Главная страница

дисс. Основная образовательная программа магистратуры Социология Профиль Социология культуры


Скачать 185.5 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа магистратуры Социология Профиль Социология культуры
Дата01.11.2022
Размер185.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDissertaciya30_05.docx
ТипОсновная образовательная программа
#764855
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
 потому что , мы понимали, что если мы сделаем плакат где-то на высоте, его увидят люди, но они не узнают, что это за посыл , то есть они не смогут получить всего сообщения, они получат его часть, они увидят плакат измененный, поржут над этим, может быть сфотографируют» (Инф.1). То есть, можно отметить, что адресат арт-протестных действий шире, чем в протестах конвенциональных, ведь в последнем случае главный адресат - власть, тогда как в случае с арт-активизмом главными адресатами являются как общество, так и власть. Кроме того, адресат со стороны общества можно поделить, условно говоря, на тех, кто является случайным потребителем акции и тех, кто получает «конечный» продукт, находясь в пространстве сети. Конечно, адресат напрямую зависит от цели арт-протеста. Активисты подчеркивали, что идеальным вариантом было бы решение проблемы, о которой заявляют активисты, но они и сами признают, что это не является их первостепенной задачей, так как арт-протестные акции реализуются на символическом уровне и действуют несколько иначе, чем конвенциональные формы: «акционизм, политическое художество не работает как митинг, демонстрация, оно работает в символическом поле, более удаленно от прямых столкновений с институциями , то есть более символическое, но это не значит, что это менее важное , потому что я считаю, что мы живем символами, мы потребляем символы, мы хотим айфон, потому что это символ, поэтому , если мы работаем в символическом поле, то мы можем многое изменить, просто это будет более длительный процесс, чем революция в ее классическом понимании , или забастовка, или прочие коллективные формы из классического репертуара» (Инф.1). Главной задачей является общественная рефлексия и возможность обратить внимание человека на не повседневные проблемы, лежащие в плоскости работа-дом-работа: «людям реально некогда думать, и они доверяют телевизору, становятся такими квадратными и тут они на улице видят какую-нибудь вещь , которая немножко вот эту их квадратность царапает и они понимают, что они поцарапаны , потому что они квадратные, шаблонные , но меня бы не удивило это, если бы они были более развернутые, если бы форма у них была немножко более открытая. и возможно это человека бы мотивировало стать более открытым» (Инф.5). Кроме того, желаемым результатом арт-протеста является повторяемость акции, если общество подхватывает акцию и начинает делать тоже самое, что делают активисты: «- был ли какой-то на выходе результат, который вы хотели видеть после ваших акций? - результат - видеть, что другие люди тоже это делают, независимо от нас, и мы увидели, что в городе стали появляться люди, которые делали тоже самое, и это было очень круто. то есть прямой результат от «баблов» очень сложно увидеть, но то, что другие люди начинают подхватывать и делать, я считаю, что это результат». (Инф.1)

Интересный момент связан, конечно, с вопросами о политическом режиме, политических возможностях и их влиянии на выбор формы протеста. Только одна из информанток сказала, что на деятельность, по ее ощущениям, не оказывает влияния политический режим. Все остальные сказали о том, что их действия зависят именно от характера политических возможностей, которые есть у них в России. Большинство информантов считает, что их действия изменились бы, если бы изменился режим, а сложившиеся в России политическое устройство, тяготеющее к авторитарному, является как раз «идеальным» полем для арт-активисткой деятельности. Также был ряд проективных вопросов, с просьбой представить, что произойдет откат режима в сторону тоталитаризма и в случае если режим станет демократичным, у нас будут присутствовать сменяемость власти, политические партии, отражающие интересы населения, чистые выборы и.т.д. Все информанты, кроме одного, сообщили о том, что они изменили бы стратегию действия. В первом случае, они либо не рискнули бы ничего делать, либо, как сказал один из информантов: «если режим совсем тоталитарный, то, теоретически для этого гораздо больше мотивации что-то делать» (Инф.5). «Просто, мне кажется, что это в целом характерно для авторитарных режимов, а в совсем тоталитарных, я думаю, что уже никто не будет делать тоже самое, я думаю, что при демократии уже не нужно, а при тоталитаризме  - страшно» (Инф.3). Во втором случае – случае демократизации, активисты также сообщили о том, что необходимость протестовать либо бы просто отпала, либо это все могло бы решаться конвенциональным путем, например, написанием петиции или обычном пикетом, который бы итак привлекал достаточно внимания: «при демократичном режиме просто потеряется актуальность что-либо делать , не знаю , это бессмысленно, скорее всего , я буду просто счастливым человеком» «а если бы общество стало таким, супер-демократичным , то я считаю, что со мной случился бы феномен того чувака из книжки «Generation П» Пелевина, помнишь, там был Советский Союз и был чувак , который был отрицанием этого Совка , а потом совка не стало и протестовать стало не против чего» (Инф.5). «Мне опять же кажется, что при демократическом режиме, если что-то не нравится, когда есть выборы, если что-то нравится, человек выходит в пикет, и проблема будет услышана» (Инф.3). Арт-протест же, как некая экстремальная форма активности , используется именно потому, что отсутствуют институты, представляющие интересы гражданского общества: «Россия  - это очень интересное место в плане того, что здесь сложнее действовать классическими способами, французы ...ну я просто жила 5 лет во Франции , училась там, писала диссертацию PhD, там как раз из-за того, что там очень сильные институты типа профсоюзов , они берут на себя роль посредников между гражданским обществом и властью, они выбирают протесты и у них есть большой выбор, то есть у них реально есть возможность сделать забастовку всеобщую, на 100 тысяч человек , блокировать дороги и будут все спектры, промышленные рабочие присоединятся. у них реально намного проще с классическими формами, поэтому там менее развит акционизм художественный. а  в России проблема, просто забастовки невозможны практически, митинги обирают очень мало народу, поэтому люди, которым плохо, есть ощущение того, что все хреново и невозможно просидеть на месте, поэтому придумывают всякие странные такие формы, которые задействуют малое количество народа, в таких акциях участвует до 10 человек, то есть можно в 3 сделать афигенную акцию, можно в одиночку сделать , то есть вообще очень мало народу для этого нужно, а эффект огромный, поэтому приходится искать новые формы активности, чтобы быть замеченным и услышанным» (Инф. 1). Тогда как сложившаяся структура политических возможностей напрямую оказывает влияние на форму протестной активности: «мне кажется , что арт-активизм - это такая штука, типичная для электоральных демократий больше. это появляется там , где нет дверей пойти в политику , где нет возможности вхождения в политику, участия в этом политическом поле, возможности. нужно сделать высказывание в такой форме, чтобы оно было услышано, и все больше появляется элемент либо художественного высказывания, либо юмора, иронии, просто именно, мне кажется, что это в целом характерно для авторитарных режимов… когда проблему не слышат, приходится как-то извращаться, чтобы тебя услышали». (Инф.3).

И, наконец, СМИ, - немаловажная часть исследования. Все активисты заявляли, что для них очень важно освещение их деятельности в СМИ. Важность освещения в СМИ активисты оценивали от 7 до 10 баллов. «Зависит ли стремление к яркости акции от ее освещения в СМИ? - это скорее необходимость, потому что если о нас не напишут, то никто об этом не узнает, просто на просто, потому что все живут в виртуальной реальности и это важнее, чем реальное присутствие людей на наших акциях. Поэтому, когда мы думаем, мы ищем что-то яркое и интересное, потому что о нас должны написать. ну и вообще это здорово, нам это нравится. По 10 бальной -  значимо на 10» (Инф.2). «Для вас важно чтобы СМИ подхватывало ваши акции? - если это общественная -  да, важно. Мне важно, я опять же…что-то нарисовал, окей. Мне важна реакция. мне важно, чтобы как можно больше людей об этом узнало и, возможно, на кого-то повлиять.» (Инфт.7)

Информанты из движения «Весна» заявляли, что у них есть свой фотограф, который фотографирует акции и есть люди, которые рассылают эти фотографии в наиболее дружественные СМИ, которые всегда публикуют их акции. «По СМИ , если они публикуют что-то, то для меня это очень круто и очень полезно, потому что несмотря на то, что  у них одни и те же читатели , и я работаю с той аудиторией, потому что СМИ всегда одни и те же практически , то для меня это полезно, потому что на улице мало кто видит скульптуры , их быстро ломают, воруют или уносят просто , вот и это не очень эффективно, а если ты работаешь с прессой, то через прессу это расходится на большую аудиторию , потом, после прессы это подхватывают паблики и паблики растаскивают вообще просто на миллионную аудиторию». (Инф.5) Часть информантов заявила, что самостоятельно рассылает фотографии, при этом очень важно сделать фотографию самому, до того, как ее сделал кто-то другой, так как , зачастую, эти фотографии низкого качества и они не передают всю полноту картины. Важность фотографии как основного источника информации об акции подчеркивали особенно. Неудачная фотография приводит буквально к тому, что акция может не состояться или ее можно смело возвести в разряд неудачных. «Я раскидываю по СМИ   свои работы , пока работаешь, со временем прибавляют друзья , представители СМИ и они говорят, что если будет какая-нибудь работа то ты нам скинь , пожалуйста, фоточку и я несколько раз обжигался, что не отправлял фоточку, и люди использовали фотографии из соц.сетей, просто фоткают на телефон и там фотографии ужасные, и когда люди начинают писать, господи, чуваки да вы что, вот это вот  го*** вы называете артом и ты смотришь на фотку сделанную на телефон , с почтительного расстояния , просто какие-то точки, нефига не понятно, и я думаю: «да блин, надо было самому скинуть»… и ты уже им пишешь, говоришь: "а можно мою фоточку поставить, она нормальная, там все хорошо видно", они меняют , но тем не менее, паблики уже растаскивают с теми фотками, которые изначально были опубликованы, и это всегда провал. у меня так было с мухой , я ее хорошо поставил, хорошо сфоткал , прям очень красиво и пока я шел домой это мушка , она уже расползлась по интернету, я не успел даже фотки выложить, у меня было 500 непрочитанных сообщений от прессы, типа «скажите  это точно вы, потому что у  вас ничего не выложено , а во всем ВК и инста уже повсюду», и я такой: « да, я это я, но еще фотки даже не загрузил» , они говорят: «ладно у нас есть фотки, все окей» , а еще меня шуруп торчал в одном месте очень сильно , вот шуруп, а на нем держалась конструкция , я хотел фотошопом ее убрать, я не люблю лазить в редакторы, но иногда нужно навести лоска, и я думаю, что там совсем г*** выложено , и я увидел, что там хорошо сфоткали , но в некоторых случая фотки просто чудовищные, нужно следить за тем, что ты пишешь для прессы, потому что слова могут интерпретировать, немножко приписать не того, потом паблики это все растащат и ты можешь повлиять на СМИ ,написать, что типа ребят поменяйте, я это не говорил, или я это говорил, но не это имел ввиду, а пабликам уже ничего не скажешь, они просто копируют , вставляют и с ними бороться вообще бесполезно , поэтому работа со СМИ очень важна в том плане, чтобы фотография очень хорошо передавала то, что ты хотел сказать, чтобы там все было видно, на чем ты акцентируешь внимание , и чтобы было написано то, что ты собираешься сказать, но если тебя бойкотируют СМИ, то у тебя есть свой Инста, свой Вконтач, ты можешь выложить, если работа действительно крутая , каждый подписчик, у  них есть друзья-миллионники, они репостнут, и у тебя снова аудитория» (Инф.5).

В целом, как уже выше было сказано, для художников-активистов крайне важно, чтобы акция была запечатлена в СМИ, несмотря на то, что они в основном охватывают одни и те же аудитории, так как их печатают одни и те же СМИ. Еще интересный момент связан с тем, что художники не хотят «навязываться», отсылая фото своих работ в СМИ: «есть такое, что я после того, как сделал картинку, я долго ее отправляю в СМИ, что-то публиковали, что то нет. Последнюю вообще никому не отправлял, не хочу напрашиваться» (Инф.5), они могут ждать, когда их акции заметят и предложат опубликовать. С другой стороны, важным является также и то, что необходимо запечатлеть акцию самому, чтобы она попала в интернет с правильного ракурса и был достоверно донесен смысл акции. Также особенностью является то, что очень быстро фотографии арт-протестов распространяются в пабликах социальных сетей, с которыми впоследствии нет смысла контактировать, так как фотографии очень быстро перехватывают другие сообщества.

Таким образом, благодаря материалам глубинных интервью, мы можем сделать несколько выводов относительно арт-протеста как способа гражданской активности. Во-первых, если говорить о возрастном составе, то арт-протесты устраивают чаще всего молодежь, находящиеся на грани среднего и низшего классов и имеющая небольшие финансовые средства. У некоторых из них практически все финансовые ресурсы уходят на активисткую деятельность, которая требует гораздо больших затрат, чем протест конвенциональный. Большую роль в становлении мировоззрения активистов играло окружение, повлиявшее на становление художественного восприятия. Чаще всего – это образовательные организации или творческие объединения, где есть возможность найти единомышленников.

Кроме этого, абсолютно все активисты, которые даже в наименьше степени практикую арт-протестные практики, сосредотачивая свою деятельность на иной искусствоведческой деятельности, являются приверженцами постмодернистских ценностей, что, вероятно, также влияет на выбор формы протестной активности. Активисты стоят на позициях легализации однополых браков, легких наркотиков, одной из важнейших ценностей называют возможность самовыражения. Кроме этого, активистов отличает пацифичная настроенность и полная непринятие каких-либо агрессивных действий будто на микроуровне, то есть в отношении человека, или же на марко уровне – между государствами. Экология - также один из вопросов, заботящих протестующих, это сходится с концепцией Инглхарта относительно того, что среди постмодернистских ценностей одной их ключевых является забота об экологии. Кроме того, это сходится с результатами анализа на основе базы данных, которая подтвердила озабоченность активистов вопросами экологии.

Политические ориентиры арт-активистов также являлись одним из исследуемых нами вопросов. Мы выяснили, что арт-активисты придерживаются чаще всего левой или либеральной идеологии, а также имею достаточно оппозиционный настрой по отношению к действующей власти. Более того, можно отметить опасения художников относительно какого-либо признания их деятельности со стороны властных структур, ведь признание автоматически означает слияние с властью, что нейтрализует их протестную активность как таковую. Наибольшую неприязнь активисты испытываю к полиции, что частично связано с тем, что они имели опыт столкновения именно с этим органом государственной власти. Все вышесказанное в целом характеризует нонкоформистские установки активистов и критичное отношение к современному обществу, интенсивно проявляющихся в их дискурсе. При этом, нонконформизм- черта, присущая многим активистам еще с юношеских лет, так как именно с этого времени они начинают сопротивляться общественным устоям и правилам.

Интересно, что арт-протест может быть спровоцирован не только по причине беспокоящей повестки дня, но также и по причине внезапного «творческого озарения», ведь именно оно иногда является триггером арт-протестной активности, что в корне отличается данный протест от конвенционального. Причиной же пренебрежении традиционными формами активности является то, что они не вызывают такого общественного резонанса, а значит привлекают как можно меньшее внимания населения к общественной проблеме.

Важным моментом, отличающих арт-активизм, является адресат, на которого направлен протест. Если конвенциональный протест направлен сугубо на решение проблемы главным адресатом является власть, то арт-протест воздействует на общество, тогда как конечным потребителем акции является интернет-пользователь, видящий фото или видео, а также имеющих возможность прочитать комментарии художника к акции.

Вопрос о связи политического режима и арт-протеста. Абсолютное большинство активистов согласилось о наличии подобной взаимосвязи, особенно это помогли зафиксировать проективные вопросы, присутствующие в исследовательском гайде. При это активисты сходились во мнении, что при условия демократичного режима достаточно яркой и полноценной акцией будет является конвенциональная форма протеста, тогда как при тоталитарном режиме протестовать будет просто нас просто страшно. И, наконец, мы выяснили, что для арт-протеста ключевым является освещение в СМИ. Активисты сами ищут контакта с ними, даже нанимая своих фотографов для того, чтобы получилась удачная фотофискация арт-протестного события.

Заключение
В целом, можно констатировать, что в ходе исследования были достигнуты основные задачи и цель исследования. Так, в первой главе мы изучили основные дефиниции и определения социально политического протеста. Мы выяснили, что существует несколько подходов к определению понятия протеста, а также мотивационных установок протестующих, в числе которых психологический, социальный, социально-политический подходы. Также, были выделены основные формы протестной активности для того, чтобы определить широту классификации форм протестов, и место в ней понятия арт-протеста. На основе первой главы, нам удалось понять, что формы протестной активности, в основном ограничиваются Федеральным законом или делятся на те, которые осуществляются в рамках закона и те, которые, соответственно, осуществляются вне него. На основании анализа теоретических положений мы можем утверждать, что в протестной теории наименьшее внимание уделяется понятию арт-протеста.

В первой главе мы также уделили внимание развитию арт-активизма как на мировом уровне, так и отдельно сделали анализ по России, где происходили не только наиболее резонансные в мировом масштабе акции арт-протеста, но развивалось отдельное направление акционизма в 90-е гг. двадцатого века. Что касается истоков арт-протестной активности, то выяснилось, что России, арт-протест возникает только в 1990-х годах, с появлением московских акционистов, таких как Олег Кулик, Александр Бренер, движение «Э.Т.И», Аанатолий Осмоловский, Авдей Тер-Оганьян и другие. Первые же арт-протестные акции возникают в связи с появлением венских акционистов в 60-е гг. под влиянием Гюнтера Бруса, Отто Мюля, Германа Нича и других.

Кроме этого, в первой главе мы концептулизировали и операционализировали понятие арт-протеста. Арт-протест – это действия одного активиста или группы активистов, направленные на поддержку или противодействие социально-политических процессов, осуществляемые с помощью символически средств. Анализ данных форм протеста, позволил выделить ряд их особенностей. В частности, они обладают наибольшим арсеналом способов выражения своей гражданской позиции - начиная от абстрактных лозунгов и плакатов, заканчивая манипуляциями с собственным телом, вплоть до применения физических увечий. Они более провокационны и привлекают наибольшее внимание, как со стороны общества, так и со стороны СМИ. Особенностями арт-протеста является его ярко выраженная визуальная сторона, определенный статус субъекта действия и свобода в интерпретации действий активиста. Тем не менее, объектом действия арт-протестов является общество, а также интернет-пользователь, получающий конечный результат акции. Помимо этого, в арт-протесте присутствует несогласие и озабоченность какой-либо политической проблемой и выражение конфронтации, зачастую завуалированного характера. Что касается функций арт-протестных акций, то спектр проблем, находящихся в фокусе внимания арт-активистов достаточно широк. Арт-активистов достаточно сильно заботят экологические проблемы, проблемы отдельных категорий людей, религиозные проблемы, проблемы искусства и роли художника в нем и проблемы положения женщины в обществе.

Можно также констатировать, что были подтверждены все три гипотезы исследования. Первая гипотеза заключалась в том, что на активацию арт-протестной деятельности влияет структура политических возможностей, а также тип политического режима. В данном случае мы опирались на теорию состязательной политики Ч.Тилли, Д.МакАдама, С.Тэрроу. Данная концепция позволила учесть не только типы политического режима, но и личные усилия участников, направленные на развитие социального движения, а также характер политических возможностей государства. На основе материалов интервью мы можем сделать вывод о наличии такой взаимосвязи. Конечно, мы не можем со стопроцентной вероятностью утверждать, что одно напрямую влияет на другое, однако, активисты достаточно активно подтверждали эту гипотезу, что дает нам право сделать подобные выводы. Для наиболее точного анализа, конечно, следовало бы собрать более внушительный статистический материал, который помог бы расширить представления о характере взаимосвязи политического режима и арт-протестов.

Вторая гипотеза: арт-активисты придерживаются постматериальных ориентаций, что провоцирует поиск новых форм самовыражения, не вписывающихся в рамки конвенциональных. Мы, опираясь на теорию Р. Инглхарта, можем утверждать, что данная гипотеза подтвердилась. Активисты достаточно явно репрезентировали постмодернисткие установки в своем дискурсе, по ставя во главу угла ценность самовыражения, экологии, прав человека, отсутствие войн и проблемы сексуальных меньшинств. Исходя из этого, можно сказать, что ценности активистов и их интерпретации социальной действительности напрямую оказывают влияние на их мобилизацию, что подтверждает теория фреймов, выбранная нами в качестве теоретической рамки.

Наконец третья гипотеза также подтвердилась. Она заключалась в предположении о том, что мотивационные установки зависят от желания активистов освещать их акционной деятельности в СМИ, поэтому избираются наиболее зрелищные формы протестной активности. Абсолютно все активисты оценивали важность освещения в СМИ на 8-10 баллов по 10-бальной шкале. И это неудивительно, ведь одним из главных потребили арт-протестных акций являются интернет-пользователи.

Исходя из вышеизложенного, мы можем с уверенностью утверждать, что существует еще одна форма протестной активности, отличающаяся рядом особенностей и действующая, преимущественно, в символическом пространстве. Безусловно ее появление зависит не только от структурах особенностей социально-политической системы, но также и от инициаторов данных форм самовыражения, что подтвердилось в данном исследовании. Также можно констатировать, что сегодня происходит трансформация способов и механизмов формирования политического пространства, а также форм взаимодействия между государством и гражданским обществом. Авторитарный политический режим, в свою очередь, является некоей лабораторией, вынашивающей эти гибридные формы социально-политических высказываний, которые, в свою очередь, служат плацдармом для генерации отношений между гражданским обществом и властью.


1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта