Главная страница

ИГПЗС т.2 материал подготовки. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока 20 мин


Скачать 0.96 Mb.
НазваниеОсобенности развития государства и права в странах Древнего Востока 20 мин
Дата27.10.2022
Размер0.96 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИГПЗС т.2 материал подготовки.pdf
ТипДокументы
#757602
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6
ЧАСТЬ 2.
1. Общественное и государственно-правовое устройство Древнего
Египта – 20 мин.
Как и большинство государств мира, государство Древнего Египта возникло в результате объективного исторического развития населения, проживавшего издавна в северо-восточной части Африки вдоль нижнего течения реки
Нила.
Географические и климатические условия способствовали развитию сельского хозяйства, основой которого было орошаемое земледелие. Ежегодные разливы Нила, последствием которых было эффективное удобрение почвы илом, с одной стороны, делало занятие земледелием выгодным, но, с другой стороны, почти полное отсутствие дождей делало его весьма ненадежным и уязвимым. Именно последнее обусловило очень раннее строительство сложной ирригационной системы по накоплению воды и ее экономному расходованию в течение года.
Строительство ирригационных сооружений, а тем более поддержание в надлежащем порядке всей оросительной системы требовало больших материальных и физических затрат, которые были непосильны небольшой группе людей, а тем более – одному человеку. Эта особенность развития экономики очень рано объективно обусловила процесс объединения населения в данном регионе.

31
Наука располагает сведениями, что уже в V тысячелетии до н.э. существовали номы (области) как результат объединения сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. В ходе освоения новых территорий не только по нижнему, но и верхнему течению Нила количество номов увеличивалось и на рубеже V–IV тысячелетий до н.э. их было уже 40.
Объединение номов в единое государство проходило на протяжении длительного времени и сопровождалось борьбой за первенство. Ученые полагают, что к середине IV тысячелетия до н.э. произошло объединение сначала номов по верхнему течению Нила, затем – по его нижнему течению, образовав соответственно два царства – Верхний Египет и Нижний Египет.
Цари Верхнего (Южного) Египта, постоянно ведя войны, подчинили себе к концу IV тысячелетия Нижний Египет (Северный), создав единое государство. И если вопрос о том, при каком царе (фараоне) произошло окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство до настоящего времени является дискуссионным, то рубеж IV–III тысячелетий до н.э. можно назвать как время возникновения единого государства Древний Египет.
Акцентируя внимание на причинах возникновения государства Древний Египет, необходимо указать, что экономическая причина была наиболее значимой, первостепенной и определяющей. Что же касается социальных и политических причин образования государства, то, безусловно, и они имели место, но характеризовались определенным своеобразием. Во-первых, единое государство сложилось раньше, чем оформились классы и сословия египетского общества. В силу этого борьба классов не являлась индикатором состояния египетского общества, и объединение номов отвечало в той или иной степени интересам различных социальных групп общества. Во-вторых, политическая причина проявлялась не в борьбе за власть меньшинства над большинством, а в борьбе за объединение номов с целью создания более благоприятных условий существования для всего египетского общества. Своеобразие причин возникновения Древнего Египта наложило отпечаток не социальную структуру общества и форму самого государства.
Древний Египет как самостоятельное суверенное государство, возникнув на рубеже IV–III тысячелетий до н.э., просуществовал довольно длительное время – до VI в. до н.э., когда был завоеван войсками Персии, затем был присоединен к империи Александра Македонского, а в 30 г. до н.э.
Древний Египет становится одной из провинций Римской империи.
В истории развития Древнего Египта выделяют несколько периодов, отличающихся не только царствованием определенных династий, но и уровнем развития производительных сил, размером территории, социальной структурой общества и структурой государственного аппарата. Но вопрос о периодизации государства и права Древнего Египта даже в учебной литературе не решается однозначно. Одни ученые (Жидков О. И.,
Крашенинникова Н. А.) выделяют четыре периода (Раннее, Древнее, Среднее

32 и Новое царство) и два переходных периода между Древним, Средним и
Новым царствами, когда велись опустошительные войны на территории
Древнего Египта, в результате которых единое государство на время распадалось на отдельные мелкие государства, т.е. указывается шесть периодов в истории развития Древнего Египта; другие ученые, например
Черниловский З. М., указывают только четыре периода (Раннее, Древнее,
Средне и Новое царство), называя их основными периодами развития
Древнего Египта. Иную точку зрения высказывают такие ученые, как
Графский В. Г. и Омельченко О. А, которые выделяют в истории развития
Древнего Египта семь периодов (Раннее, Древнее, Среднее, Новое, Позднее царство и два переходных периода). Принимая во внимание время прекращения существования Древ него Египта как суверенного государства, более приемлемым является точка зрения ученых В. Г. Графского и О. А.
Омельченко, которые указывают и Позднее царство, датируя его 1085–332 гг. до н.э. Именно в этот период происходят завоевание территории Древнего
Египта и прекращение его существования как самостоятельного государства.
И если в первый (Раннее царство) период территория Древнего Египта составляла примерно 27 тысяч квадратных километров, то к концу своего существования Древний Египет в результате ведения постоянных захватнических войн превратился в империю, куда входили Ливия, Нубия,
Палестина и другие близлежащие территории. Древние египтяне в этом государстве уже составляли лишь небольшую часть среди разноплеменного населения страны, именно это обстоятельство не последнюю роль сыграло в ослаблении Древнего Египта и его гибели.
Общественный строй Древнего Египта
Говоря об общественном строе, необходимо прежде всего кратко охарактеризовать экономику Древнего Египта, от состояния и уровня развития которой зависела и социальная структура общества.
Основой экономики Древнего Египта было земледелие, в котором ведущее место занимало государственное царско-храмовое хозяйство, ибо земля и ирригационная система как основные средства производства принадлежали государству в лице царя
(фараона) как верховного собственника данных основных средств производства. На втором месте по значимости в Раннем царстве стояло общинное хозяйство, включающее определенную территорию земли и часть ирригационной системы, расположенной на данной территории, переданных сельской общине во владение и пользование. Но по мере усиления централизации страны, расширения ее территории, усложнения социальной структуры общества и ирригационной системы общинное хозяйство как самостоятельная экономическая единица, основанная на коллективном землепользовании, прекращает свое существование, уступая крупному царско-храмовому хозяйству.
Помимо орошаемого земледелия, составляющего основу экономики
Древнего Египта, население занималось ремеслом и торговлей. При этом

33 государство активно участвовало в ремесленном производстве и торговле, имея в своей собственности большое количество рудников, каменоломен, рабов и т.д., осуществляя внутреннюю и внешнюю торговлю.
Своеобразие экономики Древнего Египта и изменения, происходящие в ней на протяжении длительного времени под воздействием развития производительных сил и, в первую очередь, совершенствования орудий труда, обусловили пестрый социальный состав египетского общества.
Особенностью его, как отмечают профессора О. И. Жидков и Н. А.
Крашенинникова, является «крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства».
К сожалению, до настоящего времени проблема социальной структуры общества Древнего Египта не решена. Даже терминология, с помощью которой можно было бы более определенно раскрыть социальную структуру египетского общества, не получила должной научной разработки. Более того, некоторые слова, касающиеся социальной структуры общества и упоминаемые в указах царей, надписях на стенах гробниц, поучениях, по- разному объясняются учеными, а значение некоторых и вовсе до сих пор неизвестно. При рассмотрении социальной структуры общества Древнего
Египта используются различные термины: «слои трудового люда»,
«простолюдин», «полусвободный зависимый работник», «господствующий социальный слой»,
«масса крестьян-общинников»,
«свободные земледельцы», «категории зависимых подневольных лиц», «беднейшие слои свободных египтян»,
«господствующий класс»,
«родоплеменная аристократия», «жрецы», «чиновники», «рабы», «воины», «ремесленники»,
«мерет», «неджес» и многие другие. При этом не всегда поясняется, что означает тот или иной термин. Думается, что и уровень развития экономики и в целом цивилизации не дают оснований вести речь о классах общества, ибо это понятие и термин более позднего происхождения. Возможно, правомернее будет говорить о наличии больших социальных групп, которые в свою очередь подразделяются на различные социальные категории. При делении большой социальной группы на категории могут использоваться различные основания (наличие власти, знатность, размер богатства, род занятий и т.д.). И с этой точки зрения общество Древнего Египта можно рассматривать на основе самого значимого в то время критерия – наличия свободы и как совокупность двух больших социальных групп населения – группы свободных людей и группы зависимых, несвободных людей.
В свою очередь в группе свободных людей в зависимости от наличия власти можно выделить следующие две категории: правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны. По роду занятий в группе свободных людей можно выделить жрецов, чиновников, воинов, земледельцев, ремесленников, торговцев, пастухов и др. При этом каждая из указанных категорий свободного населения в свою очередь не была однородной и состояла из слоев населения, различающихся по своему

34 экономическому положению и в определенной мере по правовому статусу.
Так, среди чиновников выделялись те, кто занимал высшие должности
(визирь, начальник войска, начальник писцов и т.д.) и имел придворные титулы (друг единственный, друг, носитель сандалий, носитель опахала и др.) и те, кто по служебной лестнице был ниже (писцы, контролеры, их помощники и др.). В категории воинов выделялись старшие войска, рядовой войска, пеший воин, воин-колесничий и др. Даже в такой категории свободных людей, как жрецы, не было равенства, ибо были жрецы чистители
(уэбы), принадлежащие к низшему жречеству, и жрецы «рабы бога» (хонты), которые относились к высшему жречеству.
Но хотя чиновники и воины были всегда «снабжены достоянием дворца» и получали «довольствие из житницы» и среди них «нельзя найти неимущего», их правовой статус был весьма уязвимым. Все они обязаны были беспрекословно повиноваться вышестоящим лицам и могли быть наказаны за малейшее нарушение. В группе свободных людей были и богатые, и бедные египтяне. Последние упоминаются под терминами
«немху», «мерет», значение которых до конца еще не выяснено, и
«простолюдин». Поскольку экономическое положение, получение должности и придворного титула, продвижение по службе зависели от благосклонности фараона, то даже простолюдин со временем мог занять значимую должность в государственном аппарате и получить придворный титул за свою преданную службу царю и, наоборот, за упущения по службе даже жрец мог быть переведен в земледельца. Каждый из свободных людей обязан был службой царю (фараону), и большинство из них уплачивало различные подати и по необходимости участвовало в общественных работах по строительству пирамид, каналов, дамб, поддержанию в надлежащем порядке оросительной системы. Но, как свидетельствуют письменные источники, на подобные работы не посылались никогда представители правящей верхушки и писцы, которые и подати не платили. Подати были натуральные и взимались продуктами сельского хозяйства и ремесла (скот, зерно, лен, птица, пряжа, ткань, вино и т.п.). Подати определялись, исходя из экономического положения и рода занятий. С этой целью систематически производились переписи населения, скота и другого имущества, которым владел свободный человек. Именно в ходе переписи и уточнялась социальная принадлежность свободного человека, его должность, род занятий и каково его имущественное положение (медник, плотник, резчик по камню, гончар, ткач, строитель стен, сандальщик, красильщик, огородник, земледелец, птицелов, рыболов и др.). С учетом потребностей царско-храмового хозяйства во время переписи простолюдина переводили из одной категорию в другую, выдавая при этом необходимые для работы сырье, инструменты, землю, здания и т.д.
В группу несвободных, зависимых людей входили различные категории лиц, утративших свою свободу частично или полностью (рабы; различного рода работники, выполнявшие работу в определенном объеме под контролем надсмотрщиков). Последняя категория лиц, как полагают

35 многие ученые, именовалась термином «слуги царя». К сожалению, содержание данного термина в науке не до конца изучено. Представителей группы несвободных, зависимых людей называли и другим термином –
«челядь». Это могли быть и домашняя прислуга, и работающие на пашне, и занимающиеся ремеслом и т.д., но общим признаком их правового статуса была утрата личной свободы. Высказывается мнение, что слово «челядь» – это общий термин для обозначения подневольных работников царских, храмовых и частных хозяйств.
Рабов в Древнем Египте всегда было значительно меньше, чем свободных людей. Источником рабства был в основном военный плен. Но эта категория населения пополнялась и за счет египтян, утративших свою свободу в силу различных обстоятельств и низведенных до рабского состояния (долговое рабство, уголовное рабство и др.). Рабы могли принадлежать дворцу, храму или частному лицу, т.е. были дворцовые, храмовые и частные рабы. Частное рабство было слабо развито, ибо в
Древнем Египте всегда дворцовых рабов было неизмеримо больше, чем частных. Как правило, рабов имели только наиболее состоятельные свободные египтяне (правящая верхушка, часть горожан и т.п.). Менее состоятельные свободные египтяне могли использовать труд рабов, заключив договор об их найме с хозяином раба. Но поскольку частных рабов было мало, то и стоимость их была весьма высокой. Так, по договору найма на работу одной рабыни на 17 дней и другой рабыни на 4 дня пастухом было передано в счет уплаты горожанке (хозяйке рабынь) ткань джаи ценой 6 кедет, ткань ценой 4 кедет, бык ценой 6 кедет, 8 коз ценой 4 кедет и деньги в размере 15 кедет.
Но эта запись договора найма рабынь свидетельствует и о том, что даже пастухи как часть свободного населения могли уплатить такую большую сумму. Безусловно, не все, а наиболее состоятельные из их числа.
Государственные и храмовые рабы использовались на работах в поле, каменоломнях, рудниках, на строительстве дамб, каналов, плотин, храмов, пирамид и т.д. Но где бы ни работал раб, он всегда был под постоянным контролем надсмотрщиков, сторожей и других наблюдателей, которые били рабов, понуждая их непрерывно работать, чтобы задание было выполнено в нужном объеме быстро и в установленный срок. В несколько лучшем положении среди подневольной, зависимой части населения была такая ее категория, как слуги царя. Происхождение этой категории населения древнего Египта до сих пор однозначно не объясняется.
Но «слуги царя» имели личное имущество и получали за работу вознаграждение из царских складов и казны. «Слуги царя» выполняли различного рода работы и в определенном объеме, т.е. устанавливалась конкретная норма работы, за выполнением которой следили низшие чиновники царской администрации.
Но на протяжении всей истории Древнего Египта основное налоговое бремя несла большая часть его населения независимо даже от того, было ли лицо свободным или подневольным.

36
С учетом потребностей экономики определялось количество людей, занимающихся тем или иным ремеслом или другим видом деятельности. При этом перевод лица из одной категории в другую производился не по его желанию, а по решению высшей администрации царя. Это порождало в обществе определенную нестабильность и социальную напряженность, что в конечном итоге наряду с другими причинами привело к концу Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н.э.) – к крупному восстанию, в котором приняло участие большинство категорий свободных египтян и рабов. Это восстание было самым значительным, ибо совпало с вторжением гиксосов в
Египет.
Рассмотрев общественный строй древнего Египта, можно отметить, что он характеризовался преобладанием в экономике государственной собственности в лице царско-храмового хозяйства и довольно сложной, но подвижной социальной структурой общества.
Государственный строй Древнего Египта
Характеризуя Древний Египет с точки зрения государственного устройства, необходимо отметить, что это было унитарное и централизованное государство, за исключением периодов распада, и с территорией в начале своего существования примерно в 27 тысяч квадратных километров.
По форме правления Древний Египет – это государство абсолютной монархии в наиболее жестокой ее форме – восточной деспотии, для которой присущи специфические черты.
К ним относятся: обожествление личности монарха, соединение всех трех основных ветвей государственной власти в руках монарха (царя), соединение светской и церковной власти в руках царя, неограниченность власти монарха, верховное право монарха на основные средства производства (землю и ирригационную систему), наличие огромного чиновничье-бюрократического аппарата, административно-командные методы управления обществом и государством, жестокие формы и способы властвования и защиты существующего строя.
Главой государства в Древнем Египте был фараон (царь), который именовался «владыка», «величество», «государь-князь», «царь Верхнего и
Нижнего Египта», «бог, дающий жизнь», «бог-владыка», «бог-властилин», но чаще всего использовались термины «царь», «фараон» и «величество».
Чтобы подчеркнуть его исключительность, говоря о нем, употребляли, как правило, слова: «одаренный жизнью, долговечностью, счастьем подобно Ра вечно, вековечно»; его «всякое превосходное дело»; благодаря «его превосходным замыслам» и т.п.
Власть фараона в пределах одной династии, как правило, передавалась по наследству по принципу первородства по мужской линии.
При вступлении на престол царь издавал указ, в котором содержались сведения о внутренней и внешней политике, о распорядке во дворце, т.е. своего рода программу внутренней и внешней политики нового монарха.

37
Осуществляя власть, фараон опирался на наиболее состоятельную и влиятельную часть свободного населения (жреческую верхушку, светскую и военную знать, вельмож, высших сановников) и должен был соблюдать религиозно-этические нормы и открыто не нарушать законодательство страны.
Управление обществом и государством осуществлялось царем с помощью огромного чиновничье-бюрократического аппарата, состоящего из двух звеньев – центрального (высшего) аппарата и местного аппарата.
Главой всего государственного аппарата было первое лицо после фараона – визирь (джати), обладавший широкими полномочиями. Визирь был высшим сановником, служебные обязанности которого определялись непосредственно самим фараоном. Прежде всего, он был градоначальником царской столицы, осуществлял контроль за общественным порядком в столице и соблюдением придворного этикета. Он же заведовал и канцелярией царя, обеспечивая хранение многочисленных законов и других государственных и частных актов, в том числе о пожалованиях земли, движимого имущества, титулов, должностей и т.д.; выслушивал различного рода донесения, сведения и прошения, а затем сообщал о них ежедневно царю. Он же отсылал за своей печатью все исходящие из дворца приказы нижестоящим органам и должностным лицам.
Визирь осуществлял и судебные функции, возглавляя высшую судебную инстанцию страны – «шесть великих домов», где «взвешиваются тайные слова», и назначал лиц в «судебное присутствие». Он же считался и главой финансового ведомства, осуществляя контроль за поступлением в казну податей, наделением землей, отсрочкой платежей на три дня или два месяца в зависимости от обстоятельств. Визирь осуществлял и управление войском, давая его начальникам «воинское предписание». В ведении были и вопросы назначения «исполняющих должности сановников Верхнего и
Нижнего Египта», которые обязаны были каждые четыре месяца докладывать ему «обо всем случившимся у них».
Структура центрального государственного аппарата в период древнего времени определялась функциями государства, среди которых особо выделялись экономическая и военная функции. С учетом этих функций можно выделить его наиболее значимые звенья: военное ведомство, финансовое ведомство и ведомство общественных работ. Для всех этих ведомств было характерно наличие огромного бюрократического аппарата, функционирующего на основе определенных принципов. Среди этих принципов необходимо указать на единоначалие, назначение, строгую субординацию, доведенную до крайности централизацию, беспрекословное подчинение нижестоящего вышестоящему по должности, совмещение должностей, бессрочность, личную преданность.
Особенно влиятельным было военное ведомство, ибо благодаря ему в результате завоевательных походов пополнялась государственная казна
(увеличивалось количество рабов, скота, драгоценностей и т.д.), а

38 следовательно, улучшалось материальное положение населения Древнего
Египта, в первую очередь, его правящей верхушки.
В финансовом ведомстве осуществлялся учет всего богатства страны: военной добычи, земли, судов, золота, рудников, каменоломен, мастерских, пирамид, статуй, храмов, украшений, рабов и т.д. В нем же сосредоточивались сведения о поступающих налогах как с самих египтян, так и от подвластных народов; определялись размеры податей с учетом результатов переписи населения и имущества и потребностей страны; решались вопросы о сдаче в аренду земель, рудников и т.д.
Что касается ведомства общественных работ, то оно ведало строительством ирригационной системы (каналов, дамб, арыков, плотин, шлюзов), пирамид, храмов, святилищ, дворцов, стен, дорог и поддержанием их в надлежащем состоянии; озеленением улиц и площадей, вопросами санитарии. Этому ведомству подчинялась большая армия писцов и смотрителей, осуществлявших контроль не только за качеством и количеством выполняемых общественных работ, но и за их своевременным выполнением.
Для того, чтобы делопроизводство во всех ведомствах государственного аппарата осуществлялось на надлежащем уровне, учреждались специальные школы писцов, в которых готовили чиновников данного ранга, в одном из наставлений учеников школ писцов писалось:
«Будь писцом! Освободит она тебя от податей, защитит от работ всяких».
Система местного управления в Древнем Египте строилась в соответствии с административно-территориальным делением и, как правило, копировала структуру центрального аппарата с учетом его главных ведомств.
Несмотря на то, что Древний Египет был централизованным государством,
Верхний и Нижний Египет всегда рассматривались как две особые административные территориальные единицы, куда визирем назначались особые чиновники, которые именовались «исполняющие должности сановников Верхнего и Нижнего Египта». Каждый из них лично отчитывался за положение дел на вверенной ему территории. Сановнику Верхнего Египта подчинялись непосредственно все нижестоящие местные органы Верхнего
Египта.
Во главе нома стоял правитель (управляющий), осуществлявший текущее управление номом. В его ведении были военные, финансовые, полицейские, административные, судебные и другие вопросы. При нем находилось большое число подчиненных ему чиновников (начальник писцов места продовольствия, начальник вещей, начальник поручений нома, начальник гонцов нома, начальник мастерских нома, судьи-стражи нома, судьи-счетчики нома, врачи людей нома и др.).
Жители каждого нома с учетом произведенной переписи населения и оценки имущества обязаны были уплачивать подати и выполнять определенные виды работ, а местные чиновники были призваны обеспечивать их беспрекословное выполнение.

39
Таким образом, государственному строю Древнего Египта были характерны особая разновидность абсолютной монархии – «восточная деспотия», авторитарный режим и многочисленный чиновничье- бюрократический аппарат.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта