Главная страница
Навигация по странице:

  • Архэ

  • Бытие

  • Движение

  • Космос

  • Логос

  • Рациональность

  • Субъективность

  • 2. «Первые философские школы Древней Греции»

  • 2. Логические задачи, упражнения, комментарии.

  • 3. Тестовая проверка знаний.

  • Античная философия. Вариант 1 Выписать из словаря и уяснить следующие понятия Архэ


    Скачать 23.26 Kb.
    НазваниеВариант 1 Выписать из словаря и уяснить следующие понятия Архэ
    АнкорАнтичная философия
    Дата21.05.2021
    Размер23.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичная философия.docx
    ТипДокументы
    #208163

    Вариант №1

    1.     Выписать из словаря и уяснить следующие понятия

    Архэ – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

    Атом – Левкипп и Демокрит, а вслед за ними и Эпикур называли атомами составные частицы материи, из которых состоит всё сущее, в том числе душа, образованная и тончайших атомов.

    Бытие – существование материальных и духовных объектов.

    Диалектика – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.

    Движение – понятие, охватывающая в самом общем виде всякое изменение и превращение.

    Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

    Космос – термин, рождённый в древнегреческой философии, обозначающий Вселенную, понимаемую как единое, гармоничное, упорядоченное, живое целое.

    Космоцентризм – философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас.

    Логос – термин, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл).

    Натурфилософия – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека.

    Рациональность - термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности.

    Субъективность – выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

    Фатализм – философское течение, утверждающее, что каждое действие неизбежно, детерминировано судьбой.

    2.     «Первые философские школы Древней Греции»

    1.            Когда и почему возникает философия в Греции? Исторические периоды ее развития.

    2.     Первые философские школы; их натурфилософский, космологический характер: поиски единого первоначала, сущности и устройства мироздания.

    3.     Милетская школа, ее представители. Космологические модели и оформление стиля мышления, ориентированного на материально-вещественный аспект бытия (материалистические истоки философии).

    4.     Пифагорейская школа: проблема сущности и гармонии, ориентация на логико-рациональное объяснение мира (выделение числа, числовых закономерностей как первоосновы сущего). Попытка сформулировать «прото-понятия»: четное – нечетное, свет – тьма, правое – левое, мужское – женское и др. и на этой основе показать диалектику мира.

    5.     Гераклит Эфесский: его натурфилософское и диалектическое учение о движении и развитии, о противоречивости как сущностном состоянии мира. Понятия «Космос», «Логос», как ведущие в гераклитовской философии.

    6.     Элейская школа и ее представители. Учение Парменида о Бытии: переход мышления от конкретно-наглядных образов к предельно общим понятиям. Категория Бытия, ее основные характеристики. Разделение знания на чувственное («мнение») и высшее, рациональное («знание по истине»). Умозрительно-спекулятивная конструкция модели бытия как первый шаг к рационализму в философии.

    Ответ:

    Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

     

    Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V-IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период (III в. до н.э.-IV в. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.

     

     

    Первые, философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

     

    Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (г. Милет, VI в. до н.э.). Ее основатель Фалес (625 - 547 гг. до н.э.) - один из полулегендарных «семи мудрецов». Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено, или «полно богов». Фалес был первым греком, начавшим доказывать геометрические теоремы. У Фалеса и его последователей стала формироваться геометрическая картина мира (в отличие от родовой картины, характерной для мифа).

     

     

    Анаксимандр (610 - 547 гг. до н.э.) - второй видный представитель милетской школы. Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл «божественным», утверждая, что оно «всем управляет». Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть «беспредельное».

     

    Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н.э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

     

    Так милетские мудрецы, еще отягощенные мифологическими взглядами, пытались выйти за пределы непосредственной видимости и дать естественное объяснение мира. А поскольку началом всего, по словам Аристотеля, считали «одни лишь материальные начала», то они оказались у истоков философско-материалистического мировоззрения.

     

    Пифагор (570-497 гг. до н.э.) создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию действительности, в объяснении которой идет не от природы, а от числа - математического начала. Космос он рассматривает как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах. «Число владеет вещами», «число - основа сущего», «лучшее числовое отношение - гармония и порядок» - таковы главные суждения Пифагора и его учеников, изложивших учение о числовой структуре мироздания. Пифагор вносит возможность очищения и соединения с богом посредством философии. Пифагор как философ утверждает, что, если мы хотим отождествить себя с «космосом», с которым мы фактически «состоим в родстве» нам нужно будет, не относясь с небрежением к древним религиозным канонам, исследовать пути их. Поскольку каждый из нас - это «космос» в миниатюре, развивая порядок внутри нас, мы становимся «космосом» в душе. Философия очищает человека, освобождая его от алогичного элемента материи и смертного тела, и совершенствует его путем сравнения с Богом.

     

    Обособленно от школ философствовал Гераклит Эфесский (конец VI - начало V в. до н.э.). В его учении важнейшим понятием является «логос». Логос - естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «огонь», живая энергия, приводящая все в движение и изменение.

     

    Важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса. Противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей. Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, - это идея становления, безостановочной изменчивости вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Гераклит вошел прежде всего как философ, учивший, что «все течет». «На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды».

     

    Огонь-логос - первооснова космоса, то есть упорядоченного, организованного мира (в этом значении термин «космос» впервые встречается именно у Гераклита). Один из самых знаменитых фрагментов Гераклита гласит: «этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

     

    Еще одна школа ранней греческой философии - элейская. Она получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в VI-V вв. до н.э. Главные ее представители - Парменид и Зенон, Ксенофан.

     

    Парменид (520-440 гг. до н.э.) - основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между миром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы, до него мудрецы главным образом лишь вещали «истину», используя аналогии и метафоры. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Парменид утверждал: «То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть сущим, ибо есть - бытие, а ничто - не есть». Из тезиса о несуществовании небытия он делает вывод о том, что бытие должно быть единым и неподвижным. Единство бытия доказывается тем, что разделить бытие на части могло бы лишь небытие, но его нет. Вывод о неподвижности бытия основан на том, что движение, понимаемое в самом широком смысле как возникновение и исчезновение, для бытия невозможно: ведь бытие могло бы возникнуть только из небытия, но его нет; бытие могло бы кануть только в небытие, но его нет. Парменид говорит, что «бытие неподвижно лежит в пределах оков величайших».

     

    Образ единого и неподвижного бытия открывается уму, идущему по «пути истины», а картина многообразного и изменчивого мира представляется чувственному восприятию на пути мнения».

     

    2.            Логические задачи, упражнения, комментарии.

    Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции: « Все составляется из огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается по судьбе взаимной противобежностью». «Все возникает по противоположности и всею целостностью течет как река».

    1.     Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования.

    2.     В чем их противоположность размышлениям элеатов?

    3.     Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал       образы «огня» и «реки»?

    4.     Что означает: « Все слаживается по судьбе…»? Как называется эта установка в философии?

    Ответ:

    Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, - эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.

     

     

    Физический мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения эти упорядочиваются единством, которым наделил их Логос. «Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые воды». В большей части изменений Гераклит усматривает их обусловленность своими противоположностями. Но эти противоположности, на которые как Гераклит, так и Анаксимандр разлагали любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе непрерывность. Некоторым образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается Логосом, присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и единство мирового порядка и даже само его существование.

     

    В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

     

     

    Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) - есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) - нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, - так что пустоты нет.

     

    Первоначало всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием - основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. «Всё течет, всё изменяется», «нельзя войти в одну реку дважды», всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

     

     

    Каждый процесс в мире, в особенности сам огонь, развивается соответственно определенному закону, являющемуся его «мерой». «Все происходит согласно судьбе», такая установка называется - карма, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

     

    3.            Тестовая проверка знаний.

    1)    Мировозрение

    2)    В. Космос

    3)    Б.Пифагор

    4)    В. Понятие, отражающая связь любого типа

    5)    А. О неизменности Бытия

    6)    В. Гераклита

    7)    Гносеологией

    8)    В. Сократ

    9)    В. Пифагор

    10)          Космос – Платон

         Бытие – Гераклит

         Форма – Аристотель

         Идея – Парменид

         Атом – Демократ

    11)          Перваначала

    12)          Сократ

    13)          Демокрит

     

     

     


    написать администратору сайта