Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Les grands systemes de droit contemporains

  • Давид Р., Жоффре-Спинози К.

  • УДК 340.5

  • В.А.Туманов ВВЕДЕНИЕ 1. План.

  • Отдел I. Сравнительное право 2. Развитие сравнительного права.

  • 3. Дебют сравнительного права. Его современное значение.

  • 4. История, философия и общая теория права.

  • 5. Лучшее знание и совершенствование национального права.

  • Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно. Основные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеОсновные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains
    АнкорДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.doc
    Дата28.09.2017
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно.doc
    ТипДокументы
    #9039
    страница1 из 34
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    РЕНЕ Давид КАМИЛЛА ЖОФФРЕ-СПИНОЗИ

    ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

    Les grands systemes de droit contemporains

    10е edition 1992

    Rene David Camille Jauffret-Spinosi

    Professeur a I'Universite Pantheon-Assas (Paris II) Directeur de I'lnstitut de droit compare




    DALLOZ

    PEHE ДАВИД КАМИЛЛА ЖОФФРЕ-СПИНОЗИ

    ОСНОВНЫЕ

    ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

    СОВРЕМЕННОСТИ




    Москва

    «Международные отношения»

    1999

    УДК 340.5 (075) ББК 67 Я73 Д13

    Давид Р., Жоффре-Спинози К.

    Д13 Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с.

    ISBN 57133-0997-5

    В мировой юридической литературе книга известного французского ученого Рене Давида имеет высочайший рейтинг Она положила начало одному из основных аспектов сравнительного правоведения — комплексно­му изучению правовой карты современного мира

    Блестящая эрудиция, глубина научного обобщения, гуманные социаль­ные позиции автора делают книгу интересной для ученых-юристов, препо­давателей, студентов и тех, кто находится в поиске правовых знании

    УДК 340.5 (075) ББК 67 Я73

    ISBN 57133-0997-5 (Россия) ISBN 2-247.01379-1 (Франция)
    Editions Dalioz, 1992 Пер. на русск. яз. В.А. Туманова, 1997 Подготовка к изданию и оформле­ние изд-ва «Международные отноше­ния», 1999

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Предлагаемая вниманию читателей книга известного французско­го ученого Рене Давида «Основные правовые системы современнос­ти» принадлежит к числу тех немногих юридических трудов второй половины нашего века, которые с основанием могут быть названы классическими. Впервые изданная в начале 60-х годов, она неоднок­ратно переиздавалась на родине автора (каждый раз в доработанном виде), приобрела мировую известность и была переведена на немец­кий, английский, испанский, итальянский, португальский, финский, венгерский, турецкий, персидский и китайский языки. Счастливо сложилась судьба книги и в нашей стране: это ее третье издание в русском переводе (первое — в 1967 г.), сделанном с последнего французского издания, в которое Рене Давид успел внести ряд изме­нений и дополнений.

    Книга «Основные правовые системы современности» положила начало одному из основных аспектов сравнительного правоведения — комплексному изучению правовой карты современного мира. С ней связано и включение в программы юридического образования вы­сших учебных заведений разных стран мира (включая Россию) одно­именной учебной дисциплины. В мировой юридической литературе книга имеет высочайший рейтинг (определяемый по числу ссылок на книгу), а в российской юридической литературе, пожалуй, самый вы­сокий в сравнении с работами других зарубежных правоведов. У Рене Давида оказалось немало подражателей, тем не менее его труд неиз­менно занимает первое и особое место в этом списке.

    Такой рейтинг обусловлен прежде всего профессионализмом ав­тора, его блестящей эрудицией, глубиной научного анализа и обоб­щения. Не менее важны и исходные социальные позиции автора. Противник холодной войны и последовательный сторонник расшире­ния взаимопонимания и сотрудничества народов, он видел одну из главных задач сравнительного правоведения именно в этом.

    Рене Давид отрицательно относился к марксизму-ленинизму; его, видевшего в праве основу цивилизованной жизни общества, особен­но шокировали идеи примата политики над правом и отмирания пра­ва. И тем не менее, он первый в западной литературе, исходя из той же установки на взаимопонимание и сотрудничество народов, дал до­статочно объективное и развернутое описание правовой системы бывшего СССР по преимуществу в том виде, какой она приняла в 60—80-е годы.

    Рене Давид умер в 1990 году. Он успел в какой-то мере отразить в книге те изменения, которые внесли в советское право и право дру­гих бывших государств социалистической системы перестройка и распад этой системы. Разумеется, для видения сегодняшнего положе­ния дел, того, что сделал автор, явно недостаточно. Социалистичес­кое право как тип — в том виде, как видел его Рене Давид, и при том месте, которое он отвел ему в классификации правовых систем со­временности, — сегодня не существует. Профессор Камилла Жоф-фре-Спинози, которой Рене Давид вручил дальнейшую судьбу книги, выступая в качестве соавтора, не смогла модернизировать ее соответ­ствующие разделы. Справедливости ради отметим сложность данной задачи в свете масштабности и быстроты происшедших в России из­менений. Очевидно, решение оставить посмертные издания книги в последнем авторском варианте было правильным. Такой увидит ее и российский читатель. Хотя вторая часть — «Социалистическое пра­во» — явно устарела, тем не менее она представляет немалый инте­рес в историческом плане как сжатый очерк о недавнем прошлом правовой системы страны и как подтверждение ее принадлежности к европейской континентальной правовой семье, сближение с которой характеризует новейшее развитие российского права.

    В предисловии к десятому французскому изданию своей книги РДавид писал: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от лю­дей, которые живут в других государствах, других частях земного шара... Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право». Наверное, и сама книга Рене Давида является таким окном, которое поможет российскому читателю получить представление о правовой карте современного мира, ее важнейших составных частях.

    Доктор юрид. наук, профессор В.А.Туманов

    ВВЕДЕНИЕ

    1. План. У этого введения двойная цель. Во-первых, проследить историю сравнительного права, показать, в чем его значение и какие задачи ставит перед компаративистами современная эпоха. Во-вто­рых, объяснить, как построена эта книга, призванная рассказать об основных правовых системах современного мира.

    Отдел I. Сравнительное право

    2. Развитие сравнительного права. Сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте, — дело такое же давнее, как и сама правовая наука. Изучение 153 конституций греческих и варварских городов лежит в основе трактата Аристотеля о политике;

    Солон, как говорят, действовал так же, создавая афинские законы, а децемвиры, как гласит легенда, составили Законы 12 таблиц лишь после изучения законов городов Великой Греции. В средние века сравнивали римское право и право каноническое, а в Англии в XVI ве­ке также обсуждали в сравнительном плане достоинства каноничес­кого права и общего права. Позднее на сравнении обычаев основыва­лись труды тех, кто пытался создать во Франции общее обычное право, в Германии — немецкое частное право. Наконец, Монтескье стремился путем сравнения изучить дух законов и определить при­нципы хорошей системы правления.

    Можно привести еще множество примеров из прошлого; тем не менее развитие сравнительного права как науки относится к недав­нему времени. Только в последние сто лет важность сравнительного изучения права была признана, методы и цели сравнительного права систематически изучались,и сам термин «сравнительное право» был признан и вошел в научный оборот.

    Причины, объясняющие столь позднее признание сравнительного права как науки, легко установить. В течение веков наука права была направлена на выявление принципов и положений справедливого права, соответствующего воле бога, человеческой природе и разуму.

    Наука права была оторвана от позитивного права. Изучение обы­чаев интересовало судебную практику, практикующих юристов. Ор­донансы князей интересовали правительства различных стран. Одна­ко ни обычаи, ни ордонансы не привлекали внимания тех, кто размышлял о праве и писал о нем. Так было, в частности, в универ­ситетах, где презирали разнобой и варварский характер обычаев и ордонансов и считали единственно благородным и нужным изучение и преподавание только настоящей науки права, метода, при помощи которого можно открыть основы общей для всех стран справедливос­ти. Этот метод видели в изучении римского права и канонического права, которые в трудах их комментаторов выступали как всеобщее право цивилизованного мира, ограниченного тогда рамками христи­анства.

    Лишь в XIX веке вследствие национальных кодификаций идея «всеобщего права» сошла со сцены и как результат этой «культурной революции» появилась возможность, а затем и необходимость срав­нивать законодательство различных европейских стран. И наука пра­ва в целом, и университетское преподавание основывались на нацио­нальных законодательных системах. Развитие сравнительного права было логическим следствием придания праву национального харак­тера и соответственно изменения концепции права. С другой сторо­ны, развитию сравнительного права способствовало последователь­ное расширение самых различных международных связей.

    3. Дебют сравнительного права. Его современное значение. Сравнительное правоведение, сложившись на рубеже нашего века, развивалось быстрыми темпами. Еще четверть века назад оно рас­сматривалось как узкая сфера, где подвизались несколько дилетан­тов. В наши же дни в нем видят необходимый элемент науки и право­вой культуры.

    Первые шаги сравнительного правоведения отмечены дискуссия­ми, направленными на определение и уточнение его сущности и предмета, места среди других отраслей правовой науки, его методов, возможной сферы применения сравнительного изучения права, целей такого изучения. Дискутировалось, следует ли рассматривать сравни­тельное право как самостоятельную отрасль науки права или как ме­тод — сравнительный метод, — используемый этой наукой; сравни­тельное право стремились разграничить со сравнительной историей права, общей теорией права, социологией права; уточняли, в какой отрасли права сравнение особенно эффективно, какие системы пра­ва полезно, целесообразно или просто возможно сравнивать между собой; подчеркивались и опасности, подстерегающие юристов на пути изучения сравнительного права. Эти дискуссии составляют ос­

    нову первых трудов по сравнительному праву, появившихся в различ­ных странах, и именно эти проблемы стояли на повестке дня первого Международного конгресса по сравнительному праву, состоявшегося в Париже в 1900 году. Запоздалое эхо этих проблем звучит еще и се­годня в некоторых трудах, опубликованных недавно.

    В тот начальный период, когда сравнительное право было еще «новичком», постановка всех этих вопросов в науке была неизбежна, равно как неизбежна была и дискуссия о месте сравнительного права в университетском преподавании. Сегодня, когда сравнительное пра­во прочно стоит на ногах, проблемы эти утратили актуальность.

    Но остается необходимость снова подчеркнуть значение, которое, вопреки мнению скептиков, сравнительное право представляет для

    юристов.

    В сжатом виде можно выделить три основные позиции, раскры­вающие значение сравнительного права. Оно полезно для изучения истории права и его философского осмысления, для национального права, для взаимопонимания народов и создания лучших правовых форм отношений, складывающихся в международном общении.

    4. История, философия и общая теория права. Сравнительное право используется в исследованиях в области истории, философии

    или общей теории права.

    Именно в этом аспекте сравнительное право в XIX веке приобре­тает свою значимость. Вслед за Монтескье, которого иногда не без некоторого преувеличения называют прародителем сравнительного права, становится модным создавать широкие историко-философс-кие картины развития права, основанные на господствовавших тогда представлениях о социальном прогрессе и эволюции. Для этой цели использовалось право самых различных народов. Начиная с обычаев примитивных племен (чтобы показать происхождение права), юрист с восторгом созерцал затем право наиболее развитых стран в совре­менной цивилизации. Мэн в Англии, Колер в Германии — наиболее видные представители этого направления. Такова же была ориента­ция созданной в 1831 году в Коллеж де Франс первой кафедры срав­нительного права.

    Сегодня мода на подобные генерализации прошла. Но, тем не ме­нее, вклад, который сравнительное право может вносить в исследова­ния исторического или философского плана, неоспорим. Соблюдая необходимые условия, можно использовать данные, полученные при наблюдении ряда примитивных племен, чтобы установить происхож­дение самого права и представлений о нем или чтобы углубить пони­мание некоторых институтов или правовых норм античности. Имен­но так, при помощи сравнительного права, были показаны многие аспекты древнеримского права, древнегерманского права, феодально­го права.

    А если говорить о философии права? Сравнительное право пока­зывает нам множество правопониманий. Оно знакомит нас с общест-

    вами, в которых отсутствует наше понимание права; с обществами, в которых право тесно связано с религией и составляет ее сокровен­ную часть. История философии права может, конечно, ограничиться описанием взглядов и представлений о природе и роли права, сущес­твовавших в каком-либо одном национальном праве. Однако филосо­фия требует универсализма; нет нужды говорить, об убожестве и узос­ти философии права, которая базировалась бы лишь на изучении своего национального права. Сравнительное право, совершенно оче­видно, способствует тому, чтобы преодолевать такие барьеры.

    Для общей теории права сравнительное изучение права не менее благотворно. Историческое происхождение классификаций, относи­тельный характер концепций, социальная или политическая обуслов­ленность институций могут быть выявлены с полной ясностью толь­ко тогда, когда мы посмотрим на них со стороны, выйдем из рамок •собственной правовой системы.

    3 Обратимся к традиционным для нас различиям между публичным и частным правом, гражданским и торговым правом, императивной нормой и диспозитивной, между законом и регламентом, вещными правами и правом обязательственным, между движимостью и недви­жимостью. Тот, кто изучал только французское право, считает эти противопоставления само собой разумеющимися и необходимыми. Сравнительное право показывает, однако, что они приняты не везде, что в некоторых странах они теряют значение или от них вообще от­казались. Это приводит к необходимости по-иному взглянуть на дан­ные категории, осмыслить их действительное значение в нашем со­временном национальном праве.

    То же самое можно сказать и о правовых понятиях и концепциях. Сравнительное право способствует отказу от тенденции приписывать этим концепциям обязательный всеобщий характер. А ведь в истории ряда стран было немало ситуаций, когда интересы, которым должно служить право, приносились в жертву логическим схемам.

    То же самое можно сказать и об источниках права и его методах. йОбшая теория в изложении французских цивилистов отдает приори­тет кодификации и закону, представляет их как прогрессивный спо-Усоб, которым следует выражать нормы права в демократическом го-;сударстве, а в судебной практике и доктрине видит лишь средства, служащие для применения закона или его комментирования. Сравни­тельное право раскрывает предвзятость и гиперболичность такого анализа: оно показывает, что другие страны которые мы считаем де­мократическими, придерживаются совсем иных формул, отказывают­ся от кодификации и выступают против опасного, по их мнению, преувеличения роли закона. Сравнительное право позволяет узнать, .что в некоторых других странах наши правовые институты, достоин­ство которых мы подчеркиваем, оцениваются как ложно демократи­ческие и фарисейские формулы. Поиск истины выигрывает от раз­мышлений надданными, поставляемыми нам сравнительным правом.

    10

    5. Лучшее знание и совершенствование национального права.

    Сравнительное право дает возможность лучше узнать национальное

    право и совершенствовать его.

    Законодатель всех времен использовал сравнительное право. Не случайно в прошлом веке говорили о сравнительном законодательст­ве. Заботой тех, кто создал в 1869 году во Франции Общество срав­нительного законодательства, было изучение новых кодексов, приня­тых в разных странах, с тем чтобы составить о них представление и сравнить с французскими кодексами, подсказать законодателю необ­ходимость тех или инйх изменений. Поскольку в странах Европы были сходные эконономические и общественно-политические усло­вия, то они порождали исходные требования и установки к законода­телю. Торговое, уголовное, трудовое право и право социального обес­печения, семейное, процессуальное и административное право имеют сходство в многочисленных законодательных тенденциях, совпаде­ние не только в крупных вопросах, но и в юридических частностях. В течение двадцати, десяти лет и даже в более сжатые сроки рефор­ма, проведенная в какой-либо стране и доказавшая свою целесооб­разность, повторялась в других странах с некоторыми модификация­ми, отражающими специфические условия этих стран или направленными на ликвидацию пробелов и недостатков первого за­конодательного решения. Английские положения о чеках, бельгийс­кий закон об отсрочке исполнения наказания, немецкая компания с ограниченной ответственностью — вот лишь немногие широко из­вестные примеры институтов, заимствованных Францией из законов других стран. Обращение законодателя к помощи сравнительного права может только расширяться в наше время, когда от права не только ждут обеспечения стабильности правопорядка, а хотят пос­редством новых законов более или менее радикально преобразовать

    общество.

    Не только законодатель имеет возможность использовать сравни­тельное право для совершенствования национального права. Такая же возможность открыта правовой доктрине и судебной практике. Закон имеет национальный характер. Само же право, однако, не тож­дественно закону. Правовая наука по самой своей природе носит транснациональный характер. То, что издано, написано и применимо в другой стране с той же структурой и теми же традициями, что и Франция, может оказать влияние на способы толкования права в на­шей стране, а иногда и привести к обновлению применения законов без вмешательства законодателя. Здесь можно дать множество приме­ров. Очевидно, что постановления Кассационного суда или Государ­ственного совета во Франции часто определяли судебную практику многих иностранных государств, в которых французское право тра­диционно рассматривалось в качестве модели. То же самое еще бо­лее явно для стран английского языка, где право создается в основ­ном судами: постановления высших судов Великобритании часто

    11

    предопределяют деятельность австралийских или канадских судей и, наоборот, за некоторыми австралийскими или канадскими решения­ми в Великобритании признается авторитет, почти равный английс­ким прецедентам.

    Надо сказать, что до сих пор применение сравнительного права французской судебной практикой и доктриной довольно ограничен­но. Однако не вызывает сомнений, что французские юристы могут, как и другие, обогащаться идеями юристов других стран и находить в их опыте много полезного.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта