Главная страница
Навигация по странице:

  • 479. Незначительная роль права.

  • 480. Конфуцианство. Преобладание ритов.

  • Сохранение традиционных идей.

  • 484. Коммунистический Китай.

  • Первые годы: советский путь.

  • Отказ

  • 487. Эволюция китайского коммунизма.

  • 489. Развитие законодательства.

  • Rev.

  • 490. Китайская концепция международного права.

  • Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно. Основные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеОсновные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains
    АнкорДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.doc
    Дата28.09.2017
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно.doc
    ТипДокументы
    #9039
    страница30 из 34
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34
    Глава 1. КИТАЙСКОЕ ПРАВО

    478. Космогонический строй и гармония. Традиционная для Китая концепция общественного строя, развивавшаяся до XIX века вне како­го-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной кон­цепции. Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы, — постулат о существовании космогонического строя, в котором взаимо­действуют земля, небо и-люди2. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди — хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет в мире порядок или, наоборот, беспорядок.




    ' Кроме Малайзии и Бирмы, находившихся под английским господством. Обычное право этих стран, испытавшее влияние ислама и индусского права, было во многих отношениях точно скопировано по моделям общего права.

    2 См. Gernet J. Le monde chinois. 1972; Going H. Die historischen Grun-diegen der europeischen Rcchtseinheit, Jahrbuch. dcr Max-Planck Gesellschaft zur Forderung dcr Wisscnschaften. 1973. P.24—36.

    23* 355



    Гармония, от которой зависят равновесие в мире и счастье людей, предстает в двух аспектах. Во-первых, как гармония между челове­ком и природой. Поведение людей должно соответствовать естествен­ному порядку. Чтобы избежать эпидемии, неурожая, наводнения и землетрясения, а также совершая те или иные действия обществен­ного и личного плана, следует учитывать расположение планет, вре­мя года и т.п. Правители должны особо подавать пример жизни в со­ответствии с естественным порядком: это их основная задача. Добродетель и мораль — более важные качества правителей, чем их практические познания.

    Во-вторых, гармония необходима в отношениях людей друг с дру­гом. В общественных отношениях на первом плане должны нахо­диться идея согласия, поиски консенсуса. Следует избегать осужде­ний, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы «растворяться», а не решаться. Предложенный выход должен быть свободно принят участниками, считающими его справедливым, и при этом никто не должен «потерять лицо». На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.

    479. Незначительная роль права. Вследствие таких взглядов ки­тайцы отрицательно относятся к нашей идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого — стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. К юристам китайцы относятся с недоверием. Ис­пользуя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достиже­нию компромиссов. Хотят они того или нет, но тем самым они спо­собствуют недостойному поведению, несовместимому с интересами общества. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непо­мерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению'.

    Законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. Их полезная роль ограничивается тем, что они пред­лагают образцы поведения и предостерегают тех, кто повел бы себя антиобщественным образом. Однако речь не должна идти о букваль­ном следовании законам; при их исполнении и применении должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы зако­ны вообще не применялись и судебные решения не выносились.

    Традиционная китайская концепция не отрицает права, но пола­гает при этом, что оно для варваров2, для тех, кто не заботится о мора-

    ' См.: Tsien. La responsabilite civile delictuelle en Chine populaire // Re­vue intemationale de droit compare. 1967. N 4. По традиции спорные вопросы решаются на основе чувства гуманности, затем — ритов, затем — разума и лишь после всего этого может последовать обращение к праву.

    2 Согласно легенде, право (фа) изобрел варварский народ, называвший­ся миао в, XXIII веке до нашей эры; бог затем истребил этот народ (см. Bod-de О., Morris С. Law in Imperial China. 1967).

    356

    ли, для неисправимых преступников, наконец, для иностранцев, кото­рым чужда китайская цивилизация. Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения так, как ему подсказывает смысл, следуя не праву, а соглашению и гар­монии. Эту гармонию легко восстановить благодаря тому, что китайцы воспитаны так, что ищут причины конфликта не в злой воле или не­способности противника, а в своих собственных ошибках, нерадении, оплошности. В атмосфере, где каждый готов признать свои ошибки, людей нетрудно заставить пойти на уступки и согласиться на вмеша­тельство посредника; страх перед общественным мнением может при­дать этому согласию принудительный характер'.

    Ряд факторов еще более усугубляет неприязнь к праву. Среди них на первом плане — плохая (быть может, умышленно плохая) органи­зация правосудия, что отнюдь не волнует власти2. Чиновник, на кото­рого возложено вершить правосудие, весьма далек от тяжущихся, так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой про­винции и поэтому плохо знает местные наречие и обычаи. Его слу­жащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррум­пированы, они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда весьма сомнителен. «Выигранный процесс — потерянные деньги», — говорит народная поговорка. Все это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путем внесудебных процедур.

    480. Конфуцианство. Преобладание ритов. Тип общества, кото­рый существовал в Китае и всячески поддерживался в течение веков, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общест­ва — это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответ­ствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, кото­рый житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

    В этой статичной концепции общества в качестве основных при­нципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерар­хии, запрещение любых эксцессов и возмущений. Да и власти осте-

    ' См. Vu Van Май. Influence du bouddhisme sur Ie droit // Revue Asienne de droit compare. P. 3—26.

    2 В VII веке император Кан Ши открыто заявлял: «Число тяжб беспри­мерно возрастет, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость... Половины наших подданных не хватит, чтобы ре­шать споры другой половины. Поэтому я требую, чтобы с теми, кто обращает­ся в суд, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к праву и тряслись от страха от одной мысли предстать перед судьей» (пит. по Van der SprenKel S. Legal Institutions in Manchu China. 1962. P.77).

    357

    регались править по произволу: они сами были воспитаны в уваже­нии к ритам, а кроме того, их сдерживали моральные установки, тре­бовавшие сперва объяснить, а потом приказывать, выступить в качес­тве арбитра, а уж потом судить, предупредить, прежде чем наказать'.

    Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста экзамены литературного характера. Они не знали права и ру­ководствовались советами своих чиновников, принадлежащих к на­следственной касте. Людей, сведущих в законе, презирали, и если со­ветовались с ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юрис­та, оставившего в ней след.

    481. Шкота легистов. Этот традиционный подход был оспорен, но весьма своеобразно. В истории Китая выделяется период сражаю­щихся царств. В это смутное время — III век до нашей эры — школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основы­ваться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды легис­тов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих зако­нов; правитель должен знать их, а подданные — строго исполнять. Это была концепция права и закона, близкая к преобладавшей на За­паде, но не лишенная, по выражению Ж. Эскарра, «некоторой наив­ности»2.

    Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большин­ства китайского населения. Они слишком отклонялись от укоренив­шихся представлений и поэтому имели лишь временный успех. Легистам не удалось утвердить в Китае понятие постоянно действую­щих правовых норм и суверенного закона.

    При династии Хан (206 г. до нашей эры) конфуцианство снова возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Монголы-завоеватели в XIII веке могли выразить свое презрение к этому уче­нию, отнеся его проповедников вместе с проститутками и нищими к десятому, последнему разряду населения. Но это преходящее явление не оставило большого следа, конфуцианская мысль господствовала вплоть до нашего века, и право не интересовало китайцев, предпочи­тавших иные пути реализации справедливости. Общественный строй ' основывался на ритах, и закон играл лишь второстепенную роль3. Чтобы узнать нормы, которыми реально руководствовались в сфере, которую мы бы назвали частным или гражданским правом, следует

    ' См. Tsien. Op. cit. P. 432.

    2 Escarra J. Lc droit chinois. 1936. P. 55.

    3 См. T'ung-tsu-ch'u. Law and Society in Traditional China. 1961. («Цель права — сохранить статус каждой семьи, а не определять, что хорошо и что плохо».)

    358

    абстрагироваться от закона и руководствоваться только обычаем'. Китайские кодексы, которые появлялись после воцарения династии Хан, содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила по­падали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уго­ловные санкции2. Тот, кто, добиваясь осуществления своих интересов в области частного права, просил государственного вмешательства, должен был винить другую сторону в совершении уголовно нака­зуемого деяния. Общественное мнение осуждало такой способ дейст­вий, и тот, кто не мог доказать выдвинутое обвинение, сурово нака­зывался.

    482. Кодификация. Идея «общества без права» как будто была поставлена под сомнение революцией 1911 года. После провозглаше­ния республики велась редакционная работа по созданию кодексов. Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929—1931 годах. Гражданский процессуальный ко­декс —в 1932 году. Земельный кодекс — в 1930 году3. Во всяком слу­чае внешне китайское право европеизировалось и вошло, как это полагают многие изучавшие его, в семью правовых систем, основан­ных на римском праве.

    483. Сохранение традиционных идей. Однако за этим фасадом продолжали существовать традиционные понятия и, за немногими исключениями, именно они преобладали в реальной действительнос­ти. Труды нескольких человек, желавших вестернизации своей стра­ны, не могли немедленно перестроить китайское мышление и укоре­нить в течение нескольких лет в умах юристов и китайского населения романскую концепцию права, разрабатывавшуюся более тысячи лет юристами Запада. Кодексы и законы применялись в Ки­тае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству спра­ведливости и приличиям. Практика игнорировала законы, как только они нарушали традицию. В суды не обращались потому, что люди не знали своих прав, или потому, что они не хотели заслужить неодоб­рение общества. Общественные отношения, таким образом, практи­чески регулировались так же, как и прежде. Обращались ли в исклю­чительных случаях в суды? Даже в этих случаях часто получалось так, что китайские судьи выносили решения по стандартам конфуци-

    См. McAleavy H. Chinese Law // Derrett J. Op. cit. P. 105—130.

    2 Первые кодексы утеряны. Из сохранившихся самый старый датирован VII веком нашей эры (династия Тан). Кодекс разделен на две части: первая — уголовное право (лю), вторая — административные правила (лин). После па­дения империи действовал кодекс, именуемый Татзин Люли, опубликованный в 1648 году. Его первая часть содержала 457 норм (лю), которые около 1800 года были исправлены и дополнены еще 1800 нормами, содержащими правила применения (ли). Все нормы были разбиты на шесть разделов в зависимости от того, какой из шести органов высшего управления они интересовали.

    3 Эти кодексы продолжают действовать на Тайване.

    359

    анства, вместо того чтобы применять нормы писаного права: они от­казывались выселить нанимателя из помещения, так как он беден и ни в чем не виноват, тогда как собственник богат и не нуждается в сданном помещении; они предоставляли отсрочку должнику, если он был в трудном положении. В результате принятия новых кодексов, как того и опасались, увеличилось число судебных процессов, и это казалось китайцам признаком упадка. Возврат к конфуцианству ка­зался желательным даже самым передовым умам'.

    484. Коммунистический Китай. В результате победы коммунис­тической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 г. стал Народной республикой. Как и Советский Союз, он руко­водствуется идеологией марксизма-ленинизма. Однако положение Китая существенно иное.

    Советский Союз и страны народной демократии в Европе легко пришли к необходимости принципа законности в переходный пери­од. В этих странах в течение веков признавалась первенствующая роль закона, который и был использован для создания и организации нового общества. В Китае, наоборот, принцип законности лишь на­чинает утверждаться, преодолевая традицию2. Хотя в Китае отказа­лись ныне от учения о связи между гармонией в обществе и поряд­ком вещей в природе, тем не менее страна в большей степени, чем Советский Союз, подготовлена к тому, чтобы моральное воспитание и воспитание гражданской добродетели вытеснили методы, основан­ные на праве.

    485. Первые годы: советский путь. В 1949 году были отменены все ранее изданные законы и декреты и упразднены суды. Надо было создавать что-то новое.

    В первые годы после прихода коммунистов к власти могло сло­житься впечатление, что они, хотя и с неохотой, признают важность права и закона, видя в них самый эффективный, быстро действующий инструмент перестройки общества.

    Органические законы 1949 года, которые предусматривали воссо­здание правовой системы, исходили из советской модели. На Верхов­ный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической за­конности. В 1950—1951 годах были изданы крупные законы: о бра­ке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др. Была создана кодификационная комиссия, которая приступила к подготовке кодексов.

    Большие затруднения возникали, однако, в связи с отсутствием достаточно подготовленных юристов. Функции судов зачастую вы­полняли органы полиции и государственной безопасности. Наряду с народными судами общей компетенции действовали особые суды.

    ' Chu-Ching. On the Reconstruction of the Chinese System of Law. 1947. 2 Shao-Chuan Leng. Justice in Communist China. 1967.

    360

    Над самими же народными судами довлели органы исполнительной власти- С трудом происходило создание прокуратуры; поскольку от­сутствовало законодательство, она не знала, что должна делать. В 1952—1953 годах принцип законности, и так утверждавшийся с тру­дом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права от по­литики, независимость судей, юридический формализм, принцип не­придания закону обратной силы, давность, принцип «нет наказания без закона».

    Тем не менее от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге восторжествовать. Эту тенденцию подтвердила Конституция 1954 года, построенная по модели советской Конституции 1936 года*. В том же году были реор­ганизованы суды и прокуратура. В 1957 году действовало более 2700 народных судов. Постановление 1954 года содержало гарантии про­тив ареста и задержания.

    486. Отказ от этого пути: марксизм-маоизм. После 1957 года, когда обнаружились первые трения с Советским Союзом, китайская революция взяла другой курс. В 1960 году произошел полный разрыв с СССР. Хотя китайская критика была сконцентрирована на совет­ском руководстве, которое пришло на смену Сталину, в действи­тельности в Китае была отброшена вся политическая линия, которой следовал Советский Союз начиная с 1917 года. В СССР были нацио­нализированы средства производства. Эта фундаментальная мера, предусмотренная марксистским учением, и была осуществлена в Ки­тае. Но национализация — это еще не все. Маркс и Ленин хорошо понимали это, когда говорили о необходимости создания нового ме­ханизма производства. Стремясь к быстрому развитию производст­ва, советские руководители не отказались от многого из того, что обеспечивало производительность при капитализме. Китай отказал­ся от этой модели, трактуемой как государственный капитализм, и выступил против «советских ревизионистов», которые, как утвержда­лось, подменили борьбу за полное освобождение рабочего класса и всего человечества «борьбой за гуляш».

    Таким образом, приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общес­твенных отношений, исключающих всякую возможность и даже же­лание эксплуатации. Главное — не развитие важных секторов эконо­мики (например, тяжелой индустрии), а то, что народные массы осознали, что произошел коренной перелом и никто не является больше объектом эксплуатации. Интеллектуальная элита (инженеры, администраторы, лица свободных профессий) не будет отныне стоять над пролетариатом. Рабочие должны участвовать в управлении пред­приятием, а директора и инженеры — в производственном процессе,

    ' Конституция 1954 года содержит широкую декларацию прав, а ее ст. 78 гарантирует независимость судей.

    361

    с тем чтобы преодолеть разрыв между работниками умственного и физического труда. Был предпринят и рад других мер эгалита-ристского характера, а экономический критерий производительнос­ти был заменен политическим с учетом того, насколько преданно и старательно участвует каждый в выполняемой сообща работе. Опла­та определялась коллективом, причем работник должен был сам по совести сказать, на что он вправе претендовать.

    Еще в одном отношении китайский путь в тот период отличался от советского. Допускалось, что в компартии могут быть правое кры­ло, центр и левое крыло. Такого рода предложения рассматривались как нормальные и, более того, необходимые для любого живого орга­низма. Признавалась опасность «склероза» партии — отрыва ее ру­ководителей от массы и возврата в целях личной выгоды на путь рес­таврации капитализма. С позиции терпимости никто из противников не рассматривался априори как неисправимый.

    Конституции, принятые в 1954, 1975 и 1978 годах, закрепили коммунистический режим в стране и господствующую роль госу­дарства. Оно выступает как государство идеологическое и бюрокра­тическое. В 70-е годы произошла «культурная революция» — волна насилия, имевшая целью полностью отбросить конфуцианство. Гоне­ниям подвергся интеллектуальный слой общества, практически из­гнанный из общественной жизни. Во главу угла были поставлены классовая борьба и утверждение социалистического пути. Все это происходило под лозунгами опасности капитализма и империалисти­ческой агрессии.

    Конституция 1975 года (очень краткая, всего 30 статей), предель­но идеологизированная, закрепила великие коммунистические при­нципы Мао Цзэдуна, государственный способ производства, особую роль пролетариата.

    487. Эволюция китайского коммунизма. В 1976 году была арес­тована «банда четырех» — государственных руководителей, причаст­ных к проведению «культурной революции», и другие ее лидеры. К концу 1984 года наметились изменения — 20 миллионов человек вер­нулись из заключения на свободу. Интеллигенция после многих стра­даний и издевательств вновь обрела положение, которое позволяло использовать ее компетенцию и знания.

    Начиная с 1970 года складывается новая политика. Это была по­литика прагматичного и гибкого Дэн Сяопина, выраженная в его зна­менитой формуле: «Неважно, какая кошка — белая или черная, — если она ловит мышей». Разумеется, были сохранены социалистичес­кие принципы, роль коммунистической партии, государственная цен­трализация и др. Однако перед лицом экономического провала, к ко­торому привела политика Мао, требовались реформы. Улучшение экономической ситуации было невозможно без политических изме­нений, и они начались с сентября 1980 года. Новая политика прежде всего отказалась от идеи о том, что «культурная революция» и клас­

    362

    совая борьба — это основополагающие принципы построения китай­ского социализма. Дэн Сяопин настаивал на модернизации четырех ведущих секторов: сельское хозяйство, промышленность, националь­ная оборона, наука и технология.

    В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государ­ству, что повысило их жизненный уровень. Крестьянам было также разрешено продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности.

    Тяжелая индустрия осталась в рамках централизованного плана, но легкая промышленность и сфера обслуживания в результате де­централизации получили самостоятельность. Некоторые маленькие предприятия, например рестораны, эксплуатировались как частные, с ограниченным использованием наемных работников. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвес­тиций, в частности в 1979 году издан закон о совместных предпри­ятиях, образованы четыре свободные экономические зоны'. В стране созданы условия для привлечения иностранных экспертов и специа­листов, а также для обучения молодых китайцев за рубежом. Сущес­твенно изменилось высшее образование. В 1975 году в Китае было четыре юридических факультета, причем весьма слабых. В 1986 году в более чем 20 университетах имелись факультеты права. Срок обу­чения — четыре года, и оно охватывает широкий круг обязательных и факультативных предметов. Большая проблема — нехватка про­фессоров права и комплектование библиотек2.

    488. Конституция. В 1982 году была принята четвертая Консти­туция. В ней отражены основные идеи реформы, предпринятой Дэн Сяопином. В ее преамбуле говорится о тех усилиях, которые Китай должен сделать в последующие годы, чтобы осуществить модерниза­цию промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и технологий.

    Для этого в ст. 18 содержится разрешение иностранным предпри­ятиям или частным зарубежным инвесторам сотрудничать в разных формах с китайскими предприятиями и другими экономическими ор­ганами в соответствии с законами Китайской Народной Республики. В ст. 6—12 закреплен приоритет государственной экономики, а так­же коллективных форм экономики. Земля принадлежит государству или коллективным органам, но производителям — членам коллек­тивных хозяйств разрешено обрабатывать землю для личного исполь­зования в пределах, установленных законом. В этих статьях предус­мотрена также возможность деятельности небольших частных предприятий в городах и в сельской местности (также в пределах, ус-

    ' Тао J. Le commerce avec la Chine. 1987.

    2 Han De Pet et Kanter: Legal Education in China. 32 Am. Joum. of сотр. Law.543.

    363

    тановленных законом) как дополнение к господствующей государ­ственной социалистической экономике. Статьи 35—56 говорят о правах и обязанностях граждан, как-то: свобода слова, прессы, объ­единений, собраний, митингов и демонстраций. Каждый гражданин имеет право на труд, отдых, образование; он может приносить жало­бы на действия должностных лиц, получать возмещение за вред, при­чиненный ему государственным органом или должностным лицом в результате несоблюдения какого-либо из его основных прав. Статьи 57—135 значительно более детально очерчивают структуры государ­ственной власти, чем это делали предшествующие конституции. В частности, подчеркивается, что судьи должны осуществлять судебную власть в соответствии с законом, но на основе независимости: они должны быть свободны от воздействия административных и полити­ческих органов.

    489. Развитие законодательства. В этот новый период развития появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процесса, законы о гражданстве, патентах, о хозяй­ственных дотациях (1982 г.), о смешанных предприятиях (1979 г.), об иностранных предприятиях (1986 г.) и др.' В 1987 году вступили в силу «Основные принципы гражданского права», регламентирующие статус юридических лиц, сделки, обязательства, собственность. В 1980 году Закон о браке (он не входит в систему гражданского права) отменил Закон 1950 года, закреплявший старый, феодальный строй семейных отношений. В законе отчетливо видно стремление поощ­рять поздние браки, что должно способствовать решению демографи­ческих проблем; ст. 2 закона предписывает супругам обязанность «планирования семьи». Подтвержден принцип свободы брака, оба супруга должны выразить согласие на вступление в брак. В ст.9 про­возглашен принцип равенства супругов. Если оба согласны на развод и при этом договорились о судьбе и содержании детей, то такой по­любовный развод осуществляется с минимальными формальностями:

    достаточно обратиться к чиновнику, ведающему актами гражданско­го состояния, и заполнить соответствующий формуляр. Чиновник выдает супругам свидетельство о разводе, но при условии, если он найдет соглашение справедливым, а согласие на развод дейст­вительно соответствующим намерениям сторон. В этом случае дело о разводе передается в суд. Закон от 1 января 1986 г. посвящен насле­дованию.

    Уголовный кодекс 1980 года содержит 192 статьи и разделен на общую и особенную части2. Цели уголовного закона определены в ст.2: «Использование уголовной санкции для борьбы с контрреволю­ционной деятельностью и иными преступными деяниями и тем са-

    ' XU (Baikang) Panorama du droit chinois en viqueur. Rev. Int. Dr. Сотр. 1990. P. 885; Jingzhov Т. Le droit chinois contemporain. 1991.

    2 Wang. Les sources du droit de la Republiquc Populaire de Chine. P. 73.

    364

    мым защита режима диктатуры пролетариата, социалистической и иной коллективной собственности, индивидуальной собственности, признаваемой законом, прав граждан, демократических свобод и иных прав, охрана общественного порядка, производства, труда, вос­питания, научных исследований, обеспечение прогрессивного разви­тия, дорогу которому открыли социалистическая революция и социа­листическое строительство».

    Закон определяет составы преступлений и санкции, начиная от пребывания под общественным контролем и кончая смертной казнью. Тюрьма предстает как учреждение воспитательного плана, подобного школе или особому заводу, где отбывающие наказание пе­ревоспитываются.

    Этот интерес, проявившийся к праву, не дает основания забыть о вековых китайских традициях, в которых не было места праву. Ныне имеются законодательные тексты, студенты изучают право, но это от­нюдь не означает, что в реальной жизни идут судебные процессы, вы­носятся судебные решения, складывается судебная практика. Хотя и имеются суды и судьи, стороны конфликта обращаются не к ним, а к посредникам по месту жительства (квартальные советы). Нужны большие изменения менталитета, прежде чем появится, если это во­обще случится, подлинная китайская правовая система. Тем не менее начиная с 1976 года последовали существенные изменения, но невоз­можно предсказать, насколько длителен будет этот процесс.

    490. Китайская концепция международного права. Поиск при­мирения, применяемый во внутренних отношениях, представляется не менее желательным и в ракурсе международного права.

    В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная комиссия в рамках Совета по расширению международной торговли'. Предварительный регламент этой комиссии, принятый в 1956 году, соответствовал советскому образцу. Однако китайская практика да­лека от практики СССР и европейских социалистических стран. И здесь действует традиция и предпочитают искать пути для мирового соглашения, считая применение права крупной неудачей. По данным, опубликованным в ФРГ в 1960 году. Внешнеторговая арбитражная комиссия в Пекине рассмотрела 61 дело и ни одно из них не завер­шилось вынесением арбитражного решения, во всех случаях было до­стигнуто мировое соглашение. Правда, сам характер заключаемых в этой области договоров и неопределенность материального права, подлежащего применению, в значительной мере размывают границу между арбитражем и примирением. Однако различие сохраняется, и для китайцев весьма небезразлично, будет спор ликвидирован в ре­зультате соглашения сторон или путем решения, вынесенного авто­ритетным арбитром.

    ' См. Crespi-Reghizzi G. Legal aspects of Trade with China:The Jtalian Ex­perience // Harvard International Law Journal. 1968. № 9.

    365

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34


    написать администратору сайта