КР ГФ ЗФО ИО 6 курс Семункина МН Основные положения вероучения б. Основные положения вероучения буддизма
Скачать 110.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ Контрольная работа на тему: Основные положения вероучения буддизма: Сансара, карма, реинкарнация Выполнила: студентка 6 курса 1 группы заочного отделения гуманитарного факультета профили «История», «Обществознание» Семункина Марина Николаевна Проверил: канд. ист. наук, доцент кафедры зарубежной истории Лепехина Г.И. Воронеж 2021 Содержание: Введение………………………………………. ………………………………3 1. Происхождение буддизма………………….………………………………….6 2. Основы учения…………………………………………………………………9 Заключение………………………………………………………………………21 Список источников и литературы………………………………………………22 Введение Актуальность темы обусловлена ростом интереса к буддизму во всем мире. Исследователи отмечают, что обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские эколого-ориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления», и потому они получают понимание и активную поддержку в мире. Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Также буддизм интересен наличием в данной религии развитой системы психотехники, своим рационализмом, близостью к науке, толерантностью, стремлением к открытому диалогу с другими религиозными традициями. Целью работы является возможность познакомиться с главными основами буддистского вероучения. Для этого необходимо коснуться истории возникновения буддизма как такового, также рассмотреть такие понятия как карма, сансара и реинкарнация в рамках этого учения. Историография изучения вопроса представляется очень обширной. Научное изучение буддизма началось в Европе в начале ХIХ века. В течение этого времени сформировались направления или школы такие, как франко-бельгийская, англо-германская, российская школы, американская и японская. Все эти направления базировались на изучении индийской, тибетской или дальневосточной традициях буддизма в той или иной степени в зависимости от предпочтения тех или иных источников (тибетских, палийских, китайских, японских текстов или живой традиции). Научное изучение буддизма в России связано с такими именами как о.Палладий Кофаров (1817-1878гг), будучи главой Русской Духовной миссии в Пекине занимался исследованиями по истории буддизма. Также это академик Васильев В.П. (1818 - 1900гг), знаток многих восточных языков, буддолог. Ряд русских ученых занимались полевыми и этнографическими исследованиями на территории Бурятии, Монголии и отчасти Тибета: А.М. Позднеев, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барайдин. С.Ф. Ольденбург (1863-1934гг) основал серию «Библиотека Буддика» для публикации классических буддийских текстов, снабженных серьезным справочным аппаратом, академическими комментариями и предисловием. Развитие отечественной буддологии связано с именем Ф.И. Щербатского (1869-1942гг), работавшего на факультете восточных языков Петербургского университета, член Российской Академии Наук. Среди его работ можно назвать такие, как «Концепция буддийской нирваны» (1923г), «Буддийская логика» (1930-1932гг). На рубеже 60-х-70-х годов начинается второй период расцвета отечественной буддологии. Здесь можно упомянуть таких исследователей, как А.М. Пятигорский, О.Ф. Волкова, Б.Д. Дандарон. Но в результате ареста Б.Д. Дандарона , которого обвинили в создании некоей секты, буддологические исследования сворачиваются, большинство исследовательских тем закрывается, многие исследователи эмигрируют или отстраняются от научной жизни. Возрождение исследований в этом направлении происходит фактически в 90-е годы. Так имя В.И. Рудого связывают с первой оформленной буддологической школой после Ф.И. Щербатского. Активными последователями этой школы являются Е.П. Островская, Т.В. Ермакова. Предметом изучения этой школы является классическая буддийская Абхидхарма (трактат Васубандху «Абхидхармакоша»). Также в начале 90-х годов формируется буддологическая школа философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета с такими представителями , как Е.А. Торчинов, К.Ю. Солонин и др. Данная школа работает на материале китайских текстов и рассматривали буддизм как принципиально плюралистическую традицию, а не некий классический. В работе использованы труды В.П. Андросова Будда Шакьямуни и индийский буддизм, Е.А. Торчинова Введение в буддологию: Курс лекций, Г.М. Бонгард-Левина Древняя Индия. История и культура, 1.Происхождение буддизма. Буддизм — одна из мировых религий. Несмотря на то, что в его основе лежит определенный набор принципов, некоторые авторы (например, современный отечественный исследователь Н. А. Торчинов) считают это название в значительной мере собирательным для всех религиозных течений буддистского толка, не имеющих стандартного вероучения1. Его самоназвания — Дхарма (Закон, Учение) и Буддхадхарма (Учение Будды). Это самая древняя из мировых религий, достаточно быстро переступившая этноконфессиональные и этногосударственные границы и распространившаяся широким ареалом в Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии. Зарождение буддизма происходит в северо-восточной Индии, на территории трех государств: Магадха, Кошала, Вайшали — в середине I тыс. до н.э. Точное время возникновения буддизма указать сложно, наиболее достоверной датой смерти (паринирваны) основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) считается 400 г. до н.э. Возникновение буддизма связывается с несколькими причинами. Во-первых, это укрепление государственной власти и влияния касты кшатриев, занимающих лидирующее положение в системе государства и оппозиционных брахманизму с иной шкалой властной стратификации общества (Будда, основатель джайнизма Вардхамана Махавира происходили из касты кшатриев). Во-вторых, широкое недовольство всех социальных слоев ритуализмом, формальным благочестием и кастовой системой брахманизма, выразившееся в шрамантском движении. Синхронно с буддизмом появился джайнизм, также противопоставивший свое учение брахманизму. В основе буддизма лежит шрамантское движение, широко распространившееся на территории Индии. Шраманы — аскеты, отвергшие авторитет Вед и брахманизма, целью которых был самостоятельный поиск истины посредством самых различных физических и психических практик. Одним из шраманов был и Будда Шакьямуни. Выяснить исторически достоверную биографию Будды невозможно. Согласно традиции, Бодхисаттва («Пробужденное, просветленное существо»), т.е. будущий Будда, познавший истину и преодолевший бесконечную цепь перерождений (сансара), решился на последнее рождение. Он остановил свой выбор на семье правителя государства народа шакьев Шуддходана и Махамайи. Зачатие и рождение Будды связано с рядом сверхъестественных явлений: видение белого слона с шестью бивнями, входящего в бедро царицы, рождение Будды через бедро и т.д. Астролог Ашита, приглашенный отцом, установил, что он обладает 32 признаками властителя мира (чакравартин). Ребенок получил имя Сиддхартха («Полностью достигший цели»1), фамильное имя Гаутама и воспитывался во дворце своего отца в г. Капилавасту. Его жизнь была безмятежна и благополучна, по достижении совершеннолетия он женился на принцессе Яшадхаре, которая родила ему сына Рахула. Эта жизнь Гаутамы закончилась в 29 лет, благодаря четырем встречам: с похоронной процессией, прокаженным, нищим и отрешенным от мира аскетом. Он осознает наличие в мире смерти, страдания, нищеты и осознает единственную возможность избавления от них — самоуглубление и самопознание. Гаутама покидает отцовский дворец и присоединяется к различным шраманским группам. Учителями Будды были Удрака Рамапутра и Арада Калама, проповедовавшие учение, близкое санкхье (мир — это результат ложного отождествления духа (пуруша) и материи (пракрити), освобождение от страданий (кайвалья) — освобождение духа от материи) и специфическую йогическую практику. Однако ни одно из учений шраманов его не удовлетворило и он перешел к практике строгого аскетизма. Но и строгая аскеза не приблизила его к истине. Гаутама погружается в созерцание под деревом баньяна (бодхи — «Древо пробуждения»), дав себе клятву, что не сдвинется с места, пока не познает истину. Состояние созерцания продолжалось семь дней, в течение которых он избежал всех соблазнов и искушений демона Мары, открыл Четыре благородных истины, осознал сущность нирваны и, наконец, достиг состояния Будды («Просветленный», «Пробужденный»). Достигнув состояния Будды в 35 лет, оставшиеся 45 лет жизни он посвятил проповеди своего учения. Будда отправился в г. Бенарес, и первая проповедь состоялась в Оленьем парке (Сарнатх). Слушатели прониклись его идеями и составили костяк монашеской общины — сангхи. После этого были заложены основы учения о Трех Драгоценностях (Триратна): Будде (Учителе), Дхарме (Учение), Сангхи (Монашеской общине). Позднее кроме института мужского монашества (бхикшу) возникает и институт женского монашества (бхикшуни). Центром буддизма становится роща у г. Шравасти, подаренная Будде одним из его последователей. Он активно проповедует учение в различных княжествах Северной Индии и численность сангхи к концу его жизни достигала 12 500 человек. В местечке Кушинагара близ Бенареса Будда, приняв позу льва (лежа на правом боку, головой на юг, лицом на восток, с правой рукой под головой), погружается в созерцание и достигает нирваны. Тело Будды было кремировано учениками, его прах был разделен и помещен в специальные реликварии — архитектурные сооружения конусовидной формы (ступы, пагоды, чортены, субурганы). Вскоре после достижения нирваны Буддой происходит первый буддийский собор, на котором три ученика Будды — Ананда, Махакашъяпа, Махамаудгальяяна воспроизводят и фиксируют его учение: нормы и правила сангхи (Виная), проповеди и поучения (Сутры), философское учение (Абхидхарма). Таким образом, был создан буддийский канон Типитпака (санскр. Трипитпака) — «Три корзины мудрости». С точки зрения ученых, канон был записан не ранее 80 г. до н.э., т.е. более 300 лет учение передавалось по преимуществу изустно и, по всей видимости, значительно варьировалось. В таком направлении буддизма, как Махаяна, существуют еще и собственные священные тексты. 2. Основы учения Очень сложно четко изложить идеи буддизма, так как одни и те же категории в различных школах получают различное осмысление и трактовку. Е.А. Торчинов отмечает : «Если использовать язык, имманентный самому буддизму, то можно сказать, опираясь на доктрину, известную как анатмавада (принцип бессущностности, «не-души»), что буддизм суть только имя для обозначения направлений и течений, рассматривающих себя в качестве буддийских. Но тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей мы и будем называть «основами учения буддизма»»1. К этим идеям относятся: Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимых связях и карме, учение о сансаре, дхарме, учение анатмавады (не-души), кшаникавады (мгновенности) и буддийская космология. Е.А. Торчинов так их характеризует: «Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение. Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению – нирване»2. Четыре Благородные Истины (натур арья сатъяни) изложены так. 1. Все есть страдание (духкха). Духкха (страдание, неудовлетворенность, фрустрация) — состояние, неразрывно связанное со всеми формами бытия, даже сукха (удовольствие) является его составной частью, так как оно недолговечно и проходящее. Страдание в буддизме абсолютно, удовольствие — относительно. 2. Причина страдания — влечение, желание, привязанность. Любая привязанность есть фундаментальная ошибка, связанная с абсолютизацией чувственного опыта. Это на самом деле мнимое пребывание в мнимом мире. Личность (или душа) не являются субстанцией, не имеют субстанциального бытия, ошибочно вести свою жизнь, исходя из противоположного убеждения (принцип анатма, несуществования души). Столь важное для буддизма понятие кармы непосредственно связано со второй Благородной Истиной. Карма — это действие, имеющее определенные последствия или результаты. Совокупность энергии всех действий, совершаемых в течение жизни, предопределяет специфику и характер будущего перерождения. Энергия деяний новой жизни предопределяет следующее рождение, и так до бесконечности. Этот круговорот перевоплощений в буддизме называется сансарой (круговорот, коловращение), основной характеристикой которого является страдание как следствие желаний. Каждое живое существо пребывает в сансаре извечно. Конечная цель буддизма — выход из сансары и прекращение страданий благодаря выходу в нирвану. Карма определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Сансара безначальна, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции – в отличие от нетрадиционных форм оккультизма вроде теософии, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой1. Закон кармы в буддизме — закон всеобщности причинно-следственных отношений в этике, морали, психике и т.д. В зависимости от кармы буддизм признает пять возможных форм перерождения: божества (дэвы), герои-полубожества (асуры), люди, животные, обитатели ада (преты). Первые три формы перерождения считаются наиболее благоприятными, но предпочтительной считается третья — человеческая, что связано с тем, что лишь человек способен непосредственно влиять на свою карму и в конечном счете вырваться из сансары и достичь нирваны. Учение о карме получает дальнейшее развитие в теории пратитья самутпада (причинно-зависимое происхождение). Е.А. Торчинов отмечает, что обычно для простоты изложения и в дидактических целях этот принцип иллюстрируется в буддийских текстах (его классическое описание содержится в «Махавагге» – тексте палийской Типитаки) на примере человеческой жизни, хотя он, в соответствии с общими принципами буддийского учения, может быть применим и к любому элементу существования, каждое мгновение возникающему и исчезающему, равно как и к целому космическому циклу. Цепь причинно-зависимого происхождения Антарабхава (отрезок между смертью и новым рождением) состоит из 12 звеньев (нидан), каждое из которых обусловливает все остальные: — авидья (неведенье) — неведенье относительно Четырех Благородных Истин и собственной природы; — самскар — импульсы, влекущие к новому бытию. Новое рождение: — виджняна — появление аморфного сознания; — намарупа (имена и формы) — формирование психофизических структур человеческого бытия; — шад аятана (шесть баз) — формирование шести органов чувственного восприятия; — спорта — соприкосновение с объектами чувственного восприятия; — ведана — возникающее на основе соприкосновения чувство приятного, плохого или нейтрального; — тришна (влечения, страсти), возникающие на основе чувств; — упадану («привязанность») — привязанность к жизни, сансаре; — бхава — жизнь, сансарическое бытие. Новое рождение: — джати — новое рождение, зависящее от силы привязанности к сансаре; — джала-марана — старость и смерть. Живое существо является рабом обусловленности, вырваться за пределы которой крайне сложно. На тибетских танка (религиозных картинах, иконах) эта доктрина получает чрезвычайно наглядное воплощение, органично соединяясь с учением о карме и формах рождений. Подобного рода картины носят название бхава-чакра («колесо бытия») и представляют собой следующее. Представьте себе три концентрические окружности. В центральном (самом маленьком) круге изображены три животных: свинья, змея и петух. Они как бы ухватились за хвосты друг друга и пустились в бег по кругу (как белка в колесе), приводя в движение все «колесо бытия». Изображенные животные суть невежество (моха), гнев (рага) и страсть (двеша) – три базовых аффекта (клеша), как бы лежащие в основе сансарического существования (в текстах к ним иногда добавляются еще зависть и гордыня). Внешний относительно этого большой круг разделен на пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (обычно боги и титаны изображаются в одном и том же секторе); он содержит сцены жизни каждого типа существ. И, наконец, последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати ниданам цепи причинно-зависимого происхождения. Каждой нидане соответствует символическое изображение. Например, неведение символизируется изображением человека, в глаз которого попала стрела, импульсы – санскары – фигурой гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге, сознание – обезьяной, прыгающей с ветки на ветку (сознание неустойчиво и склонно перескакивать с одного объекта на другой), имя и форма – двумя людьми, плывущими в одной лодке, шесть баз восприятия – домом с шестью окнами, соприкосновение органов чувств с их объектами – совокупляющейся четой и так далее. Все это «колесо бытия» держит в своих лапах, как бы обнимая его, страшный монстр, символизирующий страдание как главное свойство сансарического бытия. Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда (или монах), указывающий перстом на сияющий круг около него – символ нирваны, состояния, свободного от страданий. 3. Прекращение страдания возможно при достижении нирваны. Нирвана (угасание, затухание) — состояние прекращения всех желаний, стремлений и страданий. Это состояние свободы и над личностной полноты бытия. Буддизм признает, что описать ее привычным для нас языком невозможно. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание1. 4. Достижение нирваны возможно при следовании Благородному Восьмеричному Пути (арья аштанга марга). Он включает: правильное воззрение (усвоение Четырех Благородных Истин и основ буддизма); правильную решимость (устремленность к освобождению); правильную речь (не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не браниться и т.д.); правильное поведение (для мирян - пять основных обетов, способствующих улучшению кармы: не причинение вреда живому; отказ от дурной речи; не присвоение чужого; правильная сексуальная жизнь; отказ от опьяняющих веществ); правильный образ жизни (отказ от любой деятельности, несовместимой с нормами буддизма); правильное усердие (занятие йогой и самосозерцание); правильное памятование (контроль за всеми психоментальными и психофизическими процессами); правильное сосредоточение (достижение самадхи - формы созерцания, при которой различия между субъектом, объектом и процессом созерцания стираются, что ведет к освобождению и нирване). Буддизм отрицает существование души и вечного «Я», личность складывается из единства пяти элементов опыта — панча скандха (пять куч): область чувственного восприятия (рупа); область ощущений (ведана); формирование представлений и понятий (самджня); мотивы и побуждения (самскара); сознание как таковое (виджняна). Эта буддийская доктрина отличает буддизм как от большинства неиндийских религий, так и от других религий Индии (индуизм, джайнизм), признающих учение о «я» (атман) и душе (джива). Буддизм ничего не говорит об Абсолюте, но отрицает существование индивидуального я. Буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В буддийском философском памятнике «Вопросы Милинды» (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром – первая половина II в. до н.э.) – после завоевания части Индии Александром Македонским в IV в. до н.э. там были созданы индо-эллинистические государства, и говорит царю : «личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта»1. Скандх самым непосредственным образом связан с дхармой (держатель, носитель). Это одно из центральных понятий буддизма, неделимый элемент психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Дхармы постоянно возникают и исчезают, повинуясь закону кармы и причинно-зависимого происхождения. «Сансара - неразрывная цепь состояний сознания, образуемых дхармо-частицами пяти групп (скандха), которые ежемгновенно меняясь, создают безначальный поток сознания отдельной особи, длящийся неисчислимо долгое время, бесчисленные жизни и смерти, многие кальпы»2. Мотивы учения о рождении существ ярко отразились в древнейшей буддийской литературе джатак - рассказов о предшествующих Просветлению воплощениях Гаутамы Будды - и авадан, своего рода повествованиях о предыдущих рождениях различных деятелей буддизма. Приводятся различные нравоучительные сюжеты, в которых показывается, как должен вести себя буддийский герой, чтобы в конце концов достичь спасения от уз сансары. Например, некогда, будучи отшельником, Бодхисаттва увидел в ущелье тигрицу настолько изголодавшуюся, что она готова была съесть собственных детенышей. Из сострадания Бодхисаттва бросился к ней и ценой своей жизни утолил ее голод1. С дхармой связано учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, сто для сансарического существования характерны следующие характеристики: — все непостоянно (анитья); — все есть страдание (духкха); — все лишено самости (анатма); — все нечисто (агиубха). Учение о мгновенности утверждает, что каждая дхарма (и, соответственно и весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Таким образом, каждая дхарма и существо, состоящее из дхарм, постоянно меняется. Действительно, не может существовать ни личности, ни души, ни «Я». На вопрос, если нет никакой души, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь, буддисты отвечают, что ни что не перерождается и не переходит. Человек в буддизме не воплощенная душа, а поток состояний - дхарм, серия кадров - мгновений. Он – поток состояний – дхарм, серия кадров – мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей2. Побудительным мотивом буддийского философствования есть именно освобождение. Что такое человек, как устроено его сознание, каковы механизмы его функционирования и как его надо преобразовать, чтобы из страдающего сансарического существа человек превратился в свободное, из существа омраченного - в существо просветленное. Отсюда и интерес буддизма к психологии и проблемам сознания. Будда однажды поведал притчу о раненом человеке своим ученикам, которые доняли его как-то весьма абстрактными вопросами1. Вот, сказал Будда, в глаз человеку попала отравленная стрела, и пришел врач, способный исцелить его. Но тот человек сказал врачу, что не даст ему вынуть стрелу, прежде чем врач не расскажет ему все о своих предках, родственниках, изучаемых им науках, а также не ответит и на другие его вопросы. Такой человек, заключил Будда, умрет раньше, чем узнает все, что его интересует. Но в тоже время буддизм, утверждает, что Будде присуще всезнание (сарваджнята), то есть ему ведомы и все истины метафизического порядка. Однако это всеведение обретается в акте пробуждения, для достижения которого следует усердно практиковать Благородный Восьмеричный Путь, а не предаваться пустым словопрениям (как это любили делать странствующие философы – шраманы) или бесполезным (да и бесцельным) интеллектуальным играм. Эта установка буддизма и определяет его отношение к вопросу, как устроен мир. Но этот объективный мир в себе совершенно и принципиально не интересовал буддистов. Мир буддийской космологии – это психокосм, то есть мир, уже отраженный в сознании человека и, таким образом, включенный в его сознание, или, точнее – в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью». Таким образом, в буддийской космологии описывается не физическая вселенная, а психокосм, прежде всего психокосм человека. Е.А. Торчинов отмечает, что рассуждения о космологии у буддистов пронизаны архаизмом, мифологизмом, по сути , они не создавали новую космологию, а заимствовали ее из общеиндийского культурного наследия, слегка изменив ее в соответствии с принципами своего учения2 Космология буддизма основывается на троичности вселенной (траялокъя — троемирие): мир желаний (камадхату); мир форм (рупадхату); мир не-форм (арупадхату). Мир желаний — место обитания всех живых существ и божеств, это плоская земля, в центре которой возвышается гора Сумеру, вокруг которой располагаются дворцы 33 богов мира Брахмы. Гора окружена несколькими кольцами гор из различных материалов, далее простирается океан, в котором находятся четыре материка, один из которых (Джамбудвипа) населен людьми. Под землей обитают прети и находится система десяти «холодных» и «горячих» адов. Мир не был никем создан, но его существование (рожде ние, существование и разрушение) циклично и происходит под воздействием кармического закона. После разрушения предыдущего мира, в пустоте (акагиа) образуются ветры, которые, затвердев, формируют основу нового мира. Первым появляется дворец с Брахмой и иные божества, дождь заливает основание из ветра, так появляется мировой океан, из которого возникает гора Сумеру и материки, последним появляется подземный мир. С формированием материков появляются практически бессмертные люди-полубоги. Далее буддийский космогенез переходит уже в социогенез (происхождение общества): верхний слой земли, на которой они обитают, съедобен, ее аромат так привлекателен, что люди начинают поглощать его, хотя и не нуждаются в пище. Тела людей грубеют, появляются органы пищеварения, и сокращается срок жизни. К тому времени, когда люди съедают всю съедобную землю, они уже не могут обходиться без пищи. Для того чтобы прокормиться, они начинают выращивать рис, но земли не хватает на всех и тогда начинается процесс разделения земель и, соответственно, появляется собственность. Люди начинают захватывать земли и продукты друг у друга, на земле воцаряется беспорядок и война. Для поддержания порядка люди выбирают наиболее достойного и наделяют его властью над собою. Так появляется царская власть. Царь набирает себе помощников, которые и должны поддерживать порядок. Так появляется каста кшатриев (воинов и правителей). Только с появлением кшатриев в мире могут появиться Будды и чакравартины. Чакравартин («Государь, поворачивающий Колесо») — совершенный властитель мира, обладающий теми же 32 признаками, что и Будда. Они никогда не появляются одновременно и делятся на золотых — люди сами подчиняются их воле, серебряных — люди подчиняются его воле под определенным нажимом и железных — подчинение под угрозой силы. Но при этом всех чакравартинов отличает ненасильственный характер власти. Однако, несмотря на наличие царской власти, люди начинают вырождаться, и срок из жизни сокращается до десяти лет. Нравственная деградация опять приводит к состоянию войны всех против всех до момента появления Учителя, проповедующего любовь и дружелюбие. Восприняв его идеи, человек становится менее агрессивным и срок его жизни увеличивается до 80 лет. Подобные циклы упадка и возрождения (период убывания и период возрастания) являются основной мерой времени космического цикла буддизма. Время существования одного мира — махакальпа (великий период), делится на четыре кальпы (период), в соответствии с определенным состоянием мира: — кальпа пустоты (от разрушения мира до начала следующего); — кальпа формирования мира; — кальпа пребывания (стабильного существования мира); — кальпа разрушения мира. Каждая кальпа состоит из двадцати периодов «убывания» и «возрастания», после прохождения которых плохая карма живых существ ведет к разрушению мира. Гораздо сложнее для понимания два других мира — мир форм и мир не-форм. Первый — это мир чистых, нематериальных форм, которые невозможно постичь при помощи чувств. Он населен высшими божествами, существует бесконечно и не подвергается разрушению. Второй — мир чистых состояний сознания, где не существует времени, пространства, восприятия и не восприятия. Он, так же как и мир желаний, подчинен действию сансары, но переродиться в нем могут только специально подготовленные йоги. Однако это перерождение в силу своей длительности и подчиненности сансаре не является благоприятным. Буддизму присуща определенная организационная структура, порожденная необходимостью организованного прохождения истинного пути. Первые общины «монашеского типа» (сангха) восходят к временам основателя. Путь общинной жизни не являлся строго обязательным, альтернативой было отшельничество. Поскольку монашеская жизнь в буддизме подразумевает созерцательное отрешение от мира, а значит, и от целенаправленных трудовых процессов, такая община становится зависимой от помощи извне. Это также стимулировало развитие взглядов, согласно которым монахи достигают не только личного совершенства, а как бы накапливают своего рода заслуги для всех остальных. Последнее способствовало преодолению чистой элитарности и индивидуализма и не позволяло воззрениям буддизма эволюционировать в сторону обычных индивидуальных убеждений, сохраняя его именно как коллективное явление. Правила жизни как монахов и монахинь, так и мирян регулируются кодексом Пратимокша. Заключение В данной работе были рассмотрены следующие аспекты обозначенной темы. Буддизм одна из древних религий, возникшая на северо-востоке Индии и вышедшая из движения шраманизм (Будда). Учение содержит четыре благородные истины о страдании (сансара), причинах страдания (карма), о возможности освободиться от страдания (достичь нирваны или просветления), о способах достичь этого освобождения (о восьмиричном пути). Буддизм не признает существование души как некой субстанции, учение о дхарм-частицах дает понятие о потоке мгновенно меняющихся психофизических состояний (дхарм) , составляющих живое существо. Но человек является наиболее благородной формой для проявления этого потока сознания, чтобы быстрее достичь пробуждения. Космологические представления о мире в буддизме отрицают идею божественного творения, мери ни кем не создан, но существует за счет энергии совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Рассмотренные понятия являются основами вероучения буддизма, хотя и относятся к его ранним формам. Список источников и литературы: 1. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование текстов / В.П. Андросов. - Москва: Восточная литература, 2001.-508с. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура / Г.М. Бонгард-Левин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 288с. 3. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций / Е.А. Торчинов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304с. 1 Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций / Е.А. Торчинов - С.9 1 Указ. соч. - С.10 2 Там же - С.10 1 Указ. соч. - С.12 1 Указ. соч. - С.15 1 Указ. соч. - С. 18 2 Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов - С. 165 1 Указ. соч. - с. 167 2 Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций / Е.А. Торчинов - С.21 1 Указ.соч. - с. 22 2 Указ.соч. - с. 23 |