Главная страница
Навигация по странице:

  • Самосознание личности в психологии

  • Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих

  • В качестве критериев самосознания в психологи выделены

  • Структура и функции самосознания

  • В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него

  • Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом: познавательная часть

  • Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят: «Я» сегодняшний

  • Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом

  • Формы и уровни самосознания человека

  • Самосознание приходит путем

  • Эта форма самосознания предполагает

  • Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия: Чувственный

  • Образно-личностный

  • Как формируется самосознание

  • В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие

  • доклад философии. Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается


    Скачать 39.24 Kb.
    НазваниеОсобенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается
    Дата05.01.2021
    Размер39.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад философии.docx
    ТипДокументы
    #165901

    Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

    Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

    • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;

    • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

    При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

    Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

    Самосознание личности в психологии

    Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

    Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

    По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

    Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

    • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.

    • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.

    • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

    В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

    1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

    2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

    3. Примерка на себя видимых качеств других людей.

    4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

    5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

    Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

    Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

    Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

    Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

    На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.
    Структура и функции самосознания

    Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

    Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

    В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

    • Понимание личностных психических характеристик.

    • Осознание «Я» как активного субъекта.

    • Признание тождественности личности.

    • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

    В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

    Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

    1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

    2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

    3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

    Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

    • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.

    • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.

    • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

    Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

    Функции

    Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

    Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

    Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

    Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

    Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.
    Среди основных функций - определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

    К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

    В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

    Формы и уровни самосознания человека

    Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

    Самопознание

    Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

    Самосознание приходит путем:

    • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.

    • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.

    • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

    Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

    Самоконтроль

    Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

    Самооценка

    Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

    Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

    Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

    Самопринятие

    Эта форма самосознания предполагает:

    • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.

    • Самоуважение.

    Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

    Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

    • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.

    • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».

    • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.

    • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

    Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

    Как формируется самосознание

    Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

    На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.
    В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

    Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

    Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

    • Яндекс.Директ

    В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

    В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

    • стиль и образ жизни;

    • культурные и этические ценности;

    • нормы морали;

    • отношение к религии и т.д.

    В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

    Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

    Развитие самосознания

    Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

    Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

    Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

    Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

    И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

    Сторонники линейных исторических концепций (Гегель, Маркс, Бердяев и др.) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи. Это может быть и идея восхождения человека к Богу в христианских исторических концепциях, и эмансипация человека (в концепции Маркса), и саморазвитие мирового духа (в философии истории Гегеля). Исходя из общетеоретических обоснований линейные исторические концепции могут быть разделены на христианские и рационалистические.

    Христианская концепция истории

    Предпосылки научного понимания истории складывались в русле религиозных представлений о мире, составивших онтологическую основу мировоззрения европейской цивилизации с IV—V вв. до середины XVIII в. включительно.

    В рамках религиозных воззрений формировались основные проблемы и идеи исторической науки... Первая из этих проблем —вопрос о смысле и содержании человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ею потребностей и страстей, приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. В этом смысле человек выступает уже как продукт собственного исторического развития, а не стихийная сила природы, полностью подвластная слепой судьбе, как это было в античной истории. Освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля — основное содержание исторического процесса, как он представлен в христианстве.

    Вторая проблема — вопрос о начале и конце истории. Начав отсчет человеческой истории от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая, (христианская историософия подчеркивает качественное различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием, а также фиксирует внимание на хронологической стороне исторического процесса, без чего невозможна наука истории. Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний о будущем, ориентировала историческое познание на область реальных фактов и тенденций.

    Третья проблема — вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерно проходящего определенные ступени, которые позднее были интерпретированы как ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества и природы, о влиянии природной среды на исторический процесс — географических, климатических, этнобиологических условий, в которых совершается история.

    Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые ее линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.

    Рационалистические концепции истории

    С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения (Франция XVIII в.) способствовало появлению идеи революции как прыжка из “истории” в “природу”, из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать “историю”, сделать ее предметом научного и философского анализа.

    Отправной точкой создания рационалистической (всемирно-исторической) концепции истории является романтический культ великой личности” (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско- теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

    Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это — восточный (азиатский), грекоримский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к “Критике политической экономии” — азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к “Капиталу” — докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания — в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс).


    написать администратору сайта