Главная страница
Навигация по странице:

  • Гражданское право

  • Уголовное и процессуальное право

  • 3. Общественное и государственно-правовое устройство Древнего Китая – 20 мин.

  • ИГПЗС т.2 материал подготовки. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока 20 мин


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеОсобенности развития государства и права в странах Древнего Востока 20 мин
    Дата27.10.2022
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИГПЗС т.2 материал подготовки.pdf
    ТипДокументы
    #757602
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    2. Право Древнего Египта – 20 мин.
    Право, являясь весьма действенным регулятором общественных отношений, развивается вместе с обществом и государством. Будучи правовым элементом надстройки, оно не только определяется уровнем развития экономического базиса, но и формируется под воздействием обычаев, традиций, религиозных догм, влияние которых на право неодинаково в различных странах, в разные периоды развития одного и того же общества и государства при длительном их существовании.
    Постоянно развиваясь, право нуждается в периодической систематизации, результатом которой в определенных случаях является принятие крупных нормативных актов (памятников права), регулирующих своими нормами значительный круг общественных отношений. В силу своей значимости памятники права всегда представляют большой интерес для юристов, т.к. позволяют на основе анализа их норм изучить правовой статус личности в обществе, проследить развитие основных институтов различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального, брачно-семейного и т.д.). К сожалению, до наших дней не сохранились памятники права Древнего Египта. Поэтому судить о праве можно лишь по отдельным несистематизированным нормативным актам (указам, декретам, грамотам фараонов), а также надписям на гробницах и стелах частных лиц, приближенных к фараону, различного рода поучениям и пророчествам, дошедшим до нас в небольшом количестве. Это вовсе не означает, что
    Древний Египет не имел систематизированного права, так как есть упоминания о 42 священных книгах, в которых книги 2–13-я содержали нормы, определяющие правомочия фараона и порядок правления, а также – об изданном фараоном Бокхорисом в VIII в. до н.э. кодексе, большинство норм которого было посвящено гражданскому праву.
    Гражданское право. Основными институтами гражданского права являются лица, вещи, обязательства, договоры и др. Лицом гражданско- правовых отношений признавались как физические, так и юридические лица (храм, ном).
    Физическим лицом признавался только свободный человек, независимо от занимаемой должности (визирь, номарх, начальник гребцов, судья, писарь и др.) и рода занятий (чиновник, жрец, воин, торговец, пахарь и т.д.). Но объем гражданско-правовых полномочий физического лица был разным в зависимости от того, принадлежал ли человек к правящей верхушке или к остальной части свободного населения, находился ли он на службе у фараона
    (птицелов, красильщик, рыболов и т.д.) или нет. Если человек находился на службе у фараона, получив от него для выполнения своей работы сырье, инструменты, землю и другое имущество, то он не имел права свободно распоряжаться не только подобным имуществом, но и результатами своей

    40 работы. Он только владел и пользовался ими с учетом их целевого назначения.
    К сожалению, источники права Древнего Египта не позволяют определенно сказать о возрасте гражданской дееспособности, широко раскрыть объем правоспособности физического лица в зависимости от пола
    (мужчина или женщина) и от физического состояния лица (здоровый, сумасшедший, слепой, глухой и т.п.). Но можно утверждать, что женщина
    (горожанка, кушитка, жена, дочь) могла быть лицом гражданско-правовых отношений, о чем свидетельствуют документы из архива пастуха Дома
    Аменхотепа III (фараон XVIII династии, 1408–1372 гг. до н. э.).
    В отличие от рассмотренного института в источниках права Древнего
    Египта более широко получили освещение различные аспекты другого важного института гражданского права – собственности. Предметами собственности могли быть как вещи (дом, земля, лодка, оружие, инструменты, зерно и др.), так и раб, скот, птица, рыба. При этом любое посягательство на собственность наказывалось с учетом принадлежности имущества (дворцовое, храмовое, частное), конкретного предмета (дом, раб, сено, деньги, корабль и др.), правового статуса лиц гражданско-правового отношения и др. обстоятельств, касавшихся рассматриваемого правонарушения.
    Право Древнего Египта знало различные способы приобретения собственности (наследование, дарение, завещание, договор, военная добыча) и различные формы собственности (дворцовая, храмовая, общинная и частная). Так, в предписании фараона Тутмоса III (около 1483–1450 гг. до н.э.) о служебных обязанностях верховного сановника было указано, что верховному сановнику будут доставляться все завещания и он будет запечатывать их. Это свидетельствует, что завещание как один из способов приобретения собственности применялось на практике весьма широко, оформлялось письменно и хранилось у высшего должностного лица. О дарении и военной добыче как способах приобретения собственности речь идет в надписи, сделанной на стеле при фараоне XVIII династии
    Тутанхамоне (около 1354–1345 гг. до н. э.).
    В ней записано, что Тутанхамон наполнил службы храмов рабами и рабынями в виде дара от добычи его величества.
    Гражданско-правовые договоры, как правило, заключались в письменной форме, в присутствии многочисленного количества свидетелей, которыми могли быть свободные люди, независимо от должности, рода занятий и пола, и обязательно в присутствии писца, последний делал соответствующую запись и скреплял своей подписью. При этом стороны договора произносили клятву, передавая содержание договора и выражая свое согласие.
    В праве Древнего Египта четко проведен принцип полного возмещения вреда, нанесенного имуществу, независимо от того, совершено уголовное или гражданское правонарушение. В силу этого имели место два вида обязательств: из причинения вреда и из договора.

    41
    Таким образом, несмотря на ограниченный круг источников, дошедших до наших дней, усматривается, что гражданско-правовые отношения в Древнем Египте имели довольно широкое применение и основные институты гражданского права в той или иной форме получили правовое закрепление.
    Уголовное и процессуальное право. Поскольку кодифицированные нормативные акты Древнего Египта до наших дней не дошли, то и не представляется возможным обстоятельно, в динамике рассмотреть все институты этой отрасли права.
    Упоминания об отдельных положениях уголовного права и некоторые конкретные его нормы содержатся в разрозненных источниках египетского права, которые позволяют лишь кратко раскрыть отдельные институты уголовного права, на основе их анализа и особенностей исторической эпохи высказать предположения.
    Принимая во внимание уровень развития цивилизации вообще, в том числе и права, в уголовном праве Древнего Египта не было понятия преступления, его термина и названия видов преступлений. Под преступлением понималось любое действие или бездействие, нарушившее правовую норму, например, мятеж, убийство, неуплата долга или налога, волокита при рассмотрении дел в суде и др., т.е. не делалось различия между уголовным и гражданским правонарушением. Но анализ содержания различных источников права позволяет утверждать, что уже различают особо опасные и все другие правонарушения. К особо опасным правонарушениям относились государственные преступления (мятеж, восстание, измена), должностные преступления военных и гражданских лиц, некоторые имущественные правонарушения
    (неуплата налогов, кража дворцового или храмового имущества и челяди), преступления против личности, например, убийство. Как правило, подобные правонарушения карались смертной казнью или, в лучшем случае, полной конфискацией имущества виновного и превращением его и всех членов его семьи в рабов. Так, из содержания поучения царя Ахтоя Уахара своему сыну Мерихара (ХХII в. до н. э.) видно, что подстрекательство к мятежу влекло за собой смертную казнь не только непосредственного подстрекателя, но и его сторонников. Царь, наставляя сына, писал: «Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей ... сотри имя его, погуби сторонников его» и далее добавлял: «Бог знает мятежника и карает его грехи кровью».
    На основе имеющихся источников права Древнего Египта, используя современную терминологию уголовного права, можно выделить следующие виды преступлений: государственные преступления, должностные преступления, преступления против личности, преступления против имущества. К. И. Батыр в своем учебнике дает иной перечень видов преступления: посягательства на государственный строй, преступления религиозного характера, преступления против личности, имущественные преступления, преступления против чести и достоинства. О. А. Омельченко

    42 вообще уходит от рассмотрения данного вопроса, ограничиваясь одной фразой: «Основной категорией дел номовых судов были финансовые и налоговые». Таким образом, количественный состав видов преступлений ввиду отсутствия архивных источников и при наличии различных точек зрения является в настоящее время дискуссионным.
    К государственным преступлениям относились: мятеж, восстание, бунт и предоставление убежища «врагам царя» независимо от того, кто в нем участвовал
    (военные, жрецы, свободные египтяне-простолюдины, подчиненные Египту народы или рабы). Этот вид преступления считался наиболее опасным и наказывался смертной казнью.
    К должностным преступлениям относились действие или бездействие любого должностного лица (визиря, судьи, начальника конюшни, агента царского дворца и др.), нарушившего не только норму права, но и указание царя. Так, незаконный увод любого человека из храма должностным лицом в порядке реквизиции или из округа в округ; неправомерный отказ судьи в рассмотрении жалобы, волокита или нарушение закона при решении дела по существу и т.д.
    Среди преступлений против личности наиболее распространенными были убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. К имущественным преступлениям относились разбой, грабеж, кража, повреждение чужого имущества.
    Поскольку, как правило, все правонарушения рассматривались в судах, то, безусловно, учитывался состав преступления, а не только его вид. Однако в источниках в силу слабого развития права в целом той эпохи и его законодательной техники многие аспекты состава преступления вообще не отражены. Такие элементы состава преступления, как субъект, объект и объективная сторона законодатель хотя и в общей форме, но указывал, то о субъективной стороне он даже не упоминал. Можно лишь предположить, что при рассмотрении некоторых дел в суде выяснялось, умышленно или неумышленно совершено лицом преступление.
    Касаясь субъекта правонарушения, в праве иногда указывался его пол (мужчина или женщина), социальное положение (вельможа, раб, простолюдин, человек, сын человека, горожанин и т.д.), должностное положение (верховный сановник, судья, жрец, казначей царя, писец царских документов и др.) и, реже, имущественное его положение (бедняк, владелец драгоценностей, собственник богатств, сильный, т.е. имущий человек). Однако ни о возрасте субъекта, ни о его физическом состоянии (здоровый, сумасшедший, глухой, слепой) в источниках не упоминается.
    Что касается отражения в источниках объективной стороны правонарушения, то законодатель чаще всего ограничивался указанием действия (убил, украл, увел, нарушил, отобрал) или бездействия субъекта (не рассмотрел дело в суде, не уплатил, не выполнил), но умалчивал о способах совершения действия, рецидиве (повторности) и даже порой о последствиях правонарушения.

    43
    Соответственно рассмотренным видам преступлений законодателем была разработана на основе традиций, обычаев, законов и указаний царя, судебной практики определенная система наказаний. При этом главной целью всей системы наказаний было устрашение, хотя и такая ее цель, как возмещение ущерба, четко прослеживается. Помимо указанных целей наказания, были и такие цели, как возмездие, пополнение казны, общее и частное предупреждение.
    Принципами, которыми руководствовался суд при назначении наказаний, были классовость, множественность, законность и ответственность членов семьи за преступление, совершенное главой семьи.
    Последний принцип назначения наказания хорошо раскрыт в декрете
    Нубхапер-Ра Антефа по делу жреца, который «дал убежище врагам». В нем записано: «Да будет изгнан из храма ... и пусть будет лишен он своей должности в храме от сына к сыну, от наследника к наследнику ... пусть люди, имущество и земли его будут пожертвованы отцу моему Мину».
    Как видно из источников, цари Древнего Египта стремились ограничить самосуд, который, видимо, еще довольно часто применялся на практике, и укрепить принцип законности при рассмотрении дел в судах.
    Так, если должностное лицо совершило имущественное преступление, то согласно декрету царя ХIХ династии Сети I (ок. 1312–1298 гг. до н. э.) виновный не должен быть «убит, будучи посажен на кол, но чтобы был он осужден любым судом любого города, куда они (потерпевшие) пожалуются».
    И если судья «заволокитил» подобное дело, то закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов, причем он будет отрешен от своей должности и отдан в земледельцы. Но если судья в судебном присутствии
    «творит неправду против праведного, то это будет ему вменяться как преступление, достойное смерти».
    На первом месте по тяжести в системе наказаний стояла смертная казнь, которая применялась, как правило, за особо опасные правонарушения и в двух формах (простой и квалифицированной), но законодатель очень редко указывает конкретную форму смертной казни, но такая ее квалифицированная форма, как посажение на кол, неоднократно упоминается им.
    В праве Древнего Египта широко применялось телесное наказание, которое могло осуществляться различными способами: избиение (100 или
    200 ударов) или нанесение рваных ран.
    Преследуя главную цель наказания – устрашение, в праве при определении наказаний широко использовался принцип множественности наказаний, согласно которому к одному лицу за одно и то же правонарушение одновременно применялись различные виды наказаний и различные их формы. И в связи с этим имущественный вид наказания в его различных формах (полная конфискация имущества или возмещение ущерба) чаще всего применялся в качестве дополнительного наказания, а не основного (смертная казнь, телесное наказание, отстранение от должности).
    Так, за незаконное задержание корабля, принадлежащего царскому дворцу,

    44 должностным лицом последнему грозило наказание «путем нанесения ему
    200 ударов и 5 рваных ран и будет взыскана работа судна с него за каждый день ... причем он будет отдан в Дом Менмаатра».
    Помимо рассмотренных видов наказаний, широко применялось лишение должности, резкое изменение социального статуса (отдать в земледельцы, поместить в «какое-либо стадо или гранитные каменоломни» и значительно реже лишение свободы – заключение). Так, в указе царя
    Нефериркара (V династии, ХХV в. до н. э.) указывалось, что «всякий сановник, распорядитель царским имуществом, стражник, который сделает вопреки тому, что я приказал, или отдан в судебную палату, будет выведен дом, пашня, люди, всякое имущество под ним, причем он будет помещен в какое-либо стадо».
    Как уже отмечалось, все правонарушения должны были рассматриваться в судебном присутствии, где заседали назначенные царем судьи из числа «немногоречивых, благонравных, умеющих судить, слушающих речи царя и законы судебной палаты» лиц высшего сословия.
    Следовательно, судьи осуществляли рассмотрение дел, руководствуясь не только предыдущими и текущими законами, но и указаниями царя.
    Из-за недостатка дошедших до наших дней источников права Древнего
    Египта нет возможности полно рассмотреть процессуальное право, вычленив имевшие место в тот период стадии процесса. Но что касается его первой стадии – возбуждения дела, то она начиналась по жалобе, которая писцом заносилась в книгу (о неуплате налога, о нарушении должностным лицом закона, о краже или неуплате долга и др.). При этом, как уже ранее отмечалось, не делалось различий между уголовным и гражданским правонарушениями, а, следовательно, судебный процесс не делился на уголовный процесс и гражданский процесс.
    Из содержания Предписания о служебных обязанностей верховного сановника (визиря ХVI–ХV вв. до н. э.) усматривается, что процесс был коллегиальным, ибо кроме визиря «в палате верховного сановника» находились «вельможи, начальник приемного чертога, заведующий приемом, рядом с ним – писцы верховного сановника». При этом указывалось, что перед верховным сановником «будет разложено сорок кожаных свитков» (с законами), т.е. визирь обязан был при рассмотрении дела руководствоваться законами, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
    Слушание дел в суде начиналось в строгой очередности, которую не разрешалось нарушать. Вот как об этом говорилось в упомянутом
    Предписании: «Один будет говорить после другого, после каждого человека, стоящего против него. Будут выслушивать одного за другим, не допуская, чтобы пришедший последним был выслушан раньше пришедшего первым.
    Если пришедший первым скажет: «Рядом со мной нет никого, кого следовало бы выслушать», то он будет схвачен доверенными верховного сановника».
    Как видно, заслушивался сначала истец, затем ответчик и после этого – свидетели обеих сторон. Показания свидетелей были весьма значимым видом доказательств, так как отсутствие их у одной из сторон влекло

    45 задержание лица, которое, видимо, считалось виновным и подвергалось соответствующему наказанию. Видами доказательств по рассматриваемым в суде делам были не только свидетельские показания, но и письменные, вещественные доказательства и улики.
    Такие стадии судебного процесса, как вынесение приговора (решения), его обжалование и исполнение, безусловно, имели место, но рассмотреть их содержание и порядок осуществления не представляется возможным из-за отсутствия необходимых источников права.
    3. Общественное и государственно-правовое устройство Древнего Китая
    – 20 мин.
    В древнекитайской истории с XVII в. до н.э. по III в. н.э. были известны крупные государства — царства Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань.
    Государство периода империи Шан (XVII—XII вв. до н.э.)
    Господствующее положение в обществе занимала жреческая знать и светская аристократия подчиненных племен.
    Социальный статус человека определялся размером земельного владения, количеством рабов, но главным образом занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие соответствующие привилегии.
    Во главе государства находился монарх — ван, а все высшие должности в государственном аппарате занимали его близкие родственники.
    Представители чиновничьего корпуса делились на три категории: высшие гражданские и военные чиновники, советники, прорицатели. Эти группы дополняли писцы, сборщики налогов, судьи и др.
    Свободные общинники (нунфу) наделялись землей посредством системы колодезных полей. Она, будучи связанной с особенностями формирования армии, давала возможность строгого учета населения и его доходов. Земля делилась на квадратные уделы, ограниченные валами и деревьями; квадраты делились на девять участков (колодцев) площадью до 8 га; восемь колодцев принадлежали отдельным семьям на правах пользования и обрабатывались ими, а девятый обрабатывался всей общиной, и урожай с него шел в пользу местного господина; четыре колодца составляли город, четыре города — округ, четыре округа — район, четыре района — область.
    Каждый округ и район должны были поставлять в распоряжение своего господина определенное количество воинов, колесниц, лошадей и т.п.
    Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.
    Они не имели ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были пленение, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за отдельные виды преступлений, получение рабов от подчиненных племен в виде дани.
    Древнекитайское государство Чжоу (XII в. — 221 г. до н.э.)
    Империю Шан раздирали внутренние противоречия, поэтому соседним племенам в 1050 г. до н.э. ее удалось разбить. Период династии Чжоу был

    46 самым длительным в истории Китая (около 800 лет) и первые три столетия это государство было относительно монолитным. Однако центробежные тенденции постепенно нарастали, что и привело к очередной смене династии.
    В период Западного Чжоу император приобрел титул Сына неба, государство стало именоваться Срединным (Поднебесным) царством, а все иные народы считались варварами.
    Император был верховным главнокомандующим. Власть удельных князей (чжухоу), хотя и была существенно ограничена, но в основе своей сохранилась, поэтому многие из них назывались местными ванами и перед императором появлялись с нефритовым скипетром, который был меньше императорского. Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к которым в случае войны присоединялось ополчение.
    Государственный аппарат состоял из приближенных слуг и доверенных рабов вана и возглавлялся высшим сановником (сяном).
    В тот период за счет войн увеличилось количество рабов, расширились земельные наделы знати. Положение мелких земледельцев в сельской общине становилось все тяжелее. Разорившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю на кабальных условиях, что вызывало постоянное недовольство и создавало нестабильность в обществе.
    В VII в. до н.э. под напором варварских племен столица государства переносится на новое место — в Восточное Чжоу, которое со временем стало все больше превращаться в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари становились правителями своих небольших владений.
    Роль императора резко снизилась, у него остались лишь некоторые ритуальные функции, и с постоянными междоусобными войнами удельных князей он ничего поделать не мог. Однако идея единства даже в этих условиях не покидала китайцев, поскольку себя они считали избранным народом, а вокруг их Срединного царства обитали варвары. Поэтому идея объединения постоянно присутствовала в китайском менталитете даже в период разгара удельного сепаратизма. А ведь на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шангуне за десять лет произошло 11 войн.
    Империя Цинь (221—206 гг. до н.э.)
    Царство Цинь возникло еще в X в. до н.э. и первоначально зависело от
    Чжоу. Но именно вокруг царства Цинь стали постепенно объединяться разрозненные китайские царства.
    Идейной основой объединительной деятельности цинских правителей стало учение легизма, обосновавшее тезис «сильного царства и слабого народа», который следовало держать в повиновении (Шан Ян, Хань Фей). В учении легизма аристократия видела идейное обоснование своих экономических и политических притязаний.

    47
    Воплощение идей легизма, способствующих жесткой централизации государства, начал правительственный чиновник Шан Ян еще в середине IV в. До н.э. (введена единая письменность, упорядочены меры веса и длины, разрешена свободная продажа земли с отменой системы колодезных полей). В итоге крестьянская община была разрушена, а для не желающих разделиться вводилось двойное налогообложение. В рамках административных преобразований вся территория Цинского государства была разделена на несколько десятков уездов, которые дробились на мелкие хозяйственные единицы, находящиеся под управлением правительственных чиновников. Каждые пять и десять семей связывались круговой порукой.
    Император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. сосредоточил в своих руках полномочия всех властей. Он создал разветвленный государственный аппарат, чиновники которого строго преследовались за малейшие злоупотребления, как, впрочем, и остальное население за любую провинность
    (неосторожные разговоры, малейшее подозрение в нелояльности к власти и т.п.). Повсеместно применялась коллективная ответственность. Военная реформа, в основе которой было введение воинской повинности для мужчин от 23 до 56 лет, позволила императору создать огромную армию, а на охрану государственных границ отправить неоплатных должников, бродячих торговцев, наказанных преступников и провинившихся чиновников.
    Царство Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)
    Восстанием, произошедшим в 207—206 гг. до н.э., режим Цинской империи был сметен, и бывший сельский староста Лю Бань провозгласил себя императором Гао-Цзу. Он стал основателем династии Хань.
    Новому императору досталось крайне упадочное в экономическом плане хозяйство — разрушенные ирригационные сооружения, отсутствие мобилизованных в армию мужчин, неурожай, повсеместный голод и нищета, распространившиеся даже на знать, которой приходилось ездить на волах.
    Лю Бань сократил армию и направил людей на восстановление системы оросительных каналов, отменил прежние жесточайшие законы. Однако и новые законы особой либеральностью не отличались. Вскоре были восстановлены прежнее аграрное законодательство и налоговая система, а также введен ранее отсутствующий подушный налог.
    В рамках административной реформы страна была разделена на несколько крупных округов, а количество низовых территориальных единиц
    (областей и уездов) было увеличено в целях усиления контроля со стороны государственных чиновников. На них же возлагались полицейские и судебные функции.
    Аристократии были возвращены отобранные прежним императором титулы и некоторые земли. Однако монарх старался противопоставить ей своих чиновников, которых наделял землей и привилегиями.
    К государственной службе был открыт доступ незнатной части населения, но

    48 способной оплатить должность и занять ее после сдачи специальных экзаменов.
    Такая практика со временем привела к образованию слоя земельных магнатов, разорявших мелких собственников. Волна народных выступления, начавшихся с 15 г. н.э., жестоко подавлялись властями (например, восстание
    «Красных бровей» 18 г.). Тем не менее администрации все пришлось пойти на некоторые уступки. Прежде всего было смягчено крестьянское налогообложение и проведены некоторые изменения в государственном аппарате.
    При императоре был создан Императорский совет с совещательным голосом, а также различные ведомства по управлению страной.
    Относительно стабильным стало экономическое развитие. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Вообще, несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, время царства
    Хань было блестящим периодом в истории Китая. Власть ханьских императоров распространилась на громадную территорию, вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей.
    Однако мощные крестьянские выступления и гражданские войны второй половины II в. н.э. (восстание «Желтых повязок»
    184 г.) привели династию Хань к кризису и упадку. Усмирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальников. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства (период Троецарствия).
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта