Философия Зададие 2. Основные понятия онтологии
Скачать 32.64 Kb.
|
1) Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. Иногда термин «онтология» (метафизика бытия) употребляется в противоположность термину «генология» (метафизика единого). Основные понятия онтологии: бытие, сущее, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Бытие́ — в самом широком значении — существование. Относительно человека, бытие это все его действия, повседневные, деятельность как биологического организма, так и индивида на ментальном уровне, при взаимодействии с окружающей средой. Кем человек является, кто он есть или кем бы мог быть, относится к пониманию Бытия в общем смысле. Бытие в природе — это существование предметов, физических, реальных, также природных сил (стихий), гравитации, физических законов. Основные формы бытия Бытие есть все то, что существует в действительности. Действительность (реальность) – это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Материальное бытие – существование материальных, природных вещей, тел, обладающих протяжённостью, массой, объёмом, плотностью. Идеальное бытие – субъективное (индивидуализированное) духовное бытие, представленное идеями и образами, рожденными сознанием человека; и объективное (внеиндивидуальное) духовное бытие (Бог, Абсолют, Мировой Разум). Бытие человека – существование человека как единства материального (природного) и духовного (индивидуального); бытие человека в мире вещей (объективное бытие) и бытие человека самого по себе (субъективное бытие). Социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие самого общества. Действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, называют объективной реальностью или ноуменальным бытием (от слова «ноумен» – вещь сама по себе). Продукты деятельности нашего мозга – мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания – тоже являются действительностью, которую называют субъективной реальностью или феноменальным бытием (от слова «феномен» – явление, данное в опыте. Практика доказывает, что бытие есть единство субъективной и объективной реальности. Философская проблема состоит в том, какое из них первично. Этот вопрос восходит к основному вопросу философии, к его онтологическому аспекту – к первичности материального бытия или духовного. Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируются в категориях «материя» и «сознание». Материя – философская категория, означающая природную первооснову материального бытия. Сознание – философская категория, означающая духовную первооснову идеального бытия. 2) Гносеология, или учение о познании — это раздел философии (см. Философия), изучающий возможности познания мира человеком (см. Познание), структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы (см. Знание). Наряду с термином «гносеология» широко используется также термин «эпистемология», который образован от греческого слова: επιστήμη — знание (см. Эпистемология), однако ряд авторов относит к эпистемологии только изучение научного познания (см. Наука). В русскоязычной философии, наряду с указанными, закрепился термин «теория познания». Информация — осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Будучи философской дисциплиной, гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания, рассматривая их в контексте человеческого бытия. В развитии философии гносеология играла ведущую роль, поскольку обосновывала и оценивала различные характеристики бытия, определения природы, общества и человека, нормы и критерии научного познания. В связи с тем, что познание традиционно считалось наиболее важным компонентом деятельности человека (см. Деятельность), а познавательная деятельность высоко оценивалась в культуре (см. Культура), гносеология выступала отправным пунктом для объяснения структур и связей человеческого бытия, задавая ценностные ориентации для других разделов философии, а затем и для отделяющихся от философии наук. Современная гносеология опирается на данные специальных [когнитивных] наук о знании и познании, взаимодействует с ними, стимулируется рассматриваемой в них проблематикой, не теряя в то же время своей специфики философской дисциплины, вписывающей феномен познания и знания в общий контекст бытия человека в мире. Поскольку специфика философии как формы мировоззренческого сознания заключается в рационально-рефлексивном подходе к своему предмету, анализ способности человека адекватно познавать мир и ориентироваться в нём, осознавать своё место и назначение в этом мире выступает как необходимая предпосылка достаточно развитой философской мысли. Осмысление онтологической, антропологической, этической и другой проблематики в философии по необходимости предполагает рефлексию над способами и возможностями такого осмысления, то есть движение мысли в предметном мировоззренческом содержании философии включает рефлексивное «измерение», анализ способов и возможностей постановки, рассмотрения и решения соответствующих философских проблем. Таким образом, теоретико-познавательная проблематика объективно присутствует в любом философском мышлении. Рефлексивное выделение этой проблематики в «чистом виде» (что такое знание и познание, каковы его формы, насколько оно адекватно по отношению к своему предмету и так далее) из предметного содержания философии и конституирует теорию познания как специальную философскую дисциплину, что происходит уже на весьма высоком уровне дифференциации философского знания. В этом смысле было бы некорректно рассматривать формирование гносеологии как результат некой экстраполяции философской мысли на сферу познания по аналогии с её распространением на природу, общество и вообще любые области действительности. Содержание учения о познании имманентно философско-мировоззренческому сознанию, концентрирующемуся на универсальных, «предельных» вопросах отношения человека и мира. Оно возникает внутри этой проблематики, в чём и заключается его специфика сравнительно со специально-научными когнитивными дисциплинами. Эта органическая связь проблематики гносеологии с исходной мировоззренческой проблематикой философии обрекала на неудачу попытки в условиях наступления науки на предметное содержание философии «спасти» последнюю за счёт её сведения к исследованию знания и познания, то есть к собственно гносеологии. Такие попытки очевидно несостоятельны, поскольку, будучи вырванной из философско-мировоззренческого контекста, гносеология теряет свой предмет и замещается специально-научными когнитивными дисциплинами. Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира (природы). Зна́ние — результат процесса познавательной деятельности (познания). Познавая мир, человек приобретает знания. Процесс познания является основным предметом теории познания - гносеологии. Знание как таковое является предметом теории знания - эпистемологии. Формы познания Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное. Научное Основная статья: Научный метод Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности. Художественное Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы. Философское Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Мифологическое Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях. 3) Слово личность в английском языке происходит от слова персона. Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие личность был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая личина, общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие личность, в первую очередь, связано с социальной сущностью человека. Слово личность широко используется в повседневном общении наряду с понятиями человек, индивид, индивидуальность, которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие личность. Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие человек используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду. Основные характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания. Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием индивид. Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Общие характеристики индивида: целостность психофизической организации организма; устойчивость по отношению к окружающей действительности; активность. Иначе, можно сказать, что индивид - это конкретный человек от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека. Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Сложнее определить понятие индивидуальность, потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности. Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. С помощью понятия индивидуальность чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются. Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость. Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет. Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты". Выделяют первичную и вторичную социализацию. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6–10 лет), младший подростковый (10–12 лет), старший подростковый (12–14 лет), ранний юношеский (15–17 лет), юношеский (18–23 года) возраста, молодость (23–30 лет), раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость (40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет), старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Каждый возрастной период жизни человека вносит свой вклад в формирование личности и ее становление. -Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. Целью данного исследования становится теоретическое осмысление накопленных материалов о личности как предмете научно-философского поиска. Если говорить о личности с точки зрения философии, то личность следует отличать от индивида, просто обладающего неким набором биологических признаков, характеризующих его принадлежность к тому или иному биологическому виду. Индивидуальность признается совокупностью черт, которые образуют своеобразие индивида, его отличие от других индивидов, его определенную уникальность. Но в представлениях современных философов личность не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. При сопоставлении философских концепций обнаруживаются различные ее понимания. Личность определяется как духовно-телесная единая целостность, которая характеризует каждого человека, при условии его становления субъектом жизнедеятельности, обладающим самосознанием, т.е. сознанием собственного «Я», будучи самостоятельным, свободным и ответственным за самоосуществление в перспективе своей жизни [1]. Личность воспринимается субъектом, «автором» жизни, определяющим ее цели, смысл, идеалы, направляющим себя к их реализации. Счастье в его широком философском осмыслении связано с успешным осуществлением того, что понимается под смыслом жизни, что сопровождается положительной личностной самооценкой, удовлетворенностью общим течением жизни в целом. Отсюда делается практический, но не однозначный вывод: не может быть счастливой жизнь, не имеющая смысла [10]. Человеческая личность появляется, формируется, существует и проявляется в общении с другими людьми (личностями). Cубъектные отношения, общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге, являются фундаментальными факторами бытия личности, утверждающими ее значимость и достоинство. Кроме того, личность, включенная в нормативно регламентированные социальные отношения, выступает носителем общественных функций и ролей [2]. Их предписывают личности пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, род занятий, имущественный статус, властный авторитет и т.д. Личность обладает автономным «Я» как субъект многообразной активности, что препятствует ее отождествлению с ее разными ролями. Важным моментом для обеспечения автономии личности являются ее нравственно-моральные качества, которые пробуждают самосознание к сохранению и возвышению достоинств личности. Личность каждого отдельного человека есть носитель исполнения нравственного долга, принадлежит миру свободы, индивид детерминирован природными и реже - социальными закономерностями, принадлежит миру природы (миру необходимости) [4]. Структура личности: 1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки); 2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение); 3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения |