Главная страница

Реферат Всеобщая история АвраменкоВА ИСШ-1121(2). Основные направления современной исторической науки


Скачать 164.5 Kb.
НазваниеОсновные направления современной исторической науки
Дата27.11.2021
Размер164.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРеферат Всеобщая история АвраменкоВА ИСШ-1121(2).doc
ТипРеферат
#284061
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

1. Консервативно-охранительное течение.


Консерватизм возник на рубеже XVIII–XIX вв. как реакция на бедствия Великой французской революции. В Российскую империю же он пришел в начале XIX в., где его идеи начал развивать Н.М. Карамзин. Наиболее яркое выражение идеология консерватизма нашла при М.Н. Каткове и К.П. Победоносцеве – лидерах российского консерватизма второй половины XIX в. Консерваторы стремились повлиять на власть и нашли для этого действенный способ – начали проводить свои реформы в области образования, что оказалось очень действенным методом в политической борьбе с либералами. Более подробно обо всем этом вы узнаете из данного урока.

Консервативная идея пришла в Россию из Европы. Консерватизм – это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Он возник на рубеже XVIII–XIX вв. как реакция на те бедствия, которые принесла с собой французская революция. Консервативные идеи заключались в том, чтобы общество отказывалось от любых попыток реформирования. Однако консерваторы признавали реформы, но только в том случае, если без них невозможно было обойтись. В любом случае либеральные реформы консерваторы не принимали. С их точки зрения, даже в крепостном праве можно было найти много хорошего.

Традиционно к консервативно-хранительному направлению относили историков середины Х1Х в. М.П. Погодина и Н.Г. Устрялова. Их имена связывали с известной политической теорией «официальной народности», основу которой составляло идея о «самодержавия, православия и народности» как силах, определяющих историческое развитие Росси.

Имя Михаила Петровича Погодина (1800-1875), ученого-историка и педагога, собирателя старины, публициста и драматурга, издателя "Московского вестника" (1828-1830 гг.) и "Москвитянина" (1841-1856) было широко известно в научных, литературных и общественных кругах России XIX в. Сын крепостного крестьянина графа И.П. Салтыкова, получившего вольную в 1806 г., Погодин окончил историко-филологического факультета Московского университета. В 1828 г. он начал преподавать в университете, с 1835г. - профессор русской и всеобщей истории, заведующий кафедрой российской истории. В 1841 г. Погодин был избран академиком Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. В 1844 г. из-за конфликта с попечителем Московского университета С.Г. Строгановым уходит в отставку и сосредотачивает свое внимание на научном исследовании истории России, на публицистической и издательской деятельности. Его политические убеждения укладывались в понятия "самодержавие, православие, народность" и имели, по определению П.Н. Милюкова и имели "охранительный характер". Однако другой исследователь его общественно-политической деятельности – Д.А. Корсаков не считал возможным четко определить её направление: "Погодин не был ни консерватором, ни легитимистом, ни националистом - он был сторонником русского политического согласия, как сложилось оно жизнью, историей".

Советская историография, исходя из оценки творчества ученых с классовых позиций, однозначно относила его к "апологетам самодержавия", называла его "уваровским холопом", консерватором, не оказавшим сколько-нибудь глубокого влияния на общий ход научно-исторического знания. В последнее десятилетие историографы стремятся дать непредвзятую оценку его научной и педагогической деятельности, показать сложность и многогранность его личности. Диапазон научных интересов Погодина был широким. Но главным предметом его творчества была история древней и средневековой Руси. Его перу принадлежит ряд крупных исследований: "Происхождение варягов и Руси", "Исторические афоризмы", "Исследования, замечания и лекции о русской истории" в семи томах, "Историко-критические отрывки и другие.

История России. «Россия - огромный мир», писал Погодин, Она обладает неизмеримыми пространствами и богатствами «вещественных и духовных сил». Выяснить, как сложился этот «колосс», как «сосредоточились, как сохраняются в одной руке все сии силы» - главная задача исторической науки. Для ее решения ученый считал необходимым обратиться к изучению истоков образования государства, ибо, сформулировал он одно из своих основных положений, «начало государства есть самая важная, самая существенная часть, краеугольный камень» истории. Следует также показать отличительные свойства и судьбу российского государства в сравнении с историей других государств и народов. Начинал свои исторические исследования Погодин с характеристики племен, которые явились основателями русского государства. Обращаясь непосредственно к проблеме образования государства Погодин исходил из того, что как все существующее в мире, оно начинается «неприметной точкой». Такой точкой для России явилось призвание Рюрика новгородцами. Но это еще нельзя безусловно назвать началом русского государства, предупреждал Погодин. Новое гражданское начало, положенное Рюриком, подверглось влиянию славян, оно «блеснуло и погасло». Главным результатом призвания Рюрика Погодин полагал - начало династии. Роду Рюрика было предназначено основать впоследствии величайшее государство в мире. Судьба династии определяла последующее развитие русской истории, а ее сохранение было основным делом исторического развития. Направляемая Божественным промыслом она «чудесно» сохранилось. Одни князья сменяли других: младенец Игорь «тонкой нитью» связывавший начало истории с последующими событиями, убит, но есть Ольга. Святославу не удается остаться в Болгарии. Погодин находит связь между смертью в Угличе царевича Дмитрия и Петра, заявляя, что «не прекратись род Московских князей - не было бы Романовых, не было бы Петра». В этих утверждениях ученого проявляется его мистическое представление об историческом процессе.

Николай Герасимович Устрялов (1801-1870), выпускник историко-филологический факультет Петербургского университета. Несколько лет работал в канцелярии Министерства финансов. В 1830 г. начал читать лекции по русской и всеобщей истории в университете. После защиты докторской диссертации по философии был избран профессором и почти четверть века возглавлял кафедру русской истории в Петербургском университете. Свою научную деятельность Устрялов начал с подготовки к изданию «Сказаний современников о Дмитрии самозванце» и «Сказаний князя Курбского». За их подготовку он был удостоен Ордена св. Анны 3-ей степени. Интерес к источнику Уваров старался передать своим ученикам, по воспоминанию одного из них, Уваров "начиная свой курс подробным перечислением и оценкой источников", открывал им "совершенно незнакомый мир". Особенно плодотворных период его деятельности относится к 30-40-м гг. - публикуются его диссертация, двухтомная "Русская история», "Начертание русской истории для учебных заведений"; "Руководство по русской истории" и другие. Он получил статус официального историографа и в 1837 г. был избран адъюнктом Академии наук.

Петр Великий совершил, беспримерный в истории подвиг, «преобразовал и себя и свой народ», сделав «все, о чем заботились, к чему стремились русские цари». Петр усвоил плоды европейской цивилизации, поставил государство на такую ступень, что оно явилось «внезапно исполином в кругу своих соседей». Петр для Устрялова не просто преобразователь, он «определитель» будущего. «Мы пожинаем плоды: сеял Петр». Завершила дело Петра Екатерина П. Она соединила почти все русские земли, страна получила перевес над соседними народами. «Одушевляемая отличительными свойствами народного характера, беспредельной преданностью Вере и Престолу» Россия выстояла среди всеобщего потрясения западных государств французской революцией, избавила Европу от Наполеона.

Современный ему период Устрялов начинал с восшествия на престол императора Николая I, «Сейчас живее, чем когда-либо, - писал он - пробудилась мысль о необходимости органического устройства державы, особенно на началах народности и образования!

Главным для ученого было воплощение в конкретной жизни России идеи объединения русских земель в одно государство. С самого начала русская история имела одно направление, одну идею - объединение русских земель в одно государство. Процесс это един, неразделен вплоть до Петра Великого, который завершил его. При всех изменениях неприкосновенным остались религия и самодержавие. Поэтому в его схеме нет места средневековой истории. Об Устрялове писали немного в XIX в., еще меньше в ХХ в. Советская историография, на ряду с Погодиным, рассматривала его историческую концепцию как историческое обоснование «теории официальной народности». Действительно основы российской истории он видел в самодержавии, православии, народности, и его работы могли быть использованы с политической целью. Однако, это не умаляет научное значение его трудов. Историческая концепция Устрялова является результатом глубокого исследования истории России на основе таких принципов познания, которые в его время определяли направление развития историческою науки.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта