Главная страница
Навигация по странице:

  • 46. Создание публичного права.

  • Кодификация.

  • 48. Достоинства кодификации.

  • 49. Отрицательные последствия кодификации.

  • 50. Законодательный позитивизм и юридический национализм.

  • 51. Новые тенденции.

  • Постоянное преобразование системы.

  • Непостоянные исторические факторы различия.

  • 54. Отделение социалистического права.

  • Развитие «европейского права».

  • Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно. Основные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеОсновные правовые системы современности les grands systemes de droit contemporains
    АнкорДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.doc
    Дата28.09.2017
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДавид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно.doc
    ТипДокументы
    #9039
    страница4 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
    Глава 2. ПЕРИОД ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРАВА

    46. Создание публичного права. Школа естественного права до­билась яркого успеха в двух направлениях. Прежде всего она заста­вила признать, что право должно распространяться на сферу отноше­ний между управителями и управляемыми, между администрацией и

    ' См. Arnaud A. Lcs origines doctnnales du code civil francais, 1969. P. 5. 48

    частными лицами. Римское право формулировало различие между публичным и частным правом, но лишь для того, чтобы оставить пуб­личное право в стороне. Сами же юристы предпочитали соблю­дать осторожность и не вторгаться в эту опасную область'. Школа естественного права положила конец этому табу. Вопросы публич­ного права стали занимать юристов со значительным успехом в об­ласти уголовного права, со средним — в области административного права и с весьма посредственным — в области конституционного права. Тем не менее после XVIII века сложилось здание публичного права, которое по всем параметрам близко к традиционному частно­му праву.

    47. Кодификация. Вторым направлением, где проявился успех школы естественного права, стала кодификация. Кодификация явля­ется естественным завершением концепции, лежащей в ее основе, и всего многовекового творчества университетов. В течение шести ве­ков в университетах преподавалось право, преподносившееся как об­разец справедливости. С большой терпеливостью эта идея втолковы­валась юристам, и в конце концов они прониклись убеждением в превосходстве этого образца и стали рассматривать местное право как пережиток прошлого обскурантизма. Почему же ныне, когда ра­зум, достигнув расцвета, правит миром, не сделать образцовое право университетов, дополненное и уточненное школой естественного права, действующим реальным правом, применяемым на практике различными нациями? С этой точки зрения школы естественного права знаменуют поворот в истории; впервые появляется желание сделать действующим правом идеальное право, преподаваемое в уни­верситетах. Можно сказать, что впервые возник интерес к позитив­ному праву. Впервые также стало допускаться, что суверен может со­здавать право и пересматривать его в целом. Правда, считалось, что эти полномочия даются суверену для закрепления принципов естес­твенного права. Как говорил Комбасерес, речь идет о «создании ко­декса, соответствующего природе, санкционированного разумом и га­рантированного свободой». Однако, получив соответствующие полномочия, власть может уклониться от названной цели; законода­тель может использовать ее для изменения основ общества, не забо­тясь о «естественных законах».

    Кодификация — это техника, которая позволяла осуществить за­мыслы школы естественного права, завершить многовековую эволю­цию правовой науки, четко изложив, в отличие от хаоса компиляций Юстиниана, право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами.

    ' См. Schuiz F. Principles of Roman Law, 1936; Jolowicz H.F. Roman Fo­undations of Modem Law, 1957; Villers R. Rome et Ie droit prive, 1977; Gaude-met J. Institutions de 1'Antiquite, 1982; Humbert M. Institutions politiques et so-ciales de 1'Antiquite, 1984; Nicholas B. Introduction to Roman Law, 1962;

    Jolowicz, H.F. Historical Introduction to Roman Law, 3е cd. 1972.


    4—2917


    49




    Кодификация положила конец достаточно многочисленным юри­дическим архаизмам, правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике. Всем этим кодификация отличалась от официальных или частных компиляций предыдущих веков, которые могли вносить в право иногда полезные, но лишь частичные измене-' ния, которые ни охватом проблем, ни масштабами применения не могли удовлетворить запросы школы естественного права.

    Для того чтобы кодификация отвечала этим запросам, были не­обходимы два условия. С одной стороны, кодификация должна быть творением просвещенного суверена, не подвластного путам про­шлого и желающего закрепить — даже в ущерб привилегиям старого порядка — новые принципы справедливости, свободы и достоинст­ва индивидуализма. С другой стороны, нужно, чтобы такая кодифи­кация была осуществлена в крупной стране, оказывающей влияние на другие страны Все это означает, что кодификация могла увен­чаться успехом и обновить действующие системы лишь в тех усло­виях, в которых она и была осуществлена (во Франции в период на­полеоновской экспансии, сразу же после революции, ассоциируясь тем самым с престижем идей 1789 г). Прусское Земельное уложение 1794 года не имело успеха, так как не было соблюдено первое из ука­занных выше условий. Австрийское Гражданское уложение 1811 го­да имело весьма ограниченное значение в силу отсутствия второго условия.

    48. Достоинства кодификации. Часто считали, что кодификация была причиной расчленения европейского права, распада европей­ского юридического сообщества и романо-германской правовой семьи. Этот тезис нуждается в уточнении.

    Следует напоминать, что право, преподававшееся в университе­тах до кодификации, не было правом, применявшимся на практике. Кодификация как таковая ни в коей мере не могла подорвать единст­во европейского права. Наоборот, распространение кодекса Напо­леона способствовало ему*. Кроме того, кодификация явилась вели­колепным орудием для распространения как в Европе, так и вне ее системы романо-германского права. Мы еще вернемся к данному вопросу при изучении этой системы вне ее европейской колыбели.

    49. Отрицательные последствия кодификации. Они не были связаны с ее исходными принципами и должны были быть исправ­лены прежде всего самими юристами. Во Франции в 1804 году, в Гер­мании в 1896 году, в Швейцарии в 1881—1907 годах при кодифи­кации права, в первую очередь гражданского, упустили из виду университетскую традицию, которая заключалась в стремлении обу-

    ' См L'influence du code civil dans Ie mondet/Tra.vsmx de la Semaine in­ternational de droit. 1950; см. также статьи, опубликованные в: Revue interna­tional de droit compare. 1954. № 4 (150-летие Гражданского кодекса), а также The Code Napoleon and the Common Law World. 1956.

    50

    чить поискам справедливого права, предложить право-образец, а не систематизацию или комментарии права той или иной страны или области. После принятия национальных гражданских кодексов скла­дывается представление, что отныне право и закон совпадают и что университетам остается лишь толковать новые кодексы. Отказавшись от практического духа постглоссаторов и от смелости пандектистов, профессора права вернулись к школе глоссаторов, занявшись ком­ментированием новых кодексов. Таким образом, кодексы вопреки идее, которая вдохновляла их создание, вызвали к жизни юридичес­кий позитивизм, усиленный национализмом'. Отныне юристы стали считать правом их национальное право. Они занялись своими кодек­сами и перестали видеть, что право — норма общественного поведе­ния — по своему существу является наднациональным.

    50. Законодательный позитивизм и юридический национализм. Целью кодификации должно было стать изложение принципов об­новленного общего права, приспособленного к условиям и нуждам XIX века. На место usus modernus она должна была поставить usus modernissimus Pandectarum. Однако закат универсализма и национа­лизм XIX века придали кодификации, во всяком случае временно, иной характер. Кодексы рассматривались не как новое изложение общего права, а как простое обобщение, новое издание «частного обычая», возведенного на национальный уровень. Вместо того чтобы видеть в кодексах новое выражение общего права, как это предпола­гали инициаторы кодификации, их рассматривали как средство при­дания праву «национального духа». В результате в Европе сама идея общего для всех права почти исчезла. Европейской драмой были не кодификация, а отказ от французской кодификации в Германии2, а также позиция, занятая университетами после кодификации.

    Кодификация и все последующее законодательное развитие пов­лекли за собой законодательный позитивизм и одновременно юриди­ческий национализм, в котором могла, казалось, потонуть идея о су­ществовании юридической общности между европейскими нациями (а тем более неевропейскими) и романо-германской правовой семьей. Во всех европейских странах, правда в разной степени, пра­во отождествлялось с приказами суверена, но перестало отождест­вляться со справедливостью. Подобное изменение позиции прояви­лось, само собой разумеется, в каждой стране лишь после проведения

    ' Еще в 1827 году Цахарие писал, что должен «существовать во всей Ев­ропе союз, по крайней мере между толкователями гражданского права и теми, кто изучает его природу, который не могут нарушить различия полити­ческого порядка»(Яап<й»((с/1 des framosischen Rechts. 3ed. 1827). Известно, что работа Цахарие послужила образцом для Обри и Ро и их знаменитого курса французского гражданского права.

    2 Судьбы континентального права были бы иными, если бы французский кодекс, принятый в Бельгии, Голландии, Люксембурге, в Рейнских провин­циях и Бадене, в Польше и Италии, был принят также во всей Германии.


    51



    национальной кодификации. Сами же кодексы, напротив, часто вы­рабатывались на основе сравнительного права, а иногда в качестве образцов для тех или иных кодексов использовались и кодексы дру­гих стран1. Эта практика свидетельствует о родственности всех пра­вовых систем, составляющих романо-германскую правовую семью. С другой стороны, она отвергает доктрину, считавшую возможным за­мкнуться на национальном праве, отказавшись таким образом от своей постоянной роли — развивать юридическую науку и совершенст­вовать право.

    51. Новые тенденции. В настоящее время этот кризис как будто бы находится в стадии разрешения. Кодексы устарели, и это ослаби­ло, если не устранило, законодательный позитивизм XIX века. Мы все более открыто признаем ведущую роль доктрины и судебной практики в формировании и эволюции права, и ни один юрист не считает, что лишь законодательные тексты важны для знания права. Даже в области уголовного права, где действует принцип «нет пре­ступления, если оно не предусмотрено законом», все более широкие полномочия предоставляются судьям или администрации по опреде­лению меры наказания и урегулированию его применения, что фак­тически ставит право в значительную зависимость от идей тех, кто призван его осуществлять. Наличие многочисленных международных конвенций и развитие сравнительного права заставляют судей все чаще и чаще интересоваться тем, как понимается или толкуется пра­во в других странах. Таким образом, юридический национализм отступает, и можно полагать, что кризис, вызванный европейскими кодификациями XIX и XX веков, носит временный характер. Возро­ждение идеи естественного права, которое наблюдается в наше вре­мя, является на деле возрождением идеи единого права, обновлением сознания того, что право не следует понимать как нечто идентичное закону и имеющее в силу этого национальный характер.

    С другой стороны, однако, очевидно, что право находится в состо­янии кризиса. В давние времена были озабочены по преимуществу коммутативной справедливостью. Сегодня на авансцену вышла идея дистрибутивной справедливости. Как следствие этого акцент, кото­рый когда-то делался на отношения между частными лицами и на частном праве, переместился теперь на публичное право. Главная роль в обеспечении нового типа справедливости в обновленном об­ществе отводится государству и управлению. Правовые понятия и техника, которые еще недавно были вполне удовлетворительны, для реализации такой роли недостаточны. С их помощью можно отве­тить, что соответствует справедливости в отношениях продавца и по­купателя, собственника и арендатора, издателя и автора. Для всех

    ' Так было в Японии, Румынии, Турции. Относительно Греции см. Zepos P.J. The Historical and Comparative Background of the Greek Civil Code // Inter-American Law Review. 1961. Vol. III. P. 285—316.

    52



    этих ситуаций имелись достаточно точные нормы. Значительно сложнее регламентировать и контролировать действия администра­ции, когда встает вопрос о выдаче разрешения на строительство, изъ­ятии земель для общественных нужд, предоставлении кредита пред­приятию, разрешении иностранцу проживать в стране. При решении таких проблем настолько отсутствует определенность, что впору даже задавать вопрос, идет ли вообще здесь речь о праве. Ответ, разу­меется, будет положительным, и задача права и юристов в том и со­стоит, чтобы установить конкретно, что требует от нас концепция справедливости, преобладающая в обществе. Не менее очевидно, что для разработки нового права, отвечающего современным концепци­ям, необходимо знать, каково положение вещей в других странах, то есть опереться на сравнительное правоведение.

    52. Постоянное преобразование системы. Все сказанное выше выявляет ряд основных факторов, создающих единство романо-гер-манской правовой системы. Теперь надо дополнять их, отметив неко­торые течения, которые в разные эпохи и в разных странах могли со­здать ощущение утраты этого единства и вызвать опасение, что какая-либо из систем, входящих в эту семью, выйдет из нее. Романо-германское право — право живое, а это предполагает постоянные преобразования.

    Определенные изменения, направленные на трансформацию сис­темы, возникают сначала в одной стране или группе стран и лишь за­тем либо воспринимаются семьей в целом, либо отвергаются ею. Поэ­тому всегда существует известный разрыв между правовыми системами, входящими в семью; они оказываются как бы смещенными по отношению друг к другу. Право какой-либо страны, в которой про­веден известный эксперимент или восприняты новые тенденции, мо­жет оказаться в какой-то момент в положении вырвавшегося вперед по отношению к другим странам. И в каждый из этих моментов встает во­прос, не подорвано ли единство семьи. Все зависит от того, воспримут другие страны изменения, внесенные в право данной страны, или нет, откажется сама страна от проводимого ею эксперимента, чтобы вер­нуться в рамки традиции, или нет.

    При рассмотрении источников и структуры правовых систем Ев­ропейского континента мы будем иметь возможность обратить вни­мание на те различия, .которые, таким образом, подрывают в глазах юристов глубокое единство романо-германской правовой системы. Укажем на несколько фактов, иллюстрирующих это непрекращаю­щееся движение, этот постоянный разрыв, который характеризует и обусловливает саму жизнь данной системы.

    53. Непостоянные исторические факторы различия. Даже в са­мом преподавании права в университетах сложились разные школы:

    галльская школа, с ее тенденцией к историзму, отличалась от италь­янской школы, ориентировавшейся на применение правовых норм на практике; иберийская школа выделялась своей консервативностью, а


    53



    германская — стала основой возникновения школы пандектистов. Эти региональные тенденции могли, казалось, стать постоянной уг­розой для единообразия европейского континентального права, одна­ко это единство восторжествовало, и произошло это благодаря школе естественного права.

    Триумф школы естественного права и идей кодификации вновь выдвинул вопрос о том, последуют ли другие страны примеру Фран­ции в таком эксперименте, как наполеоновская кодификация; не ста­нут ли кодексы причиной расчленения европейского права. Однако, за редким исключением, право всех стран восприняло в конечном счете французскую форму кодификации. Таким образом, стало оче­видным, что различие кодексов, подобное различию законов и обы­чаев прошлого, вовсе не влечет за собой распада романо-германской правовой семьи.

    В то же время разрыв, который все же имелся в отношении сроков кодификации во Франции и в Германии, оставил определенные следы. В тот период, когда французские юристы занимались толкованием своих кодексов, немецкие юристы продолжали работу университетов над текстами римского права. В Германии восторжествовала новая школа — школа пандектистов, которая привела к гораздо более высо­кому уровню систематизации римских принципов, чем прежде. Гер­манское Гражданское уложение было составлено в конце XIX века на основе трудов пандектистов; отсюда и различие методов и стиля фран­цузского и немецкого гражданских кодексов. Эти различия, как мы ви­дим, — продукт исторической случайности; сомнительно, что здесь та­ится источник постоянного противостояния французского и немецкого права. И совершенно неверно было бы на этой основе делать вывод о принципиальном различии между латинской и германской концепйи-ями права. Такой вывод противоречил бы и истории, и тому факту, что правовые системы других «германских» стран (Австрии, Голландии, Швейцарии, Скандинавских стран) благодаря меньшей склонности к абстрактности более близки к французскому, чем к немецкому праву.

    Можно ли говорить о группе латинских правовых систем (в кото­рую наряду с французским правом входит право Италии, Испании и Португалии), отличающихся от систем немецкого права? Подобное предложение не встречает единодушной поддержки. Право различ­ных латинских стран Европы, конечно, сходно между собой, хотя бы благодаря единой терминологии. Но между ними существуют и раз­личия по многим вопросам. Эти различия вполне можно считать столь же значительными, что и различия между французским и не­мецким или шведским правом.

    Существенные различия между Францией, Испанией, Италией и Португалией имеются в области конституционного и административ­ного права, в режиме имущества супругов, в гражданском процессе.

    Каждая из правовых систем континента по-своему оригинальна. Однако не следует переоценивать имеющиеся между ними различия.

    54




    В конечном счете их сходство весьма велико, особенно если рассмат­ривать системы в целом. Поэтому без всякого опасения мы можем го­ворить о романо-германской семье, отказавшись от поисков в ней подгрупп. Таковые могут быть обнаружены, но лишь на уровне одной или нескольких отдельных отраслей права.

    54. Отделение социалистического права. Различие экономичес­кой структуры и политических режимов, существующих в различных странах, ставило и ставит другую проблему. Единство правовых сис­тем Европейского континента возникло и сохранялось в течение ве­ков в очень разных странах, начиная со стран с феодальным режи­мом и кончая развитыми демократиями. Не следует, однако, исходя из этого факта, недооценивать риск, которому подвергается единство правовых систем в силу различия экономических структур и полити­ческих режимов. Единство исторически было основано на частном праве, и если оно устояло перед имеющимися экономическими и по­литическими различиями, то лишь потому, что частное право в зна­чительной мере независимо от экономики и политики. Однако совре­менное право — это не только частное право, после Французской революции 1789 года возникло публичное право. Не следует закры­вать глаза на тот факт, что единство романо-германской правовой семьи будет лишь частичным и рискует вообще остаться внешним, если оно ограничится рамками частного права и не распространится на публичное право. Такая опасность была всегда; она стала особен­но серьезной сейчас, когда возрастающее значение публичного права зачастую ставит частное право во все большую зависимость от него.

    Опасность разрыва особенно велика, когда в какой-либо стране устанавливается режим, который, не удовлетворясь переделкой име­ющихся правовых институтов, может дойти до отказа от самой кон­цепции права, на которой основываются наши взгляды. Таков траги­ческий период национал-социализма.

    В наше время среди стран, которые в прошлом принадлежали к ро­мано-германской правовой семье, очень серьезны различия между СССР и другими европейскими социалистическими странами, с одной стороны, и остальными странами континентальной Европы — с дру­гой. Это различие обозначилось настолько очевидно, что сейчас его можно рассматривать как настоящий раскол. Мы выделили советское право и право народных республик, как на этом настаивают юристы этих государств, в особую правовую семью, независимую от романо-германской. Тем не менее концепция права, существующая в СССР и народных республиках, не является полностью новой. К.Маркс и В. Ле­нин сформировались как юристы в странах, входивших в романо-гер-манскую правовую семью; их учение перекликается с юридическим позитивизмом, преобладающим в XIX и сохранившим свое значение в XX веке, позитивизмом, который хотел видеть в праве выражение воли законодателя, высшего толкователя справедливости. Советские авторы развили эту идею, в то время как юристы Запада, напротив, выступили

    55

    против нее и, чтобы возродить традиционную идею о тесной связи между правом и справедливостью, считали необходимым освободиться от установившейся в XIX веке связи между государством и правом. Со­ветская мысль коренным образом отличается от нашей в видении бу­дущего, где надеются создать общество без права. Однако пока сохра­няются государство, право, принцип законности, которые хотя и квалифицированы как социалистические, тем не менее не лишены сходности с идеей государства и права на Западе.

    Революционные изменения в социалистических странах Европы, происходящие ныне, возможно, приведут к восстановлению единства романо-германской правовой системы.

    55. Развитие «европейского права». Нельзя завершить эту главу, не упомянув развивающееся ныне «европейское право», то есть пра­во Европейского сообщества и право, создаваемое Советом Европы. В Европейское сообщество входят 12 государств, в Совет Европы — 23. В каждом из них участвуют Албания и Ирландия, страны, которые не принадлежат к романо-германской семье. Таким образом, формиру­ющееся новое европейское право не совпадает с рамками этой семьи, но самым существенным образом воздействует на государства.

    До последнего времени\деятельность Совета Европы была относи­тельно скромной. Совет ограничивался тем, что предлагал государст­вам-участникам присоединиться к Конвенции. Принципиальное до­стижение Совета Европы — Европейская конвенция о защите основных прав и свобод, подписанная в Риме в 1950 году. Распростра­нившая свое действие на все государства-участники, эта Конвенция примечательна в особенности тем, что для гарантии ее применения были созданы Комиссия и Суд с местопребыванием в Страсбурге. Практически все государства-участники (исключение — Кипр) дали согласие на то, что в соответствии с нормами Конвенции каждое лицо, которое считает себя пострадавшим от нарушения Конвенции, может обратиться в Комиссию и Суд. Решения этих органов не подлежат ав­томатическому исполнению государствами-участниками, но практи­чески все они признают авторат этих решений.

    Еще более значимо Европейское экономическое сообщество, со­зданное в 1957 году шестью государствами (Франция, ФРГ, Италия, страны Бенилюкса) и затем существенно расширившее свой состав. ЕЭС уже сегодня представляет собой настоящую Конфедерацию с исполнительной (Совет Министров и Комиссия), судебной (Суд Европейского Сообщества в Люксембурге) и нечто вроде законода­тельной (Европейский парламент, местонахождение — Страсбург) властями. Компетенция Сообщества ограничена вопросами эконо­мического характера, но какая проблема в современном мире не зат­рагивает экономику? Именно по этой причине незамедлительно выявилась потребность в гармонизации, а скорее унификации зако­нодательств государств-участников в области социального, финансо­вого и налогового права. Правовые системы европейских стран, в


    56



    том числе и принадлежащих к романо-германской семье, отныне подвержены сильному воздействию этого нового развивающегося «ев­ропейского права», что еще раз с очевидностью требует от юристов обратиться к сравнительному праву.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта