Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Анализ статистики на основе проекта НОЦ "ЦСИПИ" ПГНИУ "База данных "Состязательная политика в России"

  • 2.3 Анализ особенностей арт-протеста на основе материалов интервью

  • дисс. Основная образовательная программа магистратуры Социология Профиль Социология культуры


    Скачать 185.5 Kb.
    НазваниеОсновная образовательная программа магистратуры Социология Профиль Социология культуры
    Дата01.11.2022
    Размер185.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDissertaciya30_05.docx
    ТипОсновная образовательная программа
    #764855
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Глава 2. Арт-протест как способ выражения гражданской позиции

    2.1 Программа эмпирического исследования
    Эмпирическое исследование опиралось на несколько основных источников – это база данных "Состязательная политика в России", собранная коллективом исследователей под руководством Андрея Владимировича Семенова - руководителя Центра сравнительных политических и исторических исследований, а также материалы глубинных интервью. Основная цель эмпирического исследования - выявить особенности арт-протеста как формы социально-политической активности. В частности, нам важно было выявить социально-биографические характеристики протестующих, их ценностные и политические ориентации, а также обозначить особенности взаимодействия активистов со СМИ и проанализировать их мотивационные установки. Кроме этого, проанализировать отличия арт-протеста от протеста конвенционального на основе таких параметров как: количество протестующих, фокус, основной адресат, репертуар, участники, политическая, локация, событийная привязка дня, требования и цель.

    База данных НОЦ ЦСИПИ «Состязательная политика в России», 2012 -

    2013 гг. Протестная база данных была собрана коллективом исследователей. Для ее создания из сайта-агрегатора новостных событий «Интегрум» выгружалось новостное событие, которое было найдено в поиске по словосочетанию «акция протеста». Далее это событие кодировалось согласно кодбуку (см. Приложение 2), где были учтены следующие параметры акции: дата, регион, город, являлось ли событие частью какой-либо кампании, организаторы, являлся ли инициатор события организацией / группой, участники, основное требование, основной адресат / цель протеста, основной репертуар, количество участников, было ли событие законным, применяли ли участники насилие, был ли нанесён ущерб собственности, количество пострадавших в результате протеста, применяла ли полиция насилие к протестующим, количество арестованных, количество пострадавших полицейских. Далее по репертуару протестного события были отобраны арт-протестные акции, которые и составили эмпирическую базу исследования. База данных построена для того, чтобы проследить динамику протестной активности в субъектах России, на основе событийного анализа, являющегося разновидностью контент-анализа. Такой подход позволяет воссоздавать динамику политической мобилизации и ее ключевые характеристики на основе разнообразных текстовых источников (отчеты полиции, дневники наблюдения, сообщения в масс-медиа). Всего анализу подверглось 183 акции арт-протеста.

    Материалы глубинных интервью также послужили источником

    исследования. Было проведено 8 глубинных интервью, длительностью от 8 интервью, продолжительностью от 38 минут до 2 часов, 49 минут. Всего количество часов интервью составило 9 часов, 28 минут. Интервью помогли выявить некоторые типические черты или особенности, присущие активистам, которые берутся за основу формирования социального портрета с учетом особенностей ментальности, политических ориентаций и профессиональных характеристик. Для проведения интервью был разработан гайд (см. Приложение 3), который включал в себя несколько блоков. Это биографическая справка, вопросы- индикаторы ценностных ориентиров, политические установки, вопросы, связанные с арт-активисткой деятельностью, а также блок, связанный со СМИ и сотрудничеством с ними. Основная цель проведения интервью – проверка основных гипотез исследования, а также выявление общих и устойчивых характеристик изучаемой группы людей. Информанты были отобраны по нескольким критериям: наличие опыта участия в социально-политических акциях художественного характера и доступность. Каждый из восьми информантов имел опыт участия в арт-протестных акциях. Часто информантов - единоличные художники-активисты, одна информантка - куратор, искусствовед музея современного искусства PERMM и участник ряда художественных акций, трое активистов из политического движения «Весна». Пример интервью можно также увидеть в приложениях (см. Приложение
    2.2 Анализ статистики на основе проекта НОЦ "ЦСИПИ" ПГНИУ "База данных "Состязательная политика в России"
    Протестные акции за 2012-2013 гг. носили различный характер и варьировались от одиночных пикетов против повышения тарифов на услуги ЖКХ до массовых, например, кампания за «Честные выборы». Однако нас, в данном случае, интересуют не конвенциональные акции протеста, которые вписываются в понятия митинга, шествия, демонстрации, собрания, пикета и др., а арт-протесты, которые реализуются с помощью методов искусства и представляют собой, чаще всего, некое перформативное действие. При этом, надо отметить, что внутри арт-активизма есть также свой протестный репертуар, который можно классифицировать следующим образом. Во-первых, существуют так называемые акции действия, когда протест представляет собой некое перформативное событие. Среди данного вида протеста можно выделить флешмоб, перформанс и хеппенинг. Кроме этого, можно также выделить стрит-арт и комиксы, как отдельный вид протеста, которые осуществляется без определённых перформативных действий активиста, путем нанесения какого-либо изображения на различные поверхности, начиная от городских стен, заканчивая листом бумаги. Еще один вид арт-активизма – это инсталляция, когда художник-активист размещает в пространстве, чаще всего городском, предметы протеста. В данном работе внимание сфокусировано в большей степени на перформативных формах протеста, предполагающих исполнение некоторого театрального действия

    Итак, если попытаться проанализировать базу данных арт-активизма, то, надо отметить, что в нее вошли все акции протеста, которые были закодированы как, условно говоря, протест не умещающийся в рамки конвенционального протестного действия. Всего, за 2012 и 2013 год наблюдалось 183 акции арт-протеста в 45 регионах России (см.Табл.4). Наиболее популярной локацией и территорией для арт-активистких практик стала Москва, где наблюдалось 35 акций арт-протестов, что составило абсолютное большинство. На втором месте довольно предсказуемо расположился Санкт-Петербург, где наблюдалось 26 акций арт-протеста, а на третьем месте – Пермский край с пятнадцатью акциями. Если лидерство Москвы и Санкт-Петербурга по количеству арт-протестных действий вполне ожидаемо, так как в целом, данные города аккумулируют большинство культурно-общественных и художественных событий, сосредотачивая при этом также большую часть культурной прослойки населения, в том числе и художников, то появление Пермского края, на первый взгляд, выглядит достаточно неожиданным. Однако все достаточно закономерно, ведь Пермский край, мало того, что он является достаточно оппозиционным городом, показывая на выборах всех уровней достаточно низкую явку, в нем еще и находится достаточно известный в России музей cовременного искусства PERMM, который также, по видимому, оказывает влияние и на культурную жизнь города. Если сравнивать с анализом Семенова А.В, который был составлен опираясь на материалы той же базы данных, за тем исключением, что во внимание были взяты все акции протеста вне зависимости от репертуара, то Москва и Санкт-Петербург также являются городами-рекордсменами по количеству протестных акций, однако, в данном случае, Пермский край перестает быть одним из ключевых городов претесного действия, аккумулируя в себе меньшее количество конвенциональных форм протестной активности. 56

    Что касается организаторов, то наиболее активными действующими лицами в арт-активизме за 12-ый, 13-ый годы являются частные лица, общественно-политические организации, оппозиционеры, активисты, а также жители территории (см.Табл.5). Если сравнивать с анализом Семенова А.В, то в данном случае, на организационный состав протестующих в значительной степени повиляла кампания «За честные выборы!», проходившая в период с 2011 по 2013 годы. Несмотря на это, одной из самых активных протестующих организаций была партия КПРФ, а также группы частных лиц, местные жители, рабочие и профсоюзы. Интересным является момент с относительно высокой ролью экологических организаций, в качестве одной из ведущих групп в арт-активисткой деятельности, тогда как в традиционных протестных акциях экологические группы далеки от лидирующих по организационным мотивам. Кроме этого, самое большое количество участник арт-протеста - 340 человек. Тогда активисты устроили наномитинг, расставив бумажные фигурки федеральных и республиканских политиков с сатирическими диалогами. В среднем численность составила от 1 до 50 человек. Это отличится от конвенциональных форм протестной активности, которая может собирать группы лиц до 200 000 тысяч человек и более, что характеризует классический репертуар наиболее массовым и способным аккумулировать большее количество человек.

    Интересным является рассмотрение ключевых вопросов, которые актуализируют арт-активисты. Арт-активисты, согласно базе данных, за 2012-2013 гг., наиболее часто актуализировали вопросы городской политики (см.Табл.5). Кроме этого, актуальными для арт-протестующих остаются и вопросы базовых гражданских и политических прав, что также подтверждается теорией постматериальных ценностей Р. Инглхарта. Если сравнивать с базой данных по конвенциональным акциям протеста, то в данном случае, приоритеты у протестующих несколько иные. Среди ключевых начинают фигурировать вопросы качества государственного управления, экономические вопросы, зарплаты, вопросы социальной политики. Некоторые из данных требований не актуализируются арт-активистами вовсе, например, вопросы экономики. Конечно, среди «популярных» требований также фигурируют и вопросы городской политики и гражданских свобод, но тем не менее, отсутствие экономических требований в арт-активисткой статистике наталкивает на определенные размышления. По-видимому, экономическая повестка достаточно серьезна по своему содержанию для того, чтобы использовать арт-активисткие практики самовыражения.

    Также важным является рассмотрение адресата протеста. В обеих базах данных ключевым адресатом протестной активности является федеральная власть. Это расходится с данными, полученными в ходе проведения интервью, так как все информанты без исключения говорили о направленности арт-протеста скорее на общество, нежели чем на власть. Помимо этого, ключевыми адресатами являются также органы местного самоуправления, региональная власть, а также частный бизнес и корпорации. Данный пункт сравнения по количеству акций, направленных на того или иного адресата практически полностью совпадает с базой данных, где собраны все протестные акции, за исключением того, что бизнес структуры наименее популярный адресат среди конвенциональных форм протестной активности.

    Таким образом, на основе данного обзора мы можем сделать вывод, что арт-протесты отличаются от конвенциональных форм активности по ряду параметров. Во-первых, субъектом действия. Арт-протест наиболее часто задействует индивидуальных акторов, затем общественно-политические организации, оппозиционеров, а также жителей территории. Конвенциональный протест задействует больше парламентские партии, то есть в России даже протестная активность осуществляется инициативой сверху, а также частные лицами, местных жителей, рабочих и профсоюзы. Кроме этого, наибольшую роль в арт-активизме играют экологические организации, которые в конвенциональном протесте принимают меньшее участие. Это можно объяснить тем, что люди , которых заботит экология, придерживаются постматериальных ценностей, это влияет на выбор формы протестной активности.

    Кроме этого, конвенциональные протесты отличаются наибольшей массовостью и способны аккумулировать достаточно большое количество человек, при условии наличия резонансной повестки дня. Наибольшее количество человек, которые были аккумулированы в арт-протестной активности - 340, тогда как наибольшее количество человек, задействованных в конвенциональном протесте за 2012-2013 гг. – 200 000 тыс. человек. Из этого следует вывод, что арт-протест не отличается массовостью и может проводиться одним человеком или небольшими группами людей.

    Также различия наблюдаются и в характере проблем, на которые были направлены протесты. Арт-протесты в наибольшей степени актуализируют проблемы городской политики, а также вопросы базовых гражданских и политических прав. Тогда как классический проест наиболее всего проблематизировал вопросы государственного управления, экономические вопросы, в числе которых ключевыми является требования повышения зарплат, а также вопросы социальной политики.

    И, наконец, последнее - единственное, где не наблюдается критичных отличий – это адресаты акций. В обоих случаях главным адресатом является федеральная власть, что расходится с материалами интервью и анализом вторичных данных, который подтверждает, что основным адресатом является общество. Таким образом, мы можем сделать вывод, что арт-протесты отличаются от конвенциональных форм активности. Для того, чтобы наиболее глубоко изучить феномен, следует перейти к материалам глубинных интервью.
    2.3 Анализ особенностей арт-протеста на основе материалов интервью

    Итак, начнем с первого блока, включающего биографические вопросы, а также вопросы, связанные с социально–экономическим положением активистов. Включая данные вопросы в исследовательский гайд, перед нами стояла задача, прежде всего, в выявлении принадлежности активистов к той или иной социальной группе, определение их экономико-материального положения, а также особенности биографического развития. Однако здесь мы столкнулись с проблемой того, что часть активистов отказывалась называть не только свой возраст, но даже имя, мотивируя это понятиями безопасности. Часть художников-активистов в принципе всячески скрывала свое имя в публичном пространстве, сохраняя в тайне все, начиная внешний облик, заканчивая номер мобильного телефона. Ввиду этого было несколько проблематично организовать личную встречу или даже созвониться по телефону, поэтому пришлось искать мессенджеры, где не требовалось номера телефона. Тем не менее, информанты предоставляли информацию о возрастном интервале, в котором может оказаться их настоящий возраст. В целом, это молодые люди от 20 до 40 лет. Определяя свою принадлежность к какой-либо группе людей, большинство активистов относило себя к классу находящемуся на пересечении между средним и низшим. Большинство активистов характеризовали свое невысокое материальное положение, а значительная часть финансовых средств у некоторых их них уходит на деятельность, связанную с протестной активностью: «- а какая часть вашего бюджета уходит на творческую деятельность?- ну все те деньги, которые предполагается тратить на путешествия, кино и всякие развлечения, походы по клубам, барам, я последний раз был в баре осенью, наверное. Я стараюсь ходить в кино, деньги которые могли бы тратиться на тусы, тратятся на арт-объекты» (Инф. 5). Кроме этого, большинство активистов уже имеют или только получают высшее образование. Только один респондент не имеет образования совсем и один респондент имеет степень PhD. Образовательная среда, по словам активистов, во многом повлияла на их становление, формирование мировоззрения, а также дало некие полезные навыки, которыми они впоследствии могли воспользоваться. «Я еще училась на факультете Свободных искусств и наук, в какой-то мере мы были политизированы, но это было далеко от активизма, у нас очень многие ребята занимались еще какой о практикой в области искусств, не только изучали теорию, и в какой-то момент политически высказывались, очень много было ребят с левым убеждением, были левые ребята в тренде» (Инф.2). «А вы где-то учились? - да, художественная школа, потом учитель рисования, учился на учителя рисования, выучился, закончил, и как бы все, ни дня не работал по специальности. - ну сейчас вы ведь рисуете (смеется) - нет, то есть ка как бы те знания, которые я там получил, они мне до сих пор…, я ими пользуюсь, но именно по специальности учителем я не работал, мне не хватило практики, все очень плохо в школах, ну то есть это совсем не мое, чтобы там работать , а так, все те знания, которые я там получил, я ими пользуюсь до сих пор, это не впустую проведенное время (Инф.7). То есть образование данного информанта повлияло на его активисткую деятельность, тогда как один из информантов подчеркивал важность своего окружения, поспособствовавшему его художественному восприятию. «А вы где-то учились?- я учился, но у меня такая как бы...я на художника нигде не учился, но общался плотно с людьми, которые учились и у меня -повлияли они в общем?- ну да, очень много чего было сделано вместе и я не мог не научиться , то есть там и общение такое было, что вместо того, чтобы говорить о всяких глупостях, можно было говорить о цвете, биографиях художников, ну и  в общем , рано или поздно это должно было закончиться тем, что  я стал тоже создавать что-то.- а где вы нашли этих людей?- я встречался с девушкой, которая училась в мухе несколько лет, от туда у меня появилось такое восприятие художественное» (Инф.5). Надо отметить, что все информанты были задействованы в творческой деятельности в своем детстве, юношестве или подростковом возрасте, что, вероятно, также сказалось на выборе способа самовыражения. «Я просто еще музыкой занимался в то время, пока в универе учился, и я писал тексты для нашей группы, и они тоже были социальной направленности и мне хватало «выхлопа» там. Все тексты были социальной направленности и вот как бы, то, что я делал в универе, картины писал, они тоже были несколько в той степи, в которой я сейчас творю» (Инф.7). «Занималась в театральной школе - это важно, повлияло на меня в целом, как потом оказалось» (Инф.1).

    Далее перейдем к ценностям. Одна из основных гипотез исследования состояла в том, что на выбор арт-активистких способов самовыражения влияют ценности активиста, находящиеся в постмодернистской плоскости. Данная гипотеза подтвердилась, активисты действительно демонстрировали причастность к подобного рода ориентирам. Для проверки ценностей был подготовлен ряд вопросов, среди которых вопросы про важность экологии, толерантности, легализации некоторых областей социальной жизни, вызывающие бурные споры на эту тему, а также вопросы, связанные с важностью самовыражения. На другой «стороне» были вопросы, демонстрирующие материалистские установки. Это, согласно Инглхарту, приоритеты экономической и физической безопасности, материальные ценности, нетерпимость к инакомыслию, готовность принять авторитаризм, покорность и.т.д. Надо отметить, что абсолютно все информанты демонстрировали четкую приверженность к постматериальным ценностям. Большинство из них положительно относится к легализации, например, однополых отношений или проституции. «А как вы относитесь к легализации однополых браков?» - однополых браков, господи, кого это вообще трогает, ну естественно - да, если два любящих человека что-то решили создать, окей, они меня не трогают , я их не трогаю, все хорошо.» (Инф. 8.). Кроме этого, важность самовыражения была оценена по 10-бальной шкале на 8-10, как одна из важнейших ценностей, а одной из главенствующих идей называли идею толерантности, а также воспитания ее в себе. Самовыражение – очень важная составляющая жизни активиста. Был ряд вопросов, связанных с реакций ближайшего окружения на деятельность активистов. Как выяснилось, большая часть ближайшего окружения либо не знает о том, чем занимается их член семьи, либо относятся крайне положительно, давая советы относительно того, как лучше провести ту или иную акцию «мне просто интересно как твое ближайшее окружение реагирует на твою деятельность- очень мало кто знает, только три человека, один из которых забыл. люди очень быстро забывают» (Инф.5). «С другой стороны, если брать всю эту систему, после каждого вывешивания созваниваюсь со своей мамой, и она мне просит разъяснить, если она не поняла, и я с ней делюсь своими мыслями. И вот уже один человек, с которым мы взаимодействуем, друг на друга влияем, почему нет (Инф.7). Однако активисты подчеркивали, что даже если их ближайшее окружение выступало бы против подобной деятельности, это бы никак на них не повлияло, более того, для них абсолютно неприемлемо диктовать условия, даже несмотря на родственные связи: «- а как родственники твои реагируют? - Ну, нормально вроде, но меня это не сильно волнует, какая им разница чем я занимаюсь? Я сама решаю что и когда хочу делать» (Инф.8). Нельзя не отметить и нонконформисткие установки, а также критику современного общества: «Люди ведут себя как в средневековье , это не вдохновляет, хочется развиваться как личность , как профессионал, а нет потребителя этого развития, общество не желает этого, хочется не тратить время на иллюзию развития, посвятить себя благодарному зрителю. (Инф.5) Информанты не признают «стандартных» жизненных приоритетов таких как, например, семья или дети, материальное благополучие. При этом, некоторые активисты подчеркивали, что они с детства и юношества сопротивляются стандартным общественным нормам и правилам, тяготея к их нарушению: «Причем в банальном смысле , не только в политическом. реклама меня бесила , мне не нравились общественные порядки и устои в разных институциях, в университетах, в школе, я все время устраивала саботаж в школе , то есть даже будучи мелкой, я придумывала  способы бесить людей, например, прятала игрушку, которая будет мяукать и учительница сходила с ума, не могла найти. Или наливать уксус на тряпку от доски, когда учительница смывала это потом, мне нравилось подрывать повседневность, я бы сказала, что даже подрывать повседневность для меня было важнее, чем адреналин, хотя он связан с этим, ну и друзья...я бы сказала, что самый первый мой посыл - это подрывать скуку, тоску  и устои, буржуазное там появилось гораздо позднее , я пыталась что-то нащупать, все очень бесит, все скучно , некрасиво и несправедливо  что можно с этим сделать.». (Инф.1). Гораздо важнее делать что-то социально важное или иметь возможность повлиять на то, чтобы общество развивалось в более положительном русле. Большинство респондентов также говорили о важности развития человеческого потенциала в России и необходимости смены акцентов с внешней политики на внутреннюю. «Меня смущает, что сырьевая страна, она занимается такими делами как нефть, олимпиада, война, но при этом совершенно не хочет заниматься развитием какого-нибудь маленького человека» (Инф.5). «- А как относишься к президенту? - ну просто зачем, сосредоточься ты на внутренних проблемах, просто я не знаю, сейчас какой бизнес не организуй, малый бизнес у нас же подыхает просто, его не было, а он еще при этом подыхает, это же грустно, то есть зачем ты там пытаешься кому-то что-то доказать?» (Инф.7). При попытке установить принадлежность к материалистским ценностям, некоторые информанты сообщали о важности внешней политики, однако механизмы ее реализации, на данный момент, далеки от идеальных, так как демонстрируемую внешнеполитическую агрессию и наступательную позицию нужно свести к более диалогичной и компромиссной форме: «Я считаю, что это крайне ошибочный путь, такие вот замашки,  что нужно показать, что мы сверхдержава, это крайне неверная стратегия. К сожалению, население поддерживает, но это неверно. Нужно стремиться к диалогу» (Инф. 2).

    Интересным является момент с экологией, все активисты, кроме одного, подчеркивали важность борьбы за чистую экологию. Однако только несколько из них в своей повседневной жизни используют, например, раздельный сбор мусора, сбор пластика или батареек. То есть даже признавая важность экологии в своей повседневности большинство активистов не готовы делать выбор в пользу экологичных практик. Прослеживается также тенденция к космополитичным установкам «Как вы считаете , есть ли для России угрозы на данный момент внешнеполитические? - (пауза) ну опять же, я не знаю, я в принципе космополит, мне не очень близки границы и рамки и прочее, прочее. Ну то есть как бы типа существует какая-то вторая холодная война, но я не знаю, встреться с каким-нибудь ученым в Америке и он сюда приедет, ты можешь в любом случае поговорить с ним за жизнь, у него будут такие же ценности как у тебя, то есть все это происходит на уровне опять же пропаганды и политики» (Инф.7). Часть активистов признает ценность человеческой жизни вообще, вне зависимости от пола, государства, сексуальной ориентации. Кроме того, абсолютно все активисты отрицательно высказывались на тему войны, демонстрируя свои пацифичные настроения: «У меня очень много ативоенных работ, я не очень понимаю откуда это все берется и , ну то есть, как это вообще все работает ,ну то есть приходит человек , говорит тебе отбери у этого человека территорию и там свобода, и он такой: "ну окей" и я пойду воевать за это , что это вообще?- может невозможность договориться? отстаивание своих интересов - так в том то и дело, что договариваются по сути лидеры двух государств , если возьмем войну между двумя государствами, значит эти два товарища не смогли договориться. То есть насколько нужно быть ***, чтобы сказать, что "ну тогда мы убьем 100 млн. твоих людей". То есть, война, по сути, в принципе, если докапываться до сути, война - это убийство. Убийство, в принципе, если моральные рассматривать критерии, убийство - это очень плохо, но почему-то с масштабах государства это работает». (Инф.3). Также все активисты идентифицировали себя как людей, не исповедующих ни одну религию, которые также негативно относятся к традициям: «Например, ну вот когда, смотришь такую общественную повестку дня относительно вещей, такое ощущение, что пришел в церковь, где тебя заставляют, где тебя заставляют снять шапку, а женщина должна с покрытой головой ходить, в России также, одни традиции, это бесит». (Инф.5). Тем не менее, абсолютно все активисты находятся по своим жизненным ориентирам в плоскости постматериальных ценностей.

    Далее вопросы, касающиеся политической ориентации. Данный блок вопросов был разработан с целью того, чтобы выявить политические установки активистов. Если попытаться определить информантов по шкале от левой идеологии до правой, то большая активистов часть находится на левой стороне спектра, где точкой «максимум» по движению вправо является либеральная идеология. При этом одна из активисток придерживалась ультралевых настроений, причисляя себя к анархистам. Надо отметить, что акции данной активистки отличались наибольшей радикальностью, так как к ее акциям относится сжигание кукол политических лидеров, сбрасывание их в канализационные люки и с крыш домов, эксперименты в СПБГУ, где они на конференции переодевались в представителей разных меньшинств и по очереди заходили в зал. Прослеживалась также тенденция к отрицанию своей политизированности в одном из случаев, однако по ответам информанта становится понятно, что он также располагается в интервале от левой до либеральной идеологии, признавая одними из самых главных ценностей - ценности прав человека, и выступая за легализацию однополых браков, проституции, наркотиков. Никто из активистов не поддерживает парламентские партии иных ключевых политических фигур, таких как президент РФ. Более того, при вопросе о поддержке политической элиты страны, тех или иных политических деятелей, парламентских партий, некоторые активисты реагировали неоднозначно, удивляясь такому вопросу, или даже оскорбляясь им, так как ответ на него, как они считали, является чем-то, само собой разумеющимся и очевидным. «- а как вы относитесь к президенты страны? - эм, вы серьезно? Серьезно просите ответить на этот вопрос?» (Инф.3). Среди наиболее популярных политических деятелей, удостоившиеся поддержкой активистов – Алексей Навальный, но с большинством оговорок. Данная политическая персона поддерживается скорее по причине отсутствия иной политической оппозиции. «А есть ли какие-то политические силы или деятели, которым вы симпатизируете? - сложный момент, потому что мне сложно сказать о каких-то однозначных симпатиях, потому что если взять Навального, которого я все таки поддерживала, но каждое его решение для меня -  спорный вопрос, я на стороне Навального, если сделать выбор между стороной добра и стороной зла, на стороне добра у нас Лёша Навальный. Я поддержала его потому что для меня это рациональное решение, дихотомия власть и оппозиция , отсутствие политической конкуренции и политического плюрализма, для меня решение -  поддержка навального. Тем не менее, я отношусь к нему очень критически, мне крайне не близка его лево-популистская риторика , я не одобрила бойкот, я не следовала ему , это совершенно не обдуманно, не эффективно и так далее , то есть как политическая фигура Навальный мне не так уж близок, он шикарный шоу-мен , как политик , я к нему отношусь скептически , но скорее симпатизирую ему, потому что больше некому» (Инф.4). Среди тех, кто также заслуживает доверия оказались – Илья Яшин и Борис Немцов, на этом список политических «фаворитов» подошел к концу.

    В целом, политические настроения активистов характеризовались непринятием политического устройства в целом и крайне оппозиционным настроем. Более того, ряд художников говорили о желании непризнания их работ на государственном уровне, так как признание автоматически означает встроенность в систему, а признание их работ, с другой стороны, означает не поддержку Кремля». «Меня заметят, меня позовут, завалят деньгами, позовут куда-нибудь в Венецию, то, я бы сейчас разочаровался и говорил " что со мной не так?", а сейчас я начинал это делать, и думал, что если меня не загребут менты, то это уже круто, ну и как бы, и в общем, уже круто, я счастлив,» (Инф. 5), «Если бы мне дали государственную медаль за свои работы, я бы их все сжег» (Инф.7). Даже при том, когда некоторых активистов звали, например, на телеканал для того, чтобы дать интервью, они отказывались от этого предложения, называя это «ловушкой»: «нас даже приглашали в программу выступить, вот, но мы естественно не пошли туда, потому что это ловушка, то есть иногда мы могли давать какие-то комментарии, но выйти физически соединить свое лицо, акцию и имя с теми, кто в системе – это нет» (Инф.1). Некоторые активисты подчеркивали свое желание вообще не вникать в политическую повестку, так как она несет в себе много негативной информации, но в то же время, они сообщали о невозможности такого исключения себя из вопросов политики, так как она пронизывает буквально все сферы жизни.: «и вы в какой-то момент решили просто полностью перестать следить за этим? - да, был у меня такой момент. меня просто достаёт такой негатив, все эти либеральные СМИ, они как правило выставляют тоже под своей проекцией новости,  и я такой все, не хочу и отписался от всего, но тем не менее , я все равно все это вижу как это происходит, то ли друзья ВКонтакте, толи что.. - политика она везде в итоге - ну да, даже если огородиться от этого мира.  это к вопросу о том, что , ну есть такие товарищи, я вне политики, я очень аполитичный. Ты можешь быть на все 100 процентов аполитичным, но политика тебя будет иметь во все щели все равно, в конечном итоге она до тебя доберется». (Инф.7) Среди наиболее важных проблем, которые присущи России на сегодня, можно отметить проблему коррупции, бюрократии, проблема сменяемости власти, недостаточное развитие человеческого капитала, невозможность быть материально обеспеченным, в случае если ты не встроен во властную иерархию, а также разжигание ненависти и «отсутствие любви»: «а если постараться еще какие-то проблемы описать, кроме невыполнения обещаний, еще есть какие-то проблемы, на ваш взгляд? - любовь. люди не любят людей. Возможно, это тоже политическая пропаганда, но мне кажется повышается градус ненависти в обществе» (Инф.7)

    Относительно уровня свободы активисты предоставляли различную информацию, в основном ответы информантов расположились в интервале от 2 до 5, при оценке уровня свободы в стране, где 1- полное отсутствие свобод, 10 - ощущение полной свободы. Информанты сообщали также о проблемах с реализацией протестных действий, что характеризует уровень свобод как низкий: «то есть вы может быть знаете, у нас один из активистов выставил их СВОЕГО окна утку и его в итоге забрали, о какой свободе может идти речь?» (Инф.2). Однако некоторые информанты говорили, что не чувствуют никаких угроз и ощущают свободу в своих действиях, но также одновременно признавали, что существует некая граница, где свободы уже не будет, за «лишними» действиями последует наказание. «а в России существуют возможность свободы самовыражения? - мне кажется, что нужно просто делать, границы появляются в процессе. мне всего внутреннего цензора хватает, чтобы делать откровенные "типа убей мета, сколько же стоит твоя свобода ", был такой текст Психеи, то есть я сейчас делаю то, что мне нравится, я разговариваю с вами, значит, что-то возможно  - ну то есть вы не чувствуете преград для самовыражения? - нет, на данный момент не чувствую. но при всем при этом, мне интересно узнать где та грань, за которой все это заканчивается. в последнее время хочется  сделать что-то более провокационное, выяснить - где же заканчивается эта свобода». (Инф.7)

    Особую неприязнь среди государственных институтов активисты испытывают к полиции. В большинстве случаев данный институт упоминался активистам как вредоносный, а методы его борьбы неприемлемыми: «я просто не понимал почему полиция это делает, их никто не заставлял, их никто не просил , их никто не провоцировал, они просто в какой-то момент раз и я вижу, что они бьют и я слышу такие прям глухие просто удары очень жесткие, и я думаю, вот это жесть , и когда происходят митинги, я вижу, что полиция распихивает людей» Инф.5. Частично это связано с опытом участия в протестах и тем, что активисты были свидетелями столкновения протестующих и силовых структур, что оставило определенный след на восприятии властных структур. Данный орган государственного управления в наибольшей степени обсуждался также и в ироничном ключе. Художники высмеивали работу органов и то, как они скрывались с места проведения своих акций, считая это довольно забавным событием. «Я проходил вечером, там стояли те же самые полицейские машины, стояло 2 полицейских, хотя время уже было вечернее, они там что-то записывали, что-то обсуждали между собой, господи уже полдня прошло, что вы там третесь, они обсуждали это, как будто вот только что произошло , один что-то "бубубубуб" -  наговаривает , другой что-то записывает....я думаю, ну, оперативная бригада, я уже на море собираюсь (смеется), а вы трете тут какое-то ***, ну ладно» (Инф.5). Часть активистов относила институт к полиции к числу негативных не только тот, что находится в пределах РФ, а вообще институт как таковой: «канадская полиция, она тоже мерзкая, конечно, но они гораздо менее мерзкие, как сказать, многое спускают с рук, здесь просто безопаснее это делать» (Инф.1), что характеризует негативное отношение к полиции как таковой, вне зависимости от ее государственной принадлежности. Это, на мой взгляд, выстраивается в одну линию, связанную с нонконформистскими установками и отрицанием основных общественных ценностей.

    Далее был ряд вопросов, связанный с протестной активностью информантов. Это был самый большой блок, содержащий в себе вопросы про особенности арт-протесной деятельности, ее связи с политическим режимом. Один из первых вопросов касался связи художественных действий и протеста. По данному вопросу информанты разделилились. Кто-то сообщал, что искусство они используют как политическое средство, как средство протеста, при том что сами их акции они относят также скорее к политическому жесту «насколько акции можно назвать художественным актом? - «мне кажется, что движение «Весна» - это политический перформанс, это именно политическая акция, а не художественный жест, потому политическая акция оформлена через перформативные приемы, то есть, это вообще такая сложная грань между искусством и политикой» (Инф.3). Некоторые художники сообщали, что их акции – это всего лишь отражение действительности, а то, как их интерпретирует общество, причисляя их к протесту или к художественному действию, на них никак не влияет. «А ваши акции можно назвать протестом? - называйте, как хотите. мне кажется, что любое искусство, танцы или кино, просто отражение того, что происходит вокруг» (Инф.7). Только несколько информантов сообщали, что их акции - это одновременно и политический жест, и жест искусства, соединяющиеся в арт-протестную активность. «Я делаю что-то между искусством и протестом, не могу сказать, что это что-то одно. Это политическое искусство» (Инф.5).

    Относительно необходимости протеста активисты в целом давали довольно типичные ответы. Некоторые их них протестовали по причине происходящих событий, то есть отталкивались от повестки дня. «Когда у вас появляется необходимость протеста? когда вы понимаете, что нужно выходить с акцией? - просто пришла в голову какая-то идея, нужно сделать. часто берем во внимание какую-то новость о том, что произошло. инфоповод, а мы пошли отреагировали» (Инф.3). Либо это были какие-то вечные темы, которые не требуют немедленного разрешения: «а как вы понимаете , что появляется необходимость вывесить картинку на улице? - по каким то инфоповодам у меня редко появляются картинки. я ж говорю, ничего не меняется , то есть , инфоповоды вечные -  война, коррупция , ненависть, типа все люди го**о, эти темы вечные» (Инф.7). Либо же активистам просто приходила в голову идея, которую они хотели воплотить в реальности: «как вы понимаете, что нужно осуществить акцию? - иногда форма подсказывает. типа" о, а что если попробовать...у нас же есть проектор, давайте попробуем спроецировать на здание…И просто идея иногда приходит, понимаем, что это было круто реализовать независимости от того, что сейчас происходит", есть инструмент и хочется его использовать» (Инф.1). Интересно, что при протесте конвенциональном всегда есть некоторая проблемная повестка дня, требующая разрешения. Цель арт-протеста может быть никак не ограничена временем, так как некоторые художники сообщали, что делают акции на вечные темы или просто потому что у них приходит какая-либо идея, которую бы они хотели реализовать. То есть арт-протест может происходить просто из-за творческого озарения активистов. Это интересный момент, ведь по сути, у арт-протестов может не быть как таковой цели вовсе.

    Далее - выбор формы протеста. Абсолютно все информанты говорили о том, что конвенциональные формы не яркие, скучные, не привлекают внимания, поэтому они их используют либо, когда нет другого выхода, то есть когда нужно выступить с какой-либо позицией по определенному вопросу и нет времени на подготовку арт-активисткой акции. «Весна никогда не будет стоять в пикете, потому что это скучно, это неинтересно, это не цепляет , редкий случай, когда мы стоим в пикете» (Инф.3).

    Относительно адресата, на которого направлены акции, все активисты высказывались относительно важности общества, которое является основным получателем протестного сообщения. «Картинки - это мое общение с обществом, диалог, мне важно донести свою позицию» (Инф.7), «в целом, это все направлено на общество через СМИ, что СМИ нужны нам не как самоцель, а как средство» (Инф.3). Власть как адресат, в данном случае, либо отсутствует вовсе, либо ставится на второе место после общества «Но вообще, больше для общества и по моим ощущениям больше для общества, а не для власти, потому что мы, к сожалению, не верим, потому что в больше степени акции направлены не на власть, точнее, главный враг и оппонент - это власть, в этом плане-  направлено на власть. Но вообще важно, чтобы люди проанализировали позицию, критически осмотрели на ситуацию, это очень важно для существования гражданского общества, для существования протестного большого электората и так далее» (Инф.3).

    Интересным является то, что активисты подчеркивали важность интернет-пользователя как одного из основных адресатов. Это связано с тем, что конечный «продукт» вместе с фото, видео, аннотацией получает именно интернет – пользователь. Поэтому активисты сообщали, что для них очень важно пространство интернета, ведь именно там находятся основные получатели их акций: «в нашем случае, мы более ориентировались на народ и в основном на интернет-пользователей,
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта