Главная страница

Теория ЕГЭ ЛИТ. Основные литературоведческие термины к заданию егэ с кратким ответом


Скачать 292.4 Kb.
НазваниеОсновные литературоведческие термины к заданию егэ с кратким ответом
Дата31.03.2022
Размер292.4 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория ЕГЭ ЛИТ.pdf
ТипЛитература
#432926

PARTA Литература ЕГЭ
Основные литературоведческие термины к заданию ЕГЭ с кратким ответом
Художественная речь (язык художественной литературы)
Тропы
слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности:
Аллегория
- иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса
Гипербола
- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей– за день не перечесть..
Литота
- художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок»
Метафора
- переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре
Метонимия
-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги - иностранные корабли)
Синекдоха
– название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот
(«пропала моя головушка» вместо «я пропал»).
Оксюморон
- сочетание слов с противоположным значением: Живой труп.
Олицетворение
- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?»
Символ
– образ, воплощающий какую-нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. (Голубь мира)
Сравнение
- предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды.
Эпитет
– образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста)
Слово (с точки зрения происхождения и сферы употребления)
Архаизмы
- устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град
Варваризмы
- иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д.
Диалектизмы
- элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики - туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор.

PARTA Литература ЕГЭ
Жаргонизмы
- эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр. (хаза - притон, бабки- деньги)
Неологизм
-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!»
Просторечие
– народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями)
Литературные роды и жанры
Роды литературы
- способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма.
Жанр
-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др.
Эпос
– род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса:
Эпопея
– самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа.
Роман
– эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени.
Повесть
- один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Рассказ
- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
Притча
- небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Новелла
-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Очерк
- один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения.
Сказка
– занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории
Триллер
– разновидность детективно-приключенческого жанра
Фельетон
– художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды.
Эссе
– прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Драма
- один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся:

PARTA Литература ЕГЭ
Трагедия
- разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою.
Комедия
– разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
Фарс
- легкий комедийный жанр.
Пародия
-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния)
Водевиль
- легкая комедийная пьеса с куплетами
Лирика
- один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний.
Стихотворение
– небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.
Белый стих
- нерифмованный стих: «Борис Годунов» А.С.Пушкина.
Верлибр
- свободный стих - современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег!
Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..»
Дума
- стихотворение философско-исторического содержания.( «Дума»
М.Ю.Лермонтова)
Ода
- торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Мадригал
– небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее.
Сонет
- стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту»)
Послание
– лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь
Элегия
– жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский
«Признание)
Эпиграмма
- краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Идиллия
—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным
Лиро-эпические жанры
Баллада
– один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» В. А.
Жуковского.

PARTA Литература ЕГЭ
Басня
– короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл
Былины
– русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей.
Поэма
– один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Роман в стихах
– лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью
Стихотворение в прозе
– один из видов лирических произведений в прозаической форме (И.С. Тургенев)
Фантастика
- разновидность худ. литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением.
Структура литературного произведения
Композиция
- построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов.
Сюжет
– содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу.
Мотив
- часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных мотивов складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.)
Элементы сюжета:
Пролог
- своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое.
Экспозиция
- введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.
Завязка
- начальный момент в развитии событий, часто - начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.
Развитие действия
– система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.
Конфликт
- острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия.
Кульминация
- момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.
Развязка
- один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении.
Эпилог
– заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста.

PARTA Литература ЕГЭ
Контекст
- законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения.
Эпизод
-отрывок, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Фабула
– последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности.
Содержание литературного произведения
Тема
- круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения.
Тематика
– совокупность тем художественного произведения или творчества писателя.
Идея
- основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям.
Афоризм
- обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад»)
Лейтмотив
- основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором.
Пафос
(авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания.
Проблема
- сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.
Проблематика
- перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении.
Приемы создания художественного образа человека
Портрет
– изображение внешности героя в произведении.
Интерьер
– изображение условий, в которых живет и действует персонаж
Пейзаж
- картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
Деталь
- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.
Психологизм
- углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.
«Диалектика души»
- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.
Коллизия
- столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.
Диалог
– разговор двух персонажей

PARTA Литература ЕГЭ
Реплика
– лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» - замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».
Монолог
- речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух
Ремарка
- краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.
Комическое
Юмор
- изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный.
Алогизм
- стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя)
Ирония
- насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов)
Подтекст
– неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии.
Сарказм
– злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры
Сатира
- способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными.
Памфлет
- остросатирическое произведение на злободневную тему.
Гротеск
- предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин
«История одного город»)
Образ. Тип. Персонаж
Вечные образы
- образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение.
Внесценический персонаж
– персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях.
Тип
– худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей.
Стихосложение
Ритм
- повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе)
Рифма
– созвучие окончаний стихотворных строк

PARTA Литература ЕГЭ
Силлабическое стихосложение
– слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге.
Силлабо - тоническое стихосложение
– слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов
Тоническое стихосложение
- система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов - произвольное. Широко распространено в народном стихосложении.
Стопа
- устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной
(ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий, анапест)
Строфа
- группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
Онегинская строфа
– принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж»
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
Фигура стилистическая
– оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова.
Антитеза
- противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег»
Инверсия
- необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность
Параллелизм
– однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…»
Перифраз
- описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр
Первый-основатель Петербурга
Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях - припев): «Соловей мой, соловей, голосистый соловей!»
Виды повторов:
Анафора
- единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…»
Эпифора
– единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…

PARTA Литература ЕГЭ
Градация
– своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…»
Кольцо
– повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала
(звуковых, лексических, синтаксических, смысловых.
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
Поэтическая фонетика
Аллитерация
- повторение однородныхсогласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит»
Ассонанс
– повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: «
Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..»
Литературные направления и течения.
Литературное направление
–единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов.
Классицизм
- литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места
Сентиментализм
–литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная
Лиза» Н.М. Карамзина)
Романтизм
- литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности
(двоемирие).
Реализм
- художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.
Критический реализм
- литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и мироустройства в целом.
Натурализм
- направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого - протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора
Модернизм
- направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» (по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д.

PARTA Литература ЕГЭ
Серебряный век
- термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 1921 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения.
Акмеизм
- литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего. (Гумилев, Ахматова)
Символизм
- литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок)
Имажинизм
- литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. (
С.Есенин)
Футуризм
- литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В. Маяковский )
Импрессионизм
- модернистское художественное течение в последней трети 19
–начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость.
Социалистический реализм
– литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы. ( М. Горький)


написать администратору сайта