кадры телехроники монтируются в той последовательности, в какой развивалось событие. Надо лишь проследить, чтобы были по возможности зафиксированы фазы развития (экспозиция, «затягивание узла», развязка). В более сложных формах возможен монтаж, не подчиняющийся хронологии, однако в хронике эти изыски могут лишь навредить, запутать зрителя. Одна из операторских забот – так называемые «перебивки», т. е. вспомогательные кадры, необходимые для монтажа основного действия. Репортер может подсказать что-либо по ходу съемок, чтобы «перебивка» несла информационную нагрузку, – через деталь можно получить образное впечатление о всем событии.

    Журналист - режиссер

    Режиссер (франц. régisseur, от лат. rego — управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства. Режиссер осуществляет постановку передачи на съёмочной площадке. Сегодня его чаще называбт называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего коллектива называется главным режиссером.

    Функции режиссера на современном телевидение чрезвычайно велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы.

    Первый этап режиссерской работы — построение общего замысла и создание съемочного варианта. После этого режиссер формирует рабочую группу, определяя кандидатуры оператора, звукооператора, техника и пр. Исходя из общего объема работ и подготовленных вариантов, при непосредственном участии режиссера составляется финансовая смета передачи (в том числе и на изготовление всей материальной части, декораций и др.). Одновременно режиссер определяет актеров-исполнителей, ведущих, редактирует в случае необходимости список гостей, назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию процесса и фиксацию всех этапов работы над программой.

    Далее работа режиссера складывается из нескольких направлений. С одной стороны это — общая координация и контроль деятельности всех членов съёмочной группы. Задача режиссера — добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении. Поэтому каждый этап работы всех членов съёмочной группы проходит утверждение режиссера. С другой стороны – индивидуальный инструктаж участников передачи.
    На практике это зачастую во всех постановочных недостатках передачи винят режиссера; за удачные моменты хвалят ведущих, репортеров или участников шоу. На самом же деле успех или неудача любого из компонентов передачи определяются в первую очередь режиссером-постановщиком, основной движущей силой творческого процесса и главным соавтором программы. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех телевизионных профессий — от актерского мастерства ведущего до технологического процесса съёмок; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности студии до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности и т.д. Поэтому подготовка и обучение профессии режиссера складывается из множества учебных дисциплин, насущно необходимых в будущей работе: мастерство режиссера и актера; грамотная речь; основы экономики и психологии; и т.д.

    Журналист – продюсер

    Продю́сер (от англ. producer) — человек в индустрии развлечений, который регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические или юридические аспекты, а также регулирует репертуарную политику при выполнении какого-либо проекта в области культуры.

    О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

    Настоящий продюсер с большой буквы отличается от всех тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на её воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики. Продюсер становится человеком, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев.

    При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей. Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.

    Ни один из продюсеров не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт.

    Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться. Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, мы в расчет не берем. Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания.

    Востребованность и популярность профессии

    Профессия журналиста во многом окутана ореолом романтизма и считается одной из самых популярных в современном обществе. Однако многие, начинающие свой путь к вершине теле или радио олимпа, в скором времени разочаровываются и оставляют попытки. Видимо, дело в искаженном представлении о сути этой профессии. В глаза бьет блеск, мишура – всеобщее признание и известность, и вообще, журналистика – это не работа, а одно сплошное приключение. Тяжелый труд, порой переходящий в нудную рутину, бессонные ночи, бесчисленные сигареты и чашки кофе, выкуренные и выпитые в поисках вдохновения, кипа написанных, но не напечатанных злобным главредом статей в мусорной корзине… – все это осталось за кадром. Кроме того, особенности профессии оставляют свой отпечаток на личности журналиста, ведь его работа – говорить о веревке в доме повешенного. Поэтому юношеский романтизм и сентиментализм быстро исчезают, уступив место пресловутому цинизму и желанию критиковать все и вся.

    Многие считают, что для того, чтобы стать профессиональными журналистами, достаточно получить журналистское образование. Но одной, пусть и красной, корочки недостаточно, чтобы считаться журналистом. Необходимо ещё думать и чувствовать.

    Сегодня все более и более востребованной становится так называемая деловая журналистика, узкоспециализированные обзоры экономических событий, тенденции развития экономики страны и мира в целом. В период экономического кризиса это направление становится намного востребованнее традиционной журналистики.

    Традиционная журналистика продолжает уступать свои позиции деловой, а носители некогда популярной и престижной профессии все менее востребованы в этом сегменте информационного рынка. Считается, что легче экономиста научить стоять в кадре, чем журналиста обучить экономике

    По общему согласию экспертов, деловая журналистика предъявляет несравненно большие требования к авторам нежели традиционная. Связано это с тем, что аудитория таких изданий достаточно специализированная, хорошо владеющая проблемой и сразу замечающая фальшь. Это менеджеры среднего и высшего звена, а также бизнесмены. Эти люди, хорошо разбирающются в валютных операциях, рынках ценных бумаг, макро- и микроэкономических процессах, происходящих сегодня в России. Вполне логично, что информация таким людям должна быть подана на высоком профессиональном уровне, а на это вряд ли способен рядовой журналист.

    По мнению экспертов издательского бизнеса, будущее журналистики за нишевыми СМИ, которые рассчитаны на строго определенную аудиторию, порой даже довольно узкую. Распространение деловой журналистки не случайно, ведь она рассчитана на наиболее платежеспособную аудиторию, а значит, сверхпривлекательна для рекламодателей. Если учесть, что 95% рентабельности СМИ зависит именно от рекламы, то немудрено, что деловые издания получают такую популярность.

    Между тем рынок этот по-прежнему остается недокапитализирован, а значит, стоит ждать его дальнейшего развития. Эксперты сходятся во мнении, что в будущем в России смогут одновременно вещать пять деловых каналов, рассчитанных на бизнес-аудиторию, как это происходит сегодня в США. Всплеск этого сегмента медиарынка ожидается после 2009 года, когда произойдет цифровизация телевидения. Пока же известно, что в самое ближайшее время свои деловые телеканалы запустят "Коммерсант", "Эксперт" и "Объединенные медиа", РБК планирует открыть информационно-развлекательное телевидение. И это только самые крупные проекты.

    Учитывая нарастающий спрос на деловых журналистов и новые требования к профессии, должна измениться методика подготовки таких специалистов в вузах. Кузница журналистских кадров должна попытаться свести амальгаму грамотной речи и профессиональной компетенции в тех или иных сферах экономики воедино. Иначе пророчество журнала FORBES, назвавшего в своем последнем номере журналистику самой ненужной профессией, грозит превратиться в реальность.

    Зрители и слушатели сегодня

    Основываясь на результатах мониторингового исследования “MAS-Media – Лето 2008”, которое сотрудники РГ “Бридж-медиа” и АРТ “TiREKs” проводят дважды в год на протяжении ряда лет, можно сделать вывод о том, что за прошедший период конъюнктура рынка средств массовой информации подверглась значительным изменениям. Как показали результаты исследования, наиболее радикальным образом изменилась ситуация на радиорынке.

    По данным исследования, проведенного этим летом, количество радиослушателей снизилось, по сравнению с осенью 2008., почти на 13% и составляет 55,1% от общего числа опрошенных (против 68% в прошлом году). Полученные результаты свидетельствуют прежде всего о том, что частота прослушивания радиостанций в значительной степени определяется сезонным фактором. Так, в весенне-летний период преобладают формы досуга, связанные с нахождением вне дома (работой на приусадебных участках, отдыхом в летних кафе, туризмом и т.д.), тогда как большинство слушателей (36,2%) предпочитают слушать радио именно дома. В качестве других мест прослушивания радио 22,1% опрошенных назвали работу, 10,9% - автомобиль, остальные же выбрали позицию “другое” или затруднились с ответом.

    В связи с резким увеличением количества радиостанций, социально-демографические характеристики аудитории слушателей отличаются сильным разбросом показателей, иллюстрируя тот факт, что радиостанции становятся все более узкопрофильными, работая на конкретную целевую аудиторию.

    Аудиторию “Нашего радио” можно охарактеризовать как молодежную (61,3% его аудитории составляют слушатели от 15 до 24 лет), студенческую (46,6% слушателей – студенты) с высшим или незаконченным высшим образованием (таковых среди слушателей 53,8%) и средним уровнем дохода (69,5%). Количество мужчин и женщин примерно одинаково.

    Среди слушателей “Русского радио” большинство (66,3%) составляют женщины, преобладающий возраст слушателей – от 19 до 34 лет (66,3%), уровень дохода – средний (68% от числа слушателей).

    Среди радиослушателей “Авторадио” каких-либо особых перекосов аудитории в ту или иную сторону не наблюдается: это практически единственная радиостанция, где все слои населения представлены относительно равномерно.

    Результаты мониторингового исследования MAS-Media “Весна - Лето 2008” свидетельствуют о том, что за период с лета 2007г. произошли изменения и в работе местных телеканалов: на рынке электронных СМИ появились новые телеканалы, многие телекомпании изменили свои сетки вещания, в эфир были запущены новые телепроекты.

    По сравнению с результатами прошлого исследования, количество респондентов, смотрящих телевизор, уменьшилось с 94 до 88,3%. Возможно, спад аудитории телевидения обусловлен влиянием сезонного фактора, подразумевающим общее снижение количества обращений к телевидению как способу проведения досуга с приближением весенне-летнего сезона.

    Вероятно, именно со снижением общего количества телезрителей прежде всего и связано подтвержденное результатами нового исследования падение рейтингов практически всех телеканалов. Так, по данным MAS-Media “Весна 2008”, рейтинг “РТР” снизился на 12,4%, “НТВ” - на 11,6%, “ ТВЦ” - на 8,4%.

    Несмотря на значительные трансформации рейтингов, распределение позиций в четверке лидеров, по сравнению с прошлым сезоном, осталось неизменным и выглядит следующим образом: первую строку рейтинга занимает “ОРТ” (86,7%), на второй позиции – “РТР” (74,5%), затем следуют “НТВ” (52,2%).

    Пятую строку рейтинга занимает “34 канал+REN TV” (37,3%), причем, это единственный канал, рейтинг которого повысился, по сравнению с летом 2007г. на 8,7%. Далее находится ТК “ Культура” с практически неизменным уже в течение нескольких сезонов результатом рейтинга (34,5%), затем - “СТС” (34%).

    Среди зрительской аудитории ТК “Телеинформ+СТС”, напротив большинство составляют подростки (16,2%) и молодежь (17,2%), по роду занятий, в основном, учащиеся и студенты (24,5%). По половой принадлежности наблюдается явное преобладание мужчин (58,3%).

    В числе зрителей ТК “ НТВ” присутствуют практически равномерно как мужчины, так и женщины. По возрастному признаку преобладают люди среднего возраста: 16,3% зрителей - от 25 до 34 лет, 24,6% - от 35 до 44 лет, 17,9% - от 45 до 54 лет, также высок процент молодежной аудитории (30,7% зрителей – до 24 лет). По роду занятий большинство составляют рабочие (20,2%), студенты, учащиеся (25,4%), работники бюджетной сферы. Достаточно высоки показатели присутствия аудитории с уровнем дохода выше среднего.

    Профессия журналиста во многом окутана ореолом романтизма и считается одной из самых популярных в современном обществе. Однако многие, начинающие свой путь к вершине теле или радио олимпа, в скором времени разочаровываются и оставляют попытки. В глаза бьет блеск, мишура – всеобщее признание и известность, хотя на самом деле, журналистика – это тяжелый труд, порой переходящий в нудную рутину. Журналист по мере творческого роста и приобретения профессиональной зрелости переходит от мышления в масштабах своего видеосюжета или репортажа к иным категориям, охватывающим вещательный день и неделю, совокупность программ и каналов, городов и континентов.

    Забота о программном наполнении каналов не менее важна, чем их техническое совершенствование. Техника цифрового вещания обещает практически безграничное число каналов и едва ли не персональное вещание каждому зрителю. Станет ли такое ТВ средством развития человечества или, напротив, его деградации – главный вопрос для тех, кто думает о телевизионных концепциях XXI века.

    Существует теория, что государство с населением меньше трех миллионов человек не может обеспечить полноценное вещание одного телеканала. На каждый час вещания (особенно художественного) работают сотни людей. Важно, однако, не количество, а определенный процент талантов. Только из трех миллионов можно набрать их достаточное число.

    Слава журналиста, репортера, ведущего складывается не из постоянного присутствия на экране, а из его мастерства рассказчика, собеседника, его эрудированности, остроумия, его трудолюбия и упорства.

    2. Свобода творчества. Общественные идеалы и позиция журналиста. Как вы понимаете постулат: «Без высоких целей нет настоящей свободы».

    Свобода творчества — принцип, согласно которому автор художественного произведения вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, предметы для описания, применять любые изобразительные средства и художественные приёмы, которые он считает подходящими для достижения избранной творческой цели. Рассматривается как одно из проявлений фундаментального принципа свободы слова, предполагающего право каждого на свободное высказывание своих мыслей.

    Принцип свободы творчества предлагает исходить из того, что наличие любых табу на темы или изобразительные средства, с одной стороны, ограничивает возможности самовыражения автора, с другой — лишает общество подлинно художественных произведений. Поэтому, с точки зрения сторонников принципа свободы творчества, возможность творчества без ограничений более ценна, чем политические или моральные принципы, для соблюдения которых свободу творчества ограничивают.

    1



    2



    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта