Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики в школе Валлона, Заззо.

  • Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности

  • 2. Этнопсихологические исследования Мид.

  • 3. Эко-психологическая теория Бронфенбреннера.

  • Микросистема

  • Мезосистема

  • Экзосистема

  • Макросистема

  • Список использованной литературы

  • 3Основные теории детского развития. Основные теории детского развития


    Скачать 72.28 Kb.
    НазваниеОсновные теории детского развития
    Дата17.12.2020
    Размер72.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3Основные теории детского развития.docx
    ТипРеферат
    #161620

    Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

    Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова


    Реферат
    на тему: Основные теории детского развития


    Выполнила: Шелепова А.Л.

    Специальность: 5В050800
    Проверила: Данилевич Ю.И.


    Усть-Каменогорск, 2020г.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………...……………3

    1. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики в школе Валлона, Заззо.……………………………………………………...……..5

    2. Этнопсихологические исследования Мид………………………………….....8

    3. Эко-психологическая теория Бронфенбреннера.……………………….…..11

    Заключение……………………………………………………………………….13

    Список использованной литературы……………………………………......….14

    Введение

    Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. Причем чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста и развития. Рост — это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть, какой-либо конкретной функции или качества. Прибавляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр. Это явления роста, то есть количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, то есть к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется. В отличие от этого, развитие характеризуется качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше ребенок не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, то есть изменилась структура его психических процессов. Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология. Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии. Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, то есть науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами (от 0 до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно. Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка.

    1. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики в школе Валлона, Заззо.

    Анри Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривает широко, как относящиеся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм он определяет как реакцию индивида, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм - это реакция, направленная вовне, на окружающую среду с целью ее изменения. Развитие Валлон рассматривает как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

    Принципиальная методологическая установка Валлона - необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одной стадии к другой.

    Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, Валлон рассматривает связь четырех понятий - эмоция, моторика (движение), подражание, социум.

    Эмоции в генезисе психической жизни, согласно Валлону, появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, поскольку они объединяют ребенка с социальным окружением. Через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы "переливание" одного в другое. Так, например, крик новорожденного - первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы "перехватывает" физиологическое, чтобы оно стало психическим (и ребенок кричит не потому, что какие-то его физиологические потребности не удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую из комнаты мать).

    В концепции Валлона понятие "эмоция" тесно связано с понятием "движение". У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо касается выражения эмоций - это тоническая, или постуральная, функция. Другая функция движения - кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локо-моции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, - это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.

    Период чистой импульсивности, недифференцированности движений у ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция.

    Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка.

    Другой большой переход в онтогенезе психики - это переход от действия к мысли. По мнению Валлона, он возможен благодаря подражанию. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъектом. Такого рода действия, относясь к внешнему предметному миру, формируются не в прямых взаимодействиях с ним, а в процессе общения и поэтому уже не выражают первичной слитности с ним, характерной для сенсомоторных приспособительных актов.

    На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает Валлон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

    Валлон не отрицал роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в природе самого человеческого организма.

    Согласно Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Для Валлона вообще нет судьбы. Детство человека есть, безусловно, продукт эволюции, но оно объясняется также и средой, в которой развивается ребенок. Благодаря новой технике, которая навязывает индивиду способность думать и чувствовать, ребенок всегда находится на одном уровне с цивилизацией, и биогенетический закон не действует.

    Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

    • стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;

    • стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;

    • стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

    • сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

    • стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства "Я", самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

    • стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

    • стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

    Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

    Что же касается Рене Заззо, то он был учеником Валлона. Занимался преимущественно проблемами психического развития ребёнка, которые стремится разрешить на основе принципов диалектического материализма. Один из основных методов Заззо — сравнительное исследование развития гомозиготных близнецов. Исходя из того, что социальность заключена в самой природе человека и ещё до возникновения речи обусловливает сенсомоторные проявления ребёнка, Заззо рассматривал психическое развитие ребёнка не как переход от несоциального к социальному (уменьшение коэффициента эгоцентризма), а как последовательность различных форм социальности. Согласно Заззо, наследственность и среда суть переменные, действие которых в конечном счёте зависит от отношений личности с окружающими. Установление асимметричных отношений внутри пары близнецов Заззо считает важным фактором формирования каждого из них как своеобразной личности, несмотря на тождество многих психофизиологических характеристик.

    2. Этнопсихологические исследования Мид.

    Работы Маргарет Мид отличались тем, что она, никогда не занималась созданием теорий. Это не означает, что в ее работах нет концептуальных обобщений. Но они никогда не доминировали и никогда не предшествовали теоретическому материалу. Они выводились из опыта исследовательской работы (что не значит, конечно, что они всегда были правильными) и всегда носили более или менее фрагментарный характер, “являлись как бы замечаниями по поводу”. Она задала тем самым определенный канон психоантропологических работ двадцатых — тридцатых годов. Кроме того, разработав многие технические подходы к изучению эмпирического материала и методологию обучения ей студентов — саму модель поведения психоантраполога и его отношения с туземцами. Поэтому можно почти без преувеличения сказать, что она создала эталон проведения полевого исследования, остававшийся актуальным с двадцатых по шестидесятые годы.

    Поскольку нас методология проведения полевых исследований в антропологии интересовать, с точки зрения перспектив развития исторической этнологии, не будет, мы обратим свое внимание на другую часть наследия Маргарет Мид — ее концептуальные замечания, которые не менее иного фундаментального теоретического исследования повлияли на формирование психологической антропологии как научного направления. Именно Мид, в частности, на много лет вперед определила особый интерес психологической антропологии к исследованиям детства: практике воспитания детей, и прежде всего — к обычаям ухода за младенцами, специфике детского туалета. Так, Маргарет Мид, которая первая описала процесс взросления у некоторых не-западных народов, останавливала свое внимание не только на практике детского пеленания, умывания, приучения к чистоте, что по ее мнение оказывало огромное влияние на формирование человеческой личности, но и на изучение бессознательных установок взрослых членов общества по отношению к детям и способов коммуникации между взрослыми и детьми, играм с детьми, способам руководства детьми

    Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в “цивилизованном мире” практикой воспитания детей и подростков. Работы Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам. Кроме того, на примере ряда народов, она показала условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей. Таким путем Маргарет Мид доказывала уникальность различных культур.

    В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины двадцатого века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности:

    а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов более развитых;

    б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой несмотря на унификацию материальной и духовной культуры интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие;

    в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.

    При этом утверждается, что именно этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие группы, например классы.

    Психолога этнос интересует прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.

    Конечно, кроме этнических есть и другие стабильные большие группы. Еще больше их существовало на более ранних этапах развития человечества. В традиционных обществах и сейчас имеются группы, которые лучше, чем современные этносы, выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции. Так, получаемая от них информация не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность.

    Культуры таких групп, культуры, ориентированные на предков и традиции, Маргарет Мид назвала постфигуративными. Невозможно лучше, чем Мид, охарактеризовать особенности подобных культур:

    «Постфигуративная культура» – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей. Для того, чтобы сохранить такую культуру, старики были нужны, и не только для того, чтобы иногда вести группы людей на новые места в периоды голода, но и для того, чтобы служить законченным образцом жизни, как она есть.... Ответы на вопросы: «Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать на жизнь, встречать смерть?» – считаются предрешенными».

    Современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются – интернализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Этносы в значительной степени оторваны от традиций, поведение предков не рассматривается членами группы как модель. Согласно терминологии Мид, это кофигуративные культуры, в которых «...преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников». Но разрыва поколений все-таки не происходит. Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознавать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями.

    Но американская исследовательница предсказывала появление еще одной культурной нормы – префигуративных культур, где не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия. В этом случае старшие не видят повторяющимся в жизни молодых их собственный опыт, жизнь родителей не является моделью для детей, происходит разрыв поколений: «Еще совсем недавно старшие могли говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым». Но сегодня молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь».

    3. Эко-психологическая теория Бронфенбреннера.

    Теория Бронфенбрейера описывает, какие социальные среды и как влияют на ребенка. По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех, словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

    • микросистема - семья ребенка

    • мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания

    • экзосистема - взрослые социальные организации

    • макросистема - культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

    1) Микросистема - Личность ребенка формирует его семья, родительские установки и атмосфера семьи. Если семья дружная, ребенок растет более спокойным, управляемым и доброжелательным. Напротив, супружеский конфликт обычно связан с непоследовательными дисциплинарными мерами и враждебным отношением к детям, что порождает ответную детскую враждебность. Не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети, их физические свойства, характеристики личности и возможности — также влияют на поведение взрослых.

    2) Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой - семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. Если семья и воспитатели детсткого сада готовы к сотрудничеству, дружат и общаются, улучшаются отношения как между ребенком и родителями, так между ребенком и воспитателями. Ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка. Успеваемость малыша в школе зависит не только от обстановки в классе, но и от ситуации в семье: успеваемость улучшается, если родители интересуются школьной жизнью и учат ребенка делать уроки.

    3) Экзосистема - взрослые социальные организации. Это могут быть формальные организации, к примеру место работы родителей, либо социальные службы и отделы здравоохранения округа. Поддержка со стороны экзосистемы быть может и неформальной, к примеру, осуществляться силами общественного окружения родителей — друзья и члены семьи помогают, советом, дружеским общением и даже материально. В изолированных семьях, в семьях с немногочисленными личностными либо формальными связями чаще отмечается завышенный уровень конфликтов и плохого обращения с детьми.

    В теории экологических систем дети явл-ся как продуктами, так и создателями окружающей среды. По Бронфенбреннеру, ситуации в жизни могут быть как навязанными ребенку, так и оказываться результатом активности самого ребенка. Когда дети становятся старше, они меняют свое окружение и переосмысляют полученный опыт. Но здесь продолжают работать взаимозависимости, поскольку каким образом это делают дети, зависит не только от их физ-х, интеллектуальных и личных черт, но и от того, как их воспитатели, то что они успели впитать из окружения.

    4) Макросистема - это культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. В странах, где установлены высочайшие стандарты свойства помощи детям, а на рабочих местах сделаны особенные условия для работающих родителей, дети чаще получают положительный опыт в их конкретном окружении. Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни.

    Экологическая теория Бронфенбреннера не идеальна, но она находит применение во многих дисциплинах. Хотя он не учитывает биологические факторы, теория является одним из лучших объяснений того, как различные социальные группы влияют на жизнь человека.

    Заключение

    1. А. Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривал широко, как относящиеся не только к организму, но и к личности в целом.

    В связи с проблемой психологических предпосылок последующего развития Валлон приходит к важнейшему теоретическому Выводу. Создаваемые на каждом этапе внутренние предпосылки намного богаче путей их последующей реализации. Так, в лепете ребенка заложены предпосылки усвоения им всех языков мира, но овладевает ребенок, как правило, лишь одним (или немногими) из них.

    2. Согласно теории экологических систем Бронфенбреннера «психологическая экология» человека рассматривается как совокупность таких иерархических подсистем как микросистема семьи, детского сада, школы и т. п., мезосистема локальной среды общения и проживания (включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня), экзосистема крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие ребенка и макросистема, формируемая совокупностью социо-экономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей

    3. В жизни современного общества можно найти проявления того, что прогноз Мид сбывается. Но если бы предсказание американской исследовательницы сбылось полностью, человечество исчезло бы с лица земли. Несмотря на любые инновации, человечеству, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями.

    Более того, в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — больший интерес к корням. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед. Все больше людей – даже молодых – склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, несмотря на предсказанные Мид и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.

    Список использованной литературы:

    1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996 г.

    2. Введение в этническую психологию/Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995 г.

    3. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство «КСП+», 1998 г.

    4. Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 1994 г.

    5. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. Москва. Издательство «Школа-Пресс»,1997 г.

    6. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996 г.


    ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.


    написать администратору сайта