Главная страница
Навигация по странице:

  • Работа над заголовком на уроках русского языка в школе

  • Информация, публицистика, агитация, пиар, реклама на телеэкране – в чем их особенность и отличие ОТВЕТ: Информация

  • Публици́стика

  • Связи с общественностью , пиар

  • Билет №8. (ПЕРЕНЕСТИ ИЗ 12 ВОПРОСА) 1. Основы практической деятельности журналиста информационной службы газеты, радио, телевидения, Итернет-СМИ – общность и различия.

  • Интернет-журналистика

  • Конверге́нтная журнали́стика

  • Новый журналист

  • ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Вопросы и ответы Билет 1


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Вопросы и ответы Билет 1
    АнкорОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста.doc
    Дата04.01.2018
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ осн. творч.деят.журналиста.doc
    ТипДокументы
    #13669
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Дезориентирующие заголовки
    Заметим все же, что не все средства хороши. Иногда стремление любой

    ценой потрясти воображение современного читателя побуждает авторов газетных

    заголовков прибегать к приемам далеко не корректным и часто не совсем

    этичным.

    Предположим, вы просматриваете свежие газеты и видите заголовок:

    «Жванецкого спустили с лестницы» (17 ноября 2000 г.).

    Немедленно ознакомившись с содержанием обещающей сенсацию заметки, вы

    убеждаетесь, что речь идет вовсе не об угрозе безопасности известного

    артиста, а о Кукле, которую коллеги Жванецкого назвали в его честь.

    Газетный заголовок, который вводит читателя в заблуждение

    относительно содержания текста, логично назвать дезориентирующим.

    Подчасов А.В.( предлагает выделять несколько разновидностей таких

    заголовков:

    1.Заголовки, предсказуемость которых сведена к минимуму. Например:

    «Служба спасения не дала Шендеровичу погибнуть» (10 ноября 2002 г.).

    Неудивительно, что такой заголовок сразу привлечет к себе внимание.

    Многие, правда, будут озадачены, узнав, что речь идет о предновогоднем шоу

    «Кто хочет стать миллионером!», входе которого Шендерович несколько раз

    звонил в Службу спасения города Москвы с целью воспользоваться подсказками

    дам-операторов этой службы.

    Жуткий пример: «Как расчленить соседей?» (23 января 2000 г.).

    Еще до прочтения текста мы понимаем, что слово «расчленить» вряд ли

    употреблено в заголовке в прямом смысле. И все же многие удивятся, когда

    узнают, что автор подразумевал, как расселить соседей, а публикация

    посвящена проекту закона «О приватизации жилых помещений в квартирах

    коммунального заселения в городе Москве».

    Обратим внимание на то, что заголовки, объединенные нами в эту

    группу, связаны не столько с текстом, сколько с подтекстом статей, а еще

    чаще – с внетекстовой ситуацией. К сожалению, на страницах газет такие

    заголовки стали привычным явлением.

    2. Заголовок, представляющий собой один из тезисов публикации. При

    этом автору совсем не неважно, что заголовочный тезис не отражает

    идеи текста, а порой опровергается в нем. Существенно лишь то, что он

    выразительный, интригующий, а потому успешно «продает» газету.

    Например:

    “НТВ на новый год будет раздавать жуков”.

    Покопавшись в тексте, посвященному подготовке к новогодней

    трансляции на телеканале НТВ, мы находим наконец объяснение заголовка:

    “НТВ во всю будет раздавать подарки, самый большой из них “Фольксваген-

    Жук”. Но, во-первых: речь идет об автомобиле в единственном числе, а

    второе: разве об этом текст? Ведь главное в нем – содержание новогодних

    передач. К сожалению, заголовок сообщил читателю лишь о том, что больше

    всего поразило воображение журналиста.

    3. Заголовок представляет собой прямое искажение, подтасовку фактов,

    содержащихся в тексте.

    «Кто посадил брата Раисы Максимовны Горбачевой в психушку?» (13

    апреля 2001г.).

    Текст не только не отвечает на поставленный вопрос, но и делает этот

    вопрос неуместным. Т.к. никто родственника экс-президента СССР в

    сумасшедший дом не помещал. Евгений Максимович злоупотреблял алкоголем и

    как следствие попал в психлечебницу.

    «Дзержинский убил свою сестру, а потом утопил Россию в крови» (24

    декабря 2000 г.).

    Спешим заверить вас, что это заявление звучит в тексте далеко не так

    категорично и определенно.

    Автор упоминает мнение некоторых земляков Дзержинского, уверенных в

    том, что именно Феликс застрелил из ружья сестру Ванду. Однако другие

    убеждены в его непричастности к этому несчастному случаю. Так смотритель

    музея Дзержинского Михаил Грибов в ответ на просьбу прокомментировать

    слухи отвечает: «Это старые уже люди. Кому девяносто, а кому и под сто.

    Говорят ерунду всякую».

    4. Дефектные заголовки. Смысл заголовков остается загадкой и после

    прочтения. В некоторых случаях мы можем высказать предположение, но

    полной уверенности на счет содержания такого заголовка быть не может:

    «Молилась ли ты на ночь, Ряба?” (16 марта 2001г.) – заметка о

    рекламе.

    А что же заголовок? О его отношении к материалу можно только

    догадываться.
    Необычайную популярность дезориентирующих заглавий у газетчиков Ф.Д.

    Хадсон( объясняет стремлением журналистов во что бы то ни стало сделать

    заголовок интересным для читателя, даже если им нечего сказать последнему.

    Действительно, дезориентирующий заголовок встречается чаще всего с

    “проходной” ничего интересного собой не представляющего материалом.

    Серьезной причиной распространения заголовков, содержащих

    дезинформацию, является безответственность и недальновидность журналистов,

    не понимающих, что риск потерять читательское доверие никогда не бывает

    оправданным.
    Работа над заголовком на уроках русского языка в школе

    В школе работа над заголовком ведется преимущественно на уроках

    развития речи, где главной задачей учителя является формирование у

    школьников всего комплекса речевых умений. От знакомства с определенными

    речевыми понятиями учащиеся идут к свободному использованию приобретенных

    умений в речевой практике. Как правило, это проявляется в создании своего

    текста. Знание каких речеведческих понятий необходимо для этого? Прежде

    всего, необходимо знать признаки текста.

    Рассмотрим признаки текста, которые следует считать

    необходимыми и достаточными для раскрытия этого понятия в школе:

    1) Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Одно

    предложение, даже очень распространенное, сложное, которое,

    безусловно, является произведением речи, мы тем не менее текстом не

    назовем. Вот, например, описание охоты у С. Т. Аксакова.

    Я любил все в охоте: как собака, почуяв след перепелки, начнет

    горячиться, мотать хвостом, фыркать, прижимая нос к самой земле; как, по

    мере того как она подбирается к птице, горячность ее час от часу

    увеличивается; как охотник, подняв на правой руке ястреба, а левою рукою

    удерживая на сворке горячую собаку, подсвистывая, горячась сам, почти

    бежит за ней; как вдруг собака, иногда искривясь набок, загнув нос в

    сторону, как будто каменеет на месте; как охотник кричит запальчиво «пиль,

    пиль» и, наконец, толкает собаку ногой; как бог знает откуда из-под самого

    носа с шумом и чоканьем вырывается перепелка – и уже догоняет ее с

    распущенными когтями жадный ястреб, и уже догнал, схватил, пронесся

    несколько сажен, и опускается с добычею в траву или жниву, – на это,

    пожалуй, всякий посмотрит с удовольствием.

    Конечно, это вполне завершенное высказывание, произведение речи, но

    это не текст, а предложение: его части сочетаются по законам связи сложного

    предложения, а не текста. Его нельзя расчленить на самостоятельные

    предложения, нельзя использовать для наблюдения над закономерностями связи

    предложений в тексте.

    Таким образом, первое, что должны усвоить учащиеся, овладевая

    понятием текста, – это то, что текст состоит из двух или нескольких

    предложений.

    2) Смысловая цельность текста. Текст, как известно, – результат речевой

    деятельности. Речевая деятельность, как и любая другая деятельность

    человека, имеет мотив и цель. Мотивом и целью определяется предмет

    речи. Так как предметом речи является тот или иной фрагмент

    действительности (общественное событие, явление природы, человек, его

    внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы с их

    разнообразными признаками, животный и растительный мир и пр.), мы

    можем утверждать, что в смысловой цельности текста отражаются те связи

    и зависимости, которые имеются в самой действительности.
    Единство предмета речи – это тема высказывания. Понятие «содержание

    высказывания» связано с категорией информативности речи. Считая ее основной

    текстовой категорией, И.Р. Гальперин подчеркивает, что она присуща только

    тексту, и предлагает различать, по крайней мере, два вида информации:

    содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную. «Содержательно-

    фактуальная информация (СФИ) содержит сообщение о фактах, событиях,

    процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в

    окружающем нас мире, действительном или воображаемом. Содержательно-

    концептуальная информация (СКИ) сообщает читателю индивидуально авторское

    понимание отношений между явлениями, описанных средствами СФИ, понимание их

    причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической,

    политической, культурной жизни народа. Такая информация извлекается из

    всего произведения. СКИ – это замысел автора плюс его содержательная

    интерпретация».
    Эти две разновидности информации – о чем говорится и что говорится –

    в школе называют темой и основной мыслью текста.

    Для достижения смысловой цельности текста понятие не менее важно, чем

    понятие темы. Текст приобретает смысловую цельность лишь в том случае,

    если, сообщая что-либо о предмете речи, мы подчиняем отбор материала задаче

    передать основную мысль высказывания. Другими словами, не только тема, но и

    основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую

    цельность.

    Говоря о смысловой цельности текста, в частности о единстве темы,

    следует учитывать объем высказывания. В тексте большого объема в целом

    речевом произведении предметное единство проявляется в виде иерархии тем. В

    нем ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся

    на более дробные, вплоть до микротем. Микротема считается минимальной

    единицей речевого смысла. В тексте ей обычно соответствует абзац, который

    на уровне смыслового анализа далее не членится.

    Со смысловой цельностью текста тесно связано понятие завершенности

    высказывания. Текст считается завершенным, если, с точки зрения автора, его

    замысел получил исчерпывающее выражение. Такой текст в правильно

    оформленном виде имеет начало и конец.

    Применительно к части целого текста, например абзацу, лучше говорить

    не о завершенности высказывания, а о его относительной автономности, так

    как в нем выражен относительно законченный речевой смысл, раскрыта лишь

    микротема.

    Абзац, состоящий из нескольких предложений, обычно имеет свое начало

    – тематическое предложение, или абзацную фразу, и конец – концовку или

    разрыв в цепочке связанных по смыслу формально предложений, который в

    устной речи передается интонацией законченности и более длинной паузой.

    Показателем законченности текста или его относительной автономности

    является также возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его

    содержание. В заголовке может быть обозначена тема или основная мысль

    высказывания.

    Таким образом, из такой сущностной характеристики текста как

    смысловая цельность, вытекают следующие признаки текста:

    - текст – это высказывание на определенную тему;

    - в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

    - текст любого размера – это относительно автономное (законченное)

    высказывание;

    - к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную

    мысль высказывания;

    - правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

    В школе работа над смысловой цельностью текста проводится на уроках

    литературы и на уроках русского языка. Центральное место в этой системе

    обучения связной речи занимает работа над темой и основной мыслью

    высказывания. Формируются умения определять тему и основную мысль готового

    текста, членить тему на подтемы и микротемы, составлять план текста,

    подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста.

    3) Связность текста. Связность – это третья существенная характеристика

    текста, соотносительная с таким его признаком, как членимость.

    Действительно, о связности мы говорим лишь тогда, когда имеем дело со

    сложным объектом, состоящим из нескольких компонентов.

    В школе работа над членимостью и связностью текста проводится в

    основном на семантическом уровне: формируются умения членить текст на

    части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план

    текста, устанавливать смысловые связи между абзацами, находить языковые

    средства связи фрагментов текста.

    Таким образом, заглавие тесно связано с такими признаками текста, как

    членимость, связность и смысловая цельность. Заголовок – показатель

    законченности текста. В заголовке может быть выражена основная мысль

    высказывания. Умение озаглавливать законченное произведение речи помогает,

    как мы увидим в дальнейшем, в составлении плана текста.

    В школьной практике работа над заглавием текста начинается на уроках

    русского языка еще в начальной школе. Задание – озаглавить текст – очень

    распространенное и встречается не только на специальных уроках развития

    речи, но и на уроках других типов. Работа над заглавием тесно связана со

    всей работой по обучению учащихся связной речи: с работой над типами речи,

    строением текста, его темой, основной мыслью, стилистической

    принадлежностью. Для младших школьников задание “озаглавить текст” служит,

    прежде всего, средством пояснения смысла текста, проверкой осмысления

    прочитанного. На этом этапе важно соответствие заглавия содержанию

    (задание «озаглавить отрывок словами автора» считается в методике

    аналитическим, а задание «озаглавить текст» – аналитико-синтетическим).

    Рассмотрим примеры заданий, предлагаемых учебным пособием «Русская речь»

    Никитиной. Эта книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного

    комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя

    в школе. Учебник «Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса.

    Его задача – помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит

    вести беседу, составлять планы к творческим работам, писать изложения и

    сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии, уметь видеть

    образные средства языка и использовать их в своей речи . Обучаясь различным

    видам речевой деятельности, школьник учатся ставить перед собой и решать

    ряд вопросов: о выборе стиля речи и вытекающих из этого требованиях к

    создаваемому тексту, о типе речи и соответствующем отборе сведений и

    языковых средств, об организации текста данного типового значения, о

    способах развития в нем мысли, о связи отдельных частей текста и т. д.

    Работа с заголовком ведется при обучении учащихся умению делить текст

    на абзацы и составлять план. Пятиклассникам необходимо освоить, во-первых,

    выделение микротем и членение текста на абзацы; во-вторых, обозначение их

    при письме красной строкой. Одновременно с этим нужно учить озаглавливать

    части текста, исходя из подтемы или главной мысли. Такая работа – это

    основа обучения составлению плана высказывания. Кроме того, учащихся

    следует тренировать в развитии мысли, выраженной в зачине, в связи частей

    текста. Это поможет предупредить такие распространенные речевые недочеты,

    как отсутствие второй части абзаца, разработки (заявка на мысль сделана, а

    раскрытия нет); несоответствие зачина и основной части абзаца; отсутствие

    связи между абзацами или неудачное ее оформление. Вот несколько примеров

    упражнений, направленных на решение этих задач:

    . Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок

    складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте

    части текста. Запишите план.

    Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним. В саду

    суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели

    вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. Каждое

    утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот

    и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо:

    беспокойные птицы улетали на юг. Начался листопад. Листья падали дни и

    ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса

    моросили дождем облетевшей листвы.

    ( По К. Паустовскому.)

    . Озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась его тема.

    Выделите абзацы, озаглавьте каждый из них, установите строение.

    Запишите составленный план и подготовьтесь к письменному выборочному

    изложению части о слепом дожде. Найдите в этом абзаце начало,

    разработку микротемы, концовку.

    Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды

    дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах

    смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет,

    даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его

    несет удивительно черная туча. Жестокие редкие молнии бьют сокрушительно, и

    долго после каждой из них ходит по оврагам гул. Вечерами дожди идут низко,

    ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды,

    и прохладно засияют в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех

    необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня,

    когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и

    струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно,

    что он пришел без мглы, такой веселый.

    При последующем обучении связной речи особое внимание уделяется

    следующим моментам:

    - соответствие заголовка содержанию;

    - выразительность заголовка.

    Практически не ведется в школе работы над структурой заголовка и

    языковыми средствами выразительности, использованными в нем. Хотя именно

    структуру заголовка и средства выразительности можно использовать на уроках

    русского языка, посвященных почти всех разделов языка: синтаксиса,

    лексикологии, фонетики, словообразования. Так, например, при изучении в

    разделе “Синтаксис” темы “Виды предложений по цели высказывания” можно

    предложить учащимся подобрать тексты, заглавиями которых являются разные по

    цели высказывания предложения, и понаблюдать, с какой целью авторы

    используют в заглавиях повествовательные, восклицательные или

    вопросительные предложения.

    Примерное задание: Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль.

    Почему заголовок дан в форме вопросительного предложения?

    Мелочи жизни?

    Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого

    человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

    Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы

    опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли,

    сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили

    опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю

    неделю.

    Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая

    им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в

    человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

    “В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” –

    думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить

    людям организованным, обязательным.

    Как же стать таким человеком? Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-

    моему, зависит от самовоспитания.

    С юных лет надо научится заставлять себя делать не только то, что

    хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра то, что можно сделать

    сегодня, сейчас.

    (С. Михалков «Все начинается с детства»).

    Подобное задание помогает учителю решить сразу несколько задач,

    учебных и воспитательных. Делается вывод, что заглавие в форме

    вопросительного предложения настраивает читателя на размышления, заставляет

    задуматься над проблемой, в данном случае проблемой нравственного порядка.

    При изучении темы «Виды предложений по цели высказывания» можно также

    использовать такие задания:

    . Найдите в детской газете или журнале статьи, озаглавленные

    вопросительным предложением. Чем привлекает нас такой заголовок?

    Как вы думаете, что он отражает: тему или основную мысль статьи?

    . Найдите в детской газете или журнале статьи, озаглавленные в форме

    восклицательных предложений. Что он отражает: тему или основную

    мысль статьи? Какими средствами привлекает он читателя?

    Большие возможности в работе над выразительностью заглавия

    открываются при изучении лексикологии. Следует обратить внимание учащихся

    на использование в заглавиях слов антонимов, слов с переносным значением,

    омонимов, фразеологизмов. Можно использовать такие примерные задания:

    . Подобрать газетные заголовки, в которых использован фразеологизм.

    Объяснить использование фразеологизма в заглавии.

    . Подобрать заголовки, в которых слова употреблены в переносном

    значении.

    С понятием переносного значения слова тесно связаны такие средства

    выразительности, как метафора и метонимия. Метафора и метонимия часто

    встречаются в газетных заголовках и могут быть использованы на уроках как

    иллюстративный языковой материал.

    При изучении словообразования учащиеся узнают, что стилистическую или

    эмоциональную окрашенность в слово часто приносят отдельные

    словообразовательные элементы. Эти сведения тоже можно использовать в

    работе с заголовками. Вот пример задания учебника:

    . Прочитайте текст «Осеннее котяро», перескажите его.

    Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе?
    С чем сравнивает себя кот? Почему?

    Найдите в тексте слова, близкие по смыслу.

    Помимо этих заданий предложим учащимся определить, что дает названию

    текста использование суффикса яр.

    Предложим еще такие варианты заданий:

    . Найдите примеры текстов, в заглавии которых есть уменьшительно-

    ласкательные суффиксы. Как при помощи суффиксов выражается

    отношение автора к происходящему?

    . Предложите свои примеры заглавий, в которых можно было бы

    использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
    Работу над выразительностью заголовков можно существенно расширить за

    счет включения в урочный материал текстов из газетных статей.

    Задания с использованием материалов периодической печати есть и в

    учебном пособии «Русская речь», например:

    . Найдите в детской газете или журнале статью или заметку, основная

    мысль которой отражена в ее заглавии. Подумайте, к чему призывает

    (или в чем убеждает) вас автор.

    В заголовках газетных статей очень часто используются пословицы и

    поговорки. Они, как правило, кратко и выразительно формулируют основную

    мысль высказывания. Можно предложить учащимся такие задания:

    . Найдите в детской газете или журнале статью, заглавие которой

    сформулировано в виде пословицы или поговорки. Что отражает такое

    заглавие: тему или основную мысль статьи?
    Как правило, заметки газет и журналов дают живой и богатый языковый

    материал для урока, помогают в обучении учащихся связной речи, в решении на

    современном материале многих воспитательных задач. Конечно, при отборе

    такого материала учитель не должен забывать о соответствии содержания

    возрастным особенностям учащихся и о качественном языковом оформлении

    текста.


    Заключение.
    Итак, подведем итоги. Заголовок дает первоначальную информацию о

    тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом (основной мыслью,

    тезисом, образом героя). Информативные возможности заголовка достаточно

    велики.

    Заголовок может обозначать тему и давать оценку изложенному

    материалу. Но главная функция заголовка в современной прессе: привлечь

    внимание читателя к публикации. Для этого используются всевозможные

    выразительные средства синтаксиса, лексики, морфологии, фонетики.

    Заголовки «КП – Толстушки» – разнообразны. Различные синтаксические

    конструкции выражают различное настроение публикаций.

    Часто заголовок «Комсомольской Правды» имеет форму вопросительного

    предложения, но не обязательно материал отвечает на поставленный в

    заголовке вопрос, который выражает лишь предложение.

    Восклицательное предложение не обязательно сообщает сенсацию, в

    большинстве своем такие заголовки – перефразированные известные выражения,

    цитаты из фильмов и интервью.

    Заголовки – повествовательные предложения в большинстве

    полноинформативные. Они сразу называют тему публикации, реже ее

    аналитическую оценку.

    Из лексических средств выразительности, именно в повествовательных

    предложениях, чаще чем в других, используется многозначность слова,

    метафоричность, фразеологизмы. Часто в заглавии обыгрывается

    многозначность слова, создается некоторая двусмысленность. Слово

    используется не в прямом, а в переносном значении. Авторская фантазия не

    ограничена. Заголовки в Комсомольской правде самые разнообразные, и не

    только в прозе.

    Срифмованные строки – это и перефразировка всем известных стихов и

    личное авторское стихосложение.

    К сожалению, желание заманить и удивить читателя приводит к тому, что

    заголовки не несут в себе информации.

    Язык наш постоянно развивается и меняется. Современный газетный

    заголовок дает возможность изучать язык в его современном состоянии. Это

    богатый языковой материал для уроков русского языка разных типов. Конечно,

    нужно учитывать, что заголовки не всегда являются лучшим образцом

    словотворчества. Зато, как правило, заголовки газет богаты средствами

    выразительности. На примере заголовков можно показать богатство русского

    языка, многозначность и метафоричность слов, использование пословиц,

    поговорок и фразеологизмов в речи.

    Таким образом, работа с заголовками периодической печати дает

    возможность:

    - формировать в учащихся умение «грамотно» прочитывать

    газетную статью;

    - использовать газетные заголовки в качестве иллюстративного

    языкового материала на уроках русского языка при изучении

    разделов науки о языке;

    - использовать газетные заголовки на уроках развития речи при

    обучении различным видам речевой деятельности.


    Литература:
    1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. – М.,

    2001 г.

    2. Бухарев Н. Е. Структурное развитие заголовков. – Алма-Ата, 1971

    г.

    3. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров. – М., 1978 г.

    4. Вомперский В. П. К изучению синтаксической структуры газетного

    заголовка. // Искусство публикации – Алма-Ата, 1966 г.

    5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи:

    теория и практика обучения. – М., 1991 г.

    6. Козарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 1998 г.

    7. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – Издательство

    Московского Университета, 1971 г.

    8. Крикунов Ю.А. Сила газетного слова. – Алма-Ата: Казахстан, 1980

    г.

    9. Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете. – Л., 1982 г.

    10. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989 г.

    11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1984 г.

    12. Подчасов А.В. Дезориентирующие заголовки в современной газете.
    // Русская речь, 2000 г. №3.

    13. Попов А.С. Синтаксическая структура современного газетного

    заголовка и ее развитие. // Развитие синтаксиса современного

    русского языка. – М., 1966 г.

    14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987

    г.

    15. Хазагеров Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных

    заголовках.

    16. Хлебцова О. Песнь не околица, а глупая речь не околесица. //

    Профессия Журналист. – 2002 г. №10.
    ( Лазарева Э.А. Заголовок в газете – Свердловск – 1989г.

    ( Подчасов А.В. Дезориентирующие заголовки в современных газетах. //Русская

    речь 2000 №3.

    ( Ф.Д. Хадсон Modern Newspaper Practice. Oxford -92.

    1. Информация, публицистика, агитация, пиар, реклама на телеэкране – в чем их особенность и отличие?

    ОТВЕТ: Информация (от лат. informatioформирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.

    Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицист — писатель, журналист, автор публицистических произведений.

    Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета.

    Агита́ция (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям.

    Связи с общественностью, пиар (англ. PublicRelations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественные отношения, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле - управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.

    Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

    Билет №8. (ПЕРЕНЕСТИ ИЗ 12 ВОПРОСА)

    1. Основы практической деятельности журналиста информационной службы газеты, радио, телевидения, Итернет-СМИ – общность и различия.

    ОТВЕТ:

    2. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе от технических возможностей до общественно-политического климата.

    ОТВЕТ: Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.

    Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.

    Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.

    Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.

    Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

    Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergencejournalism) — это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом "новые" формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение.

    Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами» . В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние [2]. А.Г. Качкаева предлагает следующую классификацию конвергенции: • Конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга • Конвергенция как тактика • Конвергенция как «переупаковка» • Конвергенция в сфере сбора и производства информации • Конвергенция как новый вид подачи информации Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

    Новый журналист

    Сегодня в процесс СМИ происходит внедрение идеи "универсального журналиста", или "нового" журналиста. Такой журналист является основной рабочей единицой современной медиасреды. Журналистам, которые работая в конвергентной редакции, необходимо избавиться от принципа вражды между представителями разных видов СМИ. Это поможет повысить уровень создания медиапродукта. Основным качество «универсального» медиаработника является умение быстро определять лучший формат подачи информационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. Стоит отметить, что "новый" журналист должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, чтобы собрать значительное количество информации, и максимально раскрыть суть медиапродукта. Для этого "универсальному журналису" важно научиться мыслить мультимедийно. "Новый журналист", работающий в конвергентной редакции должен уметь:

    • производить новостные материалы для он-лайн ресурсов;

    • загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;

    • снимать видео-репортажи;

    • делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;

    • оперативно работать на компьютере;

    • ориентироваться в сети Интернет;

    • делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;

    • использовать всевозможные компьютерные программы;

    • передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;

    • вести всевозможные блоги;

    • отбирать качественные факты и данные;

    • быть доступным в любое время суток.


    Типы конвергентных редакций


    Мультимедийная редакция - это редакция, в которой ключевым является наличие специальноподговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.

    Интегрированная редакция - это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.

    Кросс-медийная редакция - это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для он-лайн версии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.

    Контент СМИ


    Контент СМИ или с англ. содеражние в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу,магнитные или оптические запоминающие устройства, а также микрофильмы[9]. Контент предоставляет широкий спектр содержания текстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит до потребителя именно в том формате, в каком он захочет ее принять.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта