Главная страница
Навигация по странице:

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ МИНИХРЕСТОМАТИЯ «Методология и методы исследования культуры: сборник научных трудов» (на основе следующих фрагментов книги

  • Внешний анализ Сборник, лёгший в основу аналитической минихрестоматии, поделен на II раздела: Раздел I

  • Реферирование

  • Внутренний анализ

  • Список литературы

  • Минихрестоматия. Минихрестоматия Лифанова Мыльникова. Основная образовательная программа Культурологическое образование


    Скачать 338.48 Kb.
    НазваниеОсновная образовательная программа Культурологическое образование
    АнкорМинихрестоматия
    Дата24.02.2023
    Размер338.48 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМинихрестоматия Лифанова Мыльникова.pdf
    ТипОсновная образовательная программа
    #953311

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
    А. И. ГЕРЦЕНА»
    Направление подготовки: «44.03.01 – Педагогическое образование»
    Основная образовательная программа: «Культурологическое образование»
    АНАЛИТИЧЕСКАЯ МИНИХРЕСТОМАТИЯ
    «Методология и методы исследования культуры: сборник
    научных трудов»
    (на основе следующих фрагментов книги:
    Обучающихся 1 курса очной формы обучения
    Лифановой Натальи
    Мыльниковой Елизаветы
    Преподаватель:
    Алексей Владимирович Бондарев
    Санкт-Петербург
    2022

    2
    Оглавление
    Введение……………………………………………………………………...3
    Внешний анализ……………………………………………………………...5
    Реферирование……………………………………………………………….8
    Внутренний анализ………………………………………………………....13
    Эссе……………………………………………………………….................26
    Заключение…………………………………………………………………28
    Список литературы…………………………………………………….......29
    Приложения………………………………………………………………...30

    3
    Введение
    В основу аналитической минихрестоматии лег сборник работ
    «Методология и методы исследования культуры: сборник научных трудов» под редакцией Е.Я. Зазерского, ректора
    Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. Для анализа были выбраны следующие работы из сборника:
    • С.Н. Иконникова «Методологические аспекты теории культуры как науки» (I раздел, стр. 3-17)
    • А.С. Мыльников «О понятии «культурно-исторический тип»: вопросы морфологии» (I раздел, стр. 18-27)
    • А.Э. Соколов «Гуманистический и диалектико- материалистический подход к проблеме человека в теории культуры» (I раздел, стр. 66-78)
    • О.И. Даниленко «Методологические проблемы изучения культуры общения» (II раздел, стр. 79-86)
    • О.И. Даниленко «Семиотический анализ культуры» (II раздел, стр. 107-114)
    • А.Н. Надиров «Социологический метод в изучении духовных потребностей» (II раздел, стр. 125-133)
    В них анализируются методологические проблемы исследования культуры как системы, соотношения гуманитарной культуры и образования, роли политической культуры, культурно-исторической типологии. Освещаются социально-психологический, социологический, семиотический и сравнительно-типологический методы исследования культуры.
    Выбор материала обусловлен необходимостью изучения методологии как системы принципов и способов построения теоретической и практической деятельности
    . Научная актуальность данных работ заключается в том, что проблема формализации культурологической методологии в современности обусловлена обилием разных трудносовместимых между собой методологических платформ, что делает методологические аспекты культурологического знания всё более актуальными. Историко-культурная же значимость предоставленного для анализа текста заключается в том, что в современном мире идёт динамичный процесс накопления непреходящих ценностей и достижений,

    4 составляющих фонд мировой и отечественной культуры. Их усвоение новыми поколениями являются фундаментом дальнейшего творческого вклада не прогрессивного развития. Человек погружается в мир культуры, осваивая множество языков, специфичных для материальной и духовной культуры. Образование раскрывает смысл и содержание всей предметной, образной и идейной стороны культуры. Каждый из представленных подходов к изучению сущности культуры раскрывает многогранность и сложность этого явления и вместе с тем способствует более глубокому пониманию закономерности её развития и функционирование в обществе.
    Цель работы: составление аналитической минихрестоматии, раскрывающей актуальность и значимость культурологической методологии и методов исследования культуры.

    5
    Внешний анализ
    Сборник, лёгший в основу аналитической минихрестоматии, поделен на
    II раздела:
    Раздел I – «Методологические проблемы исследования культуры», в который входят следующие работы:
    1. С.Н. Иконникова «Методологические аспекты теории культуры как науки»
    2. А.С. Мыльников «О понятии «культурно-исторический тип»: вопросы морфологии»
    1 3. В.А. Щученко «О роли традиций в становлении национальной философской культуры»
    4. Э.В. Соколов, Б.Д. Беликов «Методологические проблемы взаимодействия естественных и общественных наук и общекультурная основа научного знания»
    5. Л.В. Петров «Методологические предпосылки анализа процессов массовизации в сфере культуры»
    6. В.В. Почепко «Влияние средств массовой коммуникации на процесс интернационализации культуры (Методологический аспект)»
    7. А.Э. Соколов «Гуманистический и диалектико- материалистический подход к проблеме человека в теории культуры»
    8. Г.Л. Тульчинский «О некоторых нормативно-ценностных механизмах культуры: социокультурная природа и факторы смешного»
    Раздел II – «Культурные явления и методы их исследования»
    1. О.И. Даниленко «Методологические проблемы изучения культуры общения»
    2. О.Н. Мальцева «Ритм как объект исследования в теории художественной культуры»
    3. С.Н. Артановский «Сравнительно-типологические исследования в современной этнографии»
    1
    Статья является продолжением ранее опубликованной работы «Понятие «культурно- исторический тип» вопросы историографии»

    6 4. М.М. Мамытов «Семиотический анализ культуры»
    5. А.З. Свердлов «Художественная культура и формирование героического идеала»
    6. А.Н. Надиров «Социологический метод в изучении духовных потребностей»
    7. А.Л. Армайтене «Культурная деятельность трудовых коллективов в условиях длительного плавания»
    8. Т.И. Галич «Зритель и музей»
    9. Ю.Б. Бараускайте «Методологический и методический аспекты исследования школьного праздника»
    10. Г.В. Скотникова «О формах фольклора в современной художественной культуре»
    Аналитическая минихрестоматия структурирована по принципу расположения работ, которые даны в сборнике Е.Я. Зазерского.
    Сборник был выпущен в городе Ленинград издательством
    Ленинградского ордена Дружбы народов государственного института культуры имени Н.К. Крупской (ЛГИК) в 1984 году. Научными редакторами сборника являются доктор философских наук и профессор
    С.Н. Иконникова, а также доктор философских наук Э.В. Соколов, чьи статьи вошли в сборник.
    Работы, вошедшие в сборник, написаны в научном стиле изложения.
    Текст не всегда воспринимается легко, могут возникнуть трудности с восприятием из-за многочисленного использования профессиональной терминологии.
    Для анализа 1 раздела были выбраны статьи: «Методологические аспекты теории культуры и науки», раскрывающая «вечные» проблемы культуры, о понятии «Культурно-исторический тип»: вопросы морфологии, исследующая культурно-исторический тип,
    «Гуманистический и диалектико-материалистический подход к проблеме человека в теории культуры», выделяющая конкретные проблемы человека в культуре.
    Для анализа
    II раздела были выбраны статьи:
    «Методологические проблемы изучения культуры общения», раскрывающая феномен культуры общения и определение научного статуса этого явления,
    «Семиотический анализ культуры», выделяющая типы организации культуры и её закономерности, и «Социологический метод в изучении

    7 духовных потребностей», исследующая строго научный подход к применению социологических методов изучения мира культуры и духовных потребностей человека.

    8
    Реферирование
    “Методологические аспекты теории культуры как науки”
    В научной статье С.Н. Иконникова “Методологические аспекты теории культуры как науки” рассматривают вечные проблемы в культуре: спор о том, что такое культура, какое влияние может оказать культура на научно- техническую революцию, какими возможностями располагает культура в решении глобальных проблем современности, и т.п., решения масштабных задач, которые определяют необходимость постоянного внимания к тем реальным трудностям, которые возникают на пути социалистического строительства, рассмотрение социалистической культуры, культуры разумного потребления (умения пользоваться взросшими материальными и социальными благами общества в соответствии с личным трудовым вкладом), рассмотрение теории культуры как самостоятельной отрасли науки, рассмотрение главных методологических принципов диалектико- материалистического анализа культуры в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса.
    “Культурно-исторический тип”
    В научной статье А.С. Мыльникова “Культурно-исторический тип” рассматривают в двух аспектах: как общую категорию, отражающую объективный факт существования и развития культуры и как понятие, охватывающее более частную системную совокупность культурных явлений, рассматривается сложная и многоаспективная морфология культурно-исторического типа, основа морфологии, её два ведущих параметра: этнический и социальный, рассматриваются межкомпонентные связи, содержание любого культурно-исторического типа, которое можно представить в виде двух срезов: синхронического и диахронического,

    9 также в статье рассматривают культурные контакты, качества культурно- исторического типа, основные и тезисные типы культуры.
    “Гуманистический и диалектико-материалистический подход к проблеме человека в теории культуры”
    В статье А.Э. Соколова “Гуманистический и диалектико- материалистический подход к проблеме человека в теории культуры” рассматривают решение проблемы человека, которое служит предпосылкой теории культуры, рассматривают связь человека с культурой, влияние культуры на человека, также рассматривается гуманиз, гуманистическое мировоззрение, произведшее переворот в культуре и в отношении к ней человека.
    «Методологические проблемы изучения культуры общения»
    (О.И. Даниленко)
    В данной статье автор, Ольга Ивановна Даниленко, определяет научный статус такого явления как культура общения, показывает его как предмет изучения различных наук, обозначает круг методов, позволяющих его исследовать. Она задается вопросом: как охарактеризовать содержание понятия «культура общения» таким образом, чтобы в него вошел весь круг общественных явлений, требующих от человека исполнения определенных ролей? Для этого, на ее взгляд, понятие «культура общения» должно быть существенно расширено. Определяя его, следует брать за основу широкое понимание культуры как специфически человеческого способа деятельности, включающего в себя систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе.
    В описаниях и анализе способов межличностного взаимодействия имеет смысл выделить три основных аспекта. Первый можно назвать культурно-историческим, второй – социологическим, третий – психологическим.

    10
    Рассматривая методы изучения культуры общения, можно разделить их на две группы: методы сбора эмпирического материала и методы его анализа.
    По мнению Даниленко, дальнейшая разработка проблем методологии и методов исследования культуры общения является весьма важным и актуальным направлением.
    «Семиотический анализ культуры»
    (М.М. Мамытов)
    В своей статье автор выдвигает три фундаментальных типа организации всего богатства, накопленного человеком в материальном виде, научных теориях, формах социальной организации, законах, искусстве, образцах поведения и обыденных представлениях: описательный, нормативный и идеологический. Каждый представляет собой идеализацию встречающихся в реальности культурных объектов.
    М.М. Мамытов подводит нас к тому, что культурные феномены, относящиеся к познанию, никогда не представляют собой описания в чистом виде. В любом описании есть элемент нормирования. Всякий нормативный объект содержит в себе элемент описательности.
    Также автор выделяет три аспекта культуры: культура как информация, культура как совокупность норм и культура как совокупность идей.
    В конечном счете Мамытов утверждает, что идеология становится тождественной культуре, но не следует отождествлять эти понятия. Факты переплетения, пересечения, взаимодействия множества одновременно существующих описаний, «отставания» развития нормативных систем от развития описаний, из которых они «выводятся», говорят о различии между идеологией и культурой.
    «Социологический метод в изучении духовных потребностей»
    (А.Н. Надиров)
    В этой статье автор анализирует различные методологии и методы социологических исследований, говоря о том, что развитие социологических исследований, расширение сферы применения выдвигают вопрос о повышении их теоретического уровня, обеспечении

    11 надежности и достоверности получаемых результатов. Также А.Н.
    Надиров утверждает, что необходим строго научный подход к применению социологических методов. Далее он рассматривает давнюю традицию использования различных эмпирических методов, существующую в марксистском обществознании.
    Автор считает за необходимость глубокое и органичное соединение методологии, теории и эмпирического материала на всех этапах и стадиях научного познания явлений культуры.
    Социологические исследования культуры являются важным фактором прогнозирования социального развития общества и личности и потому должны содержать ориентацию на детальную перспективу, не ограничиваться констатацией современного положения.
    Духовные потребности имеет чрезвычайно широкий диапазон: они включают потребность в трудовой и общественной, политической деятельности, в информации и познании, в общении и самореализации, в творчестве. Как утверждает автор, культурная политика социализма связана с постоянным увеличением объёма и насыщенности культурной среды, созданием оптимальных условий для реализации духовных потребностей. Об этом свидетельствуют статистические данные роста культурного строительства. Чем более насыщена культурная среда, тем шире диапазон возможностей, тем разнообразнее духовная жизнь.
    Подытоживая свои слова, Надиров подводит к тому, что необходимо не просто использовать для оценки культурных потребностей однозначные показатели, но руководствоваться многомерной моделью, где все факторы оказываются во взаимодействии.

    12

    13
    Внутренний анализ
    (С.Н. Иконников)
    Философско-идеологическое осмысление культурных процессов, определение перспектив социального и дууховного развития, образования и воспитания человека- настоятельная потребность нашего времени.
    Решение этих важных задач связано с научно обоснованным пониманием сущности культурно-исторической эволюции человека, развитием общественного прогресса, единством и взаимозависимостью культуры и экономики, культуры и политики и общественных отношений.
    Масштабные задачи совершенствования развитого социализма определяют необходимость постоянного внимания к тем реальным трудностям, которые возникают на пути социалистического строительства. Культурные преобразования сознания и поведения людей требуются целенаправленного руководства и управления. Преимущества социалистической культуры обязывают человека уметь ими пользоваться.
    Глубокие и многосторонние преобразования в культуре развитого социализма- объективный исторический процесс, обусловленный осуществлением целого комплекса экономических, идеологических и социально-политических задач. Культура очень сильно влияет на человека, а особенно на его духовный облик, изменение его потребностей и интересов, влияние культуры на жизнедеятельность личности и формирование социалистического образа жизни. Развитие социалистической цивилизованности включает в себя и образцовый общественный порядок, и рациональную систему питания, и умение поддерживать здоровье в порядке, и т.п. Необходимо добиваться того, чтобы человек воспитывался не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин социалистического общества.
    Теория культуры как самостоятельная отрасль науки состоит из

    14 взаимосвязанных разделов: история, философия, социология и психология культуры. Наука о культуре имеет долгую историю развития.
    (А.С. Мыльников)
    “Культурно-исторический тип” рассматривают в двух аспектах: как общую категорию, оражающую объективный факт существования и развития культуры и как понятие, охватывающее более частную системную совокупность культурных явлений. В основе типологического сопоставления лежит относительное пособие уровня и характера развития материального и духовного производства. Основа морфологии культурно- исторического типа определяется двумя параметрами: этнический и социальный. Наряду с двумя параметрами тип имеет параметры производные, вторичные- территориально-полит., конфессиональный и т.п. В рамках названных параметров культурно-истор. типа существует несколько плоскостей, фиксирующих формы культ.деятельности ( предметную и личностно-деятельную, материальную и духовную), род и характер деятельности ( профессионал. И непрофессионал.), соц.- сущностный срез культуры (элитарная культура образованных верхов и народная культура). Особое значение целостности культ.-историч. типа имеют межкомпонентные связи. Элементы морфологии придают характер целостной, открытой и развивающейся системы
    «Методологические проблемы изучения культуры общения»
    В анализируемой статье в качестве главной темы можно выделить термин
    «культура общения» и методы её изучения. В наше время и в условиях глобальных изменений, охвативших весь мир, — революции в области средств массовой информации, интеграции мировой экономики и финансов, расширения международных политических и культурных контактов - все большее значение приобретает культура общения.
    Ускоряется обмен ценностями и большое количество миграций

    15 способствуют взаимопроникновению культур.
    Иными словами, тема, развивающаяся в статье, крайне актуальна и востребована и по сей день, несмотря на то что сама статья была написана ещё в конце прошлого века.
    Культура общения является крайне важной частью общей культуры личности, формирование которой выступает в качестве одной из самых важных потребностей наших дней, когда происходит переоценка всех идеалов и ценностей, убеждений, привычных обществу, поиск жизненных установок и ориентиров. Проблемы личностного общения требуют специального рассмотрения, так как именно на этом уровне происходит удовлетворение потребностей личности. Именно эта сфера в нашем недавнем прошлом оказалась заметно подверженной влиянию тоталитарной идеологии, когда личность растворялась в коллективе.
    Многоаспектность изучения феномена культуры общения личности требует междисциплинарного подхода с применением достижений философии, культурологии, социологии, психологии и других областей социально-гуманитарного знания. Уже в самых ранних философских, исторических, литературных трактатах, дошедших до наших дней, вопрос о том, какой должна быть культура общения, как должно относиться к людям, занимал центральное место.
    Эта проблема является особенно дискуссионной и в наше время.
    Основные тезисы, выделяемые в статье:
    • К культуре относится все то, что не возникает в природе само по себе, а является продуктом труда, целенаправленной деятельности человека.
    • С точки зрения технологического понимания культуры как способа деятельности, культура общения включает в себя специфически человеческие способы поведения, которые обеспечивают протекание процесса между людьми.
    • Целью процесса общения являются планирование и координация совместной производственной (непосредственно продуктивной,

    16 материальной, но также и духовной, теоретической) деятельности группы индивидов и общества в целом. Содержание и форма, в которой протекает общение обусловлены, таким образом, той конкретной деятельностью, в которую оно включено.
    Инструменты, средства, способы, используемые в процессе общения, являются продуктами культуры, они выработаны всей историей человечества. При таком понимании культуры общения к ней относятся фактически все способы поведения, посредством которых осуществляется общение.
    • Именно материальные основы, и прежде всего производственные отношения, определяют организацию общественных отношений между людьми, в том числе форму и содержание межличностных контактов. То, как общаются люди между собой, зависит в конечном итоге от их объективного положения в обществе, социального положения. Этим объясняются классовые различия.
    • Речь является, с одной стороны, средством идентификации индивида с группой, контакта с другими ее членами, а с другой – орудием противопоставления групп.
    • Понимая общение как вид деятельности, можно говорить о человеке как субъекте коммуникации, когда он овладевает исторически выработанными инструментами, средствами общения и этим создаёт основу для взаимопонимания с другими людьми. «Человек находит уже готовую историческую сложившуюся систему значений и овладевает ею так же, как он овладевает орудием материальным прообразом значения»
    2
    . Овладение культурой общения происходит в ходе социализации, становление личности путём освоения её социальных норм и ролей. В процессе включения в культурный контекст происходит развитие способности личности - физиологических, интеллектуальных, нравственных особенностей, которые дают возможность пользоваться средствами общения.
    В своей работе Даниленко выделяет три основных аспекта способов межличностного взаимодействия: культурно-исторический, социологический и психологический. Рассмотрим их подробнее.
    Культурно-исторический аспект.
    Исследователи рассматривают организацию взаимодействия между людьми в обществе, взятым как
    2
    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. С. 290

    17 целое. Проводится сопоставление норм, регулирующих общение на разных стадиях культурно-исторического процесса (вертикальный срез).
    Осуществляется описание способов общения, принятых в какой-либо относительно изолированной общности (горизонтальный срез).
    Примером вертикального анализа сменяющих друг друга способов организации взаимодействия является работа А.И. Татаренко «структуры нравственного сознания»
    3
    . Другой пример -изучение влияния научно- технической революции на сферу межличностного общения.
    Исследователи отмечают резкое увлечение числа социальных контактов в ущерб их глубине, возрастание опосредованности общения технические техническими средствами. Горизонтальный срез исследования реализуется при описании образа жизни какого-либо народа. Акцент делается при нём на национальном или эпохальном своеобразии культуры, показываются исторические корни современных форм общения. В культурно- историческом аспекте межличностное общение рассматривается как целостный процесс в его исторически конкретных формах. При этом исследуются наиболее общие его характеристики-нормы, ритуалы, традиции.
    Социологический аспект.
    В его рамках раскрывается специфика межличностного общения людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, описываются коммуникативные средства от отождествления себя с той или иной социальной группой и реализации тех или иных социальных отношений с учётом того, что у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности.
    Психологический аспект. Для данного аспекта характерно внимание исследователей к человеку как непосредственному участнику процесса общения.
    Автор говорит также о том, что среди социальных групп нашего общества особое внимание исследователей привлекает молодежь. При этом он ссылается на работы таких авторов, как И.С. Кон, А.В. Мудрик,
    Л.И. Скворцов. В этих работах дается характеристика способов общения в среде молодежи. Молодежная субкультура включает в себя специфический набор норм поведения, форм одежды и внешнего облика, характерную манеру обращения со взрослыми и сверстниками, с юношами
    3
    В ней, в частности, показано как и почему «этикетная» регуляция поведения в эпоху феодализма сменяется в буржуазном обществе регуляции и поведения через интернализованные личностью рационально обоснованные нормы.

    18 и девушками. Своеобразное явление представляет собой юношеский жаргон. Вводимые молодыми людьми термины ироничны, условны: многие слова непереводимы: они изобретаются для переживаний, которым взрослые не придают значения. Одежда, прически, украшения и другие аксессуары имеют прежде всего коммуникативное значение: через них подросток выражает свою принадлежность к определённой возрастной группе, проявляет свою индивидуальность.
    Рассматривая теперь методы изучения культуры общения, автор разделяет их на две группы: методы сбора эмпирического материала и методы его анализа. Прежде всего к методам сбора эмпирического
    материала можно отнести традиционное для этнографии описание реального поведения людей в различных ситуациях, выделяющие нормы, правило, традиции, ритуалы общения. Возможно также изучение форм общения, принятых в тех или иных культурных общностях, по литературным описаниям, свидетельством современников и очевидцев.
    Развитием этого метода является количественное и качественное изучение способов взаимодействия между людьми в различных регионах по специально разработанной программе. Методы анализа эмпирических
    данных должны быть специфичными для различных аспектов изучения проблемы. Для исследования культурно-исторической проблематики важны прежде всего методы изучения исторического процесса: диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, типологический и системный. В социологическом исследовании применяются методы изучения образа жизни данной культурной общности. Психологический аспект проблемы требует использования методов общей, социальной и дифференциальной психологии, позволяющих сопоставить различные данные о психологическом облике человека, понять, как влияют на его сознание и поведение формы общения, принятые и усвоенные им в процессе социализации.
    «Семиотический анализ культуры»
    Семиотический анализ предполагает исследование культуры как знаковой системы, выявляя «язык», с помощью которого происходит передача информации. Таким образом главной темой данной статьи М.М.
    Мамытова является язык культуры, её семиотика.
    Цель семиотики культуры - не методологические построения, а понимание и интерпретация

    19 культурного слова, сообщения, текста. Автор начинает введение в свою статью посредством выделения трёх типов культурных объектов: описательный, нормативный и идеологический. Каждый представляет собой идеализацию встречающихся в реальности культурных объектов. В действительных объектах культуры элементы описания, нормирование и идеологии обычно слиты воедино и выделения какой-либо одной страны требует отвлечения от других. Однако существуют объекты, представляющие каждый из отмеченных типов более или менее чистом виде.
    На нынешнем уровне развития наука может служить примером чисто
    описательного культурного объекта. Примером чисто описательного культурного объекта может служить открытый Ньютоном закон всемирного тяготения — ведь именно в нем описывается поведение материальных точек, находящихся на определённом расстоянии друг от друга. Абстрактная формулировка закона позволяет описать поведение любых материальных тел.
    В качестве примера нормативного культурного объекта автор рассматривает рецепты приготовления пищи - поваренные книги. Он утверждает, что поваренные книги - чрезвычайно важные, хотя довольно редко удостаивающийся внимание исследователей источник культурной и социальной информации. По поваренным книгам можно судить об уровне культурного развития общества, о его экономическом укладе, техники, и наконец, уровни экологического сознания.
    Поваренные книги представляют собой совокупность предписаний по приготовлению пищи точка, однако поваренные книги также содержат и элементы запрещений
    (например, в мусульманской кухонной рецептуре).
    Правовые нормы (запрещающие или предписывающие) можно считать образцом нормативных культурных объектов. Однако они не могут рассматриваться как чисто нормативные, ибо даже элементарное запрещение какого-либо акта предполагает и описание, а следовательно, интерпретацию нормы применительно к каждому случаю. Далее автор рассматривает и рассуждает над тем, что представляет собой в качестве культурного объекта религиозный миф на примере ветхозаветного мифа о сотворении мира. По форме он представляет собой структурное описание реальности, констатацию того, что было и что есть. Этим он сходится с объективным научным описанием действительности. Но он организован таким образом, что включает в себя определённого рода требования - также в форме предписаний и запретов - к человеческому поведению,

    20 организации совместного человеческого существования и др. Как таковой миф о сотворении мира оказывается зародышем религиозной идеологии.
    Диалоги даёт описание мира якобы, как он есть, фиксируя сложившийся в социальный порядок, наделяя его такими чертами, как естественный, сама очевидно, давай ему божественную или природную (в атеистических идеологиях) санкцию. Но в идеологических и мифологических описаниях оказываются скрытыми и предписания и запреты точка именно поэтому такие культурные объекты можно назвать скрыто нормативными.
    Нарушение норм идеологии, выглядит, с точки зрения её приверженцев, выступлением против естественного порядка вещей. Скрыто нормативные, идеологические описания, как правило оказывались мощным духовным орудием осуществление власти господствующих классов. Таким образом, культурные феномены, относящиеся к познанию, никогда не представляют собой описание в чистом виде.
    Автор приводит к следующему выводу: любом описании есть элемент нормирования. Даже самоочевидная норма, например, запрет убийства, требует описания и интерпретации её в случае применения. Убийство описывается обычно как смерть, причинённая путём насилия, то есть вопреки воле жертвы. Однако сам акт причинения смерти не всегда является достаточным основанием для вынесения суждения об убийстве.
    После этого М.М. Мамытов рассматривает вымышленный случай со смертью актера во время спектакля и рассматривает четыре варианта развития событий: 1) актер намеренно совершил самоубийство; 2) несчастный случай; 3) непреднамеренное убийство (по неосторожности);
    4) умышленное убийство актера. Этим случаем, в котором далеко не все ясно, автор показывает связь и неоднозначность культурных объектов и норм.
    Хотя описание и нормирование тесно связаны, автор всё же непосредственно вводимой типологии в аналитических целях выделяет три аспекта культуры: культура как информация (описательный аспект), культура как совокупность норм (нормативный аспект), культура как совокупность идей (идеологический аспект) точка рассмотрим последовательно названные автором аспекты культуры.
    Под культурной информацией автор рекомендует понимать всю совокупность накопленных человечеством знаний и представлений, зафиксированных и передаваемых в устной традиции, через технические средства, а также в материализованных объектах культуры (артефактах).
    Также Мамытов говорит о том, что культура как информация

    21 представляет собой систему, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: как упорядоченная совокупность культурных объектов, выработанных человечеством; как система культура одной нации; как культура какого-то исторического периода; как культура определённый социальной группы, класса или совокупности социальных групп. Можно выделить множество культурных систем различного характера, уровня и сложности: миф, наука, религия, этический кодекс, художественный жанр архитектурный стиль и так далее. Здесь важно подчеркнуть момент единства, целостности культурных систем. Но в то же время необходимо отметить взаимопереплетённость культурных систем, возможность их выделения по разным основаниям. Одни и те же элементы могут включаться в различные системы вплоть до противоположных по смыслу.
    Наряду с информационным Мамытов выделил нормативный аспект культуры. Культура представляется здесь не только совокупностью информационных сообщений, но и совокупностью норм, причём, как было отмечено, описание и нормы сосуществуют в каждом из объектов культуры. Нормы проявляются в практической индивидуальной и социальной деятельности. Они закреплены в устной речи, но существуют и не будучи актуализированы (кодексы, справочники, пособия и др.).
    Нормы, также как и предписание, образуют системы. Здесь хотелось бы отметить, что нормативные системы – это системы второго порядка так как их характер определяется спецификой описаний, то есть информационных систем культуры.
    Говоря об идеологическом аспекте культуры, автор ссылается на различные работы Маркса и Энгельса. И вот о чем они писали в этих работах: «Всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, то есть выражаясь абстрактно, предать свои мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственный разумные, общезначимые». расшифровывая это положение применительно конкретной эпохи, они также писали: «например, в стране, где в данный период времени между королевской властью, аристократия и буржуазией идёт спор из-за господства, где, таким образом, господство разделено, там господствующие мысль становится учение о разделении властей, о котором говорят как о "вечном законе"». другими словами, власть, которые пользуются этот класс, легитимизируется как "естественная власть"; право,

    22 выражающие интересы этого класса, становится "естественным правом"; человек воплощающий в себе характеристики представителя этого класса, становится "естественным человеком". Представление о мире, характерные для этого класса, универсализируются, начинают восприниматься как "единственный разумные", нормативные требования к обществу и человеку, предъявляемые эпохой, отождествляются с объективными фактическими условиями, идеология становится тождественной культуре.
    Нормативный аспект культуры включает в себя скрыто нормативный характер. К нему относится идеологический аспект. Идеологически скрыто нормативные описания касаются не только политико- идеологических норм, но проникают в самые мелкие слои культуры, описывая и нормируя различные появления человеческой жизни.
    Представление о культуре как идеологии важно в методологическом плане, ибо оно позволяет решить чрезвычайно сложную задачу в соотношение элементов описания и нормирования в культуре. Не следует отождествлять идеологию и культуру точка факты переплетения, пересечение, взаимодействие множества одновременно существующих описаний, отставание развития нормативных систем от развития и описаний, из которых они выводятся, говорят о различии между идеологией и культурой.
    «Социологический метод в изучении духовных потребностей»
    В статье рассматривается категория «духовная жизнь», несущая большую смысловую нагрузку при анализе общества как социального целого, раскрываются тенденции и закономерности функционирования, изменения и развития духовных явлений, их место и роль в обществе.
    Главной темой здесь являются духовные потребности человека.
    Интерес к исследованиям духовной жизни обусловлен закономерным возрастанием роли науки, искусство, образование и других важнейших сторон духовной жизни в настоящее время. Это объясняется рядом причин: во-первых, потребностями развития учения об общественном сознании и уточнение самой категории общественного сознания; во- вторых, потребностями развития учения духовной культуре. Раскрывая содержание духовной культуры, определяя её как явление, исследователи соотносят культуру с духовной жизнью; в-третьих, потребностями в методологии анализа явлений духовной жизни при проведении конкретно социологических исследований; в-четвёртых, потребностями связанными,

    23 в частности, с разработкой системы её категорий. Следовательно сама общественная практика проявляет глубокие интерес к изучению духовной жизни, к её методологическим проблемам.
    Как утверждает автор, методологические позиции присутствуют на всех уровнях анализа, на всех стадиях проводимого исследования. Иначе возникает разрыв между теорией и эмпирией, когда теория состоит из сухих абстракций, постулатов, догм, мало объясняющих реально, эмпирический материал представляет собой несистематизированный набор фактов, сведений, данных, лишённых общего смысла. В первом случае исследователя подстерегает опасность абстрактно схоластического теоретизирование, во втором опасность эмпиризма, хаотического нагромождения фактов.
    Автор начинает статью с анализа распространения социологических методов. Он утверждает, что в последние годы широкое распространение получили социологические методы сбора и обработки информации о культуре. Они нашли применение во всех сферах исследования. С их помощью определяются тенденции духовного развития различных групп населения, способы проведения свободного времени; отношение к учреждениям культуры, их авторитеты популярность; особенности восприятия и функционирования произведений искусства; занятия самодеятельным художественным творчеством и многое другое.
    Социологические исследования дают многообразную информацию, которая используется в целях совершенствования деятельности учреждения и культуры, повышение эффективности культурно- просветительской работы. Дальнейшее развитие социологических исследований и расширение сферы применение выдвигают вопрос о повышении их теоретического уровня, обеспечение надёжности и достоверности получаемых результатов. После этого А.Н. Надиров выдвигает тезис о том, что необходим строго научный подход к применению социологических методов.
    Автор также упоминает что в марксистском обществознании существует прочная и давние традиции использования различных эмпирических методов. Он ссылается на работу, составленную Карлом
    Марксом «Анкета для рабочих», а также работу Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Эти работы, основанные на изучении огромного числа фактов, статистических данных и личных наблюдений.
    Предисловие к «Капиталу» Маркс формулирует принцип взаимоотношения теории и эмпирии. Вот что он пишет: «Исследование

    24 должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение».
    Рассуждая о духовных потребностях, автор пишет о том, что они имеют чрезвычайно широкий диапазон: они включают потребность в трудовой и общественной политической деятельности, в информации и познании, в общении и самореализации, в творчестве точка здесь важно подчеркнуть, что все виды потребностей не только постоянно пересекаются, взаимодополняя друг друга, но образуют иерархию по степени их важности для личности. При этом более сильная потребность становится ведущей, доминирующей, она подчиняет тебе все остальные, и захватывает жизненное пространство. В таком случае доминирующая потребность оказывает наиболее сильное влияние на духовный мир человека, создаёт тип личности, отражающийся в стиле поведения, формирует изобретательность в отношении к ценностям, поглощает основное время труда и досуга. Упоминаю, что исследования показали, что духовные потребности обладают способностью как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Это положение требует пояснения. Дело в том, что духовная потребность и характеризуются объёмом, то есть количеством благ, необходимых для удовлетворения в данный момент.
    Духовно развитый человек нуждается в книгах и спектаклях, выставках, в собственном творчестве и самодеятельности. Но при всей безграничности духовного развития каждая потребность имеет вполне определённый объём, который и является конкретной целью. Человек не может прочесть все книги, посмотреть все фильмы, побывать на всех концертах. Поэтому объём отражает избирательность личности, её мировоззренческую установку и вкус, предпочтения и установки. Доминирующая потребность как раз таки увеличивает этот объём, повышает интенсивность культурной деятельности, создаёт напряжённость психологического состояния человека. Если потребность сталкивается с различными препятствиями, мешающими её удовлетворению, то напряжение, вызванное отсутствием тех или иных факторов, мы ощущаем как депрессию, хандру, не отдавая себе отчёта, что, в сущности, речь идёт об отсутствии определённого объекта потребности. Объём духовной потребности свидетельствуют об уровне развития личности. Рассуждая об этом, мне вспоминается цитата академика Лихачёва: «Чем интеллигентнее человек, чем более он способен узнать, усвоить, тем шире его кругозор и способность понимать и

    25 принимать культурные ценности прошлого и нового, возникающего при его жизни. Чем менее широк культурный кругозор человека, тем более он нетерпим ко всему новому, тем более он Во власти своих привычных представлений.» Широта духовных потребностей выражает не только эрудицию, но и свидетельствует о мировоззренческих и идеологических установках личности, становится показателем уровня духовного развития.
    В этом проявляется экстенсивный рост духовных потребностей.
    В духовном мире органично соединены в единое целое идейность и профессионализм трудолюбие и нравственная культура художественный вкус и стремление к активным формам досуга, содействующим самореализации личности. Всё это создаёт объективную основу духовного роста современного человека. Однако было бы неверным считать, что между объективными условиями и субъективными возможностями существует тождество. необходимо отметить, что действенный духовный прогресс общества измеряется не столько наличием развитой сети учреждений культуры, сколько тем, на сколько активно используется в практике ценности культуры, становится ли они глубокой потребностью, направляющей сознание и поведение. Без этого ценности культуры, по словам автора, остаются мёртвым капиталом, а деятельность учреждений культуры не достигает необходимой эффективности. Именно поэтому, как утверждает надиров, столь необходимо изучать и направлять встречное движение культуре, степень его влияния на изменение духовных потребностей. социологические методы фиксируют двусторонний характер этих процессов. С одной стороны, исследуются ориентации диспозиции предпочтения ожидания людей в их отношении к различным формам культуры; с другой стороны, изучается реальное поведение человека в сфере культуры. Здесь хотелось бы упомянуть, что между сознанием и поведением социологи нередко обнаруживают несогласованность. Динамизм развития духовных потребностей определяет необходимость включения в процесс анализа целой группы факторов-экономических, историко-технологических, национально- этнических, классовых, демографических, социально-психологических. Их взаимодействие на каждом этапе развития общества и для различных социальных групп создаёт особый, часто неповторимый рисунок, определяющий как типологические так и индивидуальные характеристики.

    26
    Эссе
    Научная мысль отличается от общечеловеческой на интуитивном уровне. Мы можем разделить науку и бытовое общение по ряду вполне себе определенных критериев, таких как системность знания, стремление к истине и, конечно же, формирование единого для определённой науки понятийного и методологического аппарата. Статьи же, выбранные нами для минихрестоматии рисуют картину проблематичности выработки общей методологии для наук о культуре. Но в своём эссе нам бы хотелось не столько прояснить данную ситуацию, сколько порассуждать о смысле терминологии и общего научного метода для различных сфер.
    Методология является системой принципов и способов организации и построения теоретической научной деятельности, и, как нам кажется, в этом может быть представлена как разновидность системы языковой.
    Использование определенных методик и алгоритмов не только структурирует работу, но и даёт ключ к её пониманию для стороннего наблюдателя.
    Язык - как знаковая система - является основной составляющей человеческого бытия. Любой человек, изучавший иностранные языки на сколько-либо углублённо не может не заметить того, что смыслы в переводах периодически ускользают или даже изменяются, отражаясь в чужом языке как в зеркале, переворачиваясь, как имена в сказке о королевстве Кривых зеркал. Для того, чтоб подобный смысловорот не происходил в пределах одного языка, этот самый язык унифицируется, фиксируется в словарях, в нем разрабатываются общепринятые нормы и правила. Именно такими языковыми нормами, общими и понятными для всех причастных, становится для науки терминологический аппарат.
    Здесь нам не представляется возможным не вспомнить Станислава Лема.
    Безусловно, «Солярис» его авторства является книгой глубоко философской, но мы бы хотели рассмотреть её именно с позиции исследователя, разработчика методологического единства науки. Если смотреть на «Солярис» с такой точки зрения, то становится предельно ясно одно - солярианский океан не поддаётся исследованию человеком именно из-за скупости людских языков, не способных вместить в себя новые термины, слишком опирающихся на старое, пытающихся описать исключительную ситуацию знакомыми словами. Мы можем считать океан
    Соляриса как бы метафорой культуры, её зеркалом, а исследователей, пытающихся изучать его с позиции лишь естественных наук - ранними мыслителями в сфере культуры, которые пытались изобразить её чем-то

    27 наподобие живого организма, но организма не динамичного, а статочного на тот момент, когда его видит наблюдатель. Прекрасная метафора культуры разворачивается перед нами благодаря мастерству Лема: мы видим, как океан производит новые формы, благодаря влиянию на него людей, но и люди на космической базе, чьей единственной реальностью становится океан, не могут не изменяться в ответ.
    Море культуры и наук о ней способно поглотить неудачливого пловца. И разработка методологии становится единственным спасательным кругом и в то же время - аппаратом для изучения глубин.
    Как пишет О. И. Даниленко в своей статье «Методологические проблемы изучения культуры общения», необходимо расширение понятия
    «культуры общения», для вмещения в него всего того, что мы под этой культурой подразумеваем. То есть опять же, необходима разработка если не нового понятийного аппарата, то расширение и вместе с тем унификация старого. Любая наука из всей совокупности так называемых наук о культуре сталкивается с подобной проблемой хотя бы потому, что в умах до сих пор существует проблема в определении самого понятия культуры как сферы изучения. Как герои Станислава Лема спорят о том, можно ли считать солярианский океан ксеноформой жизни, так и некоторые склонны спорить о том, что можно очертить и взять как границы культуры. Мы же склонны считать, что культурой является всё неприродное, касающееся человека. И именно на основании этого тезиса нам бы хотелось видеть дальнейшее развитие методологической мысли.
    Расширение самого понятия хоть культуры общения, хоть культуры в целом не может быть хорошим ходом, так как расширение часто приводит к размытию и разрушению границ. Мы считаем что главным направлением деятельности в сфере методологии и терминологии наук оккультное должно быть направление не к расширению (как бы раздувающегося пузыря) но к увеличению ёмкости слов.
    Культура - как нитка, держащая нас над пропастью - должна быть изучена со всей возможной деликатностью, и чтобы эта нитка не оборвалась нужны культурологи - бессменные пряхи этой нити.

    28
    Заключение
    Мы составили аналитическую минихрестоматию, раскрывающую актуальность и значимость культурологической методологии и методов исследования культуры.

    29
    Список литературы
    Методология и методы исследования культуры: сборник научных трудов /
    Отв. ред. Е.Я.Зазерский. – Л.: [ЛГИК], 1984. – 169 с.


    написать администратору сайта