Реферат Всеобщая история АвраменкоВА ИСШ-1121(2). Основные направления современной исторической науки
Скачать 164.5 Kb.
|
3. Славянофилы.СЛАВЯНОФИЛЫ - либерально-консервативное направление рус. общественной мысли и философии 1840–50-х гг. Славянофилов видели оригинальные начала в «русском просвещении», выступали против односторонней «подражательности» Западу. Назв. «Славянофилов» (не отражало сути их воззрений) дали идейные противники Славянофилов – т. н. западники из-за симпатий Славянофилов к славянам, особенно южным. Различные варианты самоназвания («самобытники», «туземники», «православно-словенское направление», «русское направление») не прижились. Славянофилов и западники воспринимали себя как единое сообщество интеллектуалов до 1845, когда между ними произошёл раскол. Предпосылки славянофильства сложились в позднем творчестве Н. М. Карамзина, в ходе дискуссий по историческим вопросам членов пушкинского круга писателей и любомудров. Первой работой, написанной в духе Славянофилов, можно считать ст. «Несколько слов о философическом письме» (1836, обычно приписывается А. С. Хомякову), которая была направлена против идей П. Я. Чаадаева. Основные взгляды Славянофилов впервые сформулированы в 1839 в статьях, не предназначавшихся для печати, Хомяковым («О старом и новом») и И.В. Киреевским («В ответ А. С. Хомякову»). К теоретикам славянофильства относят также Ю. Ф. Самарина и К. С. Аксакова. Активными Славянофилов были П. В. Киреевский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков, А. Н. Попов, Ф. В. Чижов и др. По мн. вопросам к Славянофилов примыкали М. П. Погодин и С. П. Шевырёв, поэты Н. М. Языков и Ф. И. Тютчев, писатели – С. Т. Аксаков, А. К. Толстой, историки, языковеды, фольклористы А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, В. И. Ламанский и др. Славянофилов публиковались преим. в журналах «Москвитянин», «Русская беседа», «Сельское благоустройство», газетах «Молва» и «Парус», изданиях И. С. Аксакова – газетах «День», «Москва», «Русь». Выпускали «Московский сборник» (1846, 1847; т. 1, 1852). Распространению идей Славянофилов препятствовали постоянные цензурные преследования. Славянофильская мысль сформировалась под влиянием нем. идеализма, прежде всего Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, и романтизма. Большую роль в становлении религ. идей Славянофилов сыграло обращение к традиции вост.-христианской патристики. В философском и богословском отношении Славянофилов – ярко выраженные персоналисты. В основе их учения лежит представление о безусловном значении человеческой личности в её отношении к др. людям и к Богу. Основной категорией антропологии и теории познания у Славянофилов является «вера», понимаемая как «сознание об отношении живой Божественной личности к личности человеческой» (И. В. Киреевский). Она обеспечивает цельность человеческого духа как основы «верующего мышления», соединяющего все познавательные способности человека. В качестве непосредственного «живого знания» (А. С. Хомяков) вера предшествует чувственному опыту и его рациональному осмыслению. Она оказывается «пределом разумения» народа (Хомяков), основой народности (центр. категория эстетики и философии общества и истории у Славянофилов) и Славянофилов просвещения. Личность существует только в общине (монастырской, крестьянской) – союзе личностей, отрёкшихся от своего «произвола», община – в Церкви, а Церковь – в народе. С этих позиций Славянофилов критиковали рационализм зап. философии. Основными характеристиками западно-европейской культуры они считали рассудочность в отличие от разумности и раздвоение в отличие от цельности (И. В. Киреевский). Усвоение начал этой культуры Славянофилов образованным обществом при Петре I привело к разрыву «публики» и «народа» (К. С. Аксаков) и возникновению «европейско-русской образованности» (И. В. Киреевский). Задачу нового этапа рус. истории Славянофилов усматривали не в возвращении к «допетровской Руси» и не в тотальной европеизации, а в усвоении, переработке и дальнейшем развитии достижений зап. культуры на основе изначальных интуиций рус. культуры: только в «народном» для них раскрывается универсально-общечеловеческое. В своих обществ. взглядах Славянофилов предлагали оригинальную интерпретацию триады «православие – самодержавие – народность», сочетая либерализм (активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861, требования отмены цензуры, телесных наказаний и смертной казни, модернизации хозяйства России) и традиционализм (незыблемость православной веры, сохранение крестьянской общины, патриархальных форм жизни, самодержавия). Неограниченное политически самодержавие должно было в нравственном смысле ограничиваться верой и основанным на ней народным мнением: «сила власти – царю, сила мнения – народу» (К. С. Аксаков). Славянофилов исходили из того, что для рус. истории (в отличие от Зап. Европы) изначально и до 18 в. был характерен союз «земли» и «государства». Народность у Славянофилов предстаёт как формирующая сила иск-ва, создающая его неповторимое своеобразие. Выражение идеалов народа в соответствующих образах и формах суть оправдание личного творчества художника и условие его полноценности. Борьба народности и подражательности образует у Славянофилов основной нерв движения русской литературы, искусства и науки. Славянофильская концепция рус. общины существенно повлияла на мысль А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, легла в основу народничества. Идеи Славянофилов способствовали возникновению панславизма, послужили исходной точкой для почвенничества Ф. М. Достоевского, Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева («неославянофильство»), отчасти К. Н. Леонтьева, Вл. Славянофилов Соловьёва и В. В. Розанова. Под влиянием западноевропейского рационализма, установления господства в жизни русского общества «закона», считали славянофилы, происходит ослабление «внутреннего духовного разума России». С этим связана их основная идея - восстановление разрушенного основания, путем обращения к особому, исконно присущему русским, душевному складу, к обычаям народа как хранителю начал русской жизни, определяющим особый путь исторического развития России. «Наша философия должна развиваться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народа и частного быта», - писал И. Киреевский в 1829 г.1 Развитие собственной философии стало задачей А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, теоретиков славянофильства. Кружок, сложившийся вокруг этих двух личностей, включал: К.С. Аксакова, П.В. Киреевского А.И. Кошелева, Ю.Ф. Самарина и некоторых других. Среди них публицисты, поэты, философы, историки, общественные и государственные деятели. Все они прошли через романтизм, шеллингианство, гегелевскую философию. Общим моментом их мировоззрения было некое самоощущение «соборности». Несмотря на тесное духовное общение, каждый из них являл собою яркую индивидуальность, у каждого был свой путь в науку. У славянофилов не глубоких специальных исторических исследований, Но в своих работах они сумели высказать мысли, поставить вопросы, которые определили одно из основных направлений русской философской и исторической мысли. Славянофилы, по определению Н.А. Бердяева, были «первыми русскими «европейцами», которые пройдя школу европейской философии, «переболев» шеллингианством и гегельянством, попытались создать основы самостоятельной философии истории. Первая попытка создания собственной русской философии принадлежит теоретику славянофилов А.С. Хомякову. |