Основные концепции о происхождении и сущности права
Скачать 264.05 Kb.
|
1.2 Основные принципы развития современных теорий праваОснователь нормативистской школы Г. Кельзен в учёном труде «Чистая теория права» под правом определял совокупность норм, плотно слаженных и образующих между собой строгую иерархию в виде ступенчатой пирамиды. На вершине пирамиды располагается «основная (суверенная) норма», непосредственно связанная с конституцией, которая принята законодателем и гласит: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Представленная теория (Г. Кельзен, Р. Штаммлер) говорит о том, что право – это те нормы, которые определяются или санкционируются государственной властью. И только государство имеет возможность гарантировать равенство справедливого развития общества. При этом определяется, что становление самого общества находится в зависимости от закономерностей развития права, следовательно, ведущей мыслью права считается – задача человеческого общества, которое содержит право предопределять направлении в развития предоставленного общества. Одно из ярких направлений представленной теории – юридический позитивизм. Адепты представленного учения выстраивают свою теорию на абстрактно-формальном характере юридических норм. Любая низшая норма выливается и черпает собственную законность из высшей по отношению к ней нормы. Главная норма, которая считается высшей базисной нормой берется в качестве начальной гипотезы. Все дальнейшие нормы выводятся попеременно одна из другой. Таким образом, далее следуют законодательные акты, затем подзаконные нормативные правовые акты, а нижнюю ступень составляют индивидуальные нормы, формируемые судебными и административными органами. Сила права и действенность регулировки общественных отношений всецело находится в зависимости от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Данная регулятивная система, по мнению Г. Кельзена, не связана с политической деятельностью, экономикой, идеологией, нравственностью. Юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с отмеченными категориями5. Позитивное значение теории: - верно указывается на это весомое свойство права, как нормативность, и внушительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по юридической силе; - признаются широкие возможности государства воздействовать на развитие общества, ибо как раз государство устанавливает и гарантирует основную норму; - точное возведение правовой пирамиды гарантирует формальную определенность права, что значительно упрощает возможность руководствоваться юридическими требованиями. Недостатки: - адепты представленной теории опровергают воздействие объективных потребностей общественного развития на содержание принимаемых норм права, недооценивают ассоциацию права с экономическими, политическими и духовными причинами, игнорируют права личности; – преувеличивается роль государства в становлении эффектных юридических норм; - тезис об « основной норме» Г. Кельзена – слабое место теории. Социологическая теория (Е. Эрлих, Л. Дюги, Р. Паунд, С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич) акцентирует внимание на полную зависимость права от развития общества, взаимосвязь юридических норм со спецификой общественно-политической структуры этого или же иного общества, в данную или иную историческую эпоху, в этом или другом географическом регионе. Сторонники представленного подхода строят юридические нормы на основе правовых отношений, находят связи их появления с судебной деятельностью, процессами администрации, воззрениями авторитетных юристов. Концепция социологической школы права сформировалась в конце XIX века. Основанные на свободной конкуренции нормы права, в новых условиях развития капитализма перестали соответствовать требованиям становления общества. Суды должны были так интерпретировать законы, что понималось, так что необходимо практически устанавливать новые нормы. Идейные руководители нового правового мышления призывали к открытой и свободной деятельности судей. В связи с этим возник тезис: «Право следует искать не в нормах права, а в самой жизни». Таким образом, социологическая концепция права фактически отторгает вмешательство государства в сферу частных интересов, ориентирована против регулирующего воздействия государства на хозяйственную деятельность. Тезисы данной программы получили свою популярность в странах общего права, судебные факты в одном ряду с законами считаются источниками права, тем более в США, где властвует система общего права (прецедентное право судей). Виднейший представитель теории, американский правовед Р. Паунд обосновал три элемента социологической трактовки права: 1) конкретный порядок, поддерживаемый государственными органами; 2) содержащие правовые нормы официальные источники; 3) судебный и административный процесс. Объединенные воедино эти три элемента и есть право по воззрению Паунда. Он заявлял, что право – это, фактически правовой порядок и процесс деятельности суда. Приверженцы данной теории подтверждают, что в обществе социальная жизнь гораздо сложнее и энергичнее права. Писаное право не в сможет правильно регулировать общественные отношения и в следствие этого право создают судьи в процессе заключения различных дел. В данном случае «живое право», состоит из норм, которые сложились и формируются в самом обществе. В судах решают дела не только на основании закона, но большей степени – на основании заключения (прецедента) иных судов, тем более вышестоящих. Таким образом, по мнению сторонников социологической теории, право реализуется не в естественных правах и не в законодательстве, а в реализации права. Содержание «живого права» в значимой степени находится в зависимости от деятельности судьи, его осознания права, уровня деятельности адвокатов и прокуроров, актуальных в обществе главных норм, а именно морально-этических, религиозных норм, норм общественного мнения, экономической и политической ситуации в обществе. Позитивное значение теории: - общество и право находятся во взаимосвязи и ориентированы на учет происходящих процессов находящихся в правовом регулировании; - в процессе правоприменительной деятельности идет по стопам исследования применения не лишь только нормы права, но и все правовые отношения; - значительно увеличивается роль и смысл судебной власти. Недостатки теории: - отрицание нормативности как одного из важнейших признаков и качеств права; - соединение различных интересов в праве с самим правом. Психологическая теория права (Л. Петражицкий, Г. Тард) развивалась в рамках социологической направленности в юриспруденции. Почвой для развития этой теории послужило становление психологии как науки. По воззрению адептов представленной теории, право даёт результат психических переживаний человека. Публичные треволнения находятся в положительном праве, присутствующим в нормативных актах; личные треволнения проявляются в самостоятельном (субъективном) праве. Главным базисом права является правосознание. Между всевозможных психологических состояний людей на 1-ый план выходят эмоции, которые являются импульсивными переживаниями людей и побуждают людей исполнять конкретные действия. Следовательно, область права безгранично расширяется, потому что к нему отнесено и внутреннее, интуитивное право индивидов. Психологическая теория права достаточно основательно была разработана Л.И. Петражицким в России до революции. Он выделял позитивное право, которое официально действует в государстве и интуитивное право, основанное на психике людей и развивается на том, что люди переживают как право. При данном, позитивное право, как считает Л.И. Петражицкий, не достаточно доступно гражданам, представления людей об официальном праве он называет фантазмами6. При этом – интуитивное право, с коим человек встречается на каждом шагу. При этом на 1-ый план выдвигаются эмоции, которые побуждают человека исполнять конкретные действия. Интуитивное право и регулирует поведение человека, в следствие этого рассматривается как настоящее, действующее право. Адепты данной школы говорят о влечении человека подчиняться или же подчинять себе, о данных влечениях человека к властвованию и подчинению, об эмоциях, способствующих пониманию необходимости повиноваться. Позитивное значение теории: - направлено внимание на психологические процессы, которые также выступают реальностью в одном ряду с процессами финансовыми, политическими и т. д. В связи с этим возникают препятствия издавать законы не учитывая знания социальной психологии; - увеличивается значение правосознания в механике правовой регулировки. Слабые стороны: - совершён очень мощный крен в сторону психологических факторов во вред иным (социально-экономическим, политическим и др.), от коих также находится в зависимости право; - так как интуитивное право не связано с государством и не содержит де-юро конкретного характера, в представленном подходе отсутствуют отчётливые аспекты правомерного и неправомерного, легитимного и нелегального. Естественно-правовая теория зародилась в глубочайшей древности. Её создателями были Ляо-Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон, Демокрит, Сократ, Платон. В ранних теориях входили концепции, в которых оценивалось естественное право как право добродетели, как право справедливости по природе, как право справедливого разума, как божественное право. Но наибольшее развитие концепция получила в эпоху буржуазных революций. Её разработали на новом уровне Гроций, Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтер, Радищев и др. В XX веке разработку теории продолжили Р. Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман. Вот почему существуют три направления в развитии теории естественного права: - ранняя теория естественного права; - договорная теория права; - теория возрожденного права. Теоретическая идея естественного права сформировалась в XVII – XVIII веках, она стала идейным орудием молодой буржуазии, рвущейся к власти, и средством борьбы против феодально-абсолютистских порядков. Приверженцы данной теории думали, что не считая права установленного государством, есть естественное право, свойственное человеку от рождения. Естественное право никто, ни общество, ни государство – человеку не дарит. Естественное право считается условием существования человека и его жизнедеятельности. Естественные права – это право на жизнь, собственность, свободу, равенство и др. Естественное право как сумма вечных, неотчуждаемых и постоянных прав человека рассматривается как высочайшее право по отношению к действующему, позитивному праву. Эта теория несла в себе мощный социальный заряд, так как способствовала пониманию с точки зрения гуманизма, справедливости, либерального демократизма, а также с позиции здравого смысла оценивать действующее право в том случае, если последнее становилось преградой общественного развития. В XX веке после перехода многих бывших социалистических стран к другой системе власти, основанной не на строго централизованной, административно-командной системе власти, а на либерально-демократической организации власти, рыночной экономике, защите прав и свобод человека, многообразии форм собственности теория естественного права получила новое развитие и показала свою социальную значимость. Позитивное значение естественно правовой теории: - она заявляет идею естественных, неотъемлемых прав и свобод человека; - благодаря данной теории стали отличать право и закон, естественное и позитивное право; - теория концептуально связывает право и мораль. Недостатки теории: – представление о праве как справедливом или же несправедливом не всякий раз возможно применить в практической деятельности; – справедливость различные люди трактуют по-своему; – представления людей в течение времени меняются; – моральные категории не имеют устоявшихся определений. Карл Маркс и Фридрих Энгельс акцентировали своё внимание на том, что история человеческого общества всегда являлась классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный пребывали в антагонистическом (враждебном) противоборстве друг к другу. Политическая власть при этом считается силой, которая применяется одним классом для подавления иного класса. В соответствии с рассуждениями основоположников данной теории, люди заняты общественным производством, в процессе которого они находятся в определенных отношениях между собой. Данные отношения являются независимыми от их воли производственными отношениями, которые в совокупности образуют экономический базис данного общества. Это экономической структуре соответствует определенное общественное сознание людей. Существующие способы производства материальных благ способствуют формированию характера социальных, политических и духовных общественных процессов, т.е. надстройку общества. На определенной стадии развития производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениями, происходят социальные революции, меняющие экономический базис общества, соответственно меняется и вся надстройка. Этапами прогрессивного развития экономических формаций считаются феодальный способ (пришел на замену рабовладельческому), вслед за тем буржуазный способ производства. По мнению основателей представленной теории, буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Материалистическое осознание истории, таким образом, заключается в том, что производство и распределение выработанного продукта считаются почвой всякого социального строя. В следствие этого, как считают К. Маркс и Ф. Энгельс, предпосылки социальных перемен и революций следует находить в способе производства и обмене7. Государство и право на всех этапах общественного развития выражают интересы соответствующего эксплуататорского класса. Но право не играет в этой схеме большой роли, оно является средством, которое способствует тем, кто контролирует производство, осуществляют контроль в отношении угнетенного класса. Главное в праве – это классово – волевой характер. «Ваше право есть возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (Манифест Коммунистической партии). Достоинства материалистической теории: - подведение экономического базиса под вопрос изучения права; - теоретически обоснована роль государства в создании права; - в основу права заложены социально-экономические факторы, выражающие социальную справедливость в обществе; -определили критерии правомерного и протовоправного с позиции закона. Недостатки материалистической теории: - рассматривая право только как инструмент пресечения, данная теория не содействует исследованию той нужной роли, которую право могло бы играть в обществе; - экономические факторы, без сомнения, воздействуют на те или же другие нюансы социальной организации, но они не считаются единой предпосылкой всего процесса становления общества. Вопрос о том, что такое право имеет большой смысл для человеческого познания в целом, остается животрепещущим для последующих поисков и изучения. При данном определяющим для правопонимания считается вопрос о том, как соотносятся меж собой право и закон. Как раз подобный момент отожествления или же различия права и закона и создаёт принципиальное различие меж двумя противоположными типами правопонимания, которые принято обозначать как юридический ( от ius–право) и легистический ( от lex– закон). Для легистического подхода вопрос о том, что такое право является решенным, так как в соответствии с указанным подходом под правом понимают позитивное, т.е. исходящее от государства и гарантируемое им. Здесь вопрос лишь в том, какое дать позитивному праву определение (дефиницию). Для юридического правопонимания право не личное и случайное императивное заключение, а что-то беспристрастное и самостоятельное, владеющее собственное и не зависит от воли законодателя собственной природой, своей сутью и обладающее собственной спецификой, словом – как своим принципом. Данным принципом права является принципом формального равенства. Право в соответствии с юридическим правопониманием – это всеобщая и необходимая форма свободы людей. Данную концепцию правопонимания Нерсесянц В.С. называет юридико–либертарной (или либертарной), так как в основе этой теории, право–это всеобщая и необходимая форма свободы людей. Либертарная концепция – это одно из новых самостоятельных направлений в новой общей теории различения права и закона, а не разновидность естественного права. Либертарная и естественно–правовая концепция – это разные направления различения права и закона, которые характеризуются как общими, так и специфическими признаками. Специфика либертарной концепции отличается тем, что в ней отсутствует присущего естественно-правовым представлениям дуализма одновременно действующих систем «правильного» (естественного) права и «неправильного» права, т.е. противоречащего естественному праву. Принцип правового равенства предполагает формальное равенство, обладающего единым масштабом и равной мерой свободы индивидов и всеобщей справедливостью. Данные смысловые компоненты принципа правового равенства представляют собой определение сущности права в его различии с законом. Право – это формальное равенство, право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право – это всеобщая справедливость. Данные объективные свойства права и его сущность отличают право от закона, т.е. не зависят от воли законодателя, логически предшествуют закону. К этим исходным сущностным определениям права в процессе его выражения в виде закона приобретается новое качество – властная общеобязательность того, что официально признается. Являясь формой выражения сущностных определений права закон представляет собой правовое явление. На основе данного закона принцип правового равенства, а именно всеобщность в равной мере справедливости свободы получают государственно–властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную защиту. |