Формирование УУД на уроках литературного чтения. курсовая Алина. Основные аспекты формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников
Скачать 63.29 Kb.
|
Методы и приемы анализа художественного произведения Прием анализа художественного произведения - это та конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи. Приём анализа определяет деятельность ученика и учителя на уроке чтения, позволяет учителю вовремя корректировать и направлять восприятие ученика. При организации процесса обучения важно учитывать, что приём анализа – это средство постижения художественного произведения, поэтому выбор его определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Только в процессе решения этой задачи приём выполнит свою вторую функцию – станет средством формирования аналитических умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта. Прием анализа как операционная сторона умения анализировать художественное произведение может со временем автоматизироваться. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении приёмам анализа теста. Формирование у учащихся умений анализировать текст начинается с осмысления событий при повторном чтении, выявления взаимосвязей, отношений персонажей, их эмоциональных переживаний, мотивов поступков и формирования личностных оценок у читателя. Осмысление текста младшими школьниками достигается в ходе: - наблюдения за текстом; - пояснения — интерпретации событий; - внимания к эмоциям, сопереживания героям; - размышления читателя; - выяснения авторской позиции, роли автора; - сравнения персонажей; - наблюдения за речью героев, автора, композицией текста. - формирования суждений юного читателя. Эффективные приёмы, обычно используемые учителем: - выборочное повторное чтение; - цитирование; - сравнительный анализ поступков героев их внешнего вида, речи; - сопоставление читательской и авторской позиций; - внимание к деталям, особенностям изображения героев. В методике чтения принято использовать такие приёмы анализа, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтение по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое и рассказа от лица героя. Рассмотрим некоторые из них подробно. Для учащихся каждый новый урок представляет собой встречу с новым произведением. Новый способ открытия реальности, новым автором. На уроке необходимо создать такие условия, в которых ребенок будет стараться обследовать художественное произведение, станет собеседником, почувствует важный характер открытий, которые он совершает. Только тогда ребенок запомнит эту встречу с новым произведением. На сегодняшний день школьный урок не представляет собой готовую схему. Уже даже будучи первоклассником, ребенок свободно может выражать свои собственные мысли, и пытаться исследовать текст по-настоящему. Именно в начальных классах, у детей формируется желание понять все его окружающее. Возникает желание вступить в спор и задать множество вопросов [5]. На этапе анализа текста, также продолжается знакомство с произведением. Анализ состоит из изучения компонентов произведения, их связей, определенных художественных приемов и принципов. Существует несколько подходов к анализу произведения: Стилистический анализ Проблемный анализ Анализ развития действия Анализ художественных образов. Стилистический анализ – показывает, как в подборе слов-образов автор выражает свое отношение к тому, о чем пишет. Учащиеся работают с художественным словом. Проблемный анализ выступает как анализ проблемных вопросов и совместное их решение. Анализ развития действия представляет собой проведение работы над сюжетом художественного произведения, а также над композицией. Анализ художественных образов представляет собой работу над образами в их взаимодействии [21]. Линия анализа текста направляется педагогом так, чтобы дети имели возможность что-то открывать новое. Иначе читателя не заинтересует диалог об идее произведения, а разбор будет скучным. Учителю нужно идти к анализу произведения, чтоб он давал возможность учащимся делать открытия «смыслов» самостоятельно. Постановка вопросов к тексту (или его эпизодам) является самым распространенным приемом анализа. С помощь системы вопросов учащимся легче вникнуть в смысл текста, обратить внимание на языковые особенности, лучше понять стилистический материал произведения, увидеть текст с позиции его идейной направленности. Следующим этапом работы над художественным текстом, является соединение первоначальных представлений учащихся об идее автора с итогом анализа, представляется этапом интерпретации. Истолкование художественного смысла произведения представляет собой абсолютную доминанту интерпретации текста. В процессе анализа понимание идет от целого к частям, а при интерпретации, наоборот, от частей к целому. Интерпретация представляет собой творческое, сознательное желание читателей узнать смысл произведения в каждой его части. Исследование сущности, интерпретирование текста лично самим учеником представляет собою творческую работу, в которой школьники выдвигают неодинаковые неожиданные версии, излагают свои представления произведения, которое изучается. Очень важно запоминать, что ученики и учитель не должны предварительно иметь готовые решения и ответы на вопросы. Они должны отражать свои мысли, и узнавать новый замысел художественного текста. Выход за границы того, что сказано напрямую в тексте – это показатель действительного понимания и осмысления текста учащимися. Современное литературоведение рассматривает умение анализировать произведение как систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения. 1.Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. 2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенной писателем. 3.Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесенность эпизодов, понимать логику развития действия. 4. Умение целостно воспринимать образ-персонаж как один из компонентов художественного произведения, служащий для раскрытия идеи. 5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения. 6. Умение осмыслить идею произведения. В реальном процессе восприятия все частные умения связаны между собой, взаимно обогащая друг друга. Поэтому, все умения должны формироваться одновременно. Следует подчеркнуть, что формирование умений – лишь средство для достижения главной цели: углубления восприятия изучаемого произведения. Заключение Перемены, произошедшие в России за последние годы, требуют новых подходов к современной школе. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Главной задачей современной школы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, конкурентоспособного гражданина России. Школьника необходимо снабдить умением находить и использовать новую информацию, а не только набором фактов, понятий алгоритмов. Это положение отражает структура образовательных результатов во ФГОС – метапредметные результаты (обеспечиваемые общеучебными умениями) в стандартах прописываются перед предметными, а также личностные результаты образования. Что такое образовательные результаты? Это продукт деятельности ученика, достигаемый посредством универсальных учебных действий (УУД). Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные(целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативныеуниверсальные учебные действия. Анализ художественного текста – важный вид работы с литературным произведением. Его цель – более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора. Приучить ученика начальной школы анализировать прочитанное – значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека. На уроках литературного чтения, учитель, учитывая выше указанные принципы построения художественного произведения, формирует у младших школьников умение анализировать текст. Мыслительные процессы и навыки анализа, синтеза и обобщения дают возможность рационально выполнять смысловой анализ материала и определять в нем более важное содержание. Применение наглядных, репродуктивных, частично-поисковых методов организации учебной деятельности, стимулируют активность учащихся, а также, способствуют развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся, создают стимул для дальнейшей самостоятельной работы. Список используемых источников Асмолов, А.Г. Стандарты второго поколение. Как проетировать универсальные учебные действия в начальной школе. / А.Г.Асмолов, Г. В.Бурменская, И. А.Володарская, О. А.Карабанова, С. В.Молчанов, Н. Г. Салмина. – М.: 2019.-117 с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология: учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2020 – 446 с. Воюшина. М.П. Методические основы литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - М.: Высшая школа, 2017. - 168 с. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. – URL: https://refdb.ru/look/2851815.html (дата обращения: 28.09.2017) Горелова И.Н. Приемы работы с текстом// Начальная школа. – 2017. - №5. – с. 33-35 Грибенникова Т.В., Репина Л.В. Приемы изучения художественного произведения// Начальная школа. – 2020. - №6.- с. 36-38 Грошенкова В.А. Готовность учащихся к текстовой деятельности в процессе постижения художественного произведения// Начальная школа. – 2018. - №10. – с. 46-44 Давыдов, В.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016. – 83 c Дмитриев А.Е. Дидактика начальной школы: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2020. – 228 с. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. – М. : КАРО, 2016. – 238 с. Жукова И.Л. Стратегические задачи литературного развития младшего школьника// Начальная школа. – 2018. - №3. – с. 43-44 Землянская Е.Н.Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 507 с. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2016. - № 12. - С. 20-22. Кудряшова А.А. Педагогика чтения в начальной школе// Начальная школа. – 2017. - №1. – с. 68-69 Кузнецов В.В. Введение в педагогическую деятельность: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 222 с. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие. – М.: Академия, 2019. – 464 с. Методика обучения литературному чтению/ под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Академия, 2017. – 288с. Минералова И.Г. Детская литература: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2020. – 333с. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2017. - № 10. - С. 6-12 Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2017. - № 10. - С. 6-12. Педагогика: учебник и практикум для СПо/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2019. – 408с. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для СПО. – М.: Альянс, 2021. – 400с. Рослякова С.В. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 219 с. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Основные условия и закономерности формирования у школьников желания и умения читать нужные им книги// Начальная школа. – 2019. - №3. – с. 19-20 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/[Электронный ресурс]//Режим доступа: http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/ Федина Л.В. Основы педагогического мастерства: психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2020. – 131 с. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2017. — 349 с. |