Главная страница

Категории диалектики. Основные философские категории


Скачать 23.06 Kb.
НазваниеОсновные философские категории
Дата26.06.2022
Размер23.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКатегории диалектики.docx
ТипЗакон
#615449

1

Категории - это общие понятия, отражающие свойства предметов и процессов действитель­ности. Философия также имеет свой категориальный аппарат, и по­скольку философия отражает всеобщее, то и ее категории отражают свойства бытия в наиболее общем виде. Категория являет собою философское понятие, которое, в отличие от обыкновенного понятия, ориентировано не так сильно на свойства, как на закономерности и тенденции развития бытия. Будучи организующими принципами и формами процесса мышления, категории повторяют соотношение бытия и познания в общем и самом концентрированном виде. Категории диалектики имеют объективное содержание и носят все­общий характер. Категории взаимосвязаны между собой так, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и обусловливает одна другую. Эта особенность отражает взаимосвязь и взаимообусловлен­ность явлений действительности. Категории изменчивы, подвижны, текучи, переходят друг в друга, отражая этим изменчивость жизни, действительности.

2

Основные философские категории:

1) бытие и ничто - это всеохватывающая реальность, существование, сущность.

2) материя и сознание; материя - это основная философская категория, означает физическое вещество, в отличие от психического и духовного. Сознание - это следующая философская категория, сознание - это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга.

3) пространство и время; Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время - длительность ее существования.

4) причина и следствие; - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений.

5) необходимость и случайность; Необходимость - это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека). Случайность - это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

6) возможность и действительность; Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие.

7) содержание и форма; Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – это совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи.

8) сущность и явление. Явление можно определить как внешнюю, а сущность – как скрытую глубинную сторону действительности. Сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении

3

К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность. Все они связаны друг с другом. Повод - это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм “включающий” причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами. От сущности необходимо отличать кажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду видется переломленной. Возможность - это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

4

Сразу можно сказать, что основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развернутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. А с другой стороны, и некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности —универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными человеком, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. Поскольку история познания начинаемся с выделения в природе чего то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления, то оно поначалу отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определенные принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде категорий и принципов и на все более обогащающуюся эмпирическую, опытную базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире, — законы. Таким исторически сложившимся ходом познания и обусловливается наше изложение категорий и законов диалектики.

5

В океане развивающегося знания категории диалектики выступа­ют узловыми пунктами познания, а также ступеньками, по которым идет процесс познания, то есть выступают орудием, инструментом познания. На основе категорий вырабатываются способы и приемы познания. В процесс познания вовлекается весь строй философских категорий, где одна проявляется через другую, находится в единстве с другой, то есть категории находятся в системе. Система философских категорий - это органическое целое, из которого невозможно вырвать ни одного звена. В данном случае предлагается следующая последова­тельность рассмотрения категорий: особенное и общее, явление и сущ­ность, причина и следствие, форма и содержание, случайность и не­обходимость, возможность и действительность. Каждая пара категорий представляет собой взаимосвязь противоположностей, их диалектика определяется в логике действия закона единства и борьбы противоположностей. Последовательность расположения категорий, как представляется, определяется логикой процесса познания

6

Единичное, особенное и общее - философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания. Разберем каждую из категорий отдельно. Единичное (отдельное, индивидуальное) - определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени. Всеобщее (общее) - сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Это единство в многообразии, это закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее).

7

Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не выте­кают из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единич­ное случайно. Общее связано с необходимостью и закономерностью. Следовательно, взаимосвязь единичного и общего может рассматри­ваться как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные откло­нения, индивидуализирующие общие стороны явлений имеют опре­деленные границы в рамках меры. Отношения же количества внутри меры единичны. Общее как закон составляет Сущность, таким образом, - это внутренние, устойчивые связи оп­ределенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона пред­метов и явлений действительности. В имеющейся философской лите­ратуре возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней зак­лючено интегральное противоречивое единство всех закономерно свя­занных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их за­рождении, развитии, в тенденциях к будущему. Явление - это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление от­ражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне.

8

Сущность это неявное, скрытое, соизмеримо крепкое положение соответ ствующего объекта, события или процесса, формирующее его бытность. То есть явление, без которого объект не состоянии существовать. Явление характеризуется как наружные, доступные к общему обозрению, изменяемые признаки соответствующего объекта. Такие признаки, как часть и целое способствуют осмыслению системы окружающего мира. Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.

9

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В при­роде не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. Сущность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою сущность. Сущность является, а явление существенно. Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущнос­ти, новые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а вне­шними обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых суще­ствует процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ибо оно определяется не только внутренними, но и внешними связя­ми. Сущность глубже явления, но явление богаче сущности. К этому следует добавить, что явления отражают сущность не всегда адекватно, иногда явление может искажать сущность, это есть види­мость. Кажимость, видимость - это явление, наиболее удаленное от сущности, удаленное настолько, что искажает ее. Сущность кажется чем­то, мысль, пытающаяся постичь сущность, сначала наталкивается на видимость, кажимость. Бытие предстает как иллюзия. Карандаш, опу­щенный в воду, кажется надломанным. На самом деле это не так. Наши впечатления просто ошибочны. Отсюда в философии и появляются уче­ния агностицизма, скептицизма, согласно которым вещи и их сущности познанию недоступны.

10

Диалектика сущности и явления должна учитываться в любой сфере деятельности, ибо всегда необходимо за массой фактов и процес­сов видеть их сущность. В частности, диагностический процесс выяв­ления признаков болезни есть процесс познания глубинной сущности болезни. Этот процесс осуществляется на основе медицинского опы­та, аналитико-синтетической деятельности врача, его интуиции. Ведь диагностический процесс есть содержательное исследование больного с применением всех методов современной клиники и аппарата логического мышления.

11

В философской литературе под причиной понимается взаимодей­ствие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодей­ствующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодей­ствие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи, лежащие в основе процессов изменения и развития.. Следствие - это то, что возникает, порождается под воздействием причины; это результат изменения, появляющийся во взаимодейству­ющих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия выражается в синтетической категории «причинность». Повод - это событие, выступающее побудительным толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер.

12

Теория и практика медицины в объяснении причинности основы­вается на концепции взаимодействия. Концепция причинности в со­временной медицине - это концепция взаимодействия организма с факторами природной или социальной среды, осуществляемого в оп­ределенных условиях. Причина болезни может быть понята как взаи­модействие организма и среды. Следовательно, в теории причиннос­ти современной медицины особое значение приобретает вопрос об отношении внешних и внутренних факторов. Внешние воздействия преломляются через природу внутреннего взаимодействия. Следст­вие - это не зеркальное отражение внешнего воздействия, а результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат преломления внешнего во внутреннем. Этиология, таким образом, - это специфи­ческое преломление внешнего во внутреннем.

Монокаузализм (от лат. топо - один и causa- причина) отождествляет при­чину только с внешним воздействием на организм. Причина заболева­ния сводится только к воздействию болезнетворного фактора на объект. Монокаузалисты отождествляли причинность с микробом, не учиты­вали процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, реактивность организма человека, не признавали активной роли условий.

Кондиционализм ( от лат. condition - условие) отрицает причины заболеваний. Сторонники этого учения считают, что изучение явления заключается не во вскрытии его причин, а в рассмотрении условий его возникновения и существования. По мнению кондиционалистов, болезнь вызывается только множеством условий.

13

Необходимость - это такая связь явлений, которая имеет основание в самой сущности явлений, обусловлена их внутренней природой и по­этому реализуется неизбежно при наличии соответствующих условий. Случайность - это такая связь явлений, которая имеет свое ос­нование преимущественно во внешних условиях, в явлении и реали­зуется не всегда и в разных формах. Это явление, которое возникает под действием побочных причин, оно может произойти, а может и не произойти.

14

В живой природе, например, в результате мутации может возникнуть случайное изменение, и оно также может закрепиться и стать наследственным признаком. И.И. Вавилов, формулируя законы гомологических рядов, отмечал, что явления случайного порядка, каковыми с первого взгляда представляются мутации, идущие в различных на­правлениях, в конечном итоге, выявляют закономерный процесс. Мутации, идущие как бы случайно в разных направлениях , при объединении их образуют общий закон. Таким образом, необходимое случайно, случайное необходимо; развитие явлений идет от случайного к необходимому.

15

Возможность - это объективно существующая тенденция развития процесса и явления, скрытая предпосылка возникновения нового в недрах старого. Действительность - это реализованная возможность. Действитель­ность отдельного конкретного объекта - это его бытие в присущих ему количественных и качествен

16

Возможность - неосуществимая действительность.

Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам.

Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов.

Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира).

Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного).

Развитие - превращение возможности в действительность. Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действительностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможности, выражающей потенциальное бытиё. Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего.

17

Для того, чтобы возможность реализовалась в действительность, нужен ряд действий, процессов, словом, необходимо наличие соот­ветствующих условий. Условия представляют собой совокупность фак­торов, необходимых для превращения возможности в действитель­ность. Пока нет полного набора условий, определенная возможность не может реализоваться в действительность. Условия реализации могут быть объективные, то есть не зависящие от сознания людей, и субъективные, то есть зависящие от воли и со­знания человека. В природе процесс реализации возможностей происходит стихий­но. В обществе же все иначе. Историю делают люди, от их воли, со­знания зависит очень многое в процессе реализации заложенных в обществе тенденций развития. Действие объективных законов обще­ства реально проявляется как процесс превращения возможности в действительность в целеполагающей деятельности людей. Проблема поля набора возможностей, поля путей развития являет­ся одной из центральных идей синергетики. Нелинейные системы совершают «блуждания» по полю возможного и актуализируют лишь один из этих путей в период бифуркации. Категории возможности и действительности составляют элемент понятийной структуры клинического мышления. Так, проблема про­филактики болезней представляет собой проблему устранения усло­вий наступления болезней, устранение превращения возможности за­болевания в действительность. Исходя из знаний закономерностей функционирования организ­ма, врач должен уметь предсказывать возможное следствие, то есть на основе знаний выводить возможность из действительности

18

Форма и содержание - это противоположности, находящиеся в единстве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания проходит следующие этапы: возникновение и нарастание противоречий между новым содержанием и старой формой; сбрасывание старой и возникновение новой формы, соответствующей новому содержанию; совершенствование содержания под воздействием новой формы

19

В развитии общества диалектика формы и содержания реализуется во взаимосвязи производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения являются формой по отношению к производительным силам общества. В развитии той или иной общественноэкономической формации производительные силы бурно развиваются, уходят вперед в своем развитии, а производственные отношения ( формы собственности) отстают, тормозят развитие производительных сил. Конфликт разрешается изменением формы производственных отношений.

20

Целое - это предмет (процесс, явление), включающий в себя в ка­честве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Часть - это предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его содержания. Организованное целое - это такое целое, все части которого находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свойства целого в этом случае не представляют собой сумму свойств его частей: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. При этом свойства целого изменяются в зависимости от изменения его составных частей. В свою очередь, свойства частей меняются в зависимости от того, входят ли они или не входят в состав данного целого.

21

Структура - это сеть связей, устойчивая система связей, тот спо­соб связей, который объединяет все элементы в единое целое. Одни и те же элементы, будучи связаны различными сторонами, могут обра­зовывать различные структуры. Согласно имеющимся в философской литературе взглядам, струк­тура является категорией полифункциональной, ее смысл зависит еще и от того, с какой категорией она образует диалектическую пару. В диалектике элемента и структуры структура представляет собой толь­ко внутренние связи, в диалектике структуры и функции в понятие структуры включаются связи и элементы

22

Закон взаимодействия элементов и структуры реализуется в диалек­тике структуры и функции. Понятие «функция» отражает взаимодей­ствие между элементами системы и связь последней с другими систе­мами, что обеспечивает их устойчивое состояние. Функция - это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для нормальной работы всей системы. Понятие «структура>> в диалектической паре с категорией «функ­ция» означает последовательность связей элементов системы и вклю­чает в свое содержание и сами эти элементы. Биологической функцией можно считать взаимодействие между элементами морфологического субстрата: здесь функция выступает как способ существования мор­фологического субстрата.


написать администратору сайта