Главная страница
Навигация по странице:

  • Творчество Мориса Метерлинка

  • Особенности развития бельгийской литературы


    Скачать 18.32 Kb.
    НазваниеОсобенности развития бельгийской литературы
    Дата08.11.2022
    Размер18.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBelgiyskaya_literatura.docx
    ТипРеферат
    #777119

    Реферат

    на тему:

    «Особенности развития бельгийской литературы»

    Выполнил:

    Студент факультета АР-19

    Аметов Арсен

    Основные тенденции развития бельгийской литературы на рубеже 19-20 веков

    • Вторая половина 80-х — начало 90-х годов ознаменованы в бельгийской литературе утверждением новых эстетических принципов, воплотившихся в первую очередь в поэзии символистов.

    • Новаторство Эмиля Верхарна (1855—1916) – объединение в своих стихах черты разных направлений: романтизма, натурализма, символизма.

    • Верхарн перенес в свои стихи пытливый интерес к индустриальному обществу, присущий романам Золя, запечатлев стремительные ритмы нарождающегося века: динамику больших городов, поступь технического прогресса, романтику освоения новых земель, несокрушимую энергию народных масс, восстающих ради завоевания социальной справедливости.

    • Появляется тема буржуазного измельчания человека. Поэт рисует разные типы монахов («Кроткий монах», «Дикий монах» и т. д.), чья жизнь, посвященная служению высокой идее, резко контрастирует с пошлой, меркантильной бельгийской современностью.

    • Основная особенность творческой эволюции Верхарна в 80-е годы — переход от позитивистского статического к динамическому мировосприятию и соответственно – к изменению иерархии творческих принципов: главенствующим, ключевым у Верхарна становится принцип выразительности. Его задача — воплотить изменчивость жизни, предчувствие близящихся перемен.

    • В «Вечерах» многократно возрастают по сравнению с предыдущим творчеством Верхарна ассоциативные связи, роль метафор. Переносное толкование основных образов цикла «Вечера» подчеркнуто в его программном стихотворении «Человечество», проникнутом специфически верхарновской экспрессией.

    • В стихотворениях передано ощущение, пронизывающее творчество символистов в целом: приближения чего-то огромного, неясного, неотвратимого, что перевернет и развеет устоявшуюся жизнь.

    • Включение будущего в картину настоящего.

    • В циклах первой половины 90-х годов — «Поля в бреду» (1893), «Призрачные деревни» (1895), «Города-спруты» (1895) — углубляется символистский метод Верхарна. Теоретической основой для него послужили положения манифеста Ш. Мореаса, провозгласившего задачей символистского искусства представление изначальных идей в «чувственно осязаемой оболочке» (Мореас опирался на учение о существовании «первоидей» земных вещей и явлений).

    • «Осязаемые», конкретные образы-символы заполняют стихи Верхарна со второй половины 80-х годов. Поэт группирует зарисовки реального мира так, чтобы они акцентировали определенное настроение, мысль, «идею», как в стихотворении «Усталость» («Вечера»), где усталость отходящей ко сну природы ассоциируется с усталостью, бессилием дряхлеющего мира; само название тут раскрывает переносный смысл воссозданной поэтом картины, предстающей, следовательно, как символ.

    • В позднем творчестве Верхарн склоняется к концепции выдающейся личности, генератора революционных идей, и «толпы», эти идеи реализующей.

    • В последующих циклах Верхарна — «Лики жизни» (1899), «Буйные силы», «Многоцветное сияние» (1906), «Державные ритмы» (1910) — заметно ослабевает социальное обличение. Подобная эволюция художника, несомненно, связана с определившимся в конце 90-х годов реформистским характером бельгийского социализма.

    • Позитивистские истоки Верхарна определили основное противоречие его произведений: как художник он больше принадлежал наступающему веку, как мыслитель — веку минувшему. Но и символистский метод Верхарна еще многими нитями связан с натурализмом. Слагаемые этой необъятной панорамы — будь то пафос научных открытий и технического прогресса, революционный подъем обездоленных, покорение отдаленных народов и передел мира — предстают в позднем творчестве Верхарна как бы равнозначными: все это формы проявления единой глубинной сущности, извечных и неизменных законов («идей» или «сил») бытия.

    • Оставаясь поэтом эпического масштаба, Верхарн воплотил в своем творчестве пафос дерзновенного созидания, ощущение необоримой мощи пробуждающихся масс.

    • Творчество Мориса Метерлинка (1862—1949) выявляет совершенно новое восприятие жизни и понимание задач искусства. Подход Метерлинка — принципиально антипозитивистский.

    • Метерлинк стремится воплотить в своем творчестве диалектическое представление о неразгаданных, но обнаруживающих свое присутствие универсальных связях, пронизывающих мироздание, законы которого постигаются не рационалистически, а интуитивно.

    • Метерлинк говорит об упадке драматургии своего времени, делая исключение лишь для Ибсена и Л. Толстого. Этому упадку Метерлинк противопоставляет успехи изобразительного искусства.

    • Символика Метерлинка обнаруживает заметное пристрастие автора к цветовым ассоциациям, в согласии с выдвинутым французскими символистами принципом «соответствий»: «фиолетовые змеи грез, переплетающиеся в моих снах» и пр.

    • Метерлинк приходит к идее «деперсонализации актера», или театра марионеток.

    • Разработке психологических коллизий и открытию двойного диалога.

    • Метерлинк утверждает, что лишь незначительная доля общения людей происходит посредством речи, внешнего диалога. Главное — то, что стоит за словами, диалог внутренний, непосредственное общение душ; оно происходит в молчании, и его оттенки неисчерпаемы. Слова, считает он, имеют смысл лишь благодаря «омывающему их молчанию».

    • Пьесы Метерлинка насыщены сложнейшими оттенками внутреннего диалога, сопутствующего внешнему, но неизмеримо более важного.

    • Метерлинк устраняет ненужную ему социальную конкретность

    • Драмы Метерлинка развиваются в декорациях, на первый взгляд романтических. Однако бурные перипетии «внешней» жизни присутствуют лишь в «Принцессе Мален». В последующих пьесах необычное оформление уже не связано с романтическими реминисценциями. Метерлинк приходит к мысли о разобщенности людей.

    • Любовь — тема многих драм Метерлинка, но она интересует писателя в различных аспектах.

    • Поэтический принцип косвенного воплощения темы — путем рассказа «не о том», в незначащих на первый взгляд словах, за которыми кроется «душа драмы».

    • Ничтожность человека в огромном мироздании для Метерлинка источник не трагической безнадежности, а специфической гордости, возвышенного душевного настроя.

    • Метерлинк выражает убежденность в возможности личного счастья, доступного, по его мысли, каждому. Он настаивает на неисчислимости оттенков счастья (именно несчастье представляется ему стереотипным) и особо подчеркивает невозможность или недолговечность пассивного счастья и надежность счастья активного, завоевываемого в каждодневной борьбе.

    • Развенчание ницшеанского «сильного» человека.

    • Оптимистическая концепция действительности.

    • Основные мотивы творчества Метерлинка: развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».


    написать администратору сайта