Главная страница

История Росии. Автономная некоммерческая образовательная организация высшего об. Основной вопрос, предмет и функции философии


Скачать 36.98 Kb.
НазваниеОсновной вопрос, предмет и функции философии
АнкорИстория Росии
Дата28.03.2022
Размер36.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвтономная некоммерческая образовательная организация высшего об.docx
ТипРеферат
#423479

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»









Дисциплина: Философия


Реферат

Тема: Основной вопрос, предмет и функции философии




Выполнил(а):




Исаев Мурод

(Ф.И.О. студента)

Экономика

(направление, группа)

Проверил(а):





(Ф.И.О. преподавателя)




(дата)

Омск 2022

Введение 3

Основной вопрос философии 3

Функции философии 7

Заключение 11

Список использованной литературы: 13

Введение

Философский анализ направлен во вне человека — на все мироздание и внутрь — на самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы, так или иначе, затрагивают самый общий вопрос — о соотношении материи и сознания.

Цель данной контрольной работы — раскрыть содержание основного вопроса философии в контексте борьбы материализма и идеализма, рассмотреть функции философии, их актуальность на современном этапе.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии и состоит в отношении материи и сознания.

Он имеет две стороны: что является первичным — материя или сознание, а также верно или нет, что сознание человека познает материальный мир.
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, фи​лософии, — подчеркивал Ф. Энгельс, — есть вопрос об отношении мышления к бытию»1. Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «…что является первичным: дух или природа…».2 В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, прин​ципы практических, познавательно-теоретических, художествен​ных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соот​ношение, что принимали за исходное, определяющее, они состави​ли два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Фи​лософы же, бравшие за основу миропонимания природу, мате​рию, объективную реальность, существующую независимо от чело​веческого сознания, примыкали к различным школам материа​лизма, во многом родственного по своим установкам науке. Су​ществование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь, оказывая на него несомненное влияние.3

Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия — не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

Идеализм бывает субъективным и объективным. Объективные идеалисты началом всего сущего признают нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (т.е. существующее объективно) — Бог, мировой разум, идею, Вселенский дух, Абсолют. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объектив​но, независимо от человека. Субъективные идеалисты рассматривают мир лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, которое творит мир в виде комбинаций идеальных образов. Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъектив​ного идеализма — солипсизм — предполагает, что реально лишь мое со​знание, существование же всего, что меня окружает, — про​блематично.

Материализм также имеет различные формы. Существует так называемыймеханистический материализм, основное свойство материи усматривающий в про​тяженности, (П.Гольбах, Ж. Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологичес​кой основе, материализм естественнонаучный,обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический(марксизм). Представители диалектического материа​лизма, подчеркивая генетическую связь между материей и со​знанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, призна​ющих существование двух самостоятельных субстанций (пер​вооснов), называют дуалистами. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями фило​софского монизма.

Материализм и идеализм — противоположные философские направления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом.

Основной вопрос философии, именуемый Энгельсом «высшим», «великим», возвышается над всей философской проблематикой. Ибо, в конечном счете, сообразно его решению определяется не только разделение философии на два философских лагеря, но и сама отнесенность по ведомству философии, принадлежность к ряду философских дисциплин. Как только естественник представитель конкретно-научного знания начинает задумывать​ся над бытийственными проблемами, над своим отношением к сфере собственных изысканий, он сразу же вступает в область философии, и в частности, в раздел, называемый «философские проблемы естествознания». Основной вопрос философии, таким образом, выполняет двоякую критериальную функцию: выявляет конечное основание для разграничения материализма и идеализма и позволяет отличать философские науки от прочих наук.

Как правило, в структуре основного вопроса философии вы​деляют две стороны. Вопрос о том, что является первичным, дух или природа, составляет онтологическую сторону основного во​проса философии. Вопрос о познаваемости мира, о том, «в состо​янии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности» (на философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия), представляет гносеологическую сторону.4

В решении вопроса о познаваемости мира также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов: скептицизм (от греч. скептикос — рассматривающий, исследующий) — идеалистическое философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности; агностицизм (от греч. а — отрицание и гносис — знание; недоступный познанию) — идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о познании в философии называют гносеологией.

Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев — периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Функции философии

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста​точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая. Среди них основными функциями философии являются мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируется на таких понятиях как «мироощущение», «миропонимание», «мировоззрение». В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д. Следующий этап мировосприятия — это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение — его система взглядов на мир.5

Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Мировоззренческая функция реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном (понятийно-категориальном) и эмо​ционально-образном (представленчески-ассоциативном).

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Методологическая функция философии проявляется в обес​печении научного и социального познания социально выверенны​ми и апробированными правилами, нормами и методами действия. Это совокупность способов деятельности и требований к мысляще​му субъекту, сформулированных на основе законов действитель​ности. Методология понимается как система принципов и спосо​бов организации теоретической и практической деятельности, а так​же как учение об этой системе. Предполагается, что методолог знает «тайну» метода, обладает технологией мышления. Поэтому методо​логия регулирует познавательный процесс с учетом современного уровня знаний, сложившейся картины мира. Выделяют два уровня методологии. Первый — инструментальный. Здесь формиру​ется требования, которые обеспечивают протекание мыслительных и практических операций, и определяется не содержание, а ход мысли и действия. Второй — конструктивный, направленный на приращение знания, получение нового содержания.6

Две основные функции философии — мировоззренческая и методологическая — взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и, прежде всего, принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т.д.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла».

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз​вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль​ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя​нуть функцию философии как школы теоретического мышле​ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи​лософии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельст​вует о важности критического подхода и наличия определен​ной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что по​ложительное значение имеет лишь основывающаяся на диа​лектическом отрицании конструктивная критика, а не аб​страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее ак​сиологическая функция. Любая фило​софская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль​ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо​бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно много​плановой по своему содержанию и охватывает различные ас​пекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способст​вовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме​нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социаль​ный мир нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен​но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческо​го общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию кол​лективных действий по их достижению. При этом степень жиз​ненности философской концепции определяется тем, насколь​ко каждый индивид может ее понять и принять. Следователь​но, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.7

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую можно назватьгуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждаю​щую роль для каждого индивида, способствовать формирова​нию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению по​зитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, кото​рая особенно важна в периоды нестабильного состояния обще​ства, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не ус​певают сформироваться или завоевать авторитет; когда чело​веческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой не​легкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно акту​альна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавше​му логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лече​ние) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»8. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мне​нию, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа есть философия».

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. «Мне представляется, — писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ, — что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра, и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель».

Когда мы ставим перед собой вопросы: «что мне дает философия, что мне даст ее изучение?», нельзя сбрасывать со счетов ее общекультурную функцию. Никогда не считался культурным человек, философски необразованный и неподготовленный. Тем более это относится ко времени, в котором мы живем. С другой стороны, в порядке обратной связи заметим, что по отношению человека к философии можно судить и об его общей и об его профессиональной культуре.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь​ные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв​ляется специфика и сущность философского знания.

В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления. Философскими знаниями необходимо вооружиться для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложных философских вопросах и вопросах жизни вообще. Иначе говоря, изучение философии должно обеспечить определенный уровень философской культуры личности. В частности, такое изучение должно противостоять распространению в обществе различного рода псевдоучений, с кото​рыми выступают новоявленные «пророки» и «спасители». Умение са​мостоятельно мыслить, определенный уровень философских знаний позволят правильно оценить различные философские и религиозные взгляды, отличать серьезные учения от откровенного шарлатанства.

Заключение

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает: любовь к мудрости. Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что знания и идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Если вы когда-нибудь задумывались над такими проблемами как любовь, жизнь и смерть, то вы уже философствовали. Люди для того, чтобы быть людьми должны философствовать. Философия, как в древности, так и сейчас бьется над одними и теми же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? Что такое человек? и т.п. На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди. Поэтому основные вопросы философии актуальны всегда.

Роль функций философии в жизни общества непрерывно возрастает. Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Изучая философию, пытаясь понять ее смысл и назначение, мы не просто становимся образованнее, мы пытаемся спасти наше будущее.

Список использованной литературы:

  1. Абачиев С. К. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 322 с.

  2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 592 с.

  3. Алексеева Т. А. Теория международных отношений как политическая философия и наука. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс. 2019. 608 с.

  4. Боженов А. З. Основы философии. Учебное пособие. — М.: Фолиант. 2017. 280 с.

  5. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Основы философии. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 184 с.

  6. Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия с иллюстрациями. Учебник. — М.: РГ-Пресс. 2020. 624 с.

  7. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философия культуры. Учебник. — М.: РГГУ. 2019. 185 с.

  8. Гуревич П. С., Филатов О. К. Философия и история образования. От Античности до эпохи просвещения. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 290 с.

  9. Демина Л. А., Малюкова О. В., Бучило Н. Ф. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 360 с.

  10. Доброхотов А. Л. Философия культуры. — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). 2016. 560 с.





написать администратору сайта