Главная страница

первые 15 вопросов. Основные особенности античной цивилизации, её отличие от цивилизаций Древнего Востока


Скачать 108.9 Kb.
НазваниеОсновные особенности античной цивилизации, её отличие от цивилизаций Древнего Востока
Дата09.07.2018
Размер108.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапервые 15 вопросов.docx
ТипДокументы
#48449
страница4 из 4
1   2   3   4

Афины. Тирания Писистрата и законодательство Клисфена


После отъезда Солона классовая борьба в Афинах разгорелась с новой силой. В ней участвовали следующие группы: жители равнины — педиеи, представители крупного землевладения (эвпатриды), стремившиеся к возврату досолоновских порядков; паралии — жители приморской полосы, где преобладали торговцы и ремесленники, боровшиеся за сохранение солоновских реформ, и диакрии — крестьяне гористой области Аттики, которые были недовольны реформами Солона и стремились к переделу земли. Вождем педиеев был Ликург, паралиев — Алкмеонид Мегакл, диакриев — Писистрат.

Политическая борьба порой обострялась до такой степени, что невозможно было избрать высших магистратов — архонтов (отсюда возникновение понятия анархия, что буквально означало «время без архонта»). Аристотель пишет: «На пятый же год после правления Солона не могли выбрать архонта вследствие смуты, и дальше на пятый год по той же причине было безвластие. А после этого, спустя такой же промежуток времени, Дамасий, избранный архонтом, управлял два года и два месяца, пока не был силой устранен с должности... Вообще же были постоянно нелады во взаимных отношениях, причем одни за начало и повод выставляли отмену долгов (это были как раз люди, разорившиеся от нее), другие были недовольны государственным порядком, так как произведенная в нем перемена оказалась серьезной, а некоторые — из взаимного соперничества» (Афинская полития, 13. Пер. С. И. Радцига).

Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. Возвышение Писистрата началось со времени войны за Саламин, где он отличился и показал себя храбрецом. Испуганные ростом влияния Писистрата эвпатриды попытались организовать покушение на его жизнь, но оно не удалось. После этого по требованию диакриев народное собрание выделило Писистрату охрану. Эту охрану составляли крестьяне-диакрии, вооруженные дубинами. Опираясь на поддержку крестьянства и используя поддержку дубинщиков, Писистрат в 560 г. до н. э. захватил власть в Афинах. Однако его положение на первых порах не было прочным. Политика Писистрата, проводимая в интересах аттического крестьянства, вызвала недовольство и эвпатридов-педиеев, и паралиев. Аристотель в «Афинской политии» пишет: «Но так как власть его (Писистрата) еще не укрепилась, то приверженцы Мегакла и Ликурга, придя между собой к соглашению, изгнали его...» (VI, 14).

Союз паралиев и педиеев, однако, просуществовал недолго. Вскоре после изгнания Писистрата между обеими группировками разгорелась борьба. Теснимый эвпатридами вождь паралиев Алкмеонид Мегакл вступил в союз с Писистратом. Аристотель сообщает: «Сам Мегакл, поставленный в безвыходное положение своими противниками, начал переговоры с Писистратом и, условившись, что тот возьмет замуж его дочь, устроил его возвращение...» (Там же).

Вскоре между диакриями и паралиями произошел новый разрыв. Результатом его было еще одно и на этот раз более длительное изгнание Писистрата из Афин. По-видимому, вместе с ним из города ушло много его сторонников. Располагая большими средствами, которые давали принадлежавшие ему Пангейские рудники во Фракии, Писистрат через некоторое время набрал наемное войско и, заручившись союзом с городом Эретрией на Эвбее, фессалийцами и фиванцами, высадился на побережье Аттики у Марафона. Опираясь на военные силы и поддержку диакриев, Писистрат обратил в бегство выступившее ему навстречу афинское ополчение и вступил в Афины. На этот раз он пробыл у власти до конца жизни (527 г. до н. э.).

Таким образом, правление Писистрата длилось, если не считать перерывов, 33 года (560—527 до н. э.). Некоторыми учеными нашего времени высказывалось предположение, что второе изгнание Писистрата является позднейшим вымыслом. Однако нет достаточных оснований не считаться с категорическим утверждением нашего главного источника — «Афинской политии» Аристотеля.

Социальную основу власти Писистрата составляли диакрии, при поддержке которых он пришел к власти. Их интересы в первую очередь и стремился удовлетворить Писистрат. Возможно, что Писистрат частично удовлетворил потребность афинских крестьян в земле за счет земель, конфискованных им у его политических противников. Кроме того, Писистрат ввел государственный кредит для нуждавшихся землевладельцев, установил льготы в отношении налогов и принял ряд мер, улучшавших положение аттического крестьянства.

«Бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием», — пишет Аристотель (Там же, VI, 16). Таковые главные мероприятия Писистрата, проведенные им в интересах диакриев. Кроме того, он ввел разъездных судей, разбиравших судебные процессы на местах и избавлявших сельских жителей от напрасной потери времени на поездки в города.

Возраставшая сила государства и авторитет его главы нашли блестящее выражение в благоустройстве Афин и территориальном росте города. Афины стали благоустраиваться, превращаясь в большой и цветущий город. Средства, получаемые от торговли и налогов, расходовались на постройку общественных зданий. Благодаря оживлению строительной деятельности беднейшее городское население получило работу. В этом отношении Писистрат — предшественник Перикла. При нем в Афинах был построен водопровод, воздвигнут храм Афины Паллады на месте будущего Парфенона, заложен храм Зевса Олимпийского, построен храм Деметры в Элевсине и др. Государственная централизация при Писистрате проявляется гораздо резче, чем при Солоне. Об этом свидетельствуют два факта: 1) введение общегосударственного подоходного налога (десятины) и 2) содержание постоянного наемного войска.

Идее государственной централизации была подчинена и религиозная политика Писистрата. При нем вошли в обычай и наряду с Панафинейскими приобрели значение всенародных празднества Диониссии. До этого культ Диониса был распространен преимущественно среди крестьян. Из олимпийских божеств по-прежнему особым почетом пользовалась Афина как символ объединенного Афинского государства.

Главной задачей Писистрата было усиление экономической мощи Афин. Афины поглощали много сельскохозяйственных продуктов — хлеба, масла, вина, овощей, фруктов, дичи и т. д. Городское население возрастало, увеличивалось количество ремесленных мастерских, в которых наряду с рабами трудились свободные рабочие и безземельные крестьяне. Много людей было занято в порту, торговом и военном флотах.

Однако для растущей афинской торговли и ремесел одного внутреннего рынка было уже недостаточно. Писистрат стремился создать новые — внутренние и внешние — рынки для сбыта продуктов сельского хозяйства Аттики (главным образом оливкового масла). Афинских купцов и ремесленников привлекал черноморский рынок, откуда Греция с ранних времен в большом количестве импортировала хлеб и куда экспортировала некоторые продукты сельского хозяйства и ремесленную продукцию. К черноморскому рынку и протянул руку афинский тиран, стремясь овладеть входом и выходом в Черное море, берегами Геллеспонта, с одной стороны, и Боспора — с другой. Усилия Писистрата не пропали даром. При нем Афины захватили опорный, ключевой пункт при входе в Геллеспонт — Сигей (в Троаде), открывавший путь к Черноморью. В то же время Сигей представлял собой плодороднейшую и удобную для поселения местность. На противоположном берегу, в Херсонесе Фракийском, утвердился афинянин Мильтиад. Это был представитель аристократического рода крупных афинских землевладельцев Филаидов, который, вероятно, потерял свои земли в Аттике и переселился в Геллеспонт. Мильтиад пользовался поддержкой Писистрата и зависел от него.

Таким образом, в руках Писистрата оказались ключевые позиции на проливах. О торговых связях Афин с Северным Причерноморьем во времена Писистрата свидетельствуют довольно многочисленные находки аттической керамики на черноморских побережьях.

В этот же период афиняне овладели островами Лемнос и Имброс, распространили свое влияние на Наксос, где утвердился союзник Писистрата Лигдамид. Писистрат сумел также установить дружественные отношения с островом Делос, занимавшим центральное положение в Кикладах, фессалийцами, Аргосом и Коринфом.

Широкое развитие внешней торговли предполагало существование значительного флота, экипаж которого составляли феты, оплачиваемые государством.

Государственный строй Афин при Писистрате формально не претерпел никаких изменений. Созданные Солоном учреждения сохранялись, но рядом с ними и над ними стоял тиран, Писистрат, права которого не были ни предусмотрены, ни ограничены действующей конституцией. Все должностные лица выбирались из его сторонников, поддержка народного собрания, большинство которого составляли крестьяне-диакрии, была ему обеспечена. Благодаря этому фактически власть сосредоточилась в руках Писистрата. Острие диктатуры Писистрата, опиравшегося прежде всего на аттическое крестьянство, было направлено против старой родовой аристократии, тормозившей дальнейшее развитие афинского общества. В этом состоит прогрессивное значение периода афинской истории, связанного с его именем. В своей политике Писитрат опирался также на торгово-ремесленные слои, в интересах которых он и стремился овладеть подступами к проливам. В позднейшей традиции о правлении Писистрата сохранились воспоминания, как о «золотом веке» Кроноса. «Афиняне, — говорит Аристотель, — жили тогда как бы в царствование Кроноса». Самого Писистрата Аристотель изображает как популярного политика, умевшего действовать одновременно в интересах всех классов и притом избегавшего крутых мер.

«Руководил государственными делами Писистрат, — пишет Аристотель, — с умеренностью и скорее в духе гражданского равноправия, чем тиранически. Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся; бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться занимаясь земледелием. Это он делал по двум соображениям: с одной стороны, для того, чтобы они не находились в городе, но были рассеяны по всей стране, с другой — для того, чтобы, пользуясь средним достатком и занятые своими личными делами, они не имели ни желания, ни досуга заниматься общественными. А вместе с тем и доходов поступало к нему больше при условии, если обрабатывалась земля, так как Писистрат взимал десятину с получавшихся доходов. По этим же соображениям он учредил и "судей по демам", да и сам часто ездил по стране, наблюдая за ходом дел и примиряя тяжущихся, чтобы они не запускали своих работ, отправляясь в город... Вообще простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие. Вот почему и говаривали часто, что "тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе". Впоследствии же, когда преемниками Писистрата сделались его сыновья, правление стало гораздо более суровым» (Афинская полития, 16. Пер. С. И. Радцига).

Однако афиняне мирились с тираническим режимом до тех пор, пока этот режим оправдывал себя блестящими внешнеполитическими успехами и былое политическое могущество родовой аристократии не было окончательно сломлено. Между тем внешнеполитическая обстановка и положение внутри Афин к концу правления Писистрата существенно изменились. Поэтому положение сыновей Писистрата, унаследовавших его власть, оказалось менее прочным.

После смерти Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к двум его сыновьям, Гиппию и Гиппарху. Фактически государственным делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. У нас нет сведений о том, что правление сыновей Писистрата — Писистратидов сильно отличалось от правления отца. Однако постепенно внутриполитическое и международное положение Афин стало ухудшаться. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков — Гармодий и Аристогитон — предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества. Покушение это удалось лишь отчасти: убит был один Гиппарх. Гармодий на месте покушения погиб от рук копьеносцев, Аристогитона схватили, подвергли пыткам и казнили. Память о Гармодий и Аристогитоне как борцах против тирании потом долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников, стал на путь проведения террористической политики, вызывавшей острое недовольство даже среди прежних сторонников Писистрата. В этот период очень многие афиняне покинули родину.

Положения Гиппия осложняется также внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная тирании аристократическая Спарта. В довершение всего Афины теряют контроль над проливами, который переходит в руки персидской державы Ахеменидов. В связи с этим против Гиппия начинают активно выступать не только афинская аристократия, но и паралии, возглавляемые Алкмеонидами. Возникает союз земледельческой и торговой знати. Алкмеониды призвали на помощь спартанцев, которые послали свои войска, чтобы свергнуть тиранию. Однако первая попытка спартанской интервенции окончилась неудачей. Только в 510 г. до н. э. афинские эмигранты при активной поддержке Спарты сумели нанести поражение Гиппию и запереть его в Афинском акрополе. В конце концов Гиппий вынужден был капитулировать и удалиться из Афин в Сигей, находившийся в это время под властью Персии.

14) Причины и предыстория греко-персидских войн (кратко)

В середине VI столетия до Р. Х. на азиатском Востоке образовалась Персидская монархия, которая выступила наследницей более раннего иранского государства – Мидии – и вскоре стала весьма обширной. Основатель Персидской державы, Кир Старший, стал делать завоевания по всем направлениям. В 546 г. до Р. Х. он покорил Лидийское царство (546), которое тогда занимало почти всю Малую Азию и владело почти всем греческими колониями этого полуострова. Хотя Кир неплохо относился к эллинам, положение многих греческих городов ухудшилось: персы заставили их платить большую дань. Персидскому царству вскоре были подчинены Вавилония и Египет. Его владыки не собирались прекращать войн на западе. Вскоре они захватили часть островов Эгеиды и Фракию. В 512 г. царь Дарий I совершил через Балканы поход на скифов Северного Причерноморья.

 Ионийское восстание 499–494 гг. (кратко)

В 499 милетский тиран Аристогор, опасаясь гнева Дария, склонил соседние греческие города (по преимуществу ионийские) восстать против персов (499). Это восстание на первых порах сопровождалось громкими успехами. Греки взяли и сожгли Сарды – центр персидского управления Малой Азией. Выступление стало разрастаться. Греки, вступившие в войну с персами, ждали помощи с материка, прежде всего от Спарты, но не получили её. Лишь афиняне прислали в поддержку 20 кораблей, а небольшой эвбейский город Эретрия – пять. Бороться в одиночку с превосходящими силами персов ионийцы не могли. В 497 персы разбили их на Кипре, а в 494 – при острове Лада, рядом с Милетом. Восстание было подавлено, и греки подверглись жестоким карам. Дань с их городов была повсеместно увеличена.

 Греко-персидские войны при Дарии (кратко)

Вмешательство в борьбу Эретрии и Афин дало персидскому царю Дарию давно желанный повод начать войну против собственно Греции. Небольшой, но экономически развитой и цивилизованной Элладе предстояло столкнуться с громадной азиатской державой, которая, однако, находилась на гораздо более низкой ступени развития и сплачивалась изнутри не сознательным чувством гражданственности, а грубой силой. Персидское войско было огромно по численности, но военное искусство Востока далеко уступало греческому. В предстоящей войне греков воодушевлял и национальный патриотизм, которого не имели покорённые персами народы.

Греческая фаланга времён битвы при Марафоне

 В 492 г. до Р. Х. зять Дария Мардоний двинулся с большой армией и сильным флотом на Грецию через Фракию и Македонию. Но его эскадра потеряла у Афона от страшной бури 300 кораблей, а сухопутная армия понесла чувствительные потери от фракийских племён. Персы в этот раз ограничились покорением Македонии, а поход на Грецию решили повторить спустя некоторое время.

В 491 г. Дарий, грозя войной, послал грекам требование «земли и воды» (то есть подчинения). Часть греческих городов и областей сочла за лучшее покориться, однако в Афинах и Спарте персидских послов убили. Перед лицом страшной опасности патриотические государства Греции образовали военный союз во главе со Спартой.

В 490 г. начался второй поход Дария на Грецию. Персидские полководцы Датис и Артаферн с эскадрой в 600 кораблей переплыли Эгейское море и разорили на Эвбее город Эретрию, ранее помогавший ионийскому восстанию. Затем персы высадились на северном берегу Аттики, у деревни Марафон, собираясь идти оттуда на расположенные в 42 километрах Афины.

Марафонская битва. Карта

 Спартанцы не прибыли вовремя на помощь афинянам, но те решили биться с персами в одиночку. Афинский стратег Мильтиад совершил смелое нападение на врага, не ожидавшего, что греки осмелятся сражаться. Персы понесли большие потери и были сброшены в море. Большая их часть, однако, спаслась на корабли и попыталась, быстро обойдя по морю вокруг Аттики, напасть на Афины. Но предусмотрительный Мильтиад успел вернуться с войском в город и занять там оборону. Персам пришлось с позором уйти восвояси. Вторая война Дария с греками также окончилась полной неудачей. (Подробнее - см. в статье Битва при Марафоне.)

 

Битва при Марафоне

 Фемистокл и Аристид в Афинах (кратко)Было ясно, что персы возобновят войну. В ожидании этого вождь афинских демократов Фемистокл настоял на строительстве большого флота. План Фемистокла требовал крупных расходов. Афинские аристократы во главе с Аристидом считали его авантюрой, однако Фемистокл в горячей политической борьбе сумел провести свой проект. Аристид был отправлен во временное изгнание. Вместо прежней тесной афинской гавани – Фалера – для увеличенного Фемистоклом с 50 до 200 кораблей флота была сооружена большая новая – Пирей.

 Греко-персидские войны при Ксерксе (кратко)Дарий I умер в 486 г., и на персидский трон взошёл его жестокий и взбалмошный сын Ксеркс. Он стал готовиться к новой войне с Грецией, собрав, по сообщению Геродота, более 5 миллионов войска (на самом деле – 100-200 тысяч?) (см. статью Войско Ксеркса). Военные силы греков были гораздо меньше, к тому же в решивший сопротивляться азиатам патриотический союз вошли не все греческие государства – часть согласилась покориться персам. Персидский флот насчитывал 1200 кораблей, греческий – менее 300 (из них почти половина – афинских).

Войско Ксеркса: халдейские пехотинцы, вавилонский лучник, ассирийский пехотинец (слева направо)

Поход Ксеркса на Грецию начался в 480 году. Греки поначалу думали обороняться к северу от Фессалии, но ввиду подозрительного поведения фессалийцев отошли южнее, к Фермопильскому проходу, отделявшему Северную Грецию от Средней. Здесь заняли оборону около 7 тысяч гоплитов во главе со спартанским царём Леонидом. Греческий флот стоял неподалёку, у Артемисия, крайнего северного мыса острова Эвбеи. В августе 480 г. персы подошли к Фермопилам. Горстка бойцов Леонида (который, сознав её обречённость, приказал уйти всем, кроме спартанцев) храбро защищала ущелье от многократно превосходного по численности врага. (См. статью Битва при Фермопилах.) Спартанцы погибли, но величие их подвига усилило в греках военный энтузиазм.

Последний бой 300 спартанцев - битва при Фермопилах

 Персидский флот, тем временем, вновь пострадал от бурь: сначала он потерял 400 кораблей у Афона (там же, где и в 492 г.), а потом ещё 200 у Артемисия. Но и после этого морская сила Ксеркса вдвое превосходила греческую, поэтому после гибели Леонида эллинские корабли отошли к Аттике. Она осталась теперь беззащитной с суши, и всё афинское население было перевезено кораблями на Пелопоннес и остров Эгину. Опустевшие Афины персы сожгли дотла. Спартанцы перегородили укреплениями узкий пелопоннесский перешеек Истм и готовились обороняться за ними.

Между тем персидский флот неосмотрительно вошёл в узкий пролив у острова Саламина, к югу от Аттики. Поняв, что скученная на этом ограниченном пространстве эскадра персов не сможет воспользоваться своим численным превосходством, Фемистокл разными хитростями возбудил Ксеркса к морской битве (конец сентября 480 г.). Неповоротливые, сгрудившиеся в тесноте большие суда персов оказались в бою бессильными перед быстроходными греческими. Большая часть персидского флота была уничтожена. События Саламинской битвы воспел в трагедии «Персы» великий греческий трагик Эсхил.Битва при Саламине

Это событие стало переломом в ходе греко-персидской войны. Ксеркс, сохраняя превосходство на суше, теперь лишился его на море и боялся, что греческий флот отрежет ему обратный путь. Персидский царь отказался от плана падения на Истм. Он уехал в Азию, оставив в Фессалии для продолжения войны сатрапа Мардония с 300 тысяч (?) войска.

Весной 479 г. Мардоний пошёл на юг, в Беотию и Аттику. Но его численное преобладание уже не было столь подавляющим, как раньше. В сентябре сухопутная армия греков (100 тысяч) сошлась с персидской у беотийского города Платей. Несмотря на большое превосходство азиатов в коннице, греки одержали полную победу. Мардоний погиб в битве при Платеях, эллины завладели его лагерем. По преданию, в тот же день произошло и новое важное морское сражение – при мысе Микале (недалеко от острова Самоса). Персы и тут были наголову разбиты. Много эгейско-ионийских колоний теперь освободилось от персидской власти. Эти мореходные города вступили в тесный военный союз с ионийцами-афинянами, чьё могущество и влияние в Элладе заметно возросло.

 Основание Афинского морского союза (кратко)

После битвы при Микале греки повели с персами уже не оборонительную, а наступательную войну. Внутри греческой коалиции инициатива в военных действиях всё больше переходила на сторону Афин. Не обладавшая сильным флотом, по-консервативному осторожная Спарта чуждалась новых смелых предприятий. Греки отняли у персов города на Геллеспонте, Херсонес Фракийский, Родос и часть Кипра. Когда честолюбивый спартанский полководец Павзаний был заподозрен в том, что для личного возвышения в общегреческие владыки он готов пойти на союз с персами, военная гегемония окончательно перешла к афинянам (477). Спарта вышла из войны. Опасаясь, что спартанцы нападут на них, жители Афин по совету Фемистокла окружили свой город крепкой стеной. Афинский союз выделился из общегреческого в особую прочную организацию. Его общая казна была помещена на острове Делосе, поэтому и союз получил название Делосского. В него вошло большинство греческих островов Эгейского моря и многие малоазиатские колонии (всего до 200 общин). Афиняне мало-помалу совсем вытеснили персов из Фракии. Через несколько лет Ксеркс собрал флот из 200 триер и собирался вновь двинуться с ним на Грецию, однако афинский стратег Кимон истребил и эту эскадру, и сухопутное войско персов на берегу малоазиатской Памфилии (битва при Эвримедонте, 469 или 466 г.).

 Конец греко-персидских войн (кратко)

В последующие годы войны афиняне поддержали в Египте восстания против персов Инара и Амиртея. Утвердиться в Египте и на Кипре им, однако, не удалось. В 450–449 гг. Кимон двинулся на персов к Кипру, одержал там славную победу при Саламине (Кипрском), но в том же году умер. Ухудшение отношений со Спартой принудило Афинян в 449 г. заключить с персами мир (Кимонов или Каллиев), который и считается концом греко-персидских войн V века до Р. Х. Некоторые учёные, впрочем, считают, что формального мира не заключалось – война просто прекратилась фактически.

 Значение греко-персидских войн (кратко)

Греко-персидские войны подняли национальное самосознание эллинов, продемонстрировали греческой нации степень её превосходства над отсталым Востоком, наглядно показали преимущества гражданской свободы перед рабством. Возвышение Афин усилило по всей Греции демократические начала. Богатство и мощь созданного в эпоху греко-персидских войн Делосского союза (позже – Первая Афинская архэ) дали толчок развитию греческой экономики и подготовили культурный расцвет Аттики в эпоху Перикла и Фидия.

15) Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой[1][* 1]. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность[2]. Разделения властей в современном понимании не было. По мнению доктора юриспруденции К. Романо, опыт афинской демократии по сей день привлекает внимание учёных больше, чем современные реализации демократии[3]. О современных представительских демократиях «Гардиан» отмечает, что древние афиняне, скорее, назвали бы британскую и американскую политические системы олигархическими[4]. В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.)[5].

В. П. Бузескул подчёркивал правовой характер афинской демократии, где воля народа ограничивалась законом[6]. Древнегреческая демократия была ограниченной демократией только свободных граждан, оставляя без политических прав рабов и женщин, составлявших абсолютное большинство населения, античная демократия была рабовладельческой демократией[7]. Рабы, метэки (иноземцы и освобожденные рабы) и женщины не имели прав граждан и не могли участвовать в управлении государством. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3, поэтому в управлении государством (за вычетом женщин, детей и метэков) участвовали не более 15 % населения.

С политической демократией по времени и географическому положению совпала «вершина» классического наследия культуры античности[5].

Современные западные исследователи заостряют внимание на том, что переход к демократии совершался в результате революций, часто через власть тирана[5].

Фукидид со ссылкой на Перикла отмечал, что афиняне создали демократию, не имея никаких примеров для подражания, и под демократией понимают все то, что противодействует возникновению власти кого-то одного или немногих (История. И. 37)[10].

Родоначальником афинской демократии считается Клисфен, проведший в Афинах ряд реформаторских преобразований[11].

Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось каждые 8-9 дней, в нём принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. В перерывах между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот». Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года.

Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — гелиэе. Гелиэя состояла из 6 000 человек, которые выбирались по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 дикастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определённым декастерием, причём из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен.

Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.
1   2   3   4


написать администратору сайта