дисс. Основная образовательная программа магистратуры Социология Профиль Социология культуры
Скачать 185.5 Kb.
|
Формы протеста социально-политического протеста Понятие протеста охватывает достаточно широкий круг явлений. Зачастую, протестом может называться несогласие, оспаривание или возмущение какими-либо отдельными сторонами общественной жизни или неудовлетворенность определенными политическими настроениями и тенденциями. Однако возмущение как таковое, или недовольство действиями властей, не предполагает протестного действия как такового, посему их нельзя в полной мере отнести к понятию протеста. Таким образом, для того, чтобы понять, где заканчивается обычное социальное явление и начинается протестное движение, необходимо понять какие бывают формы протеста и в чем их отличие. Так, У. Милбрайт 44 по отношению к действующим в государстве законам выделяет два политического участия - конвенциональное и неконвенциональное. Соответственно конвенциональным типом участия в политике Милбрайт называет те действия, которые регулируются законом. Это может быть голосование, партийная активность, участие в политической жизни общества путем различных собраний и пожертвований, а также контакты с официальными лицами. Сюда Милбрайт относит и участие в выборах как способ оказать влияние на власть и выразить свое несогласие. Неконвециональный протест - протест, противоречащий общественным нормам, проявляющийся в неповиновении власти. К такому способу выражения люди прибегают, когда отсутствуют институциональные механизмы выражения общественного мнения, а определенное недоверие или недовольство властями существует. Неконвециональный протест также можно подразделить также на два вида. Первый вид – протесты, не нарушающие законодательства. Сюда можно отнести типы коллективных действий, которые закреплены Законом. Ко второму типу, соответственно относятся действия нарушающие законодательство. Это могут быть просто несанкционированные акции протеста или действия, которые несут угрозу жизни людей (бунт, покушение на убийство, терроризм). Также, исследователь А.Марш выделяет две формы протеста - традиционные и нетрадиционные.45 Протест в данном разделении Марш относит к нетрадиционной форме политического поведения в случае отсутствия норм, регулирующих проведение протестных акций. Марш пишет, что, как правило, в государстве существуют нормы ограничивающие деятельность протестных движений, но они не регулируют ее в полной мере. В этой связи, политические протесты рассматриваются как исключительно неправомерное действие, нарушающее социальный покой. Также, Марш выделяет действия, которые способствуют функционированию политической системы и поддерживают ее. Действия, которые направлены против политической системы, и действия связанные с нелегитимным насилием. Что касается закона, то Федеральным законом РФ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях»46 выделяется пять видов коллективного действия: общественное собрание, митинг, демонстрация, шествие и пикетирование. Также, дается определение данным понятиям: Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации; Таким образом, Законом предусмотрены пассивные и активные способы выражения своего мнения. Иные формы активности, или нарушение предписаний закона наказываются штрафом от 20 000 до 1 000 000 – в зависимости от тяжести преступления и статуса нарушителя. Также исследователь А.Головина выделят насильственные и ненасильственные формы протеста. 47 К ненасисильственным Головина относит: голосование против всех (протестное голосование), митинг, молчание, флешмоб, пикет, бойкот, голодовку, подписание петиции, марш протеста и забастовку. К насильственным формам протеста Головина относит: бунт, перекрытия дорог, захват административных зданий, восстание и революцию. В целом, если ненасильственные методы характеризует желание идти на компромисс, желание договориться и решить все мирным путем, то насильственные формы протеста характеризует полное непризнание политической власти и кардинальные методы борьбы с ней. Необходимо также рассмотреть основные компоненты социально - политического протеста. Во-первых, конвенциональный протест - это публичное действие. Публичность подразумевает открытое действие и выражение недовольства или поддержки. Конечно, протест не всегда может обладать этой характеристикой. Например, при молчаливой забастовке работников на каком-либо предприятии. Но, как уже выше было сказано, политический протест в данной работе рассматривается только в формах установленных законом. Во-вторых, протест, в случае если протестующим субъектом является коллектив, должен обладать неким единством в поставленных целях. В этом случае, коллективность скорее указывает на сплочение протестующих, нежели на их число. Коллектив – это люди, чьи интересы и действия относительно едины. Помимо этого, важным фактором является наличие самоидентификации. Это можно отнести к третьему компоненту протестного действия. Каждый индивид, участвующий в протесте должен соотносить себя с той или иной социальной, политической, религиозной или любой другой группой людей. В-четвертых, неотрывным компонентом протестного действия является неудовлетворенность чем-либо, то есть наличие объекта протеста. В случае социально-политического протеста, неудовлетворенность может быть обусловлена политической властью, или действиями какого-либо политического лидера. В случае социально-политического протеста, объектом может стать, условно говоря, плохая власть, вина которой заключается в повышении цен. Таким образом, мы дали определение понятию социально-политического протеста. Помимо этого, мы выяснили, что социальный и политический протест различаются по субъекту и объекту деятельности. Также, мы выяснили, что грань между политическим и социальным протестом достаточно тонка, поэтому целесообразно не ставить жестких ограничительных рамок и рассматривать протест как только лишь политическое или только лишь социальное явление. Целесообразно в фокусе внимания держать как политический, так и социально - политический протест. Итак, мы выяснили, что протест – достаточно широкое явление. Существуют разные подходы к данному определению и разные его дефиниции. Также, можно сделать вывод, о разработанности протестной теории. Еще с середины XX начинают вырабатываться подходы, претендующие на объяснение протестного поведения. В целом, протестная теория характеризуется наличием множества подходов и определений. Также, мы рассмотрели основные формы протестной активности. Этому вопросу уделяется также достаточно много внимания, чего нельзя сказать об арт-протестах, которым уделяется наименьшее внимание. Благодаря рассмотрению основных теоретических положений протестной теории, нам удалось выяснить, что исследовательское протестное поле, наименее всего фокусирует внимание на феномене арт-протеста. Помимо исследовательского поля, в Федеральном законе РФ также не уделено внимание подобным формам выражения гражданской позиции, что остается проблемой и влечет за собой многочисленные судебные разбирательства по факту совершения подобных протестных акций. Становление арт-активизма: обзор мировых акций Понятие арт-протеста тесно связано со сферой искусства, необходимо проследить, как изменялась роль художника и искусства в общественно-политической жизни общества. Помимо этого, важно выделить основные группы, отдельных индивидов, их акции и перформансы, относящиеся к понятию арт-протеста. Итак, кардинальная смена направления в истории искусства приходится на конец XIX вв. начало XX – на время зарождения модернизма. Если до этого момента искусство воспринималось как исключительно эстетический феномен, то искусство эпохи модерна значительно расширяет пространство для интерпретации. Искусство уже не должно было быть исключительно красивым, оно может быть безобразным и становится от этого еще красивее. Модернизм зародился как протест художника направленный против закостенелых художественных форм прошлого. Требовалось что-то исключительно новое и соответствующее духу времени. Формируются модернистские течения в искусстве - экспрессионизм, авангард, кубизм, сюрреализм символизм и.т.д. Модернистское направление характеризовал принцип отрицания всего старого, посему, найти привычные эстетические формы в творчестве модернистов было сложно. Так, принцип отрицания закрепляется в манифестах русско-итальянского движения футуризма, где провозглашается новая эстетика разрушения. «Манифест футуризма»48 воспевал новую веху в развитии искусства, определял его особенности и отличия от искусства прошлого. В России формируется клуб футуристов «Гилея» под предводительством художника Д.Бурлюка. Его основными действующими лицами были В.Маяковский и В.Хлебников, которые также провозглашают манифест футуризму под названием «Пощечина общественному вкусу». 49 Основателей «Гилеи» можно также назвать и первыми перформансистами в России. Так в 1913 году А.Шемшурин, Д.Бурлюк и В. Маяковский в Москве устраивают перформанс под названием «Футуристический грим». Суть перформанса заключается в разукрашивании лиц футуристов. Маяковский, Бурлюк и Шемшурин разукрашивают лица друг друга, рисуя на них синие и красные полосы, звезды и ассиметричные фигуры. Перформанс футуристов говорит нам о том, что роль художника изменяется. Это знаковый и символичный перформанс, в том смысле, что он ознаменовал важный поворот в искусстве. Если раньше художник создавал некое произведение и существовал относительно отдельно от него, то с развитием авангарда художник может сам стать произведением искусства. Произведением искусства становятся его жесты, действия, поза, его тело. Отныне ему не нужно больше мараться краской, теперь искусством становится он сам. Изменение роли художника приводит, в конечном счете, к сдвигу в искусстве от объекта к процессу. Происходит значительное расширение поля искусства и, как следствие, в дальнейшем, происходит расширение и протестного поля. Другими словами, в ХХ веке все больший уход от статичности, ознаменовал переход к более динамичному искусству, в центре внимания которых действия художника. Авангардное искусство все более перестает быть элитарным искусством, понятным лишь сравнительному меньшинству людей. Впоследствии оно все более приобретает черты массовости. Это формирует новый всплеск во второй половине ХХ века протестного движения художников против массового искусства и потребительного отношения к нему. Помимо этого, в обществе очень остро встают проблемы социального неравенства, проблемы угнетения женщин, экологические проблемы, которые формируют н волну новых социальных движений. Феминистические и экологические идеи оказываются в одном дискурсе с проблемами культуры и искусства. На это время приходится и формирование первых арт-протестных движений на стыке социально-политических проблем и искусства. Так, в 1957 году формируется направление в марксизме под название «Ситуционизм». Ситуциониционисты придерживались диалектического взгляда на искусство и политику. Они пошли дальше модернистов первой половины ХХ века, не выходивших за пределы поля искусства, и призывали к выходу за рамки творческого начала и переходу к реальным политическим действиям. Одним из ключевых понятий у ситуационистов является понятие общества спектакля. Так, в 1967 году под одноименным названием выходит книга Ги Дебора – главного идеолога ситуционистского движения50. Главная мысль книги заключается в том, что раньше если человек проживал реальную жизнь, то сейчас его разум загружен различными медиа-образоми. Реальность теперь есть некий псевдо-мир, нагруженный сконструированными образами. Наличие подобного псевдо-мира есть продукт развития капитализма, который превращает в товар даже информацию. Отныне человек стремится заполучить те самые транслируемые образы. Он становится заложником брендов и имиджей, уходя, тем самым в псевдо-мир – мир образов. Все это в полной мере порождает общество спектакля. Также, ключевым является понятие рекуперации, означающее процесс превращения какой либо идеи или информации в товар. В качестве примера можно привести портрет Че Гевары, который в последствии превратился в товарный знак. Основные акции ситуционистов были направлены на критику художественного сообщества и на бедственное положение студентов. Так, в 1958 году, они распространили листовки среди арт-критиков в Брюсселе, со словами о том, что искусство устарело, а они – арт-критики, также причастны к этому. Они пропагандируют этот застой, тогда как ситуционисты работают над искусством будущего. Также, знаменитая студенческая акция, с распространением брошюр «О нищете студенческой жизни в ее экономическом, политическом и особенно интеллектуальном аспекте со скромным предложением о том, как с ней покончить», которая оказала влияние на восстание студентов в 1968 г. Сложно сказать, что первые акции футуристов относились к миру политики. Они скорее сосредотачивали проблемы на проблемах искусства как такового, на проблеме его не соответствия современности. Акции ситуционистов, также фокусировали внимание на проблемах художественного мира. Однако акции ситуционистов были также направлены на проблемы социального неравенства и на бедственное положение отдельных слоев населения, о чем говорит их «студенческая акция» положившая начало европейским студенческим бунтам. Акции того времени были направлены, скорее, против общественного настроения, нежели на политическую власть. Однако о полноценном соединении протестного и творческого начал можно говорить с зарождением венского акционизма. Зарождение этого движения приходится на 1960-е гг. и связано с деятельностью австрийских художников. Основными лицами в течении венского акционизма были Гюнтер Брус, Анни Брус, Герман Нитш, Рудольф Швацкоглер, Петер Вайбель, АрнульфРайнер. Их акции начинают формироваться как ответ политическому и социальному угнетению в обществе. Одна из главных идей акционистав заключалась в освобождении человека от культурных и моральных рамок. Основной упор акционисты делают на первобытность. Именно тогда - в первобытное время, отсутствовали те моральные рамки калечащие психику человека. Поэтому действия венских акционистов напоминают скорее древний ритуал с использованием трупов животных, с насилием, крестами, кровью и жертвоприношением. Ключевой момент, заключался в том, что во всех своих акциях художники использовали собственные тела, открывая новую эпоху художников действия. Конечно, появление акционистов наиболее всего зависело от дискурса того времени. Вторая мировая война, деление Германии на оккупационные зоны, борьба за права женщин и сексуальных меньшинств в Америке все это оказало влияние на венских акционистов. Так, ключевой фигурой среди венских акционистов является Гюнтер Брус, которого наиболее всего заботили политические проблемы. Так, одним из первых арт-протестов, можно назвать перформанс художника, когда он в 1965 году предварительно забинтовав себя и разделив себя красками на две части, прошел по центру Австрии, символизируя болезненность разделения столицы в результате Второй мировой войны. Это в полной мере можно назвать арт-протестом. Здесь, основным действующим лицом является индивид, играющий роль художника. Протест Бруса направлен на непринятие решения оккупационных держав относительно разделения Германии на оккупационные зоны. Важно заметить, что он не выдвигал никаких лозунгов и не строил пространственных композиций. Средством выражения протеста становится его собственное тело, которые прежде было разукрашено и перебинтовано. В данном перформансе присутствуют все характеристики арт-протеста, которые были определены ранее. Несомненно, перформанс был несколько театрален, что и определяло его яркую визуальную картинку. Что касается несогласия как такового - одной из ключевых параметров арт – протеста, и протеста вообще, то в данном случае протестующий был не согласен с действиями оккупационных держав, что и определяло его маршрут движения - прямо по центру Вены. Также, такой параметр как свобода в интерпретации, безусловно, присутствует в действиях художника. Что касается цели арт-протеста, то врят ли Гюнтер Брус ставил своей целью изменение волнующей его проблемы. Его задачей было, скорее, обращение внимания граждан на эту проблему. Безусловно, художнику удалось захватить внимание, но перформанс продлился недолго, так как через пару минут Бруса арестовали. В целом, как уже выше было сказано, действия венских акционистов были достаточно радикальными. Очень часто в перформансах использовались туши животных, которые могли символизировать, например, распятого христа - тем самым акционисты обращали внимание на проблемы религии. С помощью подобных радикальных методов акционисты пытались показать всему миру положение угнетенного в политическом и социальном планах человека. Актуальной в данной работе является акция Йозефа Бойса в 1974 г. под названием «Я люблю Америку, Америка любит меня». Эта акция символизировала невозможность принятия американских ценностей человеком, живущим в Европе. Перформанс Бойса выражал протест против Америки как общества потребления, как оплот капитализма, против которого выступал Бойс. В центре данного перформанса находился кайот, символизировавший Америку и сам Бойс, завернутый в войлок. Толстый войлок был символом того, что европейскому человеку следует ограждать себя от американской культуры. Сам Бойс, комментируя свой перформанс, говорит о том, что он хотел изолироваться от Америки, не увидеть в нем ничего кроме койота. Однако в результате акции «Америка» начала лизать руки Бойсу, перестала бояться его и кусать. Таким образом, Бойсу удалось принять Америку, а Америке удалось принять Бойса, в результате чего, перформанс получил такое название. Особого внимания заслуживает и один из наиболее политизированных перформансов Марины Абрамович под названием «Балканское барокко». Данный Перформанс был осуществлен как реакция на гражданскую войну в Югославии и как протест войны как таковой. Гражданская война продлилась с 1991 года и закончилась в 1995. В ходе война пострадало более 200 тысяч человек, около 2 миллионов людей стали беженцами. Для того, чтобы показать все горести войны, все беды которые она за собой несет, Абрамович, сидя на полутора тоннах окровавленных говяжьих костей, пыталась их отмыть, очищая от остатков мяса. Перформанс сопровождают народные балканские песни, а позади Марины ее детские фото и фото родителей. Данное действо Абрамович, можно расценивать как протест против войны. Абрамович пыталась показать, что война – это самый худший способ решения конфликтов, ужас от которых не проходит. Нельзя смыть с рук кровь, и смыть позор войны – именно это символизировали кости, которые Марина безуспешно пыталась отмыть. Открытого протеста данный перформанс не содержал – что и является одной из ключевых характеристик арт-протеста. Однако семь часов, в течении которых Абрамович пыталась отмыть кости, действительно был показан ужас войны и то что она за собой несет. В дальнейшем перформанс был удостоен премии «Золотой лев» Венецианской биеннале. Таким образом, были представлены наиболее известные и политизированные арт-протесты. Важно отменить, что движение ситуцинистов и венских акционистов, перформансыБойса и Абрамович послужили примером для российских арт-протестов. В частности, перформансБойса настолько вдохновил россиского художника Олега Кулика, что тот на основе действий Бойса повторил этот арт-протест, однако в качестве койота уже был он сам, и символизировал он вовсе не Америку, а Россию. Арт-протест: концептуализация понятия Итак, формы протеста в традиционном его понимании выделяются в соответствии с законом. Это митинг демонстрация шествие и пикетирование. Таким образом, протест и арт-протест можно сравнить по шести параметрам: субъект действия, статус субъекта действия, объект действия, цель, способы выражения позиции, особенности (см. Приложения табл. 1). Итак, субъектом действия в традиционном политическом протесте является коллектив, реже - индивидуальные акции протеста. Под коллективом понимается группа людей, объединенная общими целями и интересами. Также, для легитимации действий протестующих, для наибольшего общественного резонанса, конвенциональные протесты требуют массовости, которая говорит о наличии действительно серьезной проблемы, касающейся большого пласта людей. В арт-протесте же наоборот, чаще осуществляются единоличные акции протеста, нежели коллективные. И сам по себе арт-протест может быть исполнен единолично или же небольшой группой лиц. Арт-протест - это, чаще всего, не массовое мероприятие. Субъект действия можно также сравнить по его статусу, под которым понимается позиция протестующего. Так, если в традиционном протесте субъект протеста - недовольный гражданин, которого не устраивает существующее положение дел в политической сфере, то в арт-протесте, субъект предстает скорее неким творцом, художником или актером, который пытается с помощью средств искусства обратить внимание зрителя на общественную проблему. То есть активист снимает с себя роль недовольного гражданина, он перевоплощается в актера, играющего с обществом. Объектом действия в арт-протесте является, прежде всего, общество, и немаловажным отличием от классических форм протеста является то, что объектом действия является также интернет-пользователь, который получает «конечный» результат акции. Именно он видит фото или видео акции, может прочитать текст- аннотацию и осмыслить ту или иную социально-политическую проблему. Политическая власть также фигурирует в арт-активизме как объект действия, однако в гораздо меньшей степени и зачастую она представляется как объект – враг, против которого нацелена акция, в случае если, это арт-протест оппозиционных активистов. В традиционном протесте, объектом является скорее политическая власть, нежели общество и это вполне закономерно, ведь основное желание протестующих - разрешение той или иной проблемы, вызывающей беспокойство. Одно из ключевых отличий арт-протеста и протеста, в обычном его понимании, заключается в способах выражения позиции. В протесте способом выражения позиции традиционно являются лозунги, плакаты, транспаранты, отличающиеся своей конкретностью, ясностью и однозначностью. Обычно это плакат с призывом к власти решить ту или иную проблему. В арт-протесте спектр способов выражения позиции абсолютно ничем не ограничен, это обуславливает некоторые трудности в охвате всего многообразия форм представления позиции. Это могут быть как манипуляции с собственным телом, вплоть до применения физических увечий, так и привычные лозунги и плакаты. Однако если в традиционном протесте лозунги и плакаты отличаются своей конкретностью и ясностью, то требования, зафиксированные в арт-протестных плакатах могут отличаются некоторой абстрактностью и завуалированностью. Также, арт-протест может быть выражен с помощью граффити и пространственных композиций, то есть инсталляции. Что касается целей протеста и арт-протеста, то целью протеста в идеальном представлении является реакция власти и, как следствие, изменение волнующей протестующих проблемы. Арт-протест, также может ставить своей целью урегулирование волнующего вопроса. Однако зачастую главная цель арт-протеста состоит в достижении общественного резонанса и социальной рефлексии относительно той проблемы, о которой заявляет активист. Для того чтобы общество само осознало наличие проблем, требующих урегулирования, консолидировалось вокруг этой проблемы и начало предпринимать какие-либо действия. То есть, если с помощью обычного протеста нам сообщают о наличии какой - либо проблемы, которую мы возможно не осознаем, то с помощью арт-протеста, с помощью его знаков и символов, мы сами приходим к тому, что в обществе существуют проблемы, требующие решения. Человек, в данном случае, не пассивный получатель сообщения, он сам приходит к тому, что в обществе существует проблема. Также, можно выделить ряд особенностей как в арт-протесте, так и в традиционном протесте. Одной из основных особенностей арт-протеста является то, что арт-протест зачастую предстает как некое представление, отличающееся своей зрелищностью. Ввиду этого, в арт-протесте важным является визуальный фактор, а также фото и видео- фиксация послания. Также, в арт-протесте, как и обычном протесте, одной из особенностей является их несогласие с действующей властью и существующим порядком. Однако, если обычный протест выражает открытую конфронтацию, когда люди выходят на улицу и выдвигают свои требования, то в арт-протесте, зачастую, конфронтация носит неявный характер, воздействуя в символическом пространстве. Однако есть, конечно, исключения, если мы говорим о радикальных акциях арт-протестов. Также, требования, выдвигаемые с помощью арт-протеста скорее завуалированные, неявные. С ходу невозможно понять, что же хотел сказать протестующий. В традиционном протесте выдвигаемые требования достаточно ясны, не требуется дополнительных раздумий для того, чтобы понять, что хотели сказать протестующие. Отсюда и вытекает некая свобода в интерпретации действий в арт-протесте. Так как арт-протест имеет художественное начало, то всегда остается возможность интерпретировать его совершенно разными способами. Таким образом, мы можем дать определению понятию арт - протест. арт-протест можно определить как публичные действия одно индивида или группы индивидов, осуществляемые с целью противодействия социально-политическим процессам, для их поддержки или создания общественного резонанса, осуществляемые с помощью символических действий. Арсенал методов арт-протеста достаточно широк и в этом смысле, он значительно шире, чем у протеста в обычном его понимании. Это может быть как разукрашивание стен здания, так и манипуляции с собственным телом. Привязка «арт», в свою очередь, не означает, что в протесте обязательно должна быть ярко выражена его художественно - эстетическая сторона, это может быть протест, сосредоточенный на исключительно телесных практиках с минимумом посторонних средств, создающих театральный антураж. Однако такой нетрадиционный подход к самовыражению заставляет переосмыслить арсенал уже существующих форм протеста, и сформировать новую форму именуемую арт-протестом. Итак, как мы видим, арт-протест имеет все черты протеста в его традиционном понимании. Безусловно, в арт-протесте присутствует публичность, самоидентификация субъекта, обеспокоенность какой-либо общественно политической проблемой и в случае если это коллективный протест – то единство в поставленных целях. Также мы выделили ряд ключевых компонентов этого понятия. Однако использование нетрадиционных методов самовыражения, таких как, например использование собственного тела или публичное удовлетворение физиологических нужд в знак протеста, заставляет говорить уже не о просто протесте, а о протесте с привязей «арт», что означает творческий подход к способу самовыражения. Обзор арт-протестных акций в России Итак, мы выяснили, что арт-протест формируется с началом деятельности венских акционистов, то есть с 1960 гг. В России арт-протетстные движения начинают формироваться только в последние десятилетия прошлого века и получают название «Московский акционизм». Предшественником этому движению было сообщество московских концептуалистов, сформировавшееся в 1970-е гг. Формирование московского концептуализма связано с именами Э. Булатова, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, А. Монастырского и др. Так, В 1976 г. под предводительством А.Монастрыского формируется художественная группа «Коллективные действия». Акции группы отличаются тем, что проводятся в основном загородом и мало связаны с политикой, как и весь московский концептуализм в целом. Группа активно взаимодействует с внешней средой с помощью своих акций, так на момент 2009 г., группа провела более ста перформансов. 51 Перформансы группы КД не отличались театральностью и особой визуальной картинкой. А акциях данной группы можно увидеть что угодно – начиная от проблем, которые тревожат гражданина СССР, заканчивая политическим протестом. Возможность такой широкой интерпретации не позволяет говорить о том, что акции группы направлены на какую-то конкретную сферу общества. Данное направление совмещает в себе разные жанры искусства, начиная от перформанса и видеоинсталляции, заканчивая написанием стихов и пьес. Таким образом, нельзя сказать, что на это время приходится становление российского арт-протеста, так как движение московского концептуализма не содержало в себе протестного и политического начала. Возникновение действий, которые можно отнести одновременно и к протестно-политическому, и к творческому пространству, приходится на 1990-е года – время становления московского акционизма. В целом, московский акционизм возник как потребность в свободе – творческой, политической и социальной. Можно сказать, что московский акционизм впитал в себя идеи венского акционизма и московского концептуализма и оформился в абсолютно самобытное движение, акцентирующее свое внимание, в наибольшей степени, на протестно-политических акциях. Конечно, достаточно много внимания уделялось и исключительно художественным акциям, феминистическим или религиозным. Однако наибольшую популярность получали акции связанные с внутригосударственной и международной политикой. Один из идеологов движения - Анатолий Осмоловский считает, что российский политический протест стал, в некотором роде, заменой эстетики, а политическое пространство представало перед художниками как одно из главных пространств для творчества.52 В целом, за период с 1991 г. по 2000, можно выделить несколько отдельных индивидов и групп, участвовавших в арт-протестных действиях. Это арт-группа «Э.Т.И», участниками которой были: Дмитрий Пименов, Григорий Гусаров, Олег Мавроматти и А. Осмоловский, который являлся создателем группы. Также, в фокусе внимания будут находиться перформансы и акции группы "Тут-и-Там", перформансы художника Олега Кулика, Александра Бренера, Андрея Великанова, Владимира Александрова по прозвищу «Император ВАВА», Дмитрия Булатова, Елены Ковылиной и Ольги Олимпиевой. Одним из первых арт-протестов, можно считать действия группы «Э.Т.И» 18 апреля 1991 года. Тогда, участники группы выложили своими телами на Красной площади слово из трех букв. Данная акция была направлена против закона «О нравственности», по которому запрещалось материться в общественных местах. Действия активистов были направлены против законодательной деятельности российской власти и имели все черты арт-протеста. Субъектом действия в данной акции является коллектив, которого не устраивает принятие закона о запрете мата в публичных местах. Объектом действия здесь является политическая власть. Способ выражения своей позиции сосредоточен исключительно на телесности, так как основным средством высказывания служит тело активистов. К особенностям также можно отнести визуальную составляющую, так как активисты не просто лежали на Красной площади – их тела составляли слово. Данное слово выражало собой протест, несогласие с существующим порядком дел. Также, можно сказать, что открытой конфронтации, как в традиционном протесте не было. Активисты не выдвигали никаких лозунгов и не растягивали транспаранты по Красной площади. Они просто легли и изобразили своими телами слово из трех букв При этом, оставалась также свобода в интерпретации действий активистов, это также является также одной из особенностей арт-протеста. Поэтому, данную акцию группы Э.Т.И можно считать первым арт-протестом в России. Следующую акцию группы можно также назвать арт-протестом. Она была проведена в октябре 1991 г. и называлась «Могильный камень демократии». Суть протеста заключалась в том, что активисты раскрасили в цвета российского флага надгробный камень весом в 300-400 кг и поместили его у входа в ЦВЗ «Манеж» во время открытия ярмарки «Арт-МиФ». Данный арт-протест был также направлен против российского политического режима. Активисты, аппелируя к политическим реалиям, как бы похоронили российскую демократию. Следующим арт-протестом можно считать действия Виталия Комара и Александра Меламида, когда они хотели установить электрическую беговую строку с надписью «суета сует», протестуя против нахождения тела Ленина в Мавзолее. Мавзолей, по мнению активистов, следует сохранить как памятник архитектуры, а не морга, где хранится труп. Акция проводилась в день рождения Ленина – в день массовых гуляний, тем самым, надпись «суета сует» указывала на бессмысленность громких манифестаций на Красной площади вокруг тела Ленина. Еще одним арт-протестом можно назвать акцию группы «Тут-и-Там» приуроченную к 9 мая 1994 г. Главным средством выражения протеста была пушка времен Второй мировой войны, а точнее действия активистов направленные на превращение пушки из символа агрессии в объект искусства. В частности, художники осыпали пушку перьями, протестуя против войны как способа решения конфликтов. Также, к арт-протесту можно отнести акции. Александра Бренера, 1 февраля 1995 г. под названием «Первая перчатка». Суть акции заключается в том, что активист Бренер в полуголом виде и в боксерских перчатках вышел на красную площадь со словами «Ельцин, выходи!», «Выходи, подлый трус!». Таким образом, Красная площадь стала не просто местом действия активиста, она стала для него рингом, местом боя с президентом. Вызов президента на поединок активист интерпретировал как протест против войны в Чечне. Это одна из самых известных и ярков выраженных акций протеста А.Бренера. В данном случае, субъектом действия является индивид, занимающий позицию актера, перевоплотившегося в боксера. Способы выражения позиции в данном случае, как и во многих других российских акциях – тело художника. Элементами, дополняющими образ, были красные перчатки и боксерские шорты. К особенностям протеста, в данном случае, можно отнести несогласие с действующей властью и свобода в интерпретации действий активиста. Это один из немногих арт-протестов, где конфронтация выражается открыто. Переходя к арт-протестной деятельности начиная с 2000-х к арт-протесту можно отнести акцию Елены Ковылиной 20 января 2000 г. Во время данной акции, позади художницы стоит экран, на который проецируется документальный фильм о войне в Чечне. Во время этого, активистка поднимает над собой стекла с различными надписями «Любовь», «Смысл», «Жизнь», держит их некоторое время таким образом, что тень от слова падает на экран поверх видеоизображения, а затем разбивает их о колено. Данные действия активистки, также как и перформанс группы «Тут-и-там», были направлены против войны как способа решения конфликтов. Активистка пыталась показать, что война разрушает основные человеческие ценности на примере войны в Чечне. Еще одной значимой группой в становлении российского арт-протеста является арт-группа «Война». Начало деятельности группы приходится на 2007 г. и связано с именами Надежды Толоконниковой, Петра Верзилова, Олегом Воротниковым и Натальей Сокол. Так, Надежда Толоконникова, комментируя создание группы, говорит о том, что у создателей были общие симпатии к культуре бунта и нежелание встраиваться в существующую художественную и политическую систему. Также, Толоконникова говорит о том, что «Война» задумывалась как движение, а в перспективе как целый жанр, совмещающий в себе художественную и политическую деятельность. Так, одна из первых акций, которую можно отнести к арт-протестам, была осуществлена активистами в сентябре 2008 г. и называлась она – «Памяти декабристов (Пэдэ)» - подарок мэру Лужкову на День города. Суть акции заключалась в том, что в гипермаркете «Ашан» в отделе электроосветительных приборов было сымитировано повешение пятерых человек – трое гастробайтеров и двое гомосексуалов. Непосредственно перед процедурой псевдо-повешания, актерам был вынесен приговор суть которого заключалась, что в России нет места ни гастробайтерам ни гомосексуалам. Данная акция выражала собой инсценировку современных российских политических процессов и событий, которые происходят в отношении отдельных категорий граждан. Также, безусловно, акция содержала в себе и завуалированное протестное начало против действий политической власти, что также является неотъемлемым атрибутом арт-протеста. Еще одна акция активистов была осуществлена в ночь с 6 на 7 ноября, в годовщину Великой Октябрьской революции. Данная акция, по словам активистов, была направлена против олигархизации политической власти и против существующего в России социального неравенства. Тогда, активисты в составе пятнадцати человек в прямом и переносном смысле взяли штурмом территорию Белого дома, после чего, лазером нарисовали на фасаде здания череп с костями. После завершения акции, участники группы скрылись в неизвестном направлении. Данную акцию группы также можно отнести к арт-протесту. Субъектом действия здесь выступает группа лиц, объектом действия политическая власть, а точнее процессы, связанные с социальным расслоением и олигархизацией политической власти. Знаменитая акция участников группы, когда они, в ночь на 14 июня 2010 г. нарисовали 65-метровый фаллос напротив здания ФСБ в Санкт-Петербурге. Активисты в составе 9 человек, за 23 секунды разрисовали мост, рисунок на котором безуспешно пытались смыть две пожарные машины. В итоге, при раскрытии моста, рисунок был направлен прямо в сторону здания ФСБ. В данном действии, объектом протеста является государственный орган, а субъектом все та же арт-группа «Война». По способу выражения позиции, данные действия активистов также не вписываются в традиционные способы протестного высказывания. Однако данную протестую акцию можно назвать радикальной, очень тесно граничащей с хулиганством. Но это не умаляет ее протестного начала, и нетрадиционных способов выражения своей позиции, поэтому данные действия активистов можно назвать арт-протестом. Нельзя не упомянуть и о нашумевшей в 2012 г. акции PussyRiot. «Богородица, Путина прогони», вызвавшая значительный резонанс в обществе. Девушки в масках и в храме Христа Спасителя пели слова из панк-молебна под названием «Богородица, Путина прогони!»,53 и совершали при этом характерные «панковские» движения. После того, как видео попало в интернет, было возбуждено уголовное дело. В ноябре 2012 г. его призвали экстремисткам. Нельзя не отметить символичные акции Петра Павленского. Самая недавняя акция Павленского – акция под названием «Фиксация»54. Художник прибил к брусчатке Красной площади собственную мошонку. По его словам, эта акция выражала протест против пассивности общества перед лицом «полицейского государства». Это не первая политизированная акция Павленского. В 2013 г. Павленский около здания законодательного собрания Петербурга устроил протестную акцию «Туша».55 Он полностью разделся и обмотался колючей проволокой. Данная акция также символизировала собой человека, находящегося в репрессивной законодательной системе и выражала протест против нее. Протесты Павленского также очень символичны и очень хорошо выражают собой понятие арт-протеста. Здесь также присутствует элемент визуальности, присутствует нетрадиционный способ выражения своей позиции. Объектом протестных действий Павленского в большинстве случаев является политическая система и политическая власть. Таким образом, мы выяснили, что протестное поле включает в себя не только митинги, шествия демонстрации и пикетирования, оно включает в себя также и арт-протесты, соединяющие в себе как протестные, так и творческие характеристики. Можно сделать вывод, что арт-протесты зарождаются в 60-года прошлого столетия с началом деятельности венских акционистов. Становление арт-протестов в России происходит несколько позднее - в 1990-е г., и связаны они с зарождением московского акционизма. В этой главе мы проследили развитие арт-протестных акций, дали им основные характеристики, определили понятие арт-протеста, выделили его особенности и соотнесли с понятием протеста в традиционном его понимании. |