хуйня. Освещение петровских реформ в отечественной историографии
Скачать 37.62 Kb.
|
Содержание Освещение петровских реформ в отечественной историографии (3-5 стр) Проследите эволюцию роли религии в нашей стране ,начиная с киевской Руси и до современной России. Сделать выводы о причинах на каждом этапе развития. (6-10 стр)Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с1917г. По 1991г.) (10-15 стр) Список литературы Освещение петровских реформ в отечественной историографии Освещение петровских реформ в отечественной историографии Вопрос о результатах реформ Петра и его наследии является дискуссионным. 1. С одной стороны, несомненна модернизация экономики при Петре, построение им самостоятельной промышленной базы России. Однако из-за мощного давления и контроля государства утверждение рынка, конкуренции, становление частного предпринимательства шло медленно. Крепостничество также тормозило развитие капиталистических отношений. 2. В России при Петре появилось светское специальное образование. Но была подорвана зарождавшаяся народная, национальная высшая и средняя школа, а Академия наук, университет и гимназия при ней, основанные императором, в значительной мере выполняли сугубо престижные функции. 3. Церковь подверглась секуляризации, стала частью государственного аппарата. Однако этот шаг одновременно означал моральную абсолютизацию всех деяний государственной, императорской власти, её освобождение от всех нравственных норм. 4. Были преобразованы (на европейский манер) быт и культура, но этот шаг положил начало национальной трагедии –расколу общества на «почву» и «цивилизацию».
Окончание табл.
Цивилизационный раскол российского общества сохранялся на протяжении двух веков и стал, по мнению большинства российских и зарубежных историков, причиной глубоких социальных потрясений и катаклизмов. Все остальные противоречия русской жизни (социальные, классовые, религиозные и др.), накладываясь на этот главный, глубинный раскол, многократно осложнялись и обострялись. В целом материалистическое направление историографии, отдающее приоритет развитию общества (советские историки Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И. Буганов и др.), оценивает результаты реформ Петра как однозначно способствовавшие прогрессу России. Либеральное же направление (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), отдающее приоритет развитию личности, считает, что преобразования максимально сузили в пользу государства свободу личности и способствовали движению России не в сторону западного, а в сторону восточного цивилизационного пути развития. Не меньшие споры в научном мире вызывает сущность преобразований Петра: что они представляли собой – реформы или революцию? Сторонники первой точки зрения аргументируют своё мнение следующим образом. 1. Преобразования проводились «сверху» самим монархом и ничего радикально не изменили в феодально-крепостническом характере социально-экономического строя и абсолютистской форме государственного правления. Преобразования только укрепили их. 2. Кроме того, реформы, по их мнению, не поддерживались подавляющим большинством общества и даже вызвали несколько мощных социальных взрывов. В этихвосстаниях участвовали слои населения, наиболее пострадавшие от преобразований:а) казачество и крестьянство – восстание Кондратия Булавина 1707– 1708 гг.; б) посадские – астраханское восстание 1705–1706 гг.; в) «инородцы» – башкирские восстания 1705 и 1711 гг. Этой точки зрении придерживалось большинство советских историков. Сторонники второй точки зрения обращают большее внимание на следующее: 1) сравнительно сжатые темпы преобразований; 2) их радикальный характер; 3) насильственные методы проведения преобразований; 4) хозяйственное разорение государства, колоссальный рост налогов (увеличившихся в семь раз, особенно благодаря распространявшейся на крестьян и низы горожанподушной подати), убыль населения в результате смертности и бегства (от 20 до 40 %) и в целом − на резкое опережение внешнеполитических успехов страны, её политического развития по сравнению с экономическим «базисом». Это, по их мнению, и отличает революцию от реформ (П.Н. Милюков, Н.Я. Эйдельман). Проследите эволюцию роли религии в нашей стране ,начиная с киевской Руси и до современной России. Сделать выводы о причинах на каждом этапе развития.Крещение РусиОфициальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление. Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси. Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион. Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь. До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву. Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства. Москва – Третий РимСтремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной. При правлении Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы. На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва – Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа. Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие. В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами. Первый патриарший периодПод таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве. На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор. Синодальный периодПётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви. Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции. Второй патриарший периодВ 1917 году Русская церковь воспользовалась сложной политической ситуацией, чтобы вновь увеличить свой вес в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства были против восстановления власти патриарха, успех большевиков, которые были антирелигиозны в своих взглядах, позволил церкви «продавить» свою позицию. Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами. Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря. К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления. Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы. Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви. В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов. Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого. Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования. После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций. Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней. Современная ситуацияСегодня Русская Православная Церковь имеет довольно высокий вес обществе, и, порой, играет далеко не последнюю роль в политической жизни страны. Но не обходится без кризисов: начиная с 90 годов православная церковь на Украине стремится отделиться от Московского патриархата и получить независимость. Сегодня этот конфликт ощущается довольно остро, и, скорее всего, раскол церквей произойдёт. Нарастает недовольство и в либеральных кругах, которые считают, что церковь и государство сегодня слишком тесно связаны. 3. Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с1917г. По 1991г.) Советский строй - это реализация цивилизационного проекта, рожденного Россией и лежащего в русле ее истории и культуры, это было жизнеустройство со своим типом хозяйства, государства, национального общежития. Советская система сложилась в ходе революции 1905-1917 гг., гражданской войны, НЭПа («Новой экономической политики» 20-х годов), коллективизации и индустриализации 30-х годов. Первым конституционным законом обобщающего характера для Советской России стала разработанная Лениным Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, основной задачей которой стало установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии. Она открыто провозглашала классовый принцип организации власти и демократических прав. Отменялась плата за обучение, упразднялось преподавание Закона Божьего, вводилось новое правописание. Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Коммунистическая партия, пролетарское государство уделяли большое внимание развитию марксистской исторической науки и пропаганде исторических знаний; историческая наука заняла важное место в ряду общественных наук, призванных служить коммунистическому воспитанию трудящихся. Были приняты меры, обеспечивавшие развертывание исторических исследований: открыт доступ к новым архивным материалам, созданы новые научные учреждения. Особенностью Советского государства, как государства нового типа, являлось также то, что советская власть стала величайшей школой государственного управления. Участвуя в государственном управлении, рабочие и крестьяне на собственном опыте осваивают труднейшее и ответственейшее дело организации государственных учреждений, руководства их работой в интересах трудящихся масс. Советская власть, как новый тип государственной власти, обеспечивает большинству населения возможность проявить свои организационные, административные и иные творческие силы и таланты, самую широкую самодеятельность и инициативу, выдвигая тысячи и тысячи новых людей, подлинных героев борьбы и труда. Широчайшая инициатива народных масс, подъем все новых народных пластов к вершинам политической жизни – характерная новая черта созданного Октябрьской революцией Советского государства. Как государство пролетарской диктатуры, Советское государство является подлинно народным государством. Это его первая и основная особенность. Из всех государств, существующих в мире, только Советское государство – самое демократическое государство и по классовой сущности и по государственной форме, государство, в котором последовательно проведены принципы демократии, так как Советы являются самой всеобъемлющей организацией трудящихся масс, охватывающей без исключения всех рабочих, крестьян, интеллигенцию – все трудовое население страны. Результатом индустриализации и коллективизация в СССР стало формирование новой, невиданной ранее хозяйственной модели. Из сферы экономики ушло понятие частной собственности, вместо нее почти безраздельно утвердились другие формы — государственная и колхозно-кооперативная. Все рычаги управления экономической жизнью были сосредоточены в руках государства. Оно утвердило плановые начала хозяйственной жизни, их основой стали пятилетки. Советское хозяйство представляет собой как машину в состоянии равновесия, которая работает на основе купли-продажи, эквивалентного обмена. Но существуют и другие типы хозяйства, причем весьма сложно организованного, при которых ценности и усилия складываются, а не обмениваются - так, что все участники пользуются созданным сообща целым. Таковым являются, например, хозяйство семьи или крестьянского двора. Таковым было и советское плановое хозяйство. Именно сложение ресурсов без их купли-продажи позволило СССР после колоссальных разрушений 1941-1945 гг. очень быстро восстановить хозяйство и в 1948 г. СССР превзошел довоенный уровень промышленного производства Советский строй породил тип промышленного предприятия, в котором производство было неразрывно переплетено с поддержанием важнейших условий жизни работников, членов их семей и вообще "города". Это переплетение, идущее от традиции общинной жизни, настолько прочно вошло в массовое сознание, что казалось естественным. СССР стал супердержавой, позиция которой определяла равновесие сил в мире. Конституция 1936г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться, вводились единые трудовые книжки. Конституционный принцип “от каждого - по способности” означает обязательство государства организовать хозяйство таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Изменился классовый состав населения: значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным классом стало колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, предприятия и учреждения были переведены на шестидневную рабочую неделю, а впоследствии на пятидневную. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т. д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Особенностью советского государства была руководящая роль Коммунистической партии. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важнейшие решения, которые в форме директив передавались Советам. Советы осуществляли эти директивы как свои решения или совместные с партией постановления, поскольку цели были общие. Руководящая роль Коммунистической партии выражалась в наличии реальной и авторитарной власти Генерального секретаря ЦК. Власть Генерального секретаря представляла собой одну из разновидностей президентской диктатуры. Советское государство не выработало механизма периодической передачи власти от одного вождя к другому, что создавало напряжение в обществе всякий раз, когда умирал очередной вождь. Правда, будучи не правовым, советское государство смогло реализовать социальную функцию. В 1960-1970-е годы в СССР успешно развивалась наука, а система образования считалась одной из лучших в мире. Поощрялся культ знаний. По данным ООН, население СССР было одним из наиболее образованных и читающих в мире. Федеративная политика была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам и на выравнивание уровня их экономического развития. Последнее достигалось в том числе за счет приоритетного финансирования экономически слабых регионов за счет общего бюджета. Много внимания уделялось интернациональному воспитанию, пропаганде дружбы народов, поддержке национальных культур, считавшихся достоянием многонациональной советской культуры. Была выдвинута концепция о формировании в СССР новой общности людей - «советский народ». Нельзя сказать, что усилия властей не принесли свои плоды, доказательством чему стало растущее число межнациональных браков. В целом в материальном и бытовом плане в сравнительно короткий срок 1960-1970-х годов жизнь советских людей заметно улучшилась. Граждане начали забывать бедствия военных лет и жестокость сталинского режима, жизнь приобрела черты стабильности и предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. В стране практически отсутствовала безработица. Почти в каждом доме появились телевизоры, холодильники, стиральные машины. В городах наращивались объемы строительства государственного жилья, передаваемого гражданам бесплатно (официального рынка жилья в стране не существовало). С 1970-х годов в СССР началось массовое производство автомобилей для личного пользования, считавшихся в СССР основным предметом роскоши. Тем не менее качество жизни и динамика потребления отставали и от западных стандартов, и от растущих потребностей граждан, что особенно было заметно по деревенской глубинке, в которой отсутствовали элементарные жилищные условия. На фоне увеличения денежных доходов населения нарастал товарный дефицит, и одновременно шло затоваривание. Дефицит продуктов и товаров особенно ощущался в провинции, снабжавшейся хуже крупных городов. Разница между городом и деревней, центром и провинцией не только не сокращалась, как обещали идеологи партии, но даже увеличивалась. Разоблачение сталинских преступлений, ликвидация ГУЛАГа, прекращение массовых политических репрессий, частичная демократизация в жизни страны и в партии положили начало эволюции системы в сторону «смягчения» режима. Появились разнообразные идейные течения. В то же время относительность перемен не удовлетворяла запросам части населения, вызвав численно небольшое, но активное диссидентское движение. В повседневной жизни широкое распространение получил феномен «двоемыслия» и «вольнономыслия». Но запаздывание с реформированием планово-директивной экономики и неспособность политической элиты перестраиваться в соответствии с вызовами времени в конечном счете оказались роковыми для страны. В период «перестройки» была предпринята попытка создать на базе существующей модели «развитого социализма» новую идеологическую модель - социализма «с человеческим лицом». «Обновление социализма» включало в себя комплекс экономических, социальных, внешне- и внутриполитических мер: предоставление большей самостоятельности предприятиям и трудовым коллективам, допущение коммерческого сектора экономики и индивидуальной трудовой деятельности, гласность и частичное снятие цензуры, плюрализм мнений, расширение внутрипартийной демократии, «новое мышление» на международной арене с приоритетом общечеловеческих ценностей, отказ от противостояния с Западом и другое. Однако с 1988-1989 годов ситуация фактически вышла из под контроля власти. Горбачев оказался под огнем критика как «справа», со стороны консервативной части номенклатуры, так и «слева» - со стороны более радикально настроенной демократической оппозиции. Ситуация усугублялась нарастанием экономического хаоса и утратой управляемости. Развитие коммерческого сектора экономики, в который перетекали госресурсы, еще больше дестабилизировало экономическое положение. Попытки реформ в рамках системы не увенчались успехом. Ряд союзных республик, а вслед за ними и автономий, приняли декларации о независимости. Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формирование основ новой государственности. Несомненно, к числу достоинств надо отнести те стороны советской жизни, которые традиционно приветствовались демократами и гуманистами — высокий уровень социальной защиты, доступность образования и здравоохранения, реальное право на труд, низкий уровень преступности и пр. Советская система была очень эффективна по своим критериям. Сложные товары, на которые работала вся экономика, (например, оружие, самолеты, алюминий, лекарства) по соотношению «цена/качество» были вне конкуренции. Все большие технические системы, на которых держится страна (энергетика, транспорт, теплоснабжение и т.д.), созданы в советское время. В 1960–70‑е годы советское общество кардинально изменилось. Произошла быстрая урбанизация, и 70% населения стали жить в городах. Под новыми и прогрессивными качествами общества скрывалась невидимая опасность — быстрое и резкое ослабление, почти исчезновение, прежней мировоззренческой основы советского строя. Мировоззренческой основой советского строя был общинный крестьянский коммунизм. Таким образом, крах СССР был следствием кризиса сознания — мировоззренческого. Советское государство не справилось с задачей обновления средств легитимации в процессе смены поколений, не смогло обеспечить преемственность в смене культурно-исторического типа, которая происходила в ходе модернизации и урбанизации и совпала с кризисом выхода общества из мобилизационного состояния 1920–50‑х годов. Советский тип сник в ходе мировоззренческого кризиса, не смог организоваться и проявить волю во время перестройки. Список литературы 1. https://studfile.net/preview/1669495/page:22/ 2. https://www.learnrussianineu.com/ru/religija-v-rossii-istorija-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi 3. https://studopedya.ru/1-42866.html |