конфликт. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
Скачать 240.26 Kb.
|
Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов В психологии существует достаточное количество научных концепций внутриличностных конфликтов. Каждая из них находит свои причины внутренних проблем, достаточно часто такой причиной, в той или иной форме, является противоречие между стремлениями личности и ограничениями социума в разных вариациях (семья, друзья, все общество и т.д.). Наиболее интересными специалистам представляются теории Фрейда, Адлера, Хорни, Эриксона, Левина. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда (1856—1939). Фрейд рассматривал внутриличностные конфликты всю жизнь и выдвигал различные теории их возникновения. Например, человек конфликтен по своей природе, так как в нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Структура личности по Фрейду также конфликтна, так как внутренний мир человека включает три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Оно — это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия, проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, требующих удовлетворения. Сверх-Я — это «цензурная» инстанция, представленная социальными нормами и ценностями требованиями, которые общество предъявляет к личности. «Я» — это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, т.е. требованиями принципа реальности. Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает Я. Если Я не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт. Фрейд в своей теории также описывал механизмы защиты от внутриличностных конфликтов. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, т.е. преобразование именно сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.[1] Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870— 1937).Согласно взглядам А. Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п., чем и определяется внутриличностный конфликт. Адлер описывает пути разрешения таких конфликтов в виде компенсации комплекса неполноценности, которая может происходить двумя путями. 1. Развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном счете проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое неразвитое социальное чувство, которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Имеет три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта. 2. Стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими[1]. Учение о неврозах Карен Хорни (1885—1952).Последовательница Фрейда Хорни расширила и углубила его идеи о неврозах как проявлениях внутриличностных конфликтов. Она выделила два вида таких конфликтов — нормальный и невротический. Нормальный подразумевает некий выбор между возможностями, позициями и т.д., человек разрешает конфликт, делая этот осознанный выбор. Невротический всегда бессознателен, а невротик теряет способность разобраться в своих желаниях, что делает этот конфликт нерешаемым без помощи специалистов. Поэтому невроз, по мнению Хорни, — это психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. Невротический конфликт является более острым и выраженным, а компромиссное решение — менее удовлетворительным (для самой личности в первую очередь), чем решения нормального человека, соответствующие принятым культурным образцам. Она также обратила большее внимание на социальное окружение индивида как основу возникновения неврозов и создала наиболее полную на тот момент классификацию неврозов[1]. Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга. К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма. В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902— 1994).Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, происходящих в общем жизненном цикле (табл. 12.2). На каждой стадии каждый человек должен преодолеть свой кризис, который представляет собой некий поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Преодоление кризисной ситуации на каждом возрастном этапе может быть либо благоприятным, либо неблагоприятным. Успешное разрешение кризиса — это залог дальнейшего развития здоровой личности[1] [2]. Таблица 12.2 Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону |