Глава 1. Особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с нормальным развитием
Скачать 45.51 Kb.
|
Глава 1. Особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с нормальным развитием Творчество рассматривали различные ученые с точки зрения разных наук, таких как философия, педагогика ,психология др. В философии проблемой творчества занимались такие мыслители, как Аврелий А. Аристотель,Платон,Бекон Ф.,Локк Д.,Маркс К. и др. В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое первоначально не выделялось из созидательной деятельности, в дальнейшем, начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости человека к достижению высшего созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Творчество человека у Августина Аврелия выступает, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и акт веры связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное. Расцветом творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся в ней, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Философия английского эмпиризма трактует творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов, как например, в теории познания Ф. Бэкона, Гоббса и Дж. Локка. Творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания. В идеалистической философии конца 19 – 20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном: творчество как непрерывное рождение нового - сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. В педагогике проблемой творчества занимались Богоявленская Д.Б.,Ветлугина Н.А., Григорьева Г.Г., Журавлева Ж.И., М.В. Ермолаева, Медведева Е.А, Радынова О.П., Речицкая Е. Г., Казакова Р.Г., А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, Е.Е. Кравцова, Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., Сошина Е. А., и другие. В психолологии творчество в целом детское творчество в частности изучали Арсентьева В.П.,Выготский Л.С.,Ермолаева М.В., Николаева Е.И. и другие. Ветлугина Н.А. рассматривает два основных подхода к творчеству,характерные для большинства работ зарубежных авторов[6;14 стр.]. Первый из них — трактовка детского творчества как следствия врожденных, инстинктивных импульсов; готовность к творчеству объявляется независимой от внешних воздействий. Второй подход сводится к стремлению использовать творчество как один из путей целенаправленного воспитания «сверхчеловека». Выготский в своей книге «Психология искусства» рассматривает искусство и творчество с нескольких позиций: 1)Как познание(Ученый утверждает, что чувства, которые вызывает художественное произведение, являются социально обусловленными[7;36 стр.]) 2)Как прием(Выготский различает смысл формулы «искусство как прием», в том, что она предписывает рассматривать произведение как систему приемов.[7;80 стр.]) 3)Как катарсис(Выготский ставит основной для психологии искусства вопрос — как мы должны смотреть на чувство, только ли как на трату психической энергии или оно имеет и сберегающую роль? [7;254 стр.]) Григорьева Г.Г в своей книге «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» рассматривает творчество как способ существования личности[8;14 стр.].Она указывает, какие источники определяют развитие творчества : игра и экспериментирование. И то, и другое предполагает поисковую деятельность, которая является катализатором развития личности. Ж.И. Журавлева в своей статье «Детское творчество в онтогенезе и дизонтогенезе» рассматривает проблему детского творчества в дошкольном возрасте и показывает наличие двух направлений в исследовании данного вопроса[11;2 стр.] : 1)О. М. Дьяченко, Н. А. Короткова, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, Л. С. Славина, Ф. И. Фрадкина и Д. Б. Эльконин рассматривали возможность развития и проявления творчества через игровую деятельность, в процессе которой дети осваивают знаково-символическую функцию, погружаются в воображаемую ситуацию, по-разному используют отдельные предметы и выполняют ролевые действия. Исследователями раскрыта связь воображения и игры: воображение зарождается в игре, развивается вместе с ней и, в свою очередь, определяет и детерминирует развитие игровой деятельности ребенка. 2)Представители второго направления (А. Н. Давидчук, Т. С. Комарова, А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина) рассматривали формирование способности к творчеству через его продуктивные виды, такие как рисование, лепка, музыкально-ритмическая деятельность, театрализованная деятельность, словесная деятельность. Этих ученых объединяет мысль о значимости творчества в жизни дошкольника, поскольку оно нужно для полноценного развития личности, формирования творческого потенциала, познавательной и социальной активности ребенка. Марина Ермолаева в своей книге «Практическая психология детского творчества» рассматривает роль воображения, мотивационного и эмоционального компонента в творчестве ребенка : 1)Воображение. Автор отмечает, что воображение является особой,более сложной формой психологической деятельности, как бы объединением нескольких функций. На ранних ступенях онтогенеза отрыв детского воображения от действительности состоит в том, что ребенок не знает основных законов объективной реальности и поэтому легко их нарушает. Для дальнейшего развития воображения ребенку требуются специальные социальные условия, природных задатков для этого недостаточно.Кроме того, нужна активная деятельность самого ребенк, а не только пассивное влияние взрослых для него[9;22 стр.]. 2)Мотивационный компонент. Возможность реализации творческого потенциала у детей разная, однако у них с 5-6 лет при помощи взрослых возрастает уровень познавательной активности.Эмоционально эта активность выражается в интересе, формирование которого важно для развития творческого потенциала.Таким образом, роль познавательной мотивации в творчестве в том, что она создает основу для формирования жизненного опыта и поддерживает творческий процесс[9;25 стр.]. 3)Эмоциональный компонент. По словам автора, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Эмоции, которые ребенок не может реализовать в жизни, он выражает в творческой деятельности. Эмоции заряжают и регулируют все остальные психические функции ребенка, поэтому способность регулировать свои эмоции является важным критерием готовности ребенка к школе. Появление возможности управлять своими эмоциями, или произвольность поведения, это главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника[9;33 стр.]. Е.И. Николаева рассматривает творчество как создание нового, под которым могут подразумеваться как изменения в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Автор освещает два противоположных аспекта детского творчества : созидание и разрушение. Ребенку часто необходимо что-то разрушить, чтобы создать свое, уникальное[19;2 стр.].Кроме того, ученая выделяет такие особенности детского творчества, как : 1)для ребенка творчество - лишь побочный продукт основного результата – создания собственной личности 2)тотальность: она свойственна всем без исключения детям до подросткового периода, когда вхождение во взрослое сообщество побуждает их отказаться от приспособления путем творчества. Творчество состоит из различных видов продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко). Существует несколько направлений продуктивной деятельности: 1)Изобразительное творчество(Григорьева Г.Г, Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.) 2)Игра(Арсентьева В.П., Кравцова Е.Е) 3)Музыкальное творчество(Ветлугина Н.А.,Радынова О.П., Катинене А.И. и Палавандишвили М.Л.) Г.Г. Григорьева рассматривает изобразительную деятельность дошкольников. По ее мнению, существуют следующие предпосылки к изобразительной деятельности [8;стр. 39] : 1)Поощрение изобразительной деятельности, помощь и обеспечение материалами со стороны родителей(1 – 2 года) 2)Подражание взрослым, но в то же время стремление создавать что-то самостоятельно.В 2 года у малыша появляется рисование по замыслу(2 – 3 года). 3)Интерес к материалу, подражание взрослым и сверстникам(из желания общаться) Кроме того, ученая дает обзор методов обучения детей изобразительной деятельности [8;146 стр.] 1)информационно – рецептивный метод связан с организацией восприятия и запоминания учащимися новой готовой информации. 2)репродуктивный метод направлен на углубление знаний и усвоение способов деятельности , содержание которых уже известно. 3)эвристический метод состоит в том, что педагог включает учащегося в поиск решения не всей задачи, а отдельных ее частей. 4)метод наблюдения формирует у ребенка такое качество человеческой личности, как наблюдательность. Так же в своей книге Григорьева рассматривает такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация и конструирование[8;224 стр.]. 1)Рисование. В различных возрастных периодах дошкольники рисуют по-разному: - В первой младшей возрастной группе у детей формируется понимание образного характера деятельности и интереса к ней - Во второй младшей группе дети изображают то, что им знакомо, что их интересует - В средней возрастной группе дети учатся передавать строение предметов, а так же осваивают цвет как средство выразительности - Дети старшей возрастной группы научаются передавать на рисунке пропорции, индивидуальные особенности предметов, а так же несложные движения 2)Лепка. Занятия лепкой с младшими дошкольниками идут 15 минут, со старшими дошкольниками 30 – 35 минут раз в неделю. Дети могут лепить из глины, пластилина, размоченных газет и других подручных материалов. Перед занятием полезно провести с ребятами разминку пальцев рук для более эффективной работы. 3)Аппликация. В течение дошкольного возраста данный вид продуктивной деятельности обогащается : - изображаемые узоры, предметы и сюжеты становятся сложнее - используемый материал становится разнообразнее - сложнее становится техника исполнения - работа за счет комбинирования материалов и техник становится более разнообразной При обучении аппликации педагоги решают следующие задачи : а)формируют умение составлять узор из разных геометрических форм и растительных деталей б)формируют умение составлять изображение предмета из частей и сюжет из изображений разных предметов в)учат овладевать различной техникой получения деталей из разных материалов г)формируют чувство цвета д)формируют чувство формы, пропорций и композиции Говоря об изобразительном творчестве, нельзя не вспомнить пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста.Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Там авторы(Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.) описывают, какие нестандартные занятия можно провести с группами дошкольников разного возраста[12; 72 стр. ] : 1)младшая группа : рисование пальцами, обрывание бумаги, рисование всей кистью руки, оттиск печатками,скатывание бумажной салфетки 2)средняя группа : черно - белый граттаж, обрывание и скатывание бумаги, восковые мелки в сочетании с акварелью, черный маркер в сочетании с акварелью, оттиск печатками из картофеля или из поролона, печать по трафарету, монотипия, кляксы с помощью трубочки, тычкование, оттиск пробкой 3)старшая группа : цветной граттаж, набрызг, оттиск губкой, тиснение бумагой, печать листьями, монотипия; обведение кулака, кисти руки, ступни, ножниц и др.; оттиск скомканной бумагой, печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью. Ветлугина говорит о том, что необходимо рассмотреть особенности процесса рисования маленьких детей для того, чтобы найти в нем элементарные творческие проявления, выявить изобразительновыразительные средства, которые способствуют возникновению образного начала в рисунках[6;51 стр.]. В своих рисунках дети изображают окружающую жизнь. Это явление в своей элементарной, простейшей форме можно наблюдать уже в младшем дошкольном возрасте, хотя совершенно очевидно, что маленькие дети не владеют еще способностью к художественно-образному выражению. Е.Е Кравцова рассматривает такой вид продуктивной деятельности дошкольников, как игра,который в данном возрасте является ведущим, что это такое и как она развивается[13;23стр.]. По мнению ученой, игра состоит в том, что ребенок видит одно, а представляет другое ( «расхождение смыслового и видимого поля»). Для этого даже не нужны игрушки, нужна лишь воображаемая ситуация. Ученая выделила следующие этапы развития игры : 1)2-3 года – «режиссерская» игра(в этой игре ребенок сам создает сценарий, он придумывает, чем что будет) 2) 4-5 лет - образно-ролевая игра(ребенок переносит функцию с одного предмета на другой,происходит его перевоплощение) 3)Сюжетно-ролевая игра(ребенок включает свой опыт в игру) Кроме того, ученая рассматривает вопрос о том, что первично : воображение или творчество ? В качестве ответа она рассматривает несколько различных концепций : -Нужно обучать ребенка сначала игре с помощью воображения -Обучение творчеству должно быть первичным, и только оно разовъет у ребенка воображение -Компромиссная концепция между первыми двумя Ученая более подробно останавливается на том, как развить воображение. Взрослый здесь может действовать как : - Взрослый – взрослый(обучает ребенка) - Взрослый – равный(играет вместе с ребенком) Так же дети могут обучать своих ровесников чему-нибудь, то есть выполнять роль взрослого, при этом основную часть времени они общаются на равных. При выполнении роли обучающего у ребенка активно развивается воображение. В.П. Арсентьева изучила игру с психологической точки зрения.Ученая рассматривает следующие подходы к сущности игры[1;20 стр.] : 1)Инстинктивная, биологическая деятельность, в которой выражаются врожденные влечения ребенка, вытесняемые под давлением общества. Этот подход состоит в противостоянии общества и личности(З.Фрейд, В.Штерн, А.Фрейд и др.) 2)Форма социализации ребенка, которая обеспечивает освоение мира человеческих отношений. Игра содержит эталон, образец будующей взрослой жизни, создает условия для психологического развития ребенка(С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) 3)Как системное образование(Е.Н. Смирнова). Игра проходит несколько этапов развития : -открытая система(игра связана с социальным контентом) – подготовка игры -закрытая система(нет связи с социальным контекстом) – непосредственно игра -открытая система с выходом участников из игры во внешний социальный контекст Среди функций игры, которые выделяет Арсентьева,для нашего исследования особенно важна социокультурная функция[1;28 стр.]. Как и в творчестве, в игре ребенок выражает то, что он когда-либо прямо или косвенно испытал, и таким образом формируется как личность, усваивая богатства культуры. Такой вид продуктивной деятельности, как музыкальное творчество, рассмотрела в своей книге Радынова О.П. с соавторами А.И. Катинене и М.Л Палавандишвили. Радынова рассматривает следующие виды музыкальной деятельности детей [22;54 стр.] : 1)пение(способствует укреплению легких и осанки детей) 2)музыкально-ритмические движения 3)игра на музыкальных инструментах Ветлугина Н.А. в своей книге рассматривает два основных подхода к творчеству,характерные для большинства работ зарубежных авторов[6;14 стр.]. Первый из них — трактовка детского творчества как следствия врожденных, инстинктивных импульсов; готовность к творчеству объявляется независимой от внешних воздействий. Второй подход сводится к стремлению использовать творчество как один из путей целенаправленного воспитания «сверхчеловека». Говоря о пении[22;94стр.], соавтор Радыновой, А.И. Катинене, ставит следующие задачи певческой деятельности: 1)развитие музыкальных способностей 2)формирование музыкальной и певческой культуры 3)общее духовное и телесное развитие детей Эти задачи можно решить в том числе на основе определенного песенного репертуара, который состоит из : - певческие упражнения (развитие дикции, артикуляции и певческого дыхания) - песни с сопровождением( с 3 лет дети разбиваются на группы и поют при помощи взрослого) - песни без сопровождения( с 5-6 лет) Разбирая музыкально-ритмические движения, другой соавтор Радыновой, М.Л. Палавандишвили, рассказывает о системе ритмического воспитания, разработанной в 20-е годы 20 века[22;104 стр.].Задачи этой системы таковые : - учить детей выражать музыкальные образы в движениях, которые соответствуют характеру музыки -развивать основы музыкальной культуры -учить детей определять музыкальные жанры -учить оценивать свои движения и движения других детей Задачи эти можно решить,как считает М.Л. Палавандишвили, только если использовать истинно художественные произведения. Он выделяет следующие принципы отбора музыкальных произведений для занятий по ритмике : - яркость, динамичность образов, которые создают песни -разнообразие стилей музыкльных произведений -то, насколько песня побуждет двигаться -соответствие движений образам музыки Говоря о музыкальном творчестве, Н.А. Ветлугина отмечает, что в основе музыкальных образов лежит отражение многих явлений жизни, преимущественно чувств, переживаний человека, которые выражены в музыкальной теме, передающей самые характерные черты более или менее законченной мысли[6;29 стр.]. В детском творчестве это находит свое оригинальное воплощение. Например, в песне образное начало выражается в различных мотивах, мелодиях, передающих интонации радости, удивления, сожаления и т. д. В музыкально-ритмических движениях оно возникает под влиянием восприятия многих элементов музыки (мелодия, гармония, динамические, темповые изменения и т. д.). Дети творчески воплощают образы в движении, используя элементы танца, имитационные гимнастические движения, перестроения, возникает музыкально-игровой образ. В игре на детских музыкальных инструментах (металлофоны, флейты, цитры и др.) дети импровизируют простейшие мелодии, отдельные ритмические сочетания, вспоминая услышанные ими звуки. Затем ученая рассматривает изобразительное творчество [6;51 стр.]. Она говорит о том, что необходимо рассмотреть особенности процесса рисования маленьких детей для того, чтобы найти в нем элементарные творческие проявления, выявить изобразительновыразительные средства, которые способствуют возникновению образного начала в рисунках. В своих рисунках дети изображают окружающую жизнь. Это явление в своей элементарной, простейшей форме можно наблюдать уже в младшем дошкольном возрасте, хотя совершенно очевидно, что маленькие дети не владеют еще способностью к художественно-образному выражению. Ж.И. Журавлева выделяет следующие этапы в онтогенезе детского дошкольного творчества[11;3 стр.] : 1)С 1,5 до 3 лет ребенок общается с взрослым, воспринимает чужой опыт, начинает творить сам и подражать, опираясь на опыт художественной деятельности или опыт действия с материалами. В данный период развивается воображение, обусловленное появлением интереса ребенка к предметам и их деформациям, формированием речи и разнообразной совместной деятельностью ребенка и взрослого.Примерно в три проявляется словесная форма воображения, выражающаяся в игровых отношениях к слову, отрыве условного действия от предметной опоры и выражении его в символической форме, в слове. На этом возрастном этапе воображение еще носит пассивный характер. 2)В 4-5 лет на основе готовых образцов, обучения и своих собственных попыток ребенок начинает более или менее самостоятельно решать элементарные творческие задачи, используя усвоенные им средства и способы действия в определенном виде продуктивной деятельности. В этот период у детей развивается целенаправленность воображения, что позволяет ребенку соотносить воображаемый образ с заданными условиями и обстоятельствами, делать попытки установить взаимодействие персонажей в игре.В пять лет дети уже увереннее,чем раньше отличают мир собственных образов и мир реальности. 3)В 6-7 лет ребенок может подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее составленному плану. Его воображение становится продуктивным, и это позволяет детям создавать свои первые законченные работы. |