Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Логоритмические средства при работе с детьми с дизартрией Дизартрия

  • Доклад по логоритмике. Особенности использования логоритмических средств при устранении дислалии и дизартрии


    Скачать 28.78 Kb.
    НазваниеОсобенности использования логоритмических средств при устранении дислалии и дизартрии
    АнкорДоклад по логоритмике
    Дата03.04.2022
    Размер28.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDOKLAD_PO_LOGORITMIKE (1).docx
    ТипДокументы
    #437280

    ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИСЛАЛИИ И ДИЗАРТРИИ


    1. Особенности использования логоритмических средств при устранении дислалии.

    Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата

    При моторной функциональной дислалии в неречевых психических функциях не отмечается серьезных нарушений: сохрана общая моторика. Лишь у части детей наблюдается незначительное нарушение ручной и пальчиковой моторики. Имеются расстройства вегетативной нервной системы: повышенная потливость ног и рук, устойчивый, расплывчатый дермографизм. Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме. В речевой функциональной системе — дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба; нарушения фонетической и фонематической сторон речи.

    При сенсорной функциональной дислалии в неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, недостаточность слухоречевого ритма, музыкального слуха. В речевой функциональной системе — трудности усвоения словесных, фразовых ударений, интонации, модуляции; нарушения фонематического восприятия, пропуски гласных, нередко целых слогов, не договаривание окончаний, слияние одинаковых гласных, пропуск согласного при стечении, замена звуков.

    При моторной органической (механической дислалии) в неречевых психических функциях нарушены общая, мимическая моторика и слуховое восприятие; в речевой функциональной системе наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического слуха.

    Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно.

    Выделяются три этапа.1 подготовительный этап,

    2 этап -вызывание и формирование звука,

    3 этап- автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).

    В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса

    При постановке звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Для детей с нарушениями звукопроизношения рекомендуются подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой.

    При автоматизации звуков на занятиях осуществляется развитие артикуляции, интонационной выразительности и т.д. в сочетании с различными движениями. Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на четкое проговаривание гласных. Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь. Проводятся игры на развитие фонематического восприятия.

    На этапе развитии дикции и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками.

    На этапе дифференциации звуков полезны игры-драмматизации с музыкальным сопровождением и без него.

    Средства логоритмического воздействия при работе с детьми с дислалией.

    1. Игры для развития слухового внимания

    Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.

    Слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно.

    Пример:«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)

    «Счем будем играть?». (Автор Е. Соковнина1.)

    1. Игры на развитие речевого слуха

    «Слушай и выполняй». (Музыка Т. Ломовой.) Используются пьесы: Л. Шульгина «Марш». М. Раухвергер «Автомобиль» и любая плясовая мелодия. Музыкальные произведения исполняются произвольно, и определенной последовательности.

    1. Игры на развитие фонематического слуха

    «Прогоним курицу». (Чешская народная песня в обработке Аи. Александрова, текст В. Викторова.)

    1. Игры на развитие артикуляционной моторики

    Дудочка-дуда.

    Лошадки. (Музыка М. Раухвергера.).

    1. Игры на развитие физиологического дыхания

    Цветы.

    Упражнения с цветами. («Вальс». Музыка А. Жилина.)

    1. Игра на развитие речевого дыхания

    Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

    Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.

    1. Игры на развитие голоса

    «Ay, ay», «Курочки и петушок»,«Гуси, вы гуси».

    На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики.

    Для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т.д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается.

    Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом.

    Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков. пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены. [https://studfiles.net/preview/1669183/page:31/]

    2 Логоритмические средства при работе с детьми с дизартрией

    Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

    При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи.

    Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений {зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания.

    Задачи коррекционных мероприятий:

    1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловнорефлекторную деятельность;

    2. Улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности;

    3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

    4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности

    5. Содействовать нормализации речевой функции

    6. Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции.

    Из методов лечебной физкультуры для детей с дизартрией наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика.

    Под играми в лечебной гимнастике понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами.

    В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать упражнения: понимать брови вверх, наморщивать брови; закрывать глаза в последовательности, расширять ноздри, улыбаться с закрытым ртом, щуриться, гасить спичку, высунуть язык и сделать его узким, и др.

    Логоритмическая работа с дизартриками включается в занятия лечебную гимнастику. Ее можно разделить на 3 периода.

    Задачи первого периода: воспитание статики движения; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

    Развитие внимания на занятиях осуществляется в нескольких направлениях:

    · специальная стимуляция;

    · быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

    · укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;

    · развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

    Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на три периода.

    Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

    Упражнения и игры на воспитание статики движений

    Упражнение для кистей рук.

    Игры на внимание (начиная с 2 лет).

    Пассивная гимнастика.

    Игры и упражнения в положении сидя

    Игры на развитие мелкой моторики

    Упражнение с мячом.

    Упражнение с хлопками.

    Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций (помимо перечисленных ранее специальных упражнений), таких, как: «Мы удивились (удивляемся)», «Мы огорчились», «Вкусное варенье», «Горький лук», «Кислый лимон», «Мы веселимся», «Разбилась кукла», «Мама пришла» и т.д.

    Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

    Развитие внимания на занятиях логоритмикой осуществляется и нескольких направлениях:

    а) специальная стимуляция;

    б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

    в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;

    г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

    При работе с дизартриками, из логоритмических средств в первую очередь используется слушание музыки.

    Слушание музыки педагог сопровождает словесными пояснениями с использованием наглядности. Полезны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки; иллюстрации, игрушки, пособия. Игрушки «двигаются», «разговаривают» с детьми, получаются маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Используются также книжные иллюстрации, эстампы с изображениями картин природы, труда людей, общественных событий, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети, бегущий мальчик и медленно идущий человек. Слушая музыку, дети показывают соответствующую ей и их представлению карточку.

    Для развития внимания можно использовать мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку веселого или спокойного характера, дети производят движения с палочками, флажками, кубиками. Для различения частей, фраз произведения, высокого, низкого, среднего регистра, ритмических особенностей используются различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание и опускание рук.

    Помимо слушания музыки, для развития различных параметров внимания даются специальные упражнения и игры.

    «Зевака», (с музыкальным сопровождением).«Флажок».

    «Канон». (С. Майкапар, «Маленькая пьеса».)

    Канон — движение непрерывное, но поочередное, т.е. на каждый такт один ребенок делает движение справа, потом другой, третий и т.д.

    Упражнения на внимание. (С. Прокофьев, «Марш».)

    Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение. Методика обучения та же, что и при заикании.

    Проводятся специальные упражнения типа «Живая гамма», «Сирена».

    Это упражнение помогает выработать связь высоты звука с «положением зевка», «Налесной полянке». (Слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко.)

    Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы.

    Например: «Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон».

    В первом периоде логоритмической ритмики важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Педагог обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

    Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

    Безречевые игры

    Показать удивление, огорчение, испуг.

    Речевые игры

    «Погладь мишку», «Поезд».

    Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

    «Увидели, флажок», «Лягушки».

    Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например, с-ш. с определенными музыкальными образами: [с] — водичка бежит, капель (и музыкальный образ капели), [ш] — пузырь лопнул или змея шипит (и тоже музыкальный образ). То же самое с другими звуками: [з] — комар звенит, [ж] — жук жужжит, [ц]— белочка цокает, [«] — чик-чирик— чирикает воробушек.

    В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием.

    Третий период. В этом периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, закреплением речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. [

    С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

    «Круг за кругом», «Пчелы и медведь».

    В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений.

    Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, диско-ординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть ритмичным, стимулирующим движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами).

    Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению (вальс, колыбельная; музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т.д[1. 74]

    Список литературы

    1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 2015.

    Интернет источник

    https://studfiles.net/preview/1669183/page:31/



    написать администратору сайта