Главная страница

литература. лит-ра. Основные проблемы повести В. Распутина Прощание с Матерой Прощание с Матерой своеобразная драма народной жизни была написана в 1976 году, и уже через год опубликована в журнале Наш Современник


Скачать 50.03 Kb.
НазваниеОсновные проблемы повести В. Распутина Прощание с Матерой Прощание с Матерой своеобразная драма народной жизни была написана в 1976 году, и уже через год опубликована в журнале Наш Современник
Анкорлитература
Дата18.01.2021
Размер50.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалит-ра.docx
ТипДокументы
#169207

Основные проблемы повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году, и уже через год опубликована в журнале «Наш Современник». Эта повесть является автобиографической. Деревня, в которой родился и провел свое детство Валентин Распутин (Старая Аталанка), оказалась на дне моря, в результате строительства Братской ГЭС, а жителей переселили на новую территорию. Многие переживания героев «Прощания с Матерой» были в реальности испытаны его родными и близкими. Поэтому писатель не мог остаться равнодушным к тем проблемам и последствиям, которые принесло затопление родного дома. И чтобы обратить внимание общественности на создавшиеся проблемы, Распутин создает свою повесть. На страницах «Литературной газеты» писатель скажет: «Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе».

Автор затрагивает широкий диапазон проблем. Прежде всего, это нравственные проблемы: сохранение духовной памяти, уважение к тому, что создано трудом многих поколений. С этим связан вопрос и о цене прогресса. Проблемы человеческой совести и долга, вечного поиска смысла жизни. Взаимоотношение поколений, из которых вытекает проблема «отцов и детей». Не осталась в стороне проблема экологических последствий научно-технического прогресса, противоречий между городом и деревней, народом и властью и наконец, вымирания деревень.

Десятки лет существовала деревня, под названием Матера, расположенная посреди реки Ангары. «Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучшей этой земли ему не сыскать. Остров растянулся на пять с лишним верст, и не узенькой лентой, а утюгом, - было где разместиться и пашне и лесу..» [4, с.212]. И вот, до этого глухого сибирского села добрались наука и техника, но взамен, его надо стереть с лица земли. Изображена ситуация, распространенная в годы советской власти, когда ставились целые каскады гидроэлектростанций на крупнейших реках страны, чтобы обеспечить ее дешевой электроэнергией. Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни. Стоит ли технический прогресс того, чтобы лишать людей, без их на это согласия, привычного уклада жизни, отрывать от родной почвы, не высока ли цена? – вот вопрос, который заостряет писатель в своей повести.

Распутин предается тяжелому раздумью по поводу происходящего на сибирской земле, глубоко скорбит вместе с героями, которые привязаны к своему благодатному краю, природе Матеры, ее лугам и лесам. Прогресс это конечно хорошо, но, а как быть людям? Как со спокойной душой смотреть на то, как уничтожают дорогие и памятные тебе места?

Эпизод разорения кладбища, спасать которое бросаются жители деревни, - один из ключевых в повести. Для них кладбище – это мир, в котором продолжают жить их предки. Стереть его с лица земли – преступление. Разорвётся тогда невидимая нить, связывающая мир воедино. Вот почему на пути бульдозером встают древние старухи. Для них здесь все свое, родное. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным и виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Его их лишают, да еще и на их же глазах, сказа при этом: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди...Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты…Приходится думать и об этом» [4, с.227]. То есть, чтобы будущему поколению было хорошо потом, сейчас для этого должны пострадать другие. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но они считают, что «Можно было бы эту очистку под конец сделать, чтоб нам не видать…»[4, с.227].

Писатель заставляет задуматься нас - будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Валентин Распутин исследует судьбу нравственных и духовных ценностей в разных поколениях. Наибольший интерес испытывает к старшему поколению, т.к. оно – носитель и хранитель народных ценностей, традиций, обрядов, а цивилизация пытается их уничтожить, затопив остров. Матёринцы относятся к жизни как к долгу. Молодое же поколение потеряло чувство ответственности. Не случайно именно Дарья говорит: «Правда в памяти» [4, с.356]. Она приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, – размышляет она, – а совесть, поди-ка та же.., наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит.. Че про совесть ежели этакое твориться!» [4, с.237]. Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер, впервые недели переезда. А молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

В продолжение исследования нравственных и духовных ценностей, автором затрагивается проблема душевной чистоты людей. Петруха, ради денег, сжигает свой дом, который собирались вывезти в музей, бросив мать на соседей. Он один из тех молодых материнцев, что не чают, как бы поскорее расстаться с родной деревней и окунуться в новую жизнь. И работу потом находит по душе – сжигает дома на другой земле, тоже готовящейся под затопление. А в противовес ему Дарья, главная героиня, перед отъездом моет и убирает свой дом, как перед большим праздником. Этим она показывает свое уважение и почтение к дому, который всегда был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь, и еще бы жила, если бы не это все. У Петрухи нет уважения ни к кому, и ни к чему: он не только свою мать «забыл» на острове, он и имя-то свое настоящее забыл, ведь Петруха – это кличка, а на самом деле зовут его Никита Алексеевич.

От поколения к поколению связь с Матерой ослабевает. Сын Дарьи Павел начинает задумываться: правы ли старики столь яростно отстаивая остров? А его сын Андрей, можно сказать уже отрекся от дома и объединился с людьми, для которых материнцы просто «граждане затопляемые».

Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования.

В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, отношения народа и власти. Столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить.

Мотив прощания - основа сюжета. Своеобразие зачинов и концовок глав
Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Существительное прощание, образованно от глагола проститься, в его смысле присутствует очень важная для понимания идеи повести тема – «расстаться с одушевленным лицом». Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения - одушевленные лица. Матера - живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она - первооснова, «стержень», на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.

Повествование идет на одной пронзительной ноте – прощания с русской деревней, национальной культурой. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь жителям нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет, проститься со всеми веками накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор, всех устами персонажа, называет «утопленниками», что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» [4, с.219] - жалуется Настасья Дарье. Писатель подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Душа Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере выросла не только она. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Всю повесть, все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает, скликает родную материнскую историю, торопиться обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по человечески, не уронив себя, чтобы весь опыт ее не канул без внимания.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «...Живи, Дарья, поколь живется. Худо ли, хорошо – живи, на то тебе жить выпало» [4, с.234]. Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Уходит острота восприятия такого понятия, как совесть.

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С каждой вещью Настасья при прощении разговаривает как с живой, так половику она говорит: «Тебе ли, родненький, в город ехать, жизню менять? Оставайся, где лежал, дома оставайся.. Будешь как на пензии»[4, с.256]. И так она наговаривала почти всему, к чему прикасалась. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно – виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», - пишет автор. Настасья не может сдержать слез при расставание с деревней, постоянно говорит «Ты не плачь, Егор. Че же теперь..Может ниче» [4, с.257], тем самым успокаивая саму себя. Дед Егор на прощание, трижды поясно поклонился Матере, отдавая ей свое почтение.

Один из смысловых центров повести – сцена покоса. Писатель подчеркивает, что здесь главное не работа, а благостное ощущение удовольствия от работы сообща. Многие приехали на сенокос уже из поселка и потому с удовольствием взялись за старое, привычное дело. Все люди развеселились, вспомнили свои молодые годы. Но к концу это веселье заканчивается – люди понимают, что это последний, прощальный покос в их жизни. Последнее лето Матёры как будто последний подарок мира, благодать, сошедшая с небес («такая благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла пред глазами зелень»[4, с.216]). На прощание Матёра красуется перед людьми – она жива, она есть, но это лишь последний ее подарок людям.  

Понимание неотвратимости утраты родного дома, приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Матера станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последней правды, потому что «истинный человек, – как пишет Распутин, – высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните».

Зачин начинается с красивого описания деревни, природы. Опять пришла весна: пошел лед на Ангаре, зашумела вода, все зеленеет, прилетели птички, проснулись лягушки. «Все это бывало много раз, и много раз Матера была внутри происходящих в природе перемен..» [4, с.211]. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Неоднократно повторяется слово «опять», кажется, что эта извечная гармония природы будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости («посадили огороды - да не все», «посеяли хлеба – да не на всех полях», и, наконец, «многие жили теперь на два дома…Та Матера – да не та» [4, с.211]). Образ бегущей воды, которая окружает Матеру со всех сторон, в повести имеет иное значение: «Как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне» [4, с.213]. Триста с лишним лет стояла деревня, и многое повидала за это время. Кто-то умирал, кто-то рождался, какие-то постройки рушились, а какие-то рубились заново. Все шло по кругу. А теперь этот круг жизни должен прерваться. Первая глава это обещание весны, а заключительная – туман, прячущий остров.

Характеристика героев произведения. Дарья - центральный образ повести «Прощание с Матерой»
Старушка Дарья Васильевна Пинигина - коренная жительница Матеры. Ей больше 80 лет, она самая старая из старух. Прожила трудную жизнь. Самая благополучная в смысле семьи и детей, самая уважаемая – из-за своего могучего характера. Накануне катастрофы все собирались в ее доме в подсознательной уверенности, что в этой ситуации она знает как надо жить, что делать. Дарья любит свою родную Матеру и остается на ней до последнего дня.

Павел Миронович Пинигин - сын Дарьи. Ему 50 лет. Он женат, у него есть трое сыновей. Младшего сына зовут Андрей. Жену Павла зовут Соня. Павел – это среднее поколение и по возрасту и по ощущению. Он не может побежать по жизни так же безоглядно, как его младший сын, его держат всосанные с молоком матери жизненные основания, от искажения которых он страдает почти физически, сам не понимая, что с ним происходит. Павел страдает от переселения, но пытается приспособиться, вжиться в быт, не по нему скроенный. Он работает в совхозе сначала бригадиром, потом трактористом. Участвовал в Отечественной войне. После войны он уже много лет не может прийти в себя. Павел - простой, честный и трудолюбивый мужчина.

Андрей Пинигин - младший сын Павла Пинигина, внук старушки Дарьи. Андрей - молодой парень в возрасте 21-22 лет. Главный представитель молодого поколения в повести. Убежден, что пока человек молод, он должен быть там, где живут для работы, а не там, где работают для жизни. Стремится побольше посмотреть, в разных местах побывать, ухватить жизнь, которая по его представлениям проходит где-то рядом, а не в нем самом. После армии работал на заводе, теперь уволился, и собрался в другое место на строительство ГЭС, той самой, что должна была затопить Матеру.

Богодул – живет в Матере давно, любит русский мат. Он похож на лешего или снежного человека и ходит босой круглый год. Старухи любили Богодула. Только он являлся на пороге к Дарье, она бросала работу и кидалась к нему встречать. Любая старуха своему родному старику забудет чай поставить, но всегда напоит чайком Богодула. На протяжении всей повести он выступает в роли хранителя Матеры. Спасает кладбище от первого, наглого разграбления, держит в некотором страхе, не позволяя совсем распоясаться, прибывших «помощников» по уборке хлеба.

Петруха (настоящее имя Никита Зотов) – беспутный сын Катерины. Ему около 40 лет. Петруха – пьяница, ленивый и безответственный человек. Он живет одним днем и не помогает бедной, одинокой матери. Петруха первый на острове, расправившийся с родной избой собственными руками. А потом находит работу по себе - сжигает дома на другой земле, тоже готовящейся к затоплению.

Катерина Зотова - мать Петрухи, милая и добрая женщина. Катерина - жительница Матеры, подруга Дарьи Пинигиной, одна из тех, кто с другими стариками остается на Матере до последнего дня. Всякий грех и позор, не ощущаемый самим Петрухой, несла за него.

Старуха Настасья и ее муж Егор - жители Матеры, соседи Дарьи Пинигиной. У стариков было 4 детей, но все они умерли. Настасья и Егор переезжают с Матеры в город раньше других стариков. Вскоре дед Егор умирает от тоски по деревне. Тогда Настасья приезжает на Матеру. Вместе с другими стариками Настасья находится там до последнего, и разделяет общую участь старух, лиственя и Богодула, участь самой Матеры.

Старуха Сима с внуком Колей – приблудная на Матере. Сима - приятельница Дарьи Пинигиной, живет на Матере уже 10 лет. У нее есть немая дочь, которая не занимается сыном, поэтом воспитывает внука бабушка. Старушка Сима и ее внук Коля остаются на Матере с другими стариками до последнего.

Борис Андреевич Воронцов - председатель совхоза. Воронцов отвечает за переселение жителей Матеры в поселок, он начальник Павла Пинигина по совхозу. Для него главное карьера.

Хозяин Матеры - невидимое, сказочное существо, которое охраняет остров. Каждую ночь Хозяин выходит, чтобы осмотреть свою Матеру. Для людей Хозяин невидим (видела его только Дарья). Но при этом, сам он видит и знает все, что происходит на острове.

Старуха Дарья – несомненно, один из самых дорогих автору образов, выразительница многих его заветных дум и помыслов. Создав этот образ, Распутин призвал на помощь все свое мастерство. Когда Дарья произносит свои монологи, представляешь себе эту умудренную жизненным опытом крестьянку, с ее склонностью порассуждать, посетовать на житье-бытье, щедро украшая, при этом, свою речь местными сибирскими поговорками и прибаутками. К этой старой и мудрой женщине тянутся люди. В ее избе всегда многолюдно. Все важные монологи и диалоги повести происходят в доме этой пожилой женщины. «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надежней…»[4, с.266].

Дарья – сильная по духу женщина. Она родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же, сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и бездуховности современного человека, его отношение к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матере, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство.

Трагическая судьба родной деревни нестерпима для Дарьи. Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок – признак одичания человека. Героиня чувствует себя виноватой и боится: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?»[4, с.233]. Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

 Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…»[4, с.325]. Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Андрей: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле, и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек–царь природы»,- гордо заявляет Андрей. «Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да загорюет»[4, с.307],- отвечает старуха. Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники способен теперь «покорять» без труда». Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой, губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения. «Пуп вы щас не надрываете – че говорить! Его - то вы берегете. А что душу свою потратили – вам и дела нету» [4, с.315]

Дарья - это образ праведницы, без которой «не стоит село». Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.

Что такое дом, изба для Дарьи? Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими. Как бы от них получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, она не только побелила, но через силу выскребла полы, помыла окна, думая при этом: «Чует, ох, чует, куда я её обряжаю»[4, с.370]. Украшает его пихтой (христианский обряд соборования, когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью). А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы «чужие» не осквернили его своим присутствием. Нелепость ситуации надуманна – Дарья белит свой дом не зря, не брошен он, не оставлен он на произвол судьбы Хозяйкой, а потому и ход жизни ещё не нарушен. Последняя ночь Дарьи в Доме – тихая, спокойная ночь молитв. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно («И всю ночь она творила молитву, виновато и смиренно прощаясь с избой, и чудилось ей, что слова её что-то подхватывает и, повторяя, уносит вдаль»[4, с.370]).

Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» [4, с.356].
Образ царского лиственя и Хозяина в повести. Финал повести
Дерево в народной культуре славян - объект поклонения. K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников, а также такие, с которыми связано явление чудотворных икон. Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер. Они охраняли их от града, пожаров, стихийных бедствий. В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним - небесным и соединяет их. Один из традиционных символов жизни – дерево - Старая лиственница - «царский листвень» - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие – бензопила - не могут справиться с ним. Старушки в повести сравниваются с «царским Лиственем», который не поддался руке разрушителей и остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры.

Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова, домовым. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверёк. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что Петруха сожжёт свою избу, что Богодул закончит свою жизнь на Матерее, что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность. В народных поверьях говорится о добрых духах – покровителях. Например, дом охраняет Домовой, баню – Банник, лес – Леший и т.д. По образу этих духов Распутин создал своего Хозяина – покровителя Матеры.

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений, в том за кем правда. Заблудились в тумане, как и в своей жизни, Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!»[4, с.392]. Впрочем, делает, по словам писателя «глухо и безнадежно».  Но туман - это не только символ человеческой неразумности. Ведь неразумными люди были и прежде. Туман дает им, может быть, последний шанс, возможность остановиться, как бы заставляет заглушить мотор своей лодки, то есть перестать «жить бегом» задуматься. Понять, что ничего они не видят и ничего не понимают, как осознала это Дарья. Вокруг барака тоже туман, потому что и старики ничего не понимают в жизни. Но они, в отличие от людей в лодке, хотят понять. И вот Богодул распахивает дверь барака. Это действие символизирует состояние души человека, который не хочет больше «закрываться» от жизни и готов принять Истину, какой бы она ни была. «В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман, и послышался голос Хозяина»[4, с.394]. Видимо, Хозяин подошел совсем близко, и, если бы не туман, люди увидели бы его. Он пришел попрощаться с людьми, потому что любит их, они ему дороги. Может быть, на этот раз люди его поймут? На это, наверное, надеялся и сам писатель, завершая свою повесть. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу, но и сохранять духовные ценности народа.


Переживания Распутина в повести «Прощание с Матерой»
Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Повесть звучит как предупреждение нам, нынешнему поколению, которое начинает забывать свои истоки, свою историю. Автор тревожится за молодое поколение. Стремясь к новой жизни, которая становится гораздо легче, благодаря научным открытиям и техническим изобретениям, человек подчас и сам превращается в бездушную машину, теряя всё человеческое. Распутин выражает надежду и веру в то, что наши люди в силах сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа. А для этого им надо быть на ней не временными жильцами, а вечными хранителями, как Дарья.

Эпоха НТР в изображении Распутина явление страшное, но глубоко закономерное, ибо подготавливают его сами люди. И проблема вовсе не в «чужих», которые пришли разрушать Матеру. Ведь среди городской интеллигенции - дети и внуки крестьян. Не Павел ли говорит, что ГЭС необходима, не Андрей ли хочет ее строить? И не Дарья ли воспитывала Павла, а Павел - Андрея? Распутин показывает, каким разрушительным является вмешательство человека в природу. Человек забывает о том, что он тоже составная часть природы, что он лишь временно находится на земле, а природа вечна. Человек создан наравне с природой, а не в противовес ей. Гибель окружающей среды повлечет за собой и гибель человека.

 Именно это Распутин и хочет показать в своей повести, изображая, как строят ГЭС на Ангаре. Мало того, что сотни людей остаются без родного крова, но ведь в будущем возможна и экологическая катастрофа. Распутин уже в 80-е годы 20 века поднимал эту проблему, но только сейчас мы начинаем понимать ее в полной мере. Ведь в природе все устроено правильно, по законам мироздания, человек же разрушает принципы этого, не понимая, что сам себе готовит гибель.

Список литературы
1.Курбатов В.Я. Валентин Распутин : Личность и творчество. – М. : Сов. писатель, 1992. – 172с.

2.Лукьянченко О.А. Русские писатели : биографический словарь-справочник для школьников / О.А. Лукьянченко. – изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 506 c.

3.Повести В. Г. Распутина : автор и герои ("Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Пожар") Учеб. пособие по спецкурсу / С.В. Перевалова. – Волгоград : Перемена, 2000. – 103с.

4.Распутин В.Г. Живи и помни : Повести. Рассказы. / В.Г. Распутин. – М. : Эксмо, 2002. – 704 с.


5.Энциклопедия литературных героев : Русская литература ХХ века. Кн.2. / под общ. ред. Д.П. Бака. – М. : Олимп ; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 432 с.



написать администратору сайта