Главная страница

текст Статьи (для русск. языч студентов). Особенности истории белорусского народа к вопросу о материалах для сравнения


Скачать 175.19 Kb.
НазваниеОсобенности истории белорусского народа к вопросу о материалах для сравнения
Дата13.02.2022
Размер175.19 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлатекст Статьи (для русск. языч студентов).pdf
ТипДокументы
#360012
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА К ВОПРОСУ О МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ)
В.А. Пилецкий, МИУ (Минск) Современное состояние развития исторической науки позволяет утверждать, что по истории Беларуси накоплено достаточное количество источников, которые дают возможность сделать обобщение всего исторического пути пройденного белорусским народом полностью, и показать его отличие от историй других народов Европы и Мира. Осуществление такой задачи является чрезвычайно важным делом, особенно для воспитания новых поколений граждан Беларуси. Они, чтобы чувствовать себя полноценными гражданами ответственными за судьбу своей отчизны, должны четко представлять себе специфику истории Родины и не путать ее с другими народами. Особенно важно видеть отличие истории своего народа от историй народов соседей. Которые хоть и братские славянские (или балтийские) народы (соседские и дружественные, и прошли также значительный исторический путь, но все же, качественно иной по сравнению с историей белорусского народа. Вообще, белорусский народ имеет уникальную историю. Не один народ в мире не испытал столько, сколько претерпели белорусы за свою историю. Уникальность обусловлена в первую очередь его геополитическим положением. Географическое месторасположение Беларуси – это территория взаимопроникновения Западной и Восточноевропейской мировых цивилизаций [1]. Это регион, на который на протяжении всей истории, всегда, оказывалось страшное давление с обеих сторон. Межцивилизационная борьба, которая проходила чаще всего на территории Беларуси, продолжалась на протяжении всей истории [2, с. Поэтому история нашей страны имеет ярко выраженные особенности по сравнению с историями других народов
№1: межцивилизационное геополитическое расположение Беларуси привело к тому, что она стала местом пересечения экономических и политических интересов двух цивилизаций. В результате чего территория
Беларуси была постоянной ареной войн. Причем непросто война войн с межцивилизационным уклоном. Таких войн на территории нашей страны было огромное количество. Среди них были и такие где население уменьшалось на треть или даже наполовину [3, стр. Где разрушалась экономика. Уничтожались людские и материальные ресурсы. Где белорусская государственность становилась разменной монетой в руках "сильных мира сего. В войнах середины XVII–XVIII вв. погиб и умер от болезней каждый второй житель Беларуси [4, tabl.22, 24]. Нельзя забыть такие наиболее массовые и кровавые войны как Первая и Вторая мировые, Северная (1700–1721) и Ливонская (1558–1582), которые вел русский царизм (Россия, или СССР) с европейскими странами на территории Беларуси, русско-польско-шведская война (1654–1667 гг.) и многие другие. Общей чертой всех этих войн – был межцивилизационный характер. Все это были войны не за интересы
белорусского народа или его государственность, а войны – где территория нашей страны становилась ареной разрешения мировых (или европейских) геополитических проблем
№2: ослабление в войнах, которые ставили Беларусь на грань физического устранения этноса, часто вело к захвату ее территории военным путем и нивелировку (ликвидацию самобытности) населения Беларуси. Иными словами, к стремлению соседних государств в течение длительного периода нахождения белорусов в пределах их государственных территорий, навязать свой язык, религию, культуру и заставить поверить широкие круги простого обычного белорусского населения в то, что такой земли как Беларусь никогда не существовало, а были Литва, Польша, Россия, Русь (Киевская Русь, например, как монолитная колыбель мать трех славянских народов, или другие государства. Как пример, можно рассмотреть периоды "полонизации" [5, си "руссификации" [6, св истории белорусского народа. Это были длительные повремени (до нескольких столетий) периоды целенаправленной политики одного из соседних государств по ликвидации белорусского этноса политики направленной на денационализацию белорусов – превращения их в поляков, либо в русских. Именно эти исторические периоды до сегодняшних дней напоминают о себе низким уровнем национального самосознания белорусов, забвением и снижением статуса родного белорусского языка и почти полным отсутствием решающего влияния национальной идеи на политические события современности. Идеи, которая, как известно, у любого другого народа всегда стоит на первом месте. Поляки, русские, французы и другие народы – прежде всего гордяться своей приналежностью к своему народу и его истории, а потом уже решают личные и иные проблемы. У белоруссов этого почти нет, потому что им, на протяжении нескольких столетий (в значительной степени включая сегодняшние дни, идеологически навязывали (прививали) любовь – либо к польской, либо к русской истории. К языкам, государственным традициями культурам этих народов
№3: на территории Беларуси (входе ее истории) одновременно действовали две мировые христианские конфессии католицизм и православие, которые были духовными основами двух разных цивилизаций, и к тому же находились в постоянной борьбе между собой. Белорусское население (на протяжении веков своей истории, вплоть до сегодняшних дней) разделено на две части. Одних, белорусов-католиков, всегда называли "поляками, стремились привлечь в польско-языковую среду и навязать идеи родства с государством поляков (Польшей) и ее историей. Вторых, белорусов- православных, называли "русскими, доказывали им что принципиального различия между тремя "братскими" народами (русскими, украинцами и белорусами) не существует (они мол все русские) и навязывали интересы защиты московской государственности [7, с. В истории Беларуси, из-за одновременного нахождения двух названных конфессий существовала постоянная угроза национальной консолидации
белорусского этноса. Постоянно отсутствовала идеологическая опора собственной белорусской государственности. Церковь и костел, чаще всего, выступали в качестве идеологической базы государственности народов- соседей. А на переломах истории всегда исключительно остро вставал религиозный вопрос, который в любой момент мог перерости в вооруженные конфликты с религиозной окраской. Наиболее дальновидные политики, представители белорусско-литовского государства, начиная с великого князя Витовта (который, на ХVІ-том Вселенском церковном соборе в немецком городе Констанц /1414–1418 гг./, впервые поднял эту идею на европейском уровне, ЛИ. Сапеги и других, упорно отстаивали идею так называемой "третьей конфессии. В лице ее, они видели греко-католическую (униатскую) церковь, которая бы стала настоящей идеологией Княжества (ВКЛ) и защищала бы государственность белорусского и литовского народов своими церковными методами. Стало ли униатство такой конфессией Это другой вопрос, ион требует специального научного анализа. Но идея, изначально, была отражением желания определенных политических сил Княжества, защитить белорусско- литовское государство в условиях разноконфесиональности общества и межцивилизационности его геополитического пространства
№4: будучи в составе как Западной, таки Восточной цивилизации, и познакомившись с обеими культурами, белорусский народ всегда имел сторонников развития западного и восточного типа. Это продолжается и до сегодняшних дней. Если пристально посмотреть на историю Беларуси, то нельзя не заметить, что она, на протяжении длительного исторического периода, побывала, благодаря своему срединному межцивилизационному геополитическому месторасположению, в составе разных культур, стран и цивилизаций. Так например, в Полоцко-Туровский период развития, Беларусь находилась в составе Восточноевропейско-Византийской цивилизации (IX–XIII вв). Здесь развивалась византийская культура, приобретала силу (среди местных языческих-духовных традиций) православно-византийская церковная структура. Вместе с местно-рунической (видимо принесенной варягами и приспособленной населением белорусских территории, развивалась старославянская и греческая письменность. Среди местных древних традиций воспитательно-образовательного процесса возникла новая форма подготовки детей – христианские катехизические учреждения "школы учения книжного, появлялись другие общецивилизационные признаки, близкие к византийско- греческому региону, в различных сферах жизни общества. С середины XIII – по конец XVIII в. – Беларусь находилась в составе ВКЛ и Речи Посполитой, где присутствовала западноевропейская цивилизационная доминанта. Границы между белорусскими землями и европейскими странами практически не существовало. Любой гражданин страны имел право, по-своему собственному желанию, ехать учиться, работать и проч, в любой уголок европейского региона (например сдать экзамен экстерном в Падуанском
университете, как это сделал знаменитый общеславянский первопечатник, белорус-литвин Франциск Скорина). Актуальной, начиная со второй половины XIII в, сначала татарского нашествия на Русь, была лишь восточная граница ВКЛ. Политика Московского государства, где царил совершенно иной социально-политический и культурный уклад, была направлена на расширение своих территорий именно за счет присоединения земель белорусско-литовского государства. Завоевания велись под идеологическим обоснованием "единства наследия Киевской Руси" как русского государства. С середины XVI в, и особенно с середины XVII в, гибельные для ВКЛ факторы чрезвычайно обострились. В результате столкновения на ее территории межцивилизационных интересов, приведших к многочисленным войнам, которые истребили экономические ресурсы страны и ослабили государственность, а также в результате недальновидной политики феодалов, которые с легкостью позабыли об интересах государственной независимости и гнались за расширением личных узко-корысных (шляхетских) прав – ВКЛ была обессилена, и попала под влияние Польши. В результате этого польские феодалы, получившие доступ к власти, опираясь на католическую церковь развернули оголтелую полонизацию белорусского народа в рамках союзного польско-белоруско-литовского государства Речь Посполитая”. В конце XVIII века, в результате разделов Речи Посполитой, Беларусь была вырвана из Западной цивилизации и включена в состав Восточноевропейской (во главе с Россией. Результатом этого, приблизительно с середины XIX в, началось массовое развертывание русификации и искоренения всего белорусского. С этого времени началась повсеместная замена белорусской самобытности. Сначала, это осуществлялось под влиянием польско-католического доминирования (вовремя существования Речи
Посполитой), а потом политикой русского царизма, русской культурой, языком, традициями политического, экономического и духовного развития соседнего государства. В конце ХХ века (особенно в е гг.) борьба также не прекращалась. Белорусская оппозиция придерживалась прозападного пути развития. Выступала за европейско-американскую ориентацию политики белорусского государства. Официальное руководство БССР, а потоми независимой
Беларуси – за дружбу с Россией. Сегодня, вначале нового века, Республика Беларусь постепенно начинает переходить к реальной "многовекторности" (и выгодности для себя) в строительстве своих взаимоотношений со странами-соседями. Одновременные контакты и добрососедство с Россией, Украиной, странами Евросоюза и др. – которые можно наблюдать сейчас в политике белорусского руководства, думается единственно правильное направление перспективной эволюции страны. Вопрос "с кем быть" имеет единственный ответ Беларусь – это отдельная страна. Она должна быть сама по себе и дружить со всеми странами
мира, но при этом постоянно укреплять свою независимость и государственный суверенитет
№5: в результате сложного геополитического и исторического положения в Беларуси отсутствует консолидирующая роль белорусского языка. Вопрос о языке является проблемой исключительной важности в истории народов. Язык
– это очень влиятельный инструмент консолидации общества по национальному признаку. Язык – показатель независимости и самостоятельности народа от других народов-соседей. Язык – самый значительный охранно-культурный фактор нации. В любой стране национальный язык служит своеобразной "неприкосновенной зоной" от чужих влияний. В Беларуси, к сожалению, национальный язык находиться в плачевном состоянии. Он находиться на грани превращения в диалект, является максимально ослабленым, приниженными в следствии этого не может выполнять в полной мере положенные ему функции. Поэтому особенность (№5) истории белорусского народа в том, что его язык, в результате сложных исторических обстоятельств (периодов "полонизации" и "русификации, а также специфики современного государственного "двуязычия) не может в полной мере играть консолидирующую роль всех граждан Беларуси. А вообще белорусский язык – один из красивейших и древних славянских языков. Первые белорусскоязычные признаки, филологи находят уже в произведениях Кирилла Туровского (1130–1182). Есть они, ив древнеславянском эпическом произведении Слово о полку Игореве” (1187). Последнее, как полагает украинский исследователь Е.А. Павленко было написано белорусским (гроденским) князем в виде письма на Родину из эмиграции [8; 9]. Вовремя существования ВКЛ белорусский язык получил окончательное оформление и занял позиции официального государственного языка белорусско-литовского государства. На нем велось государственное делопроизводство ВКЛ, издавались законы, привилеи, статуты (1529, 1566,
1588 гг.), другие важнейшие государственные акты. На нем творили поэты и писатели, создавались общегосударственные летописи, литературные произведения, развивалась культура. После упадка ВКЛ (в середине XVII в) – из-за непрекращающихся войн и крайнего ослабления ВКЛ в составе Речи
Посполитой – польские феодалы ликвидировали государственный статус белорусского языка. Сгон был заменен на польский, потом, в результате присоединения белорусских земель к Российской империи (в конце XVIII–XIX в) – на русский, который и считался официальным государственным языком на территории Беларуси вплоть дох годов XX века. Позже, когда распался СССР и произошло возрождение белорусской государственности, был принят закон О языке. Он вновь утвердил государственный статус белорусского языка на территории Беларуси. Нов результате смены руководства РБ, был утвержден государственный статус двух языков русского и белорусского. Такая ситуация существует до сегодняшних дней.
В качестве заключения, исходя из вышеотмеченного, можно суверенностью заявить о том, что
- несмотря на своеобразное географическое месторасположение, при котором территория Беларуси всегда оказывалась ареной войн двух великих
(всемирно-могущественных) цивилизаций (как суммы силы многих народов ее участников, которым не мог бы противостоять в одиночку не один (даже самый мощный) народ в мире
- несмотря на то, что в истории белорусского народа были периоды русификации и полонизации, вовремя которых проводились специальные целенаправленные) мероприятия по денационализации белорусского народа
- несмотря на наличие двух конфессий, идеологических сил двух противоборствующих цивилизаций, которые, из-за своих политических пристрастий, раскалывали белорусское общество на две части
- несмотря на наличие сторонников западного и восточного пути развития в белорусском обществе
- несмотря на то, что белорусский язык специально и целенаправленно искоренялся государственной властью, запрещался, уничтожался и лишался возможности выполнять свой исконный общественно-консолидирующий характер в среде белорусского общества
- несмотря на все это, белорусский народ не сошел с исторической арены. Он не сломался. Не исчез с карты Европы, как многие другие народы существовавшие сдесь в более ранние исторические времена. Это великий и могущественный народ. Он выстоял. Смог выдержать невероятно тяжелые испытания и препятствия на своем пути. И сегодня успешно восстанавливает свою собственную независимость и историческую белорусскую государственность. Строит красивую, процветающую страну – Республику Беларусь, которая постепенно (но уверенно, начинает занимать все более и более почетное место в семье современных европейских народов. Литература
1. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории Сборник / А.Дж. Тойнби / Перс англ.
И.Е.Киселевой, М.Ф.Носовой. – М СПб.: Прогресс-Культура. Ювента, 1995. – 477 с.
2. Пілецкі, В.А. Гісторыя Беларусі ў кантэксце фармацыйнага і цывілізацыйнага прынцыпаў эвалюцыі сусветнага агульнагістарычнага працэсу / В.А. Пілецкі // Айчынная і сусветная гісторыя: сучасныя погляды і метады даследавання: Зб. Навук. пр Уч. Ч. 2. Актуальныя пытанні ўсеагульнай гісторыі і гісторыі Беларусі.
– Мінск.: БДПУ, 2003 – 230 с.
3. Карпачев, А.М., Козловский П.Г. Динамика численности населения Белоруссии во второй половине
ХVП–ХVШ в. / А.М. Карпачев, П.Г. Козловский // Тезисы докладов и сообщений й сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Минск БГУ им. В.И. Ленина, 1968. – 292 с.
4. Morzy, J. Kryzys demograficzny na Litwie I Bialorusi w II polowie XVII wieku / J. Morzy. Poznan: Novi sviat, 1965. – 325 s.
5. Лыч, Л.М. Паланізацыя / Л.М. Лыч //Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. М. – Пуд / Беларус.
Энцыкл.; Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал.рэд) і інш. – Мінск: БелЭн, 1999. – 592 с.
6. Сяргеенкава В, Ходзін С. Русіфікацыя / В. Сяргеенкава, С. Ходзін //Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. Кн. Пузыны. – Усая / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал.рэд) і інш. – Мінск: БелЭн, 2001.
– 591 с.
7. Купала, Я. Вера і нацыянальнасць / Я. Купала // Купала Я Жыве Беларусь: Вершы, артыкулы Уклад.
В.Рагойшы. Мінск: Мастацкая літаратура, 1993. – 477 с.
8. Павленко, Е.А. Слово – творение Белой Руси / Е.А. Павленко // Гомельская праўда. – 1991. – 21 мая.
9. Павленко, Е.А. Миф вокруг Похода – Игорю Реконструкция и пер.на рус. и укр. яз. Слова о Пльку
Игоревь / Е.А. Павленко / Ред. В.Ф.Гужва. – Киев Радзянський письменник, 1990. – 199 с.


написать администратору сайта