Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная структура, правовое положение сословий XIV — XV вв.

  • Дети боярские

  • Торговые люди гостиной и суконной сотен

  • Судебник 1497г. Общая характеристика, система и источники. Судебник 1497 г.

  • Предпосылки принятия Судебника

  • Особенности Судебника 1497 г.

  • Система Великокняжеского судебника

  • Влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Руси.

  • Складывание сословно-представительной монархии ( XVI — XVII вв.)

  • Земские соборы Московского государства: состав, компетенция, порядок принятия решений.

  • Государственный строй русского государства в XVI — XVII вв.

  • Реформы Ивана Грозного. Реформы Ивана Грозного

  • Венчание на царство. Избранная рада.

  • Центральное и местное управление

  • Опричнина. Её политические и правовые последствия.

  • ОТВЕТЫ к экзаменну ИГП. Основные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеОсновные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы
    Дата01.06.2021
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ к экзаменну ИГП.docx
    ТипЗакон
    #212550
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Экономический строй. Складывание системы служилого землевладения XIVXV вв.

    В России в XVI в., социально-экономическое развитие ещё не создало предпосылок для возникновения капиталистических Отношений. Для истории России этого периода характерен был процесс роста помещичьего землевладения и крестьянских повинностей, среди которых всё большее место начинала занимать барщина. Усиление феодального гнета обостряло классовую борьбу закрепощаемого крестьянства и горожан. Положение в стране осложнялось борьбой внутри класса феодалов, в частности между феодальной аристократией, экономическое и политическое положение которой ухудшалось, и поместным дворянством, являвшимся верной опорой великокняжеской, а затем и царской власти

    Ведущей отраслью экономики в России оставалось земледелие и скотоводство. В этот период земледелие сделало некоторые успехи. Увеличилось количество земледельческих районов. Хлеб начали возделывать в северной, приморской части Новгородской области и во вновь присоединенных районах (Поволжье, Урал).

    развиваются ремесло и торговля.

    В XVI - XVII вв. появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном труде, однако применяющие частично и труд наемных рабочих. Тем самым в недрах феодализма появляются первые ростки буржуазных отношений. Одновременно начинает складываться единый всероссийский рынок.

    В 15-ом веке Складывание системы служилого землевладения.

    все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на нее. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. В то же время вотчина - феодальное землевладение, поэтому условное. Например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала.

    Еще более условная форма землевладения - поместье. Оно давалось сеньором своим вассалам только на время службы как вознаграждение за нее. Поэтому распоряжаться землей помещик не мог.

    С середины XV в. начинает складываться целая поместная система. Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер. Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца.

    1. Социальная структура,  правовое положение сословий XIVXV вв.

    Главной особенностью развития Московского княжества стала постепенная деперсонализация, поглощение личности разнообразными коллективами, так или иначе встроенными в государственную систему. Это объясняется тем, что в основе государственного быта и статуса подданного лежало заимствование у Золотой Орды принципа обязанности перед государством.

    В начале истории Московского княжества его жители различались только по своим занятиям, равно доступным для всякого, а в политическом, гражданском отношении были равны между собой и перед князем. "Нарождающееся государство, более богатое землею, чем жителями, готово было обеспечить всякому пришельцу возможность получения ежегодного дохода путем обработки девственных полей и никем не занятых земель"[1]. Но это не означало, что права были гарантированы государством. Напротив, как последствие господства Орды, "политический порядок в Московском государстве основан был па разверстке между всеми классами только обязанностей, не соединенных с правами. Правда, обязанности соединены были с неодинаковыми выгодами, но эти выгоды не были сословными правами, а только экономическими пособиями для несения обязанностей"[2]. Таким образом, те привилегии, которые даровались высшим слоям общества, не носили гарантированного характера и в любой момент могли быть отняты, стоило только лицу пренебречь исполнением обязанностей.
    Служилые люди

    Главной опорой престола были служилые люди, призванные к отправлению военной, придворной и приказной службы и пользующиеся за нее частными земельными владениями на условном праве. Этот слой общества образовался из земских бояр и княжеских дружин (дворов), которые состояли из полноправных бояр и несвободных или полусвободных дворян. Статус служилого сословия существенно менялся по мере укрепления власти московского князя. И хотя уже в XIV в. бояре составляли служилый класс в том смысле, что их профессией была высшая военная и административная служба, определяющим для их юридического статуса было то, что служба не была обязательной по отношению к конкретному князю.

    Состав служилого класса долго оставался неоднородным. Бояре пользовались правом свободного перехода и служили по договору, причем право собственности на вотчину не утрачивалось с переходом. Они располагали в своих вотчинах некоторыми правами суда и управления над поселенцами. В дополнение к вотчине бояре получали от князя города и волости в кормление с судом и данью. Дети боярские составляли низший разряд землевладельцев, в собственности которых находилось меньшее земельное имущество. Слуги (дворяне) входили в постоянный двор князей. Положение их определялось не земельными владениями, которых они, как правило, не имели, а только службой. Разделялись они на слуг вольных и слуг под дворским. Первые оставались лично свободными, пользовались правом перехода, большинство из них получало готовое содержание при дворе или временно пользовалось служебными участками. Вторые (собственно дворяне) занимали в государстве дворовые (государственные) должности казначеев, тиунов, ключников, дьяков. К ним причислялись и слуги, исполнявшие чисто хозяйственную работу: бортники, садовники, псари и пр., которые по статусу были холопами (по купле, по вине, по браку). С XIV в., преимущественно в приграничных городах, получает распространение и служба "по прибору".

    В XV в. постепенно складывается единый служилый класс с более или менее универсальным набором обязанностей и привилегий. Это происходит посредством как понижения статуса бояр, так и постепенного повышения дворян в правах. Пути понижения используются великими князьями еще со времен Дмитрия Донского. Именно тогда важнейшие земские должности упраздняются или переводятся в разряд служебных. Это означало, что родовитейшие бояре уже не имели приложения своим амбициям в земской службе и вынуждены были связывать их только с княжеской службой. Сокращаются и имущественные права знати. Удельные князья поступают на службу к великому князю и входят в разряд боярства. Первоначально они пользовались прежними владетельными правами в остатках уделов – это означало, что им предоставлялись некоторые государственные полномочия по управлению. Но с укреплением централизованного государства у них первых отнимается право перехода с сохранением вотчин. Позднее, в начале XVI в., этого права лишаются и бояре.

    Право личного перехода без земли, которое признавалось за служилыми князьями и боярами, сначала было ограничено переходом от удельного князя к великому, а с уничтожением уделов – ликвидировано вовсе. Переход оставался возможным в Литву, не состоявшую в союзе с русскими княжествами, что однозначно трактовалось как измена. С конца XV в. московские князья стали брать с бояр крестоцеловальные записи о непереходе. Такие договоры были тем более важны, что первоначально отъезд вольного вотчинника означал не только прекращение его личной службы князю, но и выход вотчины из-под юрисдикции покидаемого князя[3]. По новое начало, которое пытаются внедрить договоры, приживается плохо. С этим и связаны санкции. Скажем, Великий Новгород постановил в 1368 г., что бояре, отъезжающие на службу к тверскому князю, лишаются своих земель. Именно в этих условиях московские и некоторые другие князья прибегают к другой мере – устанавливают право боярского отъезда без потери вотчины. Происходит это потому, что мощью, подобной новгородской, эти князья пока не располагают и остерегаются конфисковывать вотчины. Такой порядок не мог не быть переходным, поскольку отличался неустойчивостью и внутренней противоречивостью, ведь "боярин обязан был не только лично нести военную службу, но и приводить с собою отряды своих слуг и людей, живущих на его земле". Таким образом, сохраняя за собой право собственности на землю во владениях оставленного им князя, боярин привлекал людей из чужого княжества для военной службы своему новому господину, не говоря уже о том, что он извлекал с земли в чужом княжестве средства для военной службы иному князю"[4].

    Выход из службы сначала был возможен, для этого достаточно было фактически оставить службу. Но уже в конце XV в. такое право (в смысле возможности свободного волеизъявления) отсутствует. Судебник 1497 г. специально запрещал холопить служилых и их детей, если только они не отставлены от службы государем. Причина издания этой нормы заключалась в том, что многие дворяне пытались бежать от государевой службы в частное холопство.

    Права и преимущества служилых людей определялись фактом принадлежности к государственной службе, а не к определенному сословию. Но, конечно, объем этих прав и привилегий был различен. Основной привилегией оставалось право владеть вотчинами и поместьями. В принципе, и тяглые могли владеть недвижимостью, по не поместьем, так как оно рассматривалось исключительно как жалованье.

    Тяглые люди

    Другую часть населения Московского царства составляли тяглые люди. В основе их статуса лежали тягло (финансовая служба государству, осуществляемая в разных формах) и общинное землевладение. Различались большие торговые общины (посады) и меньшие земледельческие. Соответственно, различали посадских людей и крестьян.

    Посадские люди жили на посаде, т.е. в поселении внутри города. Посады, возникавшие вне укреплений города, назывались слободами. Посадских людей делили на разряды, в число которых входили следующие категории. Гости – обладатели соответствующего звания, пожалованного великим князем. Сначала грамота давалась персонально, затем – всему разряду гостей. Привилегии гостей включали освобождение от суда подчиненных властей и подчинение только суду царя, освобождение от общинных податей и повинностей, а также право получать поместья за финансовую службу (заведование таможнями, оценка и распределение царской казны). Число гостей было ограничено. Торговые люди гостиной и суконной сотен упоминались в законодательстве с XIV–XV вв. Это были богатые, но непривилегированные купцы, которые составляли в городе особые общины. Такие сотни находились во многих городах. Их основная служба состояла в оказании помощи гостям. Привилегии в основном заключались в том, что они не несли общих тягот с посадскими черными общинами. Посадские черные люди – простые посадские люди, которые постепенно прикреплялись к земле. Каждый посад составлял общину на основании общинного землевладения.

    Другой категорией тяглого населения были крестьяне. В XIV и XV вв. продолжали развиваться частные формы зависимости крестьян от помещиков, которые пока носили экономический характер.

    В черных волостях население разделялось на людей тяглых (вытных) и нетяглых (безвытных). Тяглые представляли собой членов общин, владеющих податными участками (вытями). Это были полноправные члены общин, которые участвовали в выборе общинных властей, распределении налогов. Первоначально земельный надел таких крестьян мог отчуждаться при условии, что покупатель наследует тягло. Отношения с волостью складывались, таким образом, как с частным землевладельцем. Безвытными крестьянами были лица, не входившие в общину, а обрабатывавшие землю по частным договорам с отдельными общинниками (полусуседи, половники). Личные права таких крестьян превосходили нрава вытных – именно они могли при желании переходить на частные вотчины. Фактически они зависели от хозяина земли. В таком же положении находились дети при отцах, племянники при дядьях и т.п.

    В частных вотчинах вместо дани крестьяне уплачивали частный оброк. В целом положение зависело от владельца земли, но в эпоху преобладания вотчинного (а не поместного) землевладения считалось, что владелец вотчины может обеспечить крестьянам лучшие условия. Взаимоотношения перехожих крестьян с землевладельцем определялись рядными записями. Это были настоящие договоры, средствами обеспечения которых служили поручительство и неустойка. Поручителями выступали крестьяне вотчины, куда входил новый поселенец (т.е. такое поручительство можно рассматривать как вид частной круговой поруки). В церковных волостях оно дополнялось общей круговой порукой волости. Неустойка (заряд) в случае нарушения условий записи была высокой. Рядная запись определяла: срок перехода (после издания Судебника 1497 г. срок выхода был определен законодательно, поэтому в XVI в. рядной записью определялось лишь начало действия обязательства); размер пожилого (плата при выходе тоже была упорядочена Судебником); использование земли (необработанный участок или готовый участок), размер оброка, характер барщинных повинностей, условия о подмоге (ссуде). Из задолженности по ссуде кабалы для крестьянина нс возникало, т.е. должник не становился холопом и мог при желании переходить к другим землевладельцам, вернув, конечно, ссуду. Крестьяне жили на одном месте по 100–200 лет, и не было возможности даже точно определить, а тем более выплатить долг такого крестьянина в случае выхода. Поэтому обычное право вырабатывает институт давности. Переход запрещается не должникам, а старожильцам. Соответствующие положения позднее были закреплены судебниками.

    Часть населения Московского княжества составляли холопы. Судебник 1497 г. довольно подробно регламентировал порядок отпуска холопов на волю. Отпускались в первую очередь дети, больные, старики. Автоматически освобождался холоп, бежавший из татарского плена. Во владении знатных землевладельцев находилось от 10 до 100–150 холопских семейств. Холопы получали некоторые личные и имущественные права. Особую категорию составляли страдники – холопы, посаженные на землю своих владельцев или работавшие в хозяйстве знати как ремесленники или занятые в промыслах[5].

    1. Судебник 1497г. Общая характеристика, система и источники.

    Судебник 1497 г. («Великокняжеский судебник») – типичный феодальный кодифицированный закон. Он издан в период правления Великого князя Московского Ивана III. Его проект подготовлен дьяком Владимиром Гусевым.

    Предпосылки принятия Судебника:

    1) распространение власти Великого князя на всю территорию централизованного государства;

    2) уничтожение правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей;

    3) наличие центрального управления и суда при отсутствии формального их закрепления.

    Источники Судебника:

    1) уставные грамоты местного управления;

    2) Псковская Судная Грамота;

    3) обычаи, единичные случаи (прецеденты), судебная практика;

    4) Русская Правда.

    Особенности Судебника 1497 г.:

    1) законодательство вече приравнено к актам «Низового государства;

    2) текст Судебника – это дополненная Псковская Судная Грамота;

    3) Судебник беднее Псковской Судной Грамоты по языку, по юридической концепции и искусству редакции.

    Система Великокняжеского судебника:

    1) первая часть (1—36 статьи) – о суде центральном;

    2) вторая (37–44 статьи) – о суде провинциальном (наместничьем);

    3) третья часть (45–55 и 67–68 статьи) – материальное право.

    Процессуальное право регулировалось Судебником подробно. Процесс – состязательный с элементами инквизиционного. Появляются в качестве средств доказывания пытки (например, по делам о татьбе) и письменное ведение протокола судебного заседания.

    Суд осуществлялся с участием «лучших людей», которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником (аналог современного суда присяжных).

    Процесс и процессуальные действия платные, за счет истца.

    Процесс в целом Судебник перенял из Псковской Судной Грамоты.

    Появилась вышестоящая (вторая) судебная инстанция – Боярская дума и Великий князь (царь).

    Материальное право по Судебнику касалось вещных, наследственных прав, договоров, перехода крестьян, холопства. Судебник допускал применение норм обычного права.

    Гражданское право: Судебник 1497 г. устанавливает порядок перехода крестьян в Юрьев день и в течение недели до и после этого дня, переход возможен после оплаты пожилого.

    По Судебнику 1497 г. появляется городское ключничество – новый источник холопства.

    Холоп получал освобождение в случае побега из татарского плена.

    Судебник дублирует договорное право Псковской Судной Грамоты, но расширяет применение договора личного найма, а купля-продажа должна совершаться теперь только при свидетелях.

    В Судебнике 1497 г. регулировалось банкротство.

    По Судебнику выделялись следующие виды наследования:

    1) по закону;

    2) по завещанию («рукописанию»).

    Уголовное право: преступление стало пониматься как «лихо дело» (это тяжкие преступления, отнесенные к ведению Великого князя).

    Судебник 1497 г. расширил число преступлений новыми составами:

    1) крамола (государственное преступление);

    2) подым (антиправительственная агитация);

    3) поджог с целью причинения большого ущерба (террористический акт);

    4) головная татьба (кража холопов, кража людей вообще или кража, приведшая к убийству).

    Судебник вводит новые наказания, теперь уголовное законодательство стало карательным. Применяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), штраф уходит в прошлое.

    1. Влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Руси.

    Несомненно, влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеет всемирно-историческое значение.

    В период становления государства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своего государственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры.

    Древняя Русь унаследовала многие порядки и обычаи византийского двора, в т.ч. обряд венчания на царство, государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии.

    Так же как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями.

    Из русско-византийских договоров древнерусское право переняло многие межгосударственные нормы.

    Основными источниками византийского права, заимствованными древнерусским правом явились Номоканоны, Эклога, Прохирон, «Закон судный людем».

    Преступление стало рассматриваться не как причинение обиды и вреда, а как нарушение предписаний закона.

    К концу X века, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора столетий. Торжественный, возвышенный характер византийского искусства, глубокая одухотворённость его образов, наглядно демонстрирующих христианские идеалы, оказались созвучными мироощущению и художественно-эстетическим потребностям Древней Руси [19; 57].

    Что же практически получила Русь от принятия христианства? Прежде всего, её население получило принципиально новую идеологию, с помощью которой правящий класс мог заставить подчиняться себе народные массы.

    В целом же отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Замена язычества христианством была обусловлена тем качественным скачком, который сделал восточное славянство, перейдя от строя военной демократии к феодализму.

    Христианство смогло принять форму национальной религии - русского православия, так как полностью использовало социокультурные основания, ценности материальной и духовной культуры, успехи социально-политического развития народа. «Крещение» Руси не было единовременным актом и не являлось результатом воздействия «божественного промысла». Это была политическая реформа, которая должна была укрепить феодальные отношения, а потому носила характер политической борьбы. Проникновение и распространение христианства - многовековой идеологический процесс, в котором инициатива всегда принадлежала феодальной знати Киевской Руси.

    Откровенное вмешательство церкви в дела государства создавало видимость единства церкви и народа, хотя церковь не играла абсолютно никакой роли в борьбе за социальную справедливость. Никогда она не выражала интересы народных масс. Лишь отдельные деятели церкви занимали прогрессивные позиции в решении некоторых политических, социальных и научных проблем.

    Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры [11; 210].

    Принятие христианства - крупнейшее событие в истории Древней Руси.

    Историческое значение принятия христианства можно свести к следующему.

    • 1) Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.

    • 2) Христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ - митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов - Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI века гражданского кодекса «Русской правды».

    Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя - таков итог развития Древнерусского государства в конце X - начале XI вв.

    • 3) Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.

    • 4) Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и Мефодий разработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг на славянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летопись). Переписка книг стала на Руси, как и в других христианских странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становились центрами книжности и просвещения. Строительство церквей и монастырей способствовало развитию архитектуры, строительного искусства, живописи.

    Христианство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и ее влияние. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегреческой литературы, философии, истории.

    • 5) Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси - холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.

    • 6) С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Церковь провозглашала благотворительность и милосердие среди верующих, заботу о нищих и беззащитных. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых (богадельни), оказывалась помощь больным. Церковь брала под свою защиту вдов и сирот, если они оказывались без посторонней помощи. Христианская мораль и вмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения - заключение брака, неодобрение развода, запрет многоженства, взаимоотношения супругов и всех членов семьи. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть, смягчены жесткие нравы, присущие язычеству.

    Принятие христианства стало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждого человека.

    1. Складывание сословно-представительной  монархии (XVIXVII вв.)

    • Общие положения

    • 2. Положение царя. Основные реформы, проведенные царем Иваном IV

    • 3. Роль Боярской думы

    • 4. Значение земских соборов

    • 5. Система управления

    • 6. Местное самоуправление

    • 7. Реформа вооруженных сил

    • 1. Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций - господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян.

    Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшим в мире государством.

    В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов. Сословнопредставительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — . абсолютная монархия.

    2. Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе.

    Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы.

    В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем.

    Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние.

    • 3. Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.

    • 4. Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя.

    Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

    5. Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90.

    Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

    Возглавлял приказ начальнику назначаемый из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

    Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.

    Структурным подразделением приказа являлся столу специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

    Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованьем, назначал воевод и их помощников и т. д. Поместный приказ решал вопросы, связанные с поместным и вотчинным землевладением, а также осуществлял суд по земельным делам. Ямской приказ выполнял функции по организации ямской гоньбы и полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов. В компетенцию приказа Большого прихода входил сбор общегосударственных налогов и пошлин. Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой казны.

    Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и пр.

    6. Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

    Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

    В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1—3 года.

    • 7. В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил:

      • — продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения;

      • — было создано постоянное стрелецкое войско.

    С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.


    1. Земские соборы Московского государства: состав, компетенция, порядок принятия решений.

    Состав, компетенция, порядок принятия решений.Между древнерусским вече и земским собранием нет прямой преемственной связи. Земский Собор можно сравнить в некотором роде с церковными поместными соборами русской церкви. Многие ученые склонны считать, что Земский Собор -сословно-представительный орган московской эпохи. Они полагают, что Земские Соборы очень схожи с сословными представительствами Запада и причины их появления одинаковы. Как советская, так и дореволюционная наука придерживалась этой ошибочной точки зрения По форме выражения эти органы действительно были очень похожи на сословно-представительные, но причины их появления совершенно разные. На Западе это был результат политической борьбы сословий. В России Собор это был результат административной необходимости (Ключевский). В основе Земских Соборов лежит идея представительства народа государства, то есть самого государства. Русская государственная цивилизация утверждает, что все люди равны перед государством, но не между собой. Западная цивилизация утверждает, что все равны друг перед другом, поэтому похожи друг на друга. В России народ растворен внутри государства. Государство -дом, живой организм, в котором живет человек. Отсюда такая сильная и исторически долгая вера русских в царя, отсюда такое частое упование на него. Латкин настаивал на том, что соборы были учреждениями сословными. Буданов говорил, что соборы таковыми не были. В принципе переход из одной социальной группы в другую не был запрещен вплоть до конца 17 века, поэтому говорить о том, что Земские Соборы были сословными учреждениями однозначно нельзя. Вопрос спорен.Особенность Земских Соборов заключалась в том, что они играли как законодательную, так и исполнительную роль. Первый Земский Собор был созван в 1549 году. Земские соборы просуществовали до 1684 года. За 135 лет существования этого государственного учреждения было созвано 57 соборов. Классификация соборов.В.Н.Латкин выделял совещательные и избирательные соборы. До 1598 вес соборы были совещательными, после смерти царя Федора Иоановича стали созываться избирательные соборы. Черепнин выделял соборы по способу из созыва:созванные царем;созванные царем по инициативе населения;созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствии царя;избирательные на царство. Состав Земского Собора.В собор входили: царь, боярская дума, освященный собор во главе с митрополитом (патриархом), дети боярские, посадские, черносошные крестьяне (присутствовали на соборах лишь в 1613 и 1682 гг.) Служилое и тяглое население было объединено в единую группу. На собраниях также присутствовали представители определенных социальных слоев: атаманы от казаков, головы от стрельцов и т.д.Способ созыва.Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. Выборы проходили в городе с уездом и в губном стане в форме избирательных собраний людей определенных чинов данной местности. На собраниях могли участвовать полные налогоплательщики или люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Затем протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Количество членов не было определено и колебалось от 200 до500 человек. Что касается местных властей, то они не имели права вмешиваться в выборные дела. Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платилось, но челобитные о выплате жалованиявстречались. Заседания соборов могли проходить годами, поэтому было чрезвычайно важно запастись выборным всем необходимым. Естественно быть выборными могли себе позволить лишь обеспеченные люди (своеобразное препятствие для малоимущих). Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего происходило торжественное заседание собора в полном составе. Царь произносил речь. После проходили совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по вопросам происходило в отдельных камерах. Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Все решения принимались единогласно. При закрытии Собора царь давал торжественный обед для выборных. Компетенция Земских Соборов:Избрание нового царя на царство и новой династии. В 1584 году Земский собор впервые избрал на царство Федора Иоановича, последнего -в 1682 году (Петр Великий). Собору подлежала Верховная законодательная власть. Существенная роль Собора в вопросах кодификации права. Судебник 1550 и Уложение 1649 годов были приняты Соборами.Собор ведал вопросами войны и мираСобор ведал вопросами церковного устроения.Собор ведал вопросами налогового управления.Собор ведал вопросами внутреннего управления, в которые входили вопросы поддержания и развития отечественного народного хозяйства. Во время безцарствия Собор брал на себя всю полноту Верховой власти в России. По Буданову, собор имел право петиции, которое позже вылилось в формальное право законодательной инициативы.Причина исчезновения Соборов.Соборы исчезли в результате того, что в них отпала надобность. Собор был средством укрепления царской власти, становления ее единодержавия. По мере укрепления царской власти значение соборов ослабевало. Период правления Алексея Михайловича, период наивысшего расцвета царской власти в Московском государстве, -начало упадка соборов. С исчезновением причин, породивших соборы, исчезают и Земские Соборы.Список литературыКлючевский В.О.Курс русской истории. Москва, 1989. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов -на-Дону, 1995.

    1. Государственный строй русского государства в XVIXVII вв.

    Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х годов XV в. , после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига.

    Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления — приказы. В формировании централизованного государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Таким образом создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы). Царское правительство опирается в этих органах на дворян и купечество для подавления протеста эксплуатируемых масс, а также для борьбы с феодальной аристократией, стремившейся возродить порядки периода феодальной раздробленности.

    Центральные органы государственной власти и управления. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим князем “всея Руси” и “самодержцем”. Правда, термин “самодержец” имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость и государственный суверенитет Русского государства.

    Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20—30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями и, как правило, были докладчиками по делам, формулировали решения Думы. Тем более, что старая феодальная знать понесла большие потери во времена опричнины.

    1. Реформы Ивана Грозного.

    Реформы Ивана Грозного — преобразования, проводившиеся русским царем Иваном IV Васильевичем в 1550-е – 1560-е годы главным образом в области законодательства, управления казной, местного и центрального управления, вооруженных сил и церкви. Целью реформ были дальнейшее укрепление государственности и централизация власти.

    Венчание на царство. Избранная рада.

    В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Тем самым утверждалось божественное происхождение царской власти, а также усиливался авторитет самой церкви.

    Около 1549 г. из приближенных  к молодому Ивану людей сложилось  новое правительство, получившее название Избранная рада. Возглавлял раду  А.Ф. Адашев, происходивший  из не очень знатного рода.  В ее работе участвовали князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Рада просуществовала до 1560 г. и явилась органом, проводившим реформы Ивана IV.

    Центральное и местное управление

    В период складывания централизованного государства роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана Грозного почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

    Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа – Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. В состав Земских соборов входила Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства, иногда на его заседаниях присутствовали представители дворянства и верхушки посада.

    В середине XVI в. окончательно оформились центральные органы управления – приказы. Они ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Военными делами руководили  Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами – приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам – Поместный приказ; холопами – Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

    На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов в отдельных землях ранее поручался боярам-кормленщикам, «кормившимся» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были ликвидированы. На местах  управление (сыск и суд по особо важным государственным делам)  было передано в руки выборных представителей местного населения: губных старост (губа – округ), избиравшихся из числа местных дворян; земских старост – из числа черносошного населения там, где не было дворянского землевладения; городовых приказчиков и излюбленных голов – в городах.

    Судебник 1550 г.

    Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов – Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

    Денежная реформа

    Денежная реформа началась еще при матери Ивана Васильевича, Елене Глинской. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли.

    Военная реформа

    Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян,  которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

    Было составлено «Уложение о службе». Согласно ему, вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно».

    Большим шагом вперед в организации военных сил было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

    Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е.по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари, городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

    На время военных походов ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник – «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

    Стоглавый собор

    В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения эти отразили изменения, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие судебника 1550 г. и реформы Ивана Грозного. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

    Итоги реформ

    Реформы середины XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны. Одновременно они создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

    Однако, сам Иван IV был неудовлетворен результатами реформ. Все больше приходилось бороться с мятежами и изменами феодальной знати.  Постепенно царь утверждался в мысли, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. Вскоре Иван Грозный придет к идее опричнины.

    1. Опричнина. Её политические и правовые последствия.

    Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

    Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

    Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

    Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта