Главная страница
Навигация по странице:

  • Сфера семейного права

  • ИГПЗС т.2 материал подготовки. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока 20 мин


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеОсобенности развития государства и права в странах Древнего Востока 20 мин
    Дата27.10.2022
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИГПЗС т.2 материал подготовки.pdf
    ТипДокументы
    #757602
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6
    4. Право Древнего Китая – 20 мин.
    Основной особенностью древнекитайского права было то, что при наличии обычного права и прецедентного права, порождавшегося деятельностью многочисленных судов, доминирующее значение имела правотворческая практика государственных органов.
    Наибольшей активности эта деятельность достигла III—II вв. до н.э. в царстве Хань.
    На протяжении веков в Китае шло соперничество двух диаметрально противоположных правовых направлений: конфуцианства и легизма.
    Конфуцианство (VI в. до н.э.) основывалось на духовном благородстве, гуманизме, старых обычаях, стремлении к самосовершенствованию и добродетели. Приверженцы этого учения общественную мораль ставили выше права: по их мнению, в основе человеческой добродетели лежит моральное начало — ли. Легисты (III в. до н.э.) считали, что любой закон (фа), даже абсолютно несправедливый, должен неукоснительно соблюдаться, его нельзя ни оценивать, ни обсуждать, а лучший способ обеспечения его исполнения заключается в усилении жесткости политики бюрократического государства в отношении своих подданных.
    Относительный компромисс был достигнут только в позднейший период: «где не хватает “ли” пусть применяется “фа”». Гармония отношений представлялась реализацией конфуцианской идеи неравенства людей в силу существующих социальных различий и строгой регламентацией их поведения.

    49
    Основные институты права
    В сфере имущественных отношений право длительное время не знало частной собственности: и земля и рабы принадлежали императору, а частные лица владели ими только на праве пользования. Положение стало меняться только в период царства Чжоу, а в Цинской империи торговля земельными участками и рабами распространилась чрезвычайно широко.
    Довольно рано сложилась практика договорных отношении. Так, распространены были договоры мены, купли-продажи (обязательно письменная форма и уплата государственной пошлины), дарения различного имущества, займа, залога, найма, аренды земли.
    Существовали ростовщичество и долговое рабство, с которыми государство регулярно, но безуспешно боролось.
    Сфера семейного
    права регулировалась в основном нормами обычного права, которое допускало многоженство. Власть главы семьи была абсолютной по отношению ко всем находящимся в крестьянском хозяйстве
    (символическое написание слова «отец» представляло из себя руку с прутом
    — как возможность наказания за непослушание). Свято хранились традиции и поклонение предкам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, хотя и обладала весьма ограниченными правами на наследование имущества после смерти мужа.
    Доминирование легизма с его идеей жесткой и мелочной регламентации общественных отношений обусловило развитие норм уголовного права (например, «Книга законов царства Вэй» V—IV вв. до н.э.). Большинство нарушений законодательных предписаний в областях административного, гражданского, земельного и даже гражданского права рассматривались с точки зрения уголовного права, что влекло за собой применение крайне жестоких наказаний. В эпоху Чжоу насчитывалось более
    3000 различных видов преступлений.
    Субъектами преступлений считались все без исключения — и свободные, и рабы.
    Среди традиционных преступлений, составы которых были основаны на конфуцианском учении (концепция «десяти зол»), можно выделить:

    государственные (мятеж, заговор, непокорство государю и измена, разрушение или попытка разрушения храма, резиденции императора либо могил предков императора, кража предметов религиозного культа, печатей императора и членов его семьи, невыполнение или подделывание императорских указов, злословие в адрес императора, неумышленные оплошные действия при приготовлении пищи и лекарств императору либо иные действия, нанесшие вред его здоровью, бегство из страны или оставление осажденного города);

    религиозные
    (колдовство, чародейство), против личности (убийство, убийство трех и более членов одной семьи, если они были добропорядочными людьми и сами не были виновны в наказуемых

    50 смертью преступлениях, нанесение телесных повреждений, приготовление, хранение и передача другим лицам ядов);

    против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота);

    воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусость).
    В качестве преступления рассматривалось непочтение к старшим в семье, особенно к отцу, несоблюдение траура по умершему, непочтение жены к мужу и его избиение, умысел убить или продать в рабство близкого родственника, несправедливые действия против сослуживцев, прежде всего начальника, учителя, воинского начальника, а также инцест. В царстве Цинь тяжким государственным преступлением считалось хранение запрещенной конфуцианской литературы, недонесение чиновником о проступке своего коллеги.
    Во все времена древнекитайской истории основной целью наказания было устрашение, поэтому среди наказаний самыми распространенными были битье палками и смертная казнь. Существовала традиционная пятичленная система наказания, которой мог подвергаться преступник: татуировка (клеймение), отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь («Обозрение законов» 536 г. до н.э.). Наказания могли применяться как выборочно (если преступник не приговаривался к смертной казни), так и в комплексе (битье палками от 100 до 500 ударов, обращение в рабство, штраф). В воспитательных целях практиковался символизм, когда отрезание ноги заменялось покраской (татуировкой) колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и т.п.
    Широко была распространена коллективная ответственность, при которой истреблялся весь род преступника. В период Цинского царства казни подвергалось три поколения родственников преступника (отца, матери и жены).
    От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом.
    Несмотря на то что еще в период Западного Чжоу практиковалась традиция разрешения конфликтов с помощью посредников, минуя официальные инстанции, в судебном процессе довольно рано стали проявляться государственные начала. С введением должности специального чиновника по расследованию дел состязательная форма была полностью вытеснена розыскной. Она начиналась с сообщения о преступлении, за неясность формулировки которого заявитель нес персональную ответственность. Однако доносы членов хозяйственной единицы (семьи) на родителей, деда, бабку и других близких родственников запрещались
    (смертная казнь), кроме как за убийства отца. Презумпция виновности
    (особенно в Цинском царстве) предусматривала широкое применение пыток, но при этом предусматривалась ответственность следователя за смерть подозреваемого.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта