диалекты ела Шарапово Шатковского района Нижегородской области. использование мифологизмов в произведениях Пушкина. Основная часть 48 Заключение 9
Скачать 1.08 Mb.
|
СодржаниеВведение 2 Основная часть 4-8 Заключение 9 Приложение 10 Список литературы 11 Введение Каждый человек, воспитывавшийся в русскоговорящем обществе, с ранних лет знаком с гениальными произведениями Александра Сергеевича Пушкина, которые не перестают поражать своим сюжетом и литературным слогом даже сейчас, по прошествию долгих лет. Пушкин очень чтил книжные и литературные традиции. По его мнению, литературное наследие прошлого обязательно нужно знать и уважать, изучать творчество наших предков. Александр Сергеевич осознавал, что славянизмы – это лишь маленькая составная часть многовековой культуры слова, пренебрегать этим роскошным наследием, как считал гений, ни в коем случае нельзя. Поэтому все важные частицы исконно-славянской культуры речи, которые быстро закрепились за стилями поэзии и начали проникать в прозу, поэт часто и с охотой использовал. Пушкинские произведения славятся огромным арсеналом использованных традиционных элементов русского литературного языка, например лексических, грамматических и фонетических старославянизмов, мифологизмов, а также риторических приемов высокого стиля. Особую роль в творчестве Александра Сергеевича играли славянские мифологизмы. Древнерусская культура, её обычаи, жизненные устои, мировоззрение людей того времени, отразившиеся в произведениях А.С.Пушкина и показывающие , что многие верили в чудеса и волшебство, заинтересовала меня. Во время уроков литературы, на которых мы изучали творчество великого русского поэта А.С.Пушкина, мне захотелось узнать, как гений русской поэзии представлял народные традиции в своих произведениях. Из этого и вытекает постановка темы нашей исследовательской работы, которая звучит так: «Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина». Мифологизмы — словесные выражения понятий, реалий, представлений, сюжетов, персонажей и идей, в которых отражается архаичное, религиозное мировидение античных народов. В широком смысле к ним относятся также слова и обороты, в которых отражаются мифы и предания Священного Писания — библеизмы. Речевыми формами выражения мифологизмов являются: 1.Лексемы - однословные, однолексемные мифологизмы (имена персонажей, явлений, предметов). 2.Лексемосочетание (синтагма)— это развернутые словосочетания, которые конкретизируют персонаж или со стороны его традиционной атрибутики, или типичных проявлений свойств, или деталей внешнего облика. 3.Фраза - это фразы цитатного характера, воспроизводящие высказывания исключительно библейских персонажей. 4.Сверхфразовое целое (текст)- наиболее сложный (по форме и содержанию) способ речевой реализации мифологизмов в поэзии А.С.Пушкина. Величайший русский поэт использовал все четыре формы мифологизмов в своём творчестве. Цель моего исследования – определить, почему А.С. Пушкин так часто обращался к мифологическим мотивам и образам. В ходе работы над исследованием, мы должны решить следующие задачи: 1. Изучить творчество А.С. Пушкина и найти проявления славянских мифологизмов в нем; 2. Интерпретировать образы славянской мифологии в произведениях писателя; 3. Вызвать интерес у моих сверстников к творчеству поэта, продемонстрировать всю яркость и широту его произведений. Объект исследования – произведения Александра Сеергеевича Пушкина. Предмет исследования – славянские мифологизмы. Практическая значимость нашей работы заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии и произведений русской литературы. Актуальность данной работы заключается в том, что она дополняет и расширяет уже существующие разработки в том плане, что ранее изучалось использование образов античной мифологии вообще ,т.е. древнегреческой и древнеримской культуры в творчестве Пушкина, я же остановилась подробнее на славянской мифологии, образах из русских народных сказок, преданий и мифов ; на том, какую роль они играют в творчестве поэта. Основная часть Александр Сергеевич с ранних лет был знаком с народной русской культурой, так как его воспитанием непосредственно занимались бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна1. Именно няня стала для писателя неистощимым источником сказаний и творческих идей. Маленький Саша очень любил слушать ее предания и сказки, сидя дома долгими зимними вечерами. Он видел перед собой живой образ старой Руси с её наивными верованиями и поэтическими преданиями. В будущем многие произведения Пушкина неразрывно связаны с мифологическим наследием. Александр Сергеевич первым узрел в фольклоре не новизну и некую экзотику, а настоящую, живую и широкую душу русского народа. А.С.Пушкин своим творчеством придавал художественную форму народным преданиям, мифологические персонажи которых наделял неповторимой красочностью и выразительностью. Особенно удачно воплотить сказочный мир в своем творчестве писателю удалось в поэме «Руслан и Людмила», написанной им в 1828 году. Это произведение – поистине мастерское воплощение духа и формы народных сказок2. …Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… …Там ступа с Бабою-Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет!..3 Здесь автор использует четыре образа из русских народных сказок – леший, Баба-Яга, Кащей бессмертный и русалка. Это мифологизмы - лексемы — однословные, однолексемные мифологизмы (имена персонажей). Леший описывается в словаре мифологии как хозяин чащоб. Согласно преданиям, живёт он чаще всего в крупных лесах и не любит попадаться человеку на глаза. Умеет принимать образы различных животных, например, зайца, волка, филина, может явиться даже в облике гриба. Любит пакостничать4.Во всех сказках Баба-Яга - это тощая лохматая карга с крючковатым носом и злыми глазами. Живет в избушке на крепких высоких курьих ножках вместо фундамента, а забор вокруг домика изготовлен из человеческих костей. Визит к этой старушке может закончиться непредсказуемо, ведь Баба-Яга, по преданию, является посредницей между царствами живых и мёртвых, вратами в которые и является ее избушка5. Имя царя Кащея говорит само за себя, так как старославянское слово «кощь» (кошть) обрзначает собой «сухой, худой». Имя сказочного антигероя воплощалось в образе демона зимы, старого, костлявого, безобразного колдуна6. В славянской мифологии считалось, что русалки - это девушки, ушедшие в мир иной в раннем возрасте, не успевшие выйти замуж. Зачастую они являлись заблудившимся путникам. Некоторые описывают их, как молодых красивых девушек, облаченных в белое. Другие же видели их уродливыми, ужасными созданиями7. Образ русалки в своих произведениях Пушкин использовал часто. Название «Русалка» автор дал двум своим произведениям: стихотворению, которое написал в 1819 году, и драме, созданием которой занимался в 1829-1832 гг., но завершить произведение так и не успел. Стихотворение «Русалка» - жуткая история, в которой описывается встреча старого монаха с прекрасной русалкой, завлекавшей его в свои сети8. Глядит на старого монаха И чешет влажные власы. Святой монах дрожит со страха И смотрит на её красы.9 Пушкин рассказывает о русалках, основываясь на народных поверьях. Там русалки являются опасными духами, сбивающими людей с пути. Они могут задушить или защекотать до смерти, превратить в животных или вовсе похитить. Это мифологизм – текст, автор стихотворения здесь выступает как автор нового мифа, основанного на русском поверье. Но какую чудесную картину создаёт А.С.Пушкин! Невообразимым трепетом пропитано созданное в 1819 году стихотворение А.С.Пушкина «Домовому». Домовым в славянской мифологии называют покровителя дома. Он, как считается, есть в каждом доме. Домовые часто проказят, шуршат и стучат по ночам в темных углах. Не существует единого мнения, где именно обитает домовой. Он может жить за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе, в чулане, в печной трубе или в углах. Чтобы домовой не ушел из дома, было принято кидать за печь различный мусор10. Трогательный и теплый текст стихотворения Пушкина содержит в себе народные знания о покровителе дома, древнюю традицию обращения к хранителям домашнего очага, молитвенные интонации и ярко выраженную любовь к родным и горячо любимым местам. Поэт обращается к доброму домовому с просьбой следить за порядком в семейном имении Михайловское11: Останься, тайный страж, в наследственной сени, Постигни робостью полунощного вора И от недружеского взора Счастливый домик охрани! Ходи вокруг его заботливым дозором, Люби мой малый сад, и берег сонных вод, И сей укромный огород С калиткой ветхою, с обрушенным забором!12 Как пронзительно и трепетно звучит эта тихая мольба в словах Пушкина! Здесь мифологизм помогает передать авторское отношение к родному дому, его заботу и тревогу за милый, тихий, такой одинокий и старый «сей уголок», где он был счастлив, когда слушал сказки и песни своей любимой няни. В любой мифологии, в том числе и славянской, огромную роль играет Судьба. В мифах древних славян это существо, которое управляет жизнью человека. Внешность этого создания нам не известна, так как ее описание не дошло до наших дней. Но у Судьбы были свои вестники, посланцы. Ими считаются волхвы, с которыми встречается князь Олег в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Волхвы, или кудесники - древние слуги культа, прислуживавшие пантеону языческих богов. Они же были гадателями, могли предсказывать судьбы, ведали прошлым, настоящим и будущим. В древние времена волхвы считались самыми уважаемыми людьми, приближенными богов13. Александр Сергеевич также использует образ Судьбы в своем романе в стихах «Евгений Онегин». Знаменитая сцена «Сон Татьяны» - зловещий знак Судьбы, так как ее сон – вещий. Девушке снится, что она идет по заснеженной поляне. Зимние мотивы будут часто сопутствовать героине. На «ярмарку невест» в Москве она поедет именно зимой. Еще именно в это время года состоится встреча Татьяны и Евгения в Петербурге14. Мифологизмы в этом произведении помогают нам лучше понять замысел автора – показать Татьяну-«русскую душою», ведь она воспитывалась на сказках и рассказах о прошлом своей няни, на лоне русской природы, и как никто другой в романе понимает русские народные сказки и предания. А также использование образов русской мифологии помогает нам глубже проникнуть в духовный мир героини, понять её сложный характер, задуматься о её судьбе и разобраться в происходящем. Например, как интересно и необычно узнать, что воплотится в жизнь и еще одно событие, произошедшее с девушкой во сне: Татьяна переходит через реку. Древние славяне связывали такое сновидение с замужеством, но у него была и другая трактовка. Символ реки в славянской мифологии играет роль своего рода разграничителя, который делит мир на две части. Согласно верованиям, переход через реку обозначал переход в «иное бытие», или же смерть. Замужняя жизнь для женщины - и есть иная жизнь, так называемое «иное бытие», такая же неизвестная для нее, как и смерть. Следовательно, в своем сне Татьяна соединяет любовь и замужество с чем-то ужасным, грозящим гибелью15. Заключение Любое предание или миф, который автор задействует в своем произведении, становится более многогранным, приобретает огромное количество ярких образов и трактовок. Мифоэпическое и авторское мышления соединяются, и, по большому счету, рождается новый миф, имеющий ряд существенных отличий от начального своего варианта. Эта самая разница между первичным и вторичным, так называемым, авторским мифом, является тем самым подтекстом, скрытым смыслом, заложенным Пушкиным, миф был лишь средством его выражения в творчестве. Александр Сергеевич использует образы, позаимствованные из славянской мифологии, чтобы ярче, колоритнее и многограннее раскрыть личности главных героев своих произведений, нарисовать их портрет из слов, объяснить мотивы их поступков. Мифологический герой зачастую выступает в роли макета или шаблона в создании художественного средства. Еще образы, взятые из мифов, являются важнейшим элементом в раскрытии авторского отношения к герою. После изучения и анализа произведений великого русского поэта Пушкина, мне удалось открыть для себя целый мир загадочных персонажей славянской мифологии, познакомилась с древними преданиями и пришла к выводу , что Пушкин прекрасно знал обычаи и предания древней Руси, очень любил свой народ, свою страну с её самобытной культурой. Использование мифологизмов в лирике А.С.Пушкина имеет огромное значение : помогает лучше понять авторский замысел, раскрыть характер героев и отношение поэта к своим персонажам. Именно благодаря использованию слов , словосочетаний и целых фраз из славянской мифологии произведения А.С.Пушкина так близки всем русским и русскоговорящим читателям и любимы ими. Ведь в его произведениях «русский дух», «преданья старины глубокой». Приложение Список мифичских существ, использованных в работе (согласно «Словарю славянской мифологии» Мудровой И.А.) Ле́ший (белор. лясу́н, лесаві́к, укр. лісови́к; существует множество региональных и оценочных наименований) - дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Лес придает ему особую силу: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами - рогами, копытами. В устном народном творчестве леший - проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребёнка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведённый им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева). Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba) - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам славян, Баба-яга живет в лесу, в избушке «на курьих ножках». Эта избушка изображается стоящей то в чаще леса (центре иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее со стороны леса, то есть из мира смерти. Коще́й Бессме́ртный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») – персонаж восточнославянской мифологии. Враждебное человеку существо. Он исполняет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей; оба они равно выступают против героев и свободно за меняют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом - Кощей. Русалка - персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами, реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальчин велик день. Домово́й (кутный бог, рус. домовой, домово́йко, домовой дед, белор. дамави́к, домник, хатник, укр. домовик;) - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Представлялся в виде человека, часто очень похожим на хозяина дома, или в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его про мах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он во всем служит этой семье. Волхвы́ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») - древнерусские языческие жрецы, осущствлявшие богослужения и жертвоприношения, им приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее. По преданиям, это сын князя Славена, некогда воздвигшего на берегах Днепра город Славенск. Волхв слыл великим чародеем, поэтому его имя стало нарицательным. Он является олицетворением хитромудрости, сродной с колдовством. Вещий богатырь-знахарь, разъезжающий со своей дружиною по городам, выбивающий, как сказано в былинах, «с мужичков дани-выходы», являет собою яркое воплощение «змеиной мудрости», объединенной с красотою-молодечеством. Список литературы 1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154. 2. Белякова Г.С. Славянская мифология. М., 1995.- 378 стр. 3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996. – 452 стр. 4. Кибальник С.А. «Художественная философия Пушкина». // Санкт – Петербург, 1999г, - 198 стр. 5. Мудрова И.А. Словарь славянской мифологии.// М.: Центрполиграф, 2010. -140 с. 6. Михайлова Н. И. Роман «Евгений Онегин» в движении времени: Проблемы комментария // Пушкин и современная культура – М.Наука, 1996г, - 136 стр. 7. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр. 8. Цявловская Т. Примечания к стихотворениям Пушкина 1813—1822 гг // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1. – 590 стр. Р усалка Домовой 1 Кибальник С.А. «Художественная философия Пушкина». // Санкт – Петербург, 1999г, - 198 стр. 2 Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154 3 Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр. 4 Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996. – 452 стр. 5 Там же. 6 Там же. 7 Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996. – 452 стр. 8 Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154. 9 Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр. 10 Белякова Г.С. Славянская мифология. М., 1995. - 378 стр. 11 Цявловская Т. Примечания к стихотворениям Пушкина 1813—1822 гг // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1. – 590 стр. 12 Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр. 13 Белякова Г.С. Славянская мифология. М., 1995.- 378 стр. 14Михайлова Н. И. Роман «Евгений Онегин» в движении времени: Проблемы комментария // Пушкин и современная культура – М.Наука, 1996г, - 136 стр. 15 Там же. |