Главная страница

Основные концепции о происхождении и сущности права


Скачать 264.05 Kb.
НазваниеОсновные концепции о происхождении и сущности права
Дата07.08.2022
Размер264.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаZhilisbaeva.docx
ТипКурсовая
#641939
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

2 Современные научные концепции правопонимания

2.1 Аксиологическая концепция права



Аксиологическая тематика представлена трудами М. Вебера, В. Виндельбандта, Л. Витгенштейна, Э. Дюркгейма, Ж. Маритена, Г. Риккерта, Э. Фромма, А. Шопенгауэра и других зарубежных мыслителей. Обстоятельностью разработки аксиологических проблем выделяются работы отечественных ученых А.Ф.Анисимова, Г.П. Выжлецова, О.Г.Дробницкого, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, В.П.Тугаринова и др.

Сфера ценностей является сложной и постоянно развивающейся системой. Так, высшей ценностью для людей Древнего мира были природа, Космос. В них видели устойчивую основу для жизни. Впоследствии эти ценности были заменены богами или единым Богом. Человек все лучшее и доброе полагал милостью богов к нему, как и наказание – их карой. В настоящее время философией высшей ценностью полагается сам человек.

Ценности выступают интегративной основой жизни и деятельности как отдельно взятого индивида, так и социальной группы и наиболее зримо проявляются в праве. С аксиологических позиций право предстает как специально оформленная форма социальных, прежде всего, ценностей, как специфическая форма долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования. В исторической ретроспективе социальные ценности приобретают характер правовых ценностей и в качестве идеалов пронизывают общественное сознание, становятся нормами права, своеобразными правовыми ценностями. Они являются значимой частью системы социально-политического управления обществом, так как обладают ярко выраженным предписывающим характером.

Полагаем важным для логики последующих наших рассуждений отметить следующее. Понятие правовых ценностей связывается в современном обществознании с потребностями и интересами, утилитарно понимаемой пользой, что в определенном смысле правильно. Однако зачастую при объяснении природы ценностей происходит сведение высшего духовно-ценностного уровня к более низкому, например, экономическому или даже физиологическому. Такой редукционизм приводит к тому, что ценности не могут выполнять функцию смысловых центров, вокруг которых формируется как нравственное, так и правовое миропонимание человека. Смысл существования личности начинают задавать только потребности и интересы.

Общеизвестно, что мифологическая богиня правосудия Фемида являлась символом беспристрастия при рассмотрении различных деяний людей. То есть уже древние мыслители понимали ценностно-оценочный характер человеческих поступков и их последствий. В современных условиях аксиологическое осмысление права имеет важное научное и практическое значение. Без ценностного подхода невозможно выявить роль права в обществе, понять его специфическую духовно-практическую природу. Именно благодаря ценностям снимается момент безразличия в поведении субъекта, формируются правовые дозволения, запреты и долженствования.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, цели, социальные структуры. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, выступают в качестве идеального обоснования норм права, составляют цель права и его институтов. Особенно велико значение некоторых особо значимых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными экзистенциалами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, порядок, безопасность и др. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности, такие как идея права, идея законности и т.д. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Наиболее активно разрабатывается ценностно-правовая проблематика в трудах С.С. Алексеева и B.C. Нерсесянца. Предлагаемое первым из них гуманистическое видение права, предусматривающее «очеловечивание» права, имеет в своей основе рассмотрение права как ценности, социального блага. В основе концепции Нерсесянца, лежит единство свободы, справедливости и равенства, понимаемых как специфически правовые ценности .

Каждому типу общества присущи определенные ценности, сообщающие специфику всему конкретному содержанию жизнедеятельности в нем, в том числе и в сфере права. На этой аксиологической основе правовые культуры в современном мире, как и в прошлые исторические эпохи, являются самодостаточными и относительно замкнутыми. Существование единой универсальной правовой культуры представляется нам невозможным на том основании, что невозможно представить себе существование универсальной личности, вне рамок какого-либо общества или социальной группы. Данным рассуждением мы хотели подчеркнуть, что правовые ценности того или иного социума сформированы в соответствии с определенным историческим контекстом, всей системой культуры конкретного общества. И правовая культура как комплекс регулятивов и ценностей, на которых строится правопорядок в обществе, оказывается «скрепленной» со всей системой ценностей данного типа социума. Поэтому для различных регионов мира присущи специфические проявления правовой культуры. Можно сказать, что правовая культура общества является своего рода хранителем и передатчиком в нем же аккумулированных ценностей.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта