Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные темы Греческой Мифологии

  • первые 15 вопросов. Основные особенности античной цивилизации, её отличие от цивилизаций Древнего Востока


    Скачать 108.9 Kb.
    НазваниеОсновные особенности античной цивилизации, её отличие от цивилизаций Древнего Востока
    Дата09.07.2018
    Размер108.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапервые 15 вопросов.docx
    ТипДокументы
    #48449
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    «Темные Века» в истории Греции

    Темные века в Древней Греции — Гомеровский (предполисный) период. XI-IX вв. до н.э.

    Свидетельства упадка Греции в «Темные века»

    Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Основную массу археологического материала для этого периода дают раскопки некрополей. Самые крупные из них были открыты в Афинах (районы Керамика и позднейшей Агоры), на острове Саламин, на Эвбее (вблизи Лефканди), в окрестностях Аргоса. Число известных сейчас поселений XI-IX вв. до н.э. крайне невелико (сам по себе этот факт свидетельствует о резком сокращении общей численности населения). Приморские поселения гомеровского времени обычно располагаются на небольших полуостровах, связанных с сушей лишь узким перешейком, и нередко обносятся стеной, что свидетельствует о широком распространении пиратства. Из поселений такого типа наиболее известна Смирна, основанная на побережье Малой Азии эолийскими колонистами из европейской Греции.

    Археология показывает, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для нее формами социально-экономических отношений, государственных учреждений, религиозно-идеологических представлений и т. п. несомненно прекратила свое существование. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнообщинный строй.

    Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно не пострадавших от дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в XII в. до н.э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича.

    Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем.

    Изделия греческих ремесленников гомеровского периода заметно уступают как по своим художественным качествам, так и в чисто техническом отношении произведениям микенских, а тем более критских мастеров. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый геометрический узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце IX в.

    1. Основные темы Греческой Мифологии

    Основные темы.
    Основным источником вдохновлявшим древних людей на создание мифов, как

    уже говорилось выше, была окружающая их среда. То, что с научной точки

    зрения они не могли объяснить, овевали мифом. Откуда и куда идет солнце по

    небосклону, отчего бывает гром и молнии, почему на земле так много

    разновидностей разных тварей и почему одни из них приятны человеку, а

    другие наводят страх...

    Можно выделить следующие темы:

    Окружающий мир, его происхождение;

    Природные явления;

    Животные;

    Жизнь людей, причины их счастливого и жалкого существования;

    Загробное царство и конец Света;

    Вот как описывает начало всех начал древнегреческий поэт Гесиод:

    «Вначале существовал лишь вечный, безграничный Хаос. В нем заключался

    источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и

    бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко

    раскинулась она, могучая и дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

    Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое

    небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная

    вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь -

    Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А

    от Ночи и мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День -

    Гемера. Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и

    день. Могучая благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо -

    Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,

    рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран - Небо -

    воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и

    шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын,

    титан океан, обтекающий всю землю и богиня Фетида породили на свет все

    реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же

    Гипперион и Тейя дали миру детей: солнце - Гелиоса, луну - Селену и румяную

    Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые

    горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей,

    восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий

    обильные дождем тучи.[5]»

    У древних греков существовал миф о Великом потопе, который стал позже

    первоисточником для библейского сюжета. «Все нечестивей становились люди, и

    задумал Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой

    сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам,

    лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень

    хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше. Скрылись

    под водой города со своими стенами, домами, храмами. Постепенно вода

    покрыла все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась

    под бушующими волнами. Одиноко поднималась средь волн вершина двуглавого

    Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели

    богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых

    водой, резвились стада дельфинов. Так погиб род людей медного века. Лишь

    двое спаслись - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету

    Прометея Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных

    припасов и вошел в него со своей женой. Девять дней и ночей носился ящик

    Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец волны пригнали его к

    двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом прекратился. Девкалион

    и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода

    схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобно

    пустыне.[6]» Далее супруги по совету Зевса стали кидать через голову камни,

    которые ударяясь о землю превращались в мужчин и женщин. Так создался новый

    род людей, происшедших из камня.

    Самое загадочное явление в природе, восход и закат солнца, древние

    греки представляли себе как парад разных божеств, на своих колесницах

    пересекающих небосклон. Сначала землю покрывает ночь: «Тьма окутала все

    кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю

    неверный мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея.

    Много их, они усеяли все ночное темное небо.[7]» Затем на смену выезжает на

    своей колеснице луна: «Вот как бы легкое зарево показалось на востоке.

    Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна -

    Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойна,

    величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны

    на головном уборе...Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий

    грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный

    Эндимион[8]. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет

    ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так

    печальна Селена и печален свет, который льет она на землю[9].» Восход бога

    Солнца представлялся древним как три следующих друг за другом действа:

    «Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари

    Эосфрос, утренняя звезда. Подул легкий ветерок, все ярче разгорается

    восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро

    выедет лучезарный бог солнце - Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых

    крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом.

    Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы

    сверкающими, как алмазы каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся

    ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнце - Гелиоса.

    Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице

    которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней... В

    лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет

    живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой

    дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его

    золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где

    находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти

    в прежнем блеске на следующий день.[10]»

    Богиня Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Чтить ее

    как величайшую богиню греки начали в то время, когда земледелие стало их

    основным занятием. Именно богиня Деметра была ответственна за то, что

    времена года сменяли друг друга. Была у Деметры прекрасная дочь - юная

    Персефона. Однажды увидел ее брат Зевса, бог Аид, резвящейся на лугу и

    влюбился. Коварный план задумал Аид - украсть Персефону и жениться на ней

    втайне от матери. Зевс помог ему в этом. Когда Деметра узнала о содеянном,

    она разгневалась на Зевса и: «...покинула богов, покинула Олимп, приняла

    вид простой смертной и, облекшись в темные одежды долго блуждала между

    смертными, проливая горькие слезы. На земле все перестало расти. Листья на

    деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы

    опустили свои пестрые венчики. Не было плодов в садах, засохли зеленые

    виноградники, не зрели в них тяжелые грозди. Замерла жизнь на земле. Голод

    царил всюду, слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но

    ничего не видела и не слышала Деметра , погруженная в печаль.[11]»

    Сжалился Зевс над людьми и просил Деметру вернуться на Олимп, но богиня не

    хотела возвращаться, пока не вернет ей Аид Персефону. Согласился Аид, и

    вновь все зацвело и зазеленело на земле. «нежной весенней листвой покрылись

    леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились

    хлебородные нивы...Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и

    дочь ее Персефону. Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз

    Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся

    природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний

    ветер; отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Спит природа, чтобы

    проснуться в радостном блеске весны, тогда, когда вернется к своей матери

    из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее

    дочь, тогда богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и

    награждает труд земледельца богатым урожаем.[12]»

    При помощи мифов, древние греки объясняли также особое расположение

    звезд на небе. Происхождение созвездий в виде четко различаемых фигур

    людей, животных могло случиться (по их представлению) только при участии

    божеств. Как правило боги увековечивали память о народных героях и даже

    простых смертных людях, которые так или иначе заслужили этот дар. Например

    своей благородной смертью, как это было в случае с Икарием: «...Наградил

    бог Дионис Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис

    подарил ему виноградную лозу, и Икарий первый развел в Аттике виноград. Но

    печальна была судьба Икария. Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная,

    что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их. Пастухи убили Икария, а

    тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с

    помощью своей собаки Майры нашла она могилу Икария. В отчаянии повесилась

    несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца.

    Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С тех пор горят они

    на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.[13]»
    Интересное решение придумали греки и такому труднообъяснимому явлению,

    как эхо. Нимфа Эхо была наказана богиней Герой за то, что та отвлекла

    разговором богиню в тот момент, когда Зевс гостил у нимф. Молчать должна

    была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их

    последние слова.
    Превращение людей в растения и животные - частый мотив в мифологии

    античности. В прекрасные цветы превращались люди, любимцы богов, после

    своей смерти. В наказание же за причиненные злодеяния превращали боги людей

    в мерзких существ.

    Гиацинт был сыном царя Спарты и был он равен богам-олимпийцам своей

    красотой. Бог -стреловержец Аполлон был другом Гиацинта. Часто

    соревновались они, мерились своей силой. Однажды во время такого состязания

    диск, брошенный Аполлоном, отскочил от земли и со страшной силой попал в

    голову Гиацинту. «Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные

    кудри прекрасного юноши...Держит Аполлон в своих объятьях умирающего друга,

    и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела

    душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: -

    Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о

    тебе вечно живет и среди людей. И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта

    вырос алый ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон

    скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его

    празднествами в дни гиацинтий.[14]»

    У юного сына царя Кеопса Кипариса - любимого друга стреловержца

    Аполлона, был любимец олень. Прекрасен был этот олень. Кипарис водит оленя

    на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям, он украшал могучие

    рога его венками из душистых цветов; часто играя с оленем, вскакивал юный

    Кипарис ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.

    Однажды на охоте не узнал Кипарис своего любимца и бросил в него острое

    копье, поразив насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидел, кого он убил. «В

    горе хочет умереть он вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе

    Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы он дал ему

    грустить вечно. Внял Аполлон его мольбе и превратил юношу в дерево. Кудри

    его стали зеленой хвоей, тело одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял

    он перед Аполлоном. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил: - Всегда буду я

    скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь

    же всегда со скорбящими![15]» С тех пор у дверей дома, где есть умерший,

    греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на

    которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.

    Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, никого не любил

    кроме себя, лишь себя считал достойным любви. «Много нимф сделал он

    несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: - Полюби же и

    ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимность человек, которого ты

    полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита

    на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во

    время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды.

    Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и

    отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его кара

    Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде и сильная любовь

    овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение в воде,

    он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу

    вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную

    воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь любуется

    сами м собой. Он не ест, не пьет, не спит. Покидают силы Нарцисса,

    склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти

    покрыл его очи. Умер Нарцисс, а на том месте, где склонилась на траву его

    голова, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарциссом зову

    его.[16]»

    Бог Дионис - покровитель растительности, вина и виноделия, часто карал

    людей не только за то, что они не признавали его богом, но и за то, что

    хотели они ему причинить как простому смертному. Так дочери Миния - царя

    Орхомена, были превращены в летучих мышей. «Явился в Орхомен жрец Диониса-

    Вакха и звал всех девушек и женщин в леса горы на веселое празднество в

    честь бога вина. Но три дочери царя Миния не пошли на празднество, они не

    хотели признавать Диониса богом. Они сидели дома и спокойно пряли, ткали и

    ничего не хотели слышать о празднике. Наступил вечер, солнце село, а дочери

    царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить

    ее. Вдруг чудо встало перед их глазами. Раздались во дворце звуки тимпанов

    и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы и тяжелые грозди повисли

    на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. С удивлением

    глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, уже окутанному

    вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рычание

    диких зверей. Всех покоях дворца появились львы, пантеры рыси и медведи. С

    грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе

    дочери царя стали прятаться в самых дальних, в самых темных помещениях

    дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканья зверей. Но все

    напрасно, нигде не могут они укрыться. Тела царевен стали сжиматься,

    покрылись серой мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой

    перепонкой - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от

    дневного света в темных, сырых развалинах и пещерах.[17]»

    То же произошло и с Тирренскими морскими разбойниками. Они пленились

    красотой юноши и насильно забрали его на свой корабль, надеясь получить за

    него куш. Разгневался Дионис что в виде смертного юноши так хотели

    поступить с ним. «Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось

    благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники

    оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с

    тяжелыми гроздьями, темно-зеленый плющ обвил мачту. Юноша превратился в

    льва и с грозным рыканьем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На

    палубе корабля появилась косматая медведица, страшно оскалила она свою

    пасть...Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в

    морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов.[18]»
    Там, где находится Дионис, характерно появление различных зверей и

    вьющихся виноградников. Ведь бог Дионис покровитель виноделия, его свита

    состоит из странных существ: сатиров[19], кентавров[20], менад[21]. Они

    ходят по лесам вечно полупьяные и взбалмошные, водят хороводы, жгут костры.
    А история , происшедшая с Мидасом призвана раскрыть тайну златоносной

    реки Пактол, что находится в Малой Азии. Дионис хотел отблагодарить Мидаса

    за гостеприимный прием и готов был выполнить любое его желание. Жадность

    обуяла Мидаса и попросил он Диониса: «- О великий бог Дионис, сделай так,

    чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое золото! Дионис

    исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего

    дара. Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую

    ветвь с дуба - в золотую превращается она в его руках. Срывает он в поле

    колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко

    - яблоко обращается в золотое, словно оно из садов Гесперид... Вот пришел

    он в свой дворец. Слуги приготовили счастливому Мидасу богатый пир. Но тут

    понял он, какой ужасный дар попросил у Диониса. От одного прикосновения

    Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб,

    и все яства, и вино. Простер он руки к небу и воскликнул: - Смилуйся,

    смилуйся, о Дионис! Прости! Возьми назад этот дар![22]» Послал Дионис

    Мидаса к истокам Пактола и велел ему смыть в его водах свой дар и свою

    вину. Золотом заструились воды Пактола. С тех пор златоносным стал Пактол.

    В древнегреческой мифологии загробная жизнь не подразделяется как в

    более поздних религиях на рай и ад. Вся жизнь после жизни в мрачном царстве

    Аида тиха и печальна. «Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Катят

    там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные

    берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды

    реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами

    асфодела[23], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою

    безрадостную жизнь без свети и без желаний. Нет никому возврата из этого

    царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным

    шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ

    умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда,

    где светит ярко солнце жизни. Бог смерти Танат с мечом в руках, в черном

    плаще, с громадными черными крыльями прилетает к ложу умирающего. Холодом

    веет от его крыльев, когда срезает он своим мечом прядь волос с головы

    человека и исторгает его душу.[24]» Только однажды смертному удалось

    обмануть бога Таната и вернуться из мрачного царства Аида. Никто в Греции

    не мог сравняться с Сизифом в коварстве, хитрости и изворотливости ума.

    Когда пришел за ни бог смерти, Сизиф коварно обманул Таната и заковал его в

    оковы. Перестали на земле умирать люди, нигде не совершали большие пышные

    похороны, не приносили жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле

    порядок, установленный Зевсом. Послал громовержец к Сизифу могучего бога

    войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и

    отвел его в царство теней умерших. «Но опять обманул богов Сизиф. Он сказал

    своей жене, чтобы не погребала она его тела и не приносила жертвы подземным

    богам. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их! Наконец

    приблизился к трону Аида Сизиф и сказал: - О властитель душ умерших,

    отпусти меня на светлую землю! Я велю жене моей принести тебе богатые

    жертвы и вернусь обратно в царство теней. Поверил Аид Сизифу и отпустил его

    на землю. Но Сизиф не вернулся, он остался в пышном дворце своем и весело

    пировал, радуясь, что он один из всех смертных сумел вернуться из мрачного

    царства теней. Разгневался Аид и снова послал Таната. Исторг душу Сизифа

    ненавистный богам и людям бог смерти, навсегда отлетела душа Сизифа в

    царство теней. Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни.[25]»

    Там же, в царстве Аида, живет и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он

    дарит людям отдых и сон. «Неслышно носится Гипнос на своих крыльях над

    землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно

    касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и

    погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться

    ему ни смертные, ни боги, ни сам громовержец Зевс: даже ему Гипнос смыкает

    грозные очи глубоким сном.[26]» Различные сны снятся людям - и добрые, и

    плохие. За каждое из них отвечают и разные боги. Есть среди них боги,

    дающие радостные и вещие сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих

    сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят

    человека в заблуждение и часто веду к его гибели.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта