Главная страница

история искусств. Основные понятия архитектуры. Материалы и конструкции. Понятие тектоники


Скачать 6.76 Mb.
НазваниеОсновные понятия архитектуры. Материалы и конструкции. Понятие тектоники
Анкористория искусств
Дата15.08.2022
Размер6.76 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла18-25.docx
ТипДокументы
#646474

  1. Основные понятия архитектуры. Материалы и конструкции. Понятие тектоники.

Архитектура - сверх техника и сверх строительство (имеет системный характер). По Витрувию включает в себя 3 главных понятия: польза (функция), прочность (конструкция, материал, технология), красота (эстетика). С античности до 19 века инженерное дело (строительство) не отделялось от архитектуры. Архитектор был и тем, кто продумывает образ будущей постройки, и тем, кто его конструктивно воплощает в жизнь. К тому же, архитектор был человеком, который управляет всем строительным процессом, координирует. Профессия архитектора, собственно, обозначались только в 19-20 вв. Архитектура включала в себя очень много сфер:

  • Навалис – кораблестроение

  • Цивилис – гражданская архитектура

  • Милитарис – военная архитектура

  • Инженерные постройки (мосты, водо- и трубопроводы, дороги, фонтаны итд), машинные конструкции

  • Ландшафтная архитектура (сады, парки)

Архитектура существует на 3-х уровнях:

  1. Жилое пространство – внутри

  2. Внешнее пространство – внешний объем, фасад

  3. Градостроительство – организация пространства для общества

Материалы в архитектуре:

Дерево – легкое (поэтому им можно перекрывать большие пространства), способно растягиваться (поэтому он удобен для сводчатой конструкции), но не особо долговечен из-за плохой переносимости власти, резкой смены климата и т.д.

Мел (самая мягкая), известняк (по твердости выше), мрамор (самый твердый), травертин (вроде твердость как у известняка) – это все кальций (карбонат кальция). Горные породы.

Кирпич – искусственный кирпич. Обожженная глина. Альберти заявлял «ни для одного вида строительства нельзя найти ничего более удобного, чем кирпич».

Терракоты и майолика – отделочные материалы.

В римской античности использовали римский бетон. Добывали пуццолан-пылевидный продукт, смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Его много на Аппенинском пол-ве.

ТРИ ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

1.Стоечно-балочная система. Ордер. – работает на изгиб

2.Сводчатая и арочная. Арка и свод – работает на сжатие

3.Подвесная (более современная, с применением металлических конструкций). Тросы. – работает на растяжение

Архитектурная тектоника - завершенная система, которая выражает в художественной форме (в самом облике) конструктивную сущность сооружения. К примеру, ордер очень тектоничен, поскольку каждая пропорция и деталь продуманы в соответствии с тем, какое этетическое впечатление должна воспроизводить постройка.

18. Архитектурное творчество Микеланджело Буонаротти.

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) – скульптор, живописец, архитектор эпохи Возрождения. В его искусстве основная идея: синтез христианства и античности. В архитектуре главная задача – единство скульптуры и архитектуры.

Палаццо Фарнезе (1514 – 1589) – достраивал. После смерти архитектора Антоно да Сангалло, М создал тяжелый главный карниз. Он усилил в фасаде скульптурность: добавил мощный портал с рустом, балкон, сильно выступающий карниз, фриз, картуш, украшенный рельефными лилиями — эмблемой семьи Фарнезе. Наличники окон с колонками и чередующимися лучковыми и треугольными фронтонами повторяют аналогичные элементы интерьера древнеримского Пантеона. Внутренний двор Микеланджело надстроил третьим ярусом, усилив его фасады раскрепованными пилястрами, что придало архитектуре качества forzato (напряжения), свойства барочности -> тенденция к утяжелению верха противоречит классической ренессансной схеме -> М часто отступал от традиций Раннего и Высокого Возрождения

В 1520 г. Мик получил заказ на строительство родовой усыпальницы Медичи в церкви Сан Лоренцо, Новой Сакристии, которая должна была располагаться симметрично старой ризнице, построенной Брунеллески столетием раньше. Размеры новой сакристии в плане определялись величиной старой. Но в объемном решении Микеланджело был свободен принимать собственные решения. В отличие от статического по характеру пространства, созданного Брунеллески, Мик развил архитектоническую систему, введя дополнительный ярус малого ордера между ярусами основного ордера и парусами, образующих переход к куполу. Пространственная гармония старой сакристии образуется единством трех тектонически взаимосвязанных ярусов: нижнего – квадратного, среднего – парусного (переходного) и верхнего – купольного. Усложненная динамика новой сакристии складывается из двух не связанных, но контрастно сопоставленных по высоте частей: двухъярусной ордерной композиции внизу, завершенной карнизом и расположенных выше двух ярусов парусов и купола. Темные элементы ордеров (пилястры, архитравы, карнизы), выделяющиеся на светлом фоне, образуют каркас, обрамление для скульптурных композиций. Четкость и острота архитектурных линий противопоставлены плавным линиям архитектуры.

По проекту М был построен корпус библиотеки Лауренцианы, расположенном над верхней лоджией монастырского двора при флорентийской церкви Сан Лоренцо (1524 – 1568). Контраст протяженного зала библиотеки и небольшого высокого вестибюля с лестницей.

Последние 30 лет М провел в Риме. По поручению папы Павла III Мик предпринял реконструкцию площади Капитолия (с 1546 г.), в которой он пытался реализовать гуманистические идеи Возрождения путем превращения ансамбля в музей античной скульптуры под открытым небом. Перестроил здесь существующие постройки. Согласно проекту М площадь Капитолия обрела трапециевидный план, ее обрамлением с трех сторон стали фасады средневекового дворца Сенаторов (ратуша), которая главентсвует над площадью и Величественный дворец Консерваторов и Новый дворец с одинаковыми фасадами (один ритм пилястр, открытые галереи, протяженность, величественность). Впервые здесь применен колоссальный ордер в форме коринфских пилястр, на фасаде гражданских зданий (далее смотрите на картинку и о писывайте соотношение форм)

С 1547 (после смерти Сангалло) С привлечен к строительству собора св. Петра, достраивал. Раскритиковал прошлый компромиссный принцип сочетания центрического и базиликального за раздробленность внутреннего пространства. По Сангалло: пристройка объема с востока, фланкируется многоярусными башнями и между ними главный вход. По Браманте: иерархич.система последовательно соподчиненных пространств. М доработал: все внутри подчинил куполу, все внутри обобщил. За 17 лет М сумел довести постройку до основания аттика подкупольного барабана. В завершенном соборе наружная форма главного купола столь же господствует снаружи, как и подкупольное пространство внутри. Модель купола с учетом опыта Бруналлеско – двойная оболочка, каркасная структура купола из 16 радиальных ребер, но еще М возвел кирпичную стенку барабана толщиной 3, укрепил ее контрофорсами, в основание заложил 3 кольцевые железные связи, купол больше в диаметре и по высоте чем флор-> римский купол превзошел флорентийский

ВЫВОД: М в большей степени достраивал начатое, перестраивал существующее. Отрицал все правила пропорционирования и композиции. Обесценил ордер как тектонической системы – теперь они свободно применяются для выражения динамики – это потом развили в барокко

19. Архитектура маньеризма в Италии.

Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо.

Библиотека Лауренциана (Флоренция, Микеланджело), Палаццо дель Те (Мантуя, Джулио Романо), лоджия здания Галереи Уффици во Флоренции

С начала 1530-х определилось несколько различных направлений развития зодчества. Немногие из старшего поколения (Перуцци, Антонио да Сангалло Младший) вернулись в Рим и пытались найти компромисс между классическими принципами и новыми. В архитектуре Тосканы сильнее всего выразились кризисные тенденции, породившие качества сближающие с принципами маньеризма (Вазари, Амманати). Микеланджело внес несвойственные ему элементы напряженной пластической выразительности, скрытой динамики и драматического столкновения внутренних сил.

Причина маньеризма кризис в общ-полит сфере. Он стал переходным этапом от классической строгости к пышности барокко.

Маньеризм в арх и в жив не аналогичны. В арх. Маньеризм был не так широко распространен.

Маньеризму в арх.присущи:

  • утрата ренессансной гармонии между человеком и природой, духовным и телесным,

  • черты кризисного восприятия,

  • утрата гуманистической направленности и героического характера образов,

  • нарушение архитектурных канонов теперь самоцель,

  • особое внимание нарочитой оригинальности замысла, индивидуальному почерку, «манере» архитектора,

  • множество декоративных элементов без стилистического единства (золотые инкрустации, псевдолипнина, псевдобарельефы, богатая роспись в интерьере),

  • максимум внимания фасаду

Очаги развития: Флоренция, Рим, Мантуя

Джорджо Вазари. Уффици: здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в плане в виде узкой, очень вытянутой буквы П, в маньеристском духе выдержан узкий коридор/лоджия - улица, фланкированный с двух сторон одинаковыми фасадами
с сильно выступающими карнизами, производит впечатление сценической декорации благодаря замыкающему улицу корпусу, поставленному над сквозной колоннадой и аркой, которые раскрываются на реку Арно. Всего в здании три этажа, на всем протяжении улицы единый фасад, внизу — сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание, в среднем этаже — окна основных помещений Уффици, в третьем — лоджия, застекленная позднее. Галереи Уффици перекрыты сплошным плоско кессонированным цилиндрическим сводом, который дополнительно освещен с улицы полосой низких окон, новое у галерей – цилиндрический овод, закрытый фасадной стеной. Обычную систему разгрузочных арок Вазари заменил клинчатым строением фриза и карниза, полностью разгрузив таким образом архитрав. В правой части здания, близ лоджии деи Ланци, галерея отсутствует; на этом участке в здание включены стены старых построек.

Джулио Романо. Мантуя. Палаццо дель Те (1525 – 1535). Задумывался как полуутилитарное сооружение при коневодческом хозяйстве герцогов Гонзага, для недолгих наездов которых имелось несколько жилых и парадных комнат, и только в процессе строительства превратился в великолепную загородную резиденцию. яркий представитель маньеризма со своей аритмичностью, живописьностью, атектоничностью, зрительной подвижностью. Композиция ансамбля развивается по оси с запада на восток и завершается полукруглой в плане ордерной аркадой.

Совмещение черт дворца и виллы. На внешних рустованных фасадах расположены пилястры, расположение окон показывает на то, что бельэтаж находится на первом этаже, а не на втором. В восточном фасаде расположена лоджия. Фасады не симметричны – разное расстояние между колоннами, в центре северного и южного фасадов находятся арки без портика или фронтона, ведущие во внутренний двор. Стены двора украшены колоннами, нишами и слепыми окнами, в некоторых местах штукатурка оставлена невыровненной (эффект spezzato), что оживляет поверхность, придаёт ей глубину. Облик близок к «сельскому типу» (течение внутри маньеризма), так как оставлены недоделанные, неправильные элементы.

Джулио Романо, один из первых познакомивший Северную Италию с достижениями римского зодчества, в позднем периоде своего творчества изменяет простоте и правдивой тектоничности своих ранних композиций. В архитектуре его последних сооружений — Палаццо ди Джустиция (дворец Правосудия) в Мантуе,фасад которого расчленен огромными гермами-пилястрами, корпус (так называемая Каваллериция) в мантуанском замке Гонзага с его изображенной в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами. Так проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций.

По проекту Микеланджело был построен корпус библиотеки Лауренцианы, расположенном над верхней лоджией монастырского двора при флорентийской церкви Сан Лоренцо (1524 – 1568). Здание объединило в себе черты маньеризма, позднего итальянского Возрождения, что привело к поразительным эффектам. Уникальная по форме монументальная лестница, ведущая в библиотеку, возведённая по проекту Микеланджело, представляет собой сложное сооружение, делающее подъём в библиотеку длиннее и выше, чем в действительности. Каждая деталь в библиотеке — окна, потолок, пол и скамьи в читальном зале — продумана Микеланджело, постаравшимся создать в ней практичную учебную атмосферу для мирян. Контраст протяженного зала библиотеки и небольшого высокого вестибюля с лестницей.
Бартоломео Амманати. Дворовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат ок. 1560 г., Амманати не закончил проект, закончили ученики) – сочетание мощного руста с наложенными на стену тремя ярусами ордеров; колонны кажутся разбухшими, массивная кладка — декорацией. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии — сады Боболи), разбивка которых также принадлежит Амманати. Среди прочего, была достроена широкая парадная лестница, а также расширены задние крылья дворца, увеличены размеры и без того внушительного внутреннего дворика. Палаццо Питти является самым большим дворцом во Флоренции.

Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573). К числу важнейших построек относится вилла папы Юлия III в Риме (вилла Джулия) - это вряд ли маньеризм. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороге в Риме) Виньола выстроил также близкое ей по характеру казино (летний домик) папы Юлия III и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа — первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний.

Замок Капрарола. Для кардинала Фарнезе (проект 1559—1562 гг., парковые сооружения вплоть до 1625 г.). Мощное пятигранное сооружение. С круглым двором в центре и круглой лестницей. Использовав основание, предназначавшееся до того для укрепленного замка (чем обусловлена пятигранная форма здания и применение элементов обычных в крепостной архитектуре), Виньола эффектно противопоставил расположенные по его углам глухие выступы-бастионы и высокие стены, которые расчленены оконными проемами различных размеров в сочетании с ордерными элементами. --- черты гипертрофированной монументальности + соединение укрепленного замка и дворца. Церковь Иль Джезу, построенная Виньолой в Риме (1568—1584) --- это уже барокко.

20. Архитектура Возрождения во Франции. Замки и дворцы.

Франция раньше других евр.стран завершила нац.объединение. Период французского Ренессанса вторая пол XV-нач XVII.

1 этап –сер-вт пол 15 в – первые ренесс.мотивы в гражданской архитектуре Фр в пестром и декоративно насыщенном ломбардском варианте.

2 этап – конец 15- перв пол 16 в – формирование нового типа городского (отель) и загородного (шато) дворца на основе органического соединения сложившихся еще в готическую эпоху объемно-классических ордеров, время интенсивных итало-фр связей (приглашали Л д В, Фра Джокондо, Кортона итд). Во Фр появляется тип архитектора-профессионала с широким кругозором (Ф. Делорм, Ж. Бюллан, П. Леско).

3 этап – середина XVI – начало XVII вв – формы и принципы арх.ит. Возр. Оказывают воздействие на дворцовую арх и городское жилое строительство, в тч общ.здания, церкви. Синтез классики и нац.традиций = оригинальный арх.стиль (не готика и не Р).

В последней трети XVI в французская архитектура испытала заметное влияние грубоватой пластики фламандского барокко. Религиозные войны 1560-1590-х привели к сокращению строительства. В начале XVII – распространение сдержанного и строго стиля, использование декоративного сочетания камня и кирпича – тенденция к фр. Классицизму.
Если в эпоху средневековья повсеместно заметно преобладание церковного и фортификационного строительства, то для архитектуры Возрождения свойственно формирование чётко выраженных и социально обусловленных типов гражданских зданий, отвечающих особенностям отдельных национальных школ и носящих подчёркнуто светский характер. В клерикально-дворянской Франции происходила эволюция замка в ренессансный дворец.

В связи с утратой оборонительной функции французские укреплённые замки начали менять свой облик, постепенно превращаясь в дворцы. Стройные башни на углах стали использовать для размещения винтовых лестниц, устраивали высокие крыши с люкарнами, украшенными богатыми увенчаниями. Влияние итальянского возрождения заметно в украшениях оконных обрамлений и горизонт. поясов на стенах, смягчающих суровость сооружений.

Самый блестящий дворец французского Возрождения не сохранился. Это дворец Тюильри в Париже. Вт. пол. 16 века. Возможные авторы: Гишар, Сурдо. Был построен для Екатерины Медичи. Сожжён в дни Парижской коммуны и после этого не восстанавливался. Дворец состоял из центрального корпуса («павильона») Часов и двух соединённых с ним флигелей — т. н. павильонов Марсан и Флоры. Он замыкал с западной стороны дворик Лувра, который после его сноса превратился в открытое пространство, начинающее собой историческую ось. Прямо перед главным входом высилась арка Каррузель, прославляющая победы Наполеона. На месте основной части дворца теперь одноимённый парк. Павильоны Марсан и Флоры сохранились и входят в состав комплекса Лувра.

Выдающимся памятником французского возрождения является комплекс королевских дворцов в Блуа:

черты готики:

- частично сохр. готич. принцип композиции (башнеобразн. павильоны + горизонтальные галереи)

- готическая парадная винтовая лестница, выделенная в самостоят. объём

- готическая переработка ренессанскного карниза и балюстрады

- каменные крестовины в окнах

- тяга к чередованию: круглые и квадратные колонны

черты возрождения:

- исчезают стрельчатые формы -- коробовые своды (переходный этап перед классической полуциркульной аркой)

- членение фасадов с помощью ордеров

- орнаментальные мотивы в оформлении колонн

- чередование открытых арок и ниш




Далее дворец Шамбор (1519-1547). Один из самых узнаваемых замков-дворцов Франции, расположен в Луаре (король Франциск 1 хотел оказаться ближе к своей возлюбленной). Архитектор неизвестен.

-главный корпус центрический (типа донжона – средневековая манера, хотя это не было теперь укреплением)

-все строения расположены вокруг замкнутого двора, закреплённого, как и донжон, круглыми башнями

-в центре главного корпуса парадная двойная винтовая лестница (вероятно, идея Леонардо)

Характерный французский ренессанс:

-чётко выраженная на фасадах с помощью ордерной системы внутренняя структура здания

-впервые! лёгкие бельведеры и ажурные балюстрады, хотя и конические завершения башен

-все средневековые традиционные элементы подчинены ордерному принципу горизонтального членения целого.

Реконструкция Лувра! Захотел Франциск 1 в 1527, но начали только в 1546. Архитекторы Леско и Гужон.

Созданный ими фасад – замечательный образец последовательного применения ордерной системы членений (первый этаж – коринфские полуколонны и пилястры, второй – композитные, третий – невысокие пилястры с упрощ. коринфск. капителями). Богатое скульптурное убранство сконцентрировано в выступающих ризалитах и аттиковом этаже и содержит ряд оригинальных мотивов. Например, овальные медальоны с висящими гирляндами, маски и военая арматура.

Свобода и естественность трактовки ордерных форм и прекрасная прорисовка деталей фасада Лувра говорят о расцвете архитектуры эпохи Возрождения во Франции в середине 16 века.

В фасаде западного корпуса Лувра – синтез архитектуры и скульптуры. Это стремление к объединению искусств – важная черта Ренессанса.

Дворец Франциска 1 в Булонском лесу (или Мадридский замок, разрушен).

Архитектор – делла Роббиа.

- впервые план в виде единого блока без замкнутого внутреннего двора

- более сдержанное флорентийское, а не ломбардское влияние

21. Архитектура Возрождения в Испании.

Для Испании, где оставалась непоколебленной власть феодальных сословий, характерны городские дворянские резиденции.

Испания к. 15 и началу 16 вв. переживает подъем и благодаря Карлу 5 превращается в мировую державу: разрозненные королевства объединились в единое государство со столицей в Мадриде (незначительный до того времени город), закончилась многовековая реконкиста, началась эксплуатация туземного населения на захваченных Испанией территория Нового Света, отсюда оживление торговли и промышленности (особенно в южных провинциях - Каталонии и Валенсии, Севилья стала главным портом Испании. Это оживление будет подавлено в дальнейшем "викарием святейшего престола" Филиппом 2, яростным католиком, из-за чего искусство Возрождения в Испании будет ограничено в своем развитии во второй половине 16 в.

. Культурные связи между Испанией и Италией в период его правления усиливаются, отсюда в произведениях испанской архитектуры наряду с готическими и мавританскими формами начали появляться элементы ордера, сначала, однако, в чисто декоративном плане. Это первая фаза испанского Возрождения (к. 15 - первая треть 16 вв). Благодаря тонкости декоративных форм она получила название "платераско" (от платерия - ювелирное искусство) - внутреннее пространство имеет приоритет над внешним, многофункциональные здания:




Дворец Инфантанадо в Гвадалахаре, 2 половина 15 века, арх. Хуан и Энрике Гуас. Помещения сгруппированы вокруг прямоугольного внутреннего двора, свободная группировка внутренних помещений, не связанная требованиями симметрии. Готика: портал в виде арки. Италия: треугольные фронтоны (над окнами, как я понимаю), фланкирующие портал колонны. Испания: балконы, ставни на окнах, обрамление портала главного входа, трехлопастные арки верхнего членения стены, декоративная разработка окружающей патио (внутр. двор) двухъярусной галереи.
Коллехия Санта Крус (Св. Креста) в Вальядолиде, начата в 1487 г. на севере Кастилии. Начали строить в традициях готики: крестовые своды, массивные контрфорсы. Но в итоге завершили карнизом на кронштейнах и балюстрадой, контрфорсы украсили накладными колоннами, а в центре фасада стена покрыта рустовкой, на фоне которой выделяется портал. Галерея патио (двора) из 3 ярусов, полуциркульных форм арок, резных решеток. Формы классики использованы как чисто декоративные, без их тектонического осмысления.
Еще платераско:

Коллехия Сан Грегорио в Вальядолиде, (Хуан Гуас) (неоготика, но ренессансный портал), Здание городского совета Аюнтаменто в Севилье (Диего де Рианьо), Университет в Саламанке, дворец Монтеррей в Саламанке, монастырь Сан-Марко в Леоне(№ 187-200).
Наряду с платераско в 30-х годах 16 века появляется другое течение, в основе которого лежало тектоническое понимание ордера (греко-римское):




Дворец Карла 5 в Гранаде, начат в 1526 г., арх. Педро Мачука. Планировка дворца навеяна центрическими композициями Браманте и Рафаэля (вилла Мадама). Состоит из парадного круглого двора, вокруг которого расположены залы дворца, вписанные в квадрат. На с-в углу помещена часовня. Ордера использованы в двухъярусной колоннаде галереи двора. Суровость, противостоит роскоши и садам, окружающим дворец.
Отдельно Эскориал (барокко и греко-римская) (по месту строительства, где было много шлака) - резиденция, монастырь с купольным собором, усыпальница для сына Карла 5 Филиппа 2 близ Мадрида. Арх. Хуан Батиста де Толедо, умер потом Хуан де Эррера. Проект Толеды - свободная интерпретация Иерусалимского храма-дворца-монастыря с купольной церковью. В качестве прототипов - дворец Диоклетиана в Сплите и Большой госпиталь Филарете в Милане. Композ. ядро - крест.-куп. собор с королевскими апартаментами на востоке. В сев. половине комплекса - помещения для придворных и стражи, а также дворики коллехии и семинарии. В юж. - квадратный двор с храмом в центре и дворики монастыря. Новая система перекрытий в отличие от готических и мавританских конструкций - цилиндрические своды на полукруглых подпруж. арках и купол в храме.

Портал главного собора решен в виде тяжелого портика с дорическими колоннами, завершенными высокими постаментами (с фигурами древнеиудейских царей). Средний неф собора несколько повышен по сравнению с остальными. Главный квадратный двор, главный собор, малый храм окружены галереями. На 4-х фасадах малого храма - портики со строго дорическим ордером, промежуточные плоскости обработаны нишами с фигурами евангелистов. Тоже увенчан куполом, на котором плоским рельефом выделены ребра и панели.

!В архитектурном образе храма и в его масштабности сказалось влияния Браманте. Однако в усложненности деталей и профилировки, в резком смещении главного композиционного ядра (собора) с геометрического центра, в центральном портике главного собора, напоминающего Иль Джезу, в характере башен заметны барочные тенденции. Общая композиция отличается ясностью, четкостью, постепенным нарастанием силуэта к центру, мощной пластикой и уверенным господством главного купола над всем комплексом.

Еще постройки Эрреры:

-Собор в Вальядолиде, после 1585 г., по всей видимости, подражает главному собору Эскориала, но без купола

Португалия = стиль мауэлино (к. 15-н.16). Назван по имени короля Мануэля I Счастливого. это тоже, что и в Испании платераско. Только португальцы его украшают морскими элементами (канаты, якоря). Постройки: Башня св. Винсента в Белеме, 1515-20, монастырь св. Иеронима в Лиссабоне (Жоан де Каштилья), монастырь Ордена Христа в Томаре, монастырь в Баталье (Диего Бойтак).

22. Архитектура Возрождения в Англии.

Два периода: время первых правителей Тюдоров (конец 15 и первая половина 16), когда в готические тектонические системы начали проникать ренессансные ордерные мотивы, и время королевы Елизаветы I Тюдор (вторая пол 16 – нач 17), при которой окончательно сложились специфические английские формы дворцовых и усадебных построек , а также индивидуальных жилых домов. В архитектуре елизаветинского времени своеобразно сочетались позднеготические объемно-пространственные стереотипы, приемы народного строительного искусства (деревянные и фахверковые конструкции) и заимствуемые ит.ордерные формы в нид-й или нем-й интерпретации. Классические ордерные мотивы были в дворцовом строительстве, а вот у усадеб (ведущий тип) стремление к нац.средневековой традиции.

В XVI веке развивается дворцовое зодчество. Многие из этих сооружений переняли от усадебных домов такие помещения, как холлы, деревянные лестницы, галереи. Замки в Англии приобретают новую, Н-образную форму в плане. В этих замках уже нет внутренних дворов и рвов-каналов, которые раньше окружали здание.

Новая аристократия обратила внимание на архитектуру итальянского Возрождения. Итальянские мастера были желанными гостями в Англии.

Тип жилого дома в Англии: рациональное сочетание каменной и кирпичной кладки нижнего этажа с фахверковыми конструкциями верхнего, большие окна, высокие каминные трубы, свободная композиция отдельных объемов.

Усадебный дом Лонглит. 1580. Архитектор Роберт Смитсон. Стоит у истоков английской архитектурной традиции:

-чёткая этажная структура + симметричные эркерные выступы с причудливыми декоративными фронтонами (навеяны фламандскими образцами)

-почти плоские крыши (возможны, благодаря свинцу!) скрыты за балюстрадой и парапетами – отход от нац. традиций

- за торжественными фасадами скрыты нерегулярные по форме дворы

Уоллатон холл. 1580-е. Роберт Смитсон. Нетипичная для елизаветинской Анлии постройка. Центричность, строгая симметрия, попарно сближенные пилястры, поэтажное расположение ордеров, ниши для бюстов античных философов и поэтов – стремление к классич.традициям НО! Громадные окна с решётчатыми каменными переплётами, трехэтажные павильоны с декоративными фронтонами– перпендикулярный стиль, готика.




Хардвик холл. 1590-е. Роберт Смитсон. Эталон елизаветинской архитектуры. Крест в плане – символ католической веры заказчицы (графини Шрусбери). Снова массивные окна.

Пример фахверкового строительства: Малый Мортен Холл. 1550

Пример каменного жилого дома – Трерайс. 1573. (картинок и инфы нет, че это хз)
23. Архитектура Возрождения в Нидерландах.

В буржуазно-развитых Нидерландах (точнее, в Соединённых провинциях, поскольку во Фландрии возобладали барочные тенденции) особое развитие получили ратуши и гильдейские дома.

Ещё в позднесредневековой культуре сложился тип здания с высоким щипцовым завершением узкого фасада. В 16 – первой трети 17 вв. к ним добавились ордерные формы, которые использовались исключительно в целях декоративного обогащения фасадов – это отвечала традиционным для Нидерландов стремлениям к пышности и пластической усложнённости внешнего облика зданий. Такими были жилые дома. Они имели также большие, забранные частыми переплётами, окна. На первом этаже располагалась лавка или мастерская и кухня, выше – жилые помещения и склады. Дома были как деревянными, так и кирпичными и каменными.

Северная церковь – одно из первых культовых зданий Амстердама. Центрический план в форме равноконечного креста. В дальнейшем образец для протестанского храмостроения сев.евр.

Чрезвычайно важны для нидерландской архитектуры сооружения утилитарного характера: торговые ряды, здания складов, городских весов и другие постройки подобного рода.

Лучший образец – здание городских весов в Алькмаре(1582 г.).

- кирпич + белый камень

- три арочных проёма в нижнем рустованном этаже

- между окнами второго этажа – рустованные пилястры тосканского ордера

- рустованные пилястры ионического и коринфского ордеров членят ярусы фронтона

- характерное жилище нидерладского бюргера – воспроизволит традиционный позднеготический стереотип здания с шиповым завершением фасада, но четкие горизонтальные членения, конечно, ренессанс.
Особый тип общественного здания представляют гильдейские и цеховые дома (своеобразное сочетание элементов общественного и жилого сооружения!). В основе – образ бюргерского жилого дома, но с увеличением размеров и богатства архитектурных форм. Это обычно высокие здания с узкими фасадами и очень высокой кровлей, фронтон которой включает еще один-два мансардных этажа. Среди сооружений этого типа в 15-16 вв. известны: Дом свободных корабельщиков в Генте (1530-1531 гг., архитектор ван ден Берге), Дом Лосося в Мехельне (1530-1534 гг., архитектор Борреман), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.

Главное место среди нидерландских общественных построек эпохи Возрождения принадлежало ратушам, которые были разнообразны.

Ратуша в Брюгге. 1376-1421.

-не выходит за рамки средневекового зодчества

-симметричный фасад с ясными членениями

-окна нижнего и верхнего этажей объединены одной стрельчатой аркой ланцетовидных очертаний, отчего членения фасада приобретают более крупный масштаб и большее ритмичное единство

-крутая кровля с восьмигранными пинаклями

Скульптурное убранство фасада ратуши в Брюгге стало примером для последующих построек этого рода. Простенки между окнами украшены в три яруса попарно расположенными статуями. Каждая фигура поставлена на отдельную консоль, а сверху снабжена своеобразным коническим балдахином. Подобными же статуями украшены грани массивных пинаклей. Всего таких статуй на сравнительно небольшом фасаде около пятидесяти, но благодаря их мастерскому расположению не возникает ощущения чрезмерной перегруженности, и в целом несколько тяжеловесное здание ратуши производит внушительное впечатление.

Ратуша в Лувене. 1448-1463. Архитектор Матейс де Лайен.

- нет акцентировки внимания на главном фасаде как в Брюгге, и можно обойти здание с трёх сторон

- вертикальная устремлённость

- высокие фронтоны, многогранные башенки, многогранные пинакли

Редкое изящество силуэта, сказочное богатство архитектурного и скульптурного декора фасадов.



Ратуша в Антверпене. 1560-е. Первая целиком в классических формах из сохранившихся. Архитектор Корнелис Флорис.

- план – растянутое вширь каре с узким внутренним двором

- но всё равно господство главного фасада

- повышенная центральная часть

- нижний этаж разделён арочными проёмами

- пилястры, балюстрады, карнизы

- высокая кровля

24. Архитектура Возрождения в Германии

В Германии в XV-XVI вв не сложилось условий для развития большого национального стиля, нем.В. было порождено городской культурой, в которой главную роль играло бюргерство с его гильдейской организацией и незыблемыми устоями цехового строя. Сравнительно поздно развившийся нем.Р.приобрел в условиях реформации значение одного из средств борьбы против экспансии барокко. Строительная техника прогрессировала вяло. В городах Северной Германии еще в 15в. преобладали неоштукатуренные кирпичные постройки, в Южной Германии — оштукатуренные кирпичные здания в сочетании с естественным камнем, украшенные на фасаде живописью, а в лесистых горных районах Средней Германии — фахверковые постройки. Эти методы строительства в основном не изменились, но фахверк в 16 и начале 17 в. переживал период своего художественного расцвета. Наиболее крупные фахверковые сооружения достигли в это время небывалой до того монументальности, как например Цеховой дом мясников на рыночной площади Гильдесгейса (не сохранился) – образец стойкости средневек.худ.традиций, воплощенных в конструкциях фахверка. Широкое распространение получила облицовка внутренних помещений деревянными панелями, отвечающая характерному для той эпохи стремлению к пышности и комфорту.

Аналогичный большой цеховой дом создали суконщики в Брауншвейге путем повторного расширения небольшого основного здания. Особенное впечатление производит восточный фасад, построенный в 1591 г. Бальтазаром Кирхером. Горизонтальное членение фасада сильными карнизами уравновешивается средней осью. Скульптурные украшения несколько ослабляют ясность членений. Это прекрасное здание также служит примером самостоятельной творческой переработки заимствованных из Италии идей ренессанса на немецкой почве.

Композиция жилого дома в Эппингене глубоко связана с традиционным народным жилищем (нависающие ярусы фахферка на консолях). Широкая расстановка стоек, поддерживающих ригели, и применение подкосов – южный вариант фах-х констр. Тончайшая резьба орнаментальных мотивов – ренессанс.

В дальнейшем фахверк усложнялся в соответствии с общей тенденцией обогащения архитектуры зданий. На выступающих поперечных брусьях, на концах балок и опорных кронштейнах размещались укращения в виде раскреповок, профилей, орнаментальной и фигурной резьбы. В Аугсбурге и других городах Южной Германии, где преобладали оштукатуренные кирпичные строения, стали применять роспись фасадов с нарисованной фантастической архитектурой (колоннами, балюстрадами) и фигурами. Украшались и кирпичные дома северных городов. Здесь применялись карнизы, в которые нередко вставлялись медальоны со скульптурными п ортретами, а окна иногда обрамлялись терракотовыми плитами с богатым орнаментом и фигурами.

На фасадах каменных домоа применение ордерных форм часто подчинялось традиционным схемам расположения элементов фахверка, как это видно на примере дома в Гамельне. В декоративной обработке щипца использованы детали, навеянные образцами голландской архитектуры

Порталы бюргерских домов повсеместно стали богаче; они украшались фамильным гербом или эмблемой профессии владельца дома. Тем самым бюргерство нарушило привилегию дворянства.

В северо-западной Германии главное жилое помещение бюргерского дома расширялось устройством «фонарей» с обращенными во все стороны окнами, из которых открывался удобный вид на улицу и которые стали предпочтительным местом пребывания всей бюргерской семьи. В Южной и Средней Германии тот же результат достигался при помощи выступающих эркеров. Фонари и эркеры располагались соответственно внутренней планировке жилого здания и подчинялись господствующему принципу асимметричной композиции XV и XVI. вв. В монументализированной форме они применялись и в ратушах, где эркер проходил через несколько этажей и заканчивался башенкой с остроконечной шлемовидной крышей.

Первым (да и последним, в принципе) немецким церковным сооружением с применением форм, заимствованных из архитектуры итальянского ренессанса, является часовня Фуггеров в Аугсбурге (1509—1518 гг.), которую банкир Якоб Фуггер. построил у западного фасада церкви св. Анны в качестве усыпальницы для своей семьи.

25. Архитектурное творчество Джан Лоренцо Бернини.

Джовани Лоренцо Бернини (1598-1680 г.) – сын художника и скульптора из Тосканы, был крупнейшим мастером Римского барокко, идеал – Микеланджело. Архитектурным работам предшествовало «пограничное» произведение – по заказу папы Урбана VIII он с помощниками исполнил из золоченой бронзы киворий (надгробную сень) над захоронением апостола Петра в римском соборе св. Петра – манифест нового этапа стиля расцветающего барокко.

Б принял участие в строительстве нескольких римских дворцов, прежде всего палаццо Барберини (сначала как помощник Мадерны, а потом создал фасад центральной части в виде 3-х ярусной ордерной аркады). Характерный прием – подчеркивание перспективной глубины проемов 3 этажа с помощью сужающихся откосов и конической поверхности арок – предвосхищает использование средств искусственной перспективы.
Н а обращенном к площади фасаде палаццо ди Пропаганде Фиде центральное деление сильно акцентируется вогнутым очертанием стены и усложненным обрамлением портала, но в позднейших дворцовых постройках, таких, как палаццо Монтечиторио и палаццо Киджи-Одескальки, фасады становятся все более сдержанными, подчеркивание средней оси ослабевает, и лишь преувеличенные размеры венчающих антаблементов и отдельные детали говорят об их барочном происхождении.

В композиции дворца Монтечиторио сказалось свойственное всей архитектуре барокко внимание к градостроительному положению здания. Весь его длинный главный фасад изломан соответствии с очертаниями площади, на которую дворец ориентирован, и с направлением примыкающих улиц. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед. Крылья постепенно отступают. Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены. Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами.

Палаццо Киджи – Одескальки первоначально имело симметричную композицию с семипролетным центральным ризалитом и боковыми крыльями. Бернини удлинил правое крыло, обработав и его пилястрами большого ордера. В результате дворец получил 13 пролетов и два портала.




Гигантская овальная колоннада – крупнейшее сооружение Рима. Она состоит из 284 колонн и оформляет площадь перед собором Святого Петра. Форма площади состоит из овальной и трапециевидной частей. Главной целью была возможность каждого человека на площади увидеть балкон главного собора, с которого Папа благословляет всех собравшихся на этой площади.



Скала Реджа (или Королевская лестница (1663—1666)) в исполнении Бернини связывала дворцы Ватикана с собором и площадью Св. Петра. Принцип театрального сокращения перспективы.

Т акже Бернини построил три церкви. Характерно, что все они — центрические купольные сооружения. Церковь в Кастельгандольфо крестообразная, равноконечная. Это ренессансное по композиции и духу сооружение с барочным высоким куполом.

Церковь в Аричча представляет в плане круг, окруженный капеллами. Весь цилиндрический объем, как в Пантеоне, замкнут большим куполом. К цилиндру приставлен арочный портик. По замыслу архитектора объем вписан в очень тесный двор, причем здания охватывают церковь с трех сторон, оставляя открытой только сторону портика.

Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме. Это – центрическое купольное сооружение на эллиптической основе, вход и противолежащий главный алтарь располагаются не по большой, как обычно, а по малой оси овала. В результате внутреннее пространство получило развитие не вглубь, а по ширине помещения. Форма купола снаружи не выявлена, вход выделен монументальным порталом с фронтоном и приставленным спереди полукруглым в плане двухколонным портиком малого ордера. Ритмический ряд устоев, соединенных антаблементом и обходящих вокруг все основное пространство церкви, нарушен по короткой оси овала, где вместо обычной ячейки с капеллой образованы более широкие входная и алтарная ниши. Купол, сплошь покрытый шестигранными, уменьшающимися кессонами, дополнительно расчленен ребрами, поднимающимися от каждого устоя вверх, к узкому венчающему фонарю. В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. Вся нижняя ордерная часть церкви покрыта темным мрамором, а окрашенный в белый цвет купол отделан золотом.


написать администратору сайта