Основные концепции о происхождении и сущности права
Скачать 264.05 Kb.
|
ВведениеАктуальность избранной темы заключается в том, что знание своих прав в современном обществе необходимо, но чтобы знать свои права и уметь их защищать, нужно изучить пути возникновения права, особенности и развитие. Права является универсальным регулятором общественных отношений. С потребностью общества в организации власти - появляется государство и параллельно с ним появляется право. Право развивается вместе с государством, схожие черты этих двух понятий проявляется в признаках и причинах, вытекающих из теорий их происхождения. Марк Туллий Цицерон говорил, что истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное и вечное. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Каждая теория отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей. Влияют временные рамки, в которых была создана та или иная теория. Настоящая работа призвана оказать помощь студентам при изучении темы «Современные теории происхождения права», что придает ценность и практическую значимость предлагаемому исследованию. Научная новизна работы состоит в том, что комплексно и развернуто рассматриваются проблемы возникновения и происхождения права. При написании работы были использованы научные работы отечественных юристов, правоведов и профессоров, таких как, Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Григорьева И.В., Любашиц В.Я., Малько А.В., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Оксамытный В.В.,Радько Т.Н., Хрюпанюк В.Н. Целью данной курсовой работы - анализ современных теорий происхождения права. Для достижения цели нужно решить ряд задач: • рассмотреть исторические предпосылки происхождения права; • определить особенности возникновения права; • изучить основные современные теории происхождения и значения права Методы, применяемые при проведении исследования: метод системного анализа, методы анализа и синтеза, конкретно-исторический метод. Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем и следует логике их изложения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. 1 Правовые основы современных концепций права1.1 Современные научные концепции праваСовместная жизнь людей вызывает надобность регулировки их отношений. Уже на самых ранних стадиях становления общества появляются конкретные критерии поведения (обычаи, традиции, ритуалы). На нынешнем этапе истории человеческое поведение регулируется: моралью, религией, здравым смыслом, этикетом, нормами корпоративного права и др. Одно из основных, среди них, центральное, важнейшее место занимает право, оно регулирует отношения в самых различных областях деятельности человека, между самыми различными субъектами права, по наиболее сложным обстоятельствам и основаниям. Сквозь него реализуется государственная воля, устанавливаются запреты и дозволения. Термином «право» на сегодняшний день принято обозначать многогранное социальное явление, имеющее множество значений. При этом как история юриспруденции, так и современная правовая наука показывает, что понятие права не имеет универсального, общепризнанного определения1. Право – уникальное, сложное и важное явление в обществе. В течении всего времени своего существования оно вызывает для себя необыкновенно широкое внимание, потому что, например, так или же по другому затрагивает интересы каждого человека. Высоко к праву и научное внимание, которое не лишь только не пропадает, но и растет, право считается предметом исследования множества социальных наук. Человек раскрывает в праве всё новые свойства. Правопонимание, как научная категория, отражает процесс и итог целенаправленной мыслительной работы человека, подключающая к себе знание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, со времен появления государства и права. И поскольку с течением времени характер общественных отношений претерпевает серьезные изменения, то соответственно меняются и представления людей о праве. Существует множество правовых теорий, которые по-разному трактуют природу и сущность права. Среди них нет ни одной общепризнанной, которая разделялась бы всеми. Общей основой представления о праве в современный период является то, что с помощью права достигается возможность установить в обществе порядок. Все разнообразие взглядов на содержание права в наиболее общем виде может быть сведено к двум исходным принципиальным позициям2: 1) право объясняется как средство силы, средство преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка в основном с помощью насилия и принуждения, т.е. право – это орудие в руках одной части общества для проведения в жизнь своей воли и подчинения этой воле других членов общества; 2) право обеспечивает в обществе порядок посредством снятия противоречий и достижения социальных компромиссов, т.е. в праве сконцентрированы общие интересы различных групп общества. Суть права проявляется в достижении общественного согласия и поддержании общественного порядка. В определенных пределах, в соответствии с законом, допускается насилие, но оно вторично. Необходимость большей определенности в понимании права вызвана проблемами, связанными с его реализацией на практике. Анализ юридических источников позволяет выделить следующие подходы к пониманию сути права с позиций различных субъектов: 1) обыденное представление как нечто принадлежащее индивиду (социально – правовые притязания людей), человек распоряжается этим свободно находясь под защитой государства без чьего – либо вмешательства, а именно право на труд, право на отдых и т.д. Это представление получило наименование «право в субъективном смысле», это конкретные юридические возможности людей, которые возникают на основе права; 2) умелое осознание у профессионалов – право как совокупность правил поведения, исходящих от государства и поддерживаемых им в качестве способа заключения юридических дел; получило название «право в объективном смысле», это осознание права в практике юристов; 3) доктринальное (научное) осознание права, т.е. право как совокупность признаваемых в представленном обществе и обеспечивается официальной защитой нормативов равенства и справедливости, являющихся итогом согласования воль индивидов. Признаки определяют суть, содержание, форму, общественное предназначение права и гарантии его регулятивного влияния на публичные дела. Право имеет закономерные связи с политикой, экономикой, моралью и особенно глубокие и прочные связи с государством. Все эти связи также выражаются и проявляются в его признаках: - нормативность; - общеобязательность; - формальная определенность; - волевой характер; - гарантированность государственным воздействием; - динамизм и изменчивость; - системность; - предоставительно-обязывающий характер права; - право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. Нормы права необходимо рассматривать как «рабочий инструмент», на основе которого осуществляется руководство общественными отношениями, обеспечиваются права и свободы человека и преодолевается социальный антипод права – беззаконие и произвол. Это правила поведения в наиболее типичной жизненной ситуации, созданные людьми и обращенные к ним в целях поддержания условий человеческого общежития. Это основные средства ориентации поведения личности в определенных условиях. А также средство контроля со стороны общества и государства за поведением людей. Именно государство придает внешнюю форму праву, определяя для каждого конкретного случая тот или иной вид нормативного правового акта. Но при этом, нельзя преувеличивать роль государства и считать, что формирование права есть результат и продукт только государственной деятельности. Такое ложное представление господствовало длительное время в отечественной науке и практике. В настоящее время характер взаимодействия по вопросу формирования права между обществом, государством и имеет определение, как «содержание права создается обществом, форма права – государством». Право – это не только специально – юридический, правовой механизм воздействия на социальные процессы, но и соответствующий психологический механизм. Право действует на поведение индивидов и общественные отношения не иначе как через сознание и волю людей. С одной стороны, право выражает государственную волю, а любой отдельный нормативный правовой акт – волю издавшего его государственного органа. Таким образом, действие норм права является результатом не только проявлением интеллекта, но и воли человека. Только с учетом этого возможно говорить о будущем их поведении в рамках правоотношений и о перспективах реализации ими своих субъективных прав и обязанностей. Реализация права обеспечивается государственным воздействием (принуждением). В случае нарушения этих норм к нарушителям применяются меры общественного воздействия. Государство также заинтересовано в том, чтобы иные социальные нормы соблюдались, но их обеспечение силой государственного аппарата не осуществляется. Монопольное владение правом применения принуждения со стороны государства имеет важное значение для обеспечения функционирования норм права. Имеют место две формы государственного принуждения: обеспечение защиты субъективного права и принуждение правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (возмещение причиненного ущерба, взыскание долга); привлечение виновного к юридической ответственности и его наказание (лишение свободы, штраф и т. д.)3. Система права строится на основании объективных и субъективных факторов. Объективные факторы характеризуют уже сложившиеся общественные отношения, которые не зависят от воли и сознания личности. Субъективные факторы отражают политические и правовые взгляды правотворческих органов, специфику планирования правовой работы. В результате исследования научной и учебной юридической литературы по данной проблеме существуют разные суждения. А именно, точка зрения, в соответствии с которой право включает в себя такие структурные правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права и обязанности, решения судебных и административных органов, т.е. так называемое «широкое» понимание права. Однако данные элементы не способны выполнять регулятивную роль, обеспечивать правопорядок и не поддаются систематизации. Право обязывает стороны правоотношения взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями. Это определяет, что реализация права осуществляется в форме правовых отношений, возникающих на основе норм права и представляющих собой общественно значимую связь конкретных лиц (субъектов права). Субъективному праву с одной стороны соответствует юридическая обязанность другой, и обратно. Осуществление взаимных субъективных прав и юридических обязанностей правоотношения происходит, как правило, добровольно (при этом фактор взаимности прав и обязанностей имеет важное значение). В ином случае, при необходимости, это гарантируется государственным воздействием вплоть до применения принудительных мер защиты и юридической ответственности. Принципы права – это базис, в котором основные идеи права определяют и выражают его суть. Принцип права – это главная основа права, его исходное, отправное состояние. Принципы права включают в себя более свойственные черты права, определяющие его юридическую природу. Известно, что принципы права не считаются итогом субъективных идей и суждений законодателей или же научных работников. Это беспристрастное качество, присущее праву. «Принципы права – не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование». Функции права – это главные направленности правового влияния на публичные дела и поведение людей. В функциях проявляются суть и общественное значение права. Функции права в согласовании с 2-мя группами критериев систематизации разделяются на общесоциальные (или внешние) и специально-юридические (или внутренние). По наружному аспекту выделяют надлежащие функции: - политическая; - финансовая; - общественная; - экологическая; - воспитательная. По внутреннему (сугубо юридическому) нюансу определяется регулятивная и охранительная функции права. Сущность права – это ключевая, внутренняя, сравнительно стойкая высококачественная база права, которая отображает его настощую природу и предназначение в обществе. Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет сущность явления, процесса, совокупность стойких, неизменных данных, определяющих его свойства. Уяснение указанных признаков и характеристик какого-либо явления позволит безошибочно определить его место и отделить от всех других явлений. На теоретическом уровне и буквально принципиально квалифицировать, собственно, что составляет суть такового явления как право, разобраться с его устойчивыми чертами, узнать закономерности его функционирования и становления. При данном принципиально необходимым считается уяснение надлежащего4: - чья воля находит выражение в праве; - интересы каких социальных групп и слоев населения оно отстаивает. В специальной юридической литературе существуют два подхода определяющие сущность права: 1) классовый подход, в котором право ориентируется на систему гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, т. е. право используется как способ для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса; 2) общесоциальный подход, в котором право рассматривается как выражение компромисса между классами, социальными группами и слоями общества, как инструмент примирения общественных противоречий, обеспечивающий интересы всего общества. Право как категория исторически переменчиво в силу неизменных изменений ситуации в обществе, а ещё конфигурации объективных факторов его становления: политических, экономических, социальных. В соответствии с этим происходят неизменные конфигурации и сущности права. В правовом государстве право выражает в себе общую волю, базируется на взаимных уступках и компромиссах, ставит главной задачей достижение социального согласия и обеспечение правопорядка. В согласовании с более распространенной точкой зрения в юридической литературе категория «общая воля» признается как первооснова права, его сущность. |