Основные представители экзистенциализма. Основными представителями экзистенциализма были. Основными представителями экзистенциализма были Карл Ясперс
Скачать 13.54 Kb.
|
Основными представителями экзистенциализма были: - Карл Ясперс - Жан-Поль Сартр - Альбер Камю - Мартин Хайдеггер КАРЛ ТЕОДОР ЯСПЕРС (1883 - 1969) Человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом не подозревает, кто он в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Но в особых случаях истинная натура, скрытые качества выходят наружу - это пограничные ситуации — между жизнью и смертью. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцендентальностью (высшее бытие). Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции (перешагивающий, выходящий за пределы) — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. ЖАН-ПОЛь САРТР (1905 — 1980) Основная проблема экзистенциональной философии — проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритет прежде всего его соб. внутр. мира. Но полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого". Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности —свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. По Сартру, свобода человека абсолютна (безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Н-р, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он ч-л хочет: сбежать, сидеть дальше, покончить с собой. Человек обречен на свободу в любых обстоятельствах. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за себя ("Все, что со мной происходит, — мое"). Единственное, за что человек не может отвечать, — за свое рождение. Но в остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе. АЛЬБЕР КАМЮ (1913 — 1960) Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство живет своими мелкими заботами, радостями, не придает жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни. • соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия; • соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой"). В итоге смысл жизни - не во внешнем мире (успехи, взаимоотношения), а в самом существовании человека. МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889—1976) Разработал основы экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире ("бытие в мире"), кот. состоит из: • "бытия с другими" • "бытия самого себя". "Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все". "Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других. Человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире —главная проблема и забота человека. Философия экзистенциализма актуальна и популярна в современной Зап. Европе.Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания. |